Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 09:09, статья
Заказчиками Государственной программы являются Министерство лесного хозяйства (далее – Минлесхоз), Управление делами Президента Республики Беларусь, Министерство обороны, Министерство образования, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Национальная академия наук Беларуси, Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и Минский горисполком.
Объем заготовки древесины организациями Минлесхоза при проведении рубок главного пользования планируется увеличить с 2564 тыс. куб. метров в 2010 году до 5719 тыс. куб. метров к 2015 году, обеспечив освоение расчетной лесосеки на 95 процентов.
В целом по всем видам рубок заготовка древесины организациями Минлесхоза к 2015 году прогнозируется на уровне 9000 тыс. куб. метров.
В целях увеличения использования расчетной лесосеки (к 2015 году возрастет на 2 млн. куб. метров) предусматривается увеличение реализации леса на корню на биржевых торгах открытого акционерного общества ”Белорусская универсальная товарная биржа“, что позволит сбалансировать цену древесного сырья для потребителей на основании спроса и предложения.
Одним из приоритетов развития лесозаготовительного производства будет являться привлечение сторонних организаций-лесозаготовителей, в том числе создание совместных предприятий, для оказания услуг заготовки древесины в объеме не менее 2 млн. куб. метров.
Ежегодное наращивание объемов лесозаготовок, внедрение передовых технологий позволят обеспечить потребность в древесных ресурсах экономики республики к 2015 году.
Для выполнения названных задач в системе Минлесхоза предусматривается повышение уровня технической оснащенности отрасли, внедрение современных методов рубок ухода и сплошных рубок на основе передовых технологий, что позволит комплексно механизировать лесосечные работы путем максимальной замены ручного труда машинным, обеспечить более высокий уровень эффективности и безопасности труда, а также поднять престиж лесозаготовительных специальностей как высокооплачиваемых, требующих квалификации высокого уровня.
К 2015 году с использованием многооперационной лесозаготовительной техники планируется заготавливать 70 процентов от всего объема древесины.
Для этого в 2011 – 2015 годах необходимо закупить 84 харвестера для проведения рубок главного пользования, 121 харвестер для рубок ухода, 410 форвардеров и 180 сортиментовозов для трелевки и вывозки древесины.
Деревообработка
В области деревообработки в системе Минлесхоза предусматривается обеспечить:
повышение эффективности использования древесных ресурсов за счет приобретения нового высокотехнологичного лесопильного и строгального оборудования, сушильных комплексов, рубильных установок, оборудования для производства топливных гранул (пеллет), брикета, угля;
расширение ассортимента и повышение качества выпускаемой продукции;
создание производств по выпуску погонажных изделий за счет углубленной переработки пиломатериалов;
строительство новых сушильно-котельных комплексов;
замену устаревшего оборудования на новое, а также доукомплектование существующих технологических процессов вспомогательным оборудованием;
благоустройство территорий деревообрабатывающих производств (строительство или капитальный ремонт зданий и сооружений, асфальтирование территории, установка новых наружных ограждений).
Производство древесного топлива
Развитие малой энергетики на основе использования древесного топлива является одним из важнейших направлений, обеспечивающих снижение доли импортируемых энергоресурсов, повышение энергоэффективности экономики и уровня энергетической безопасности страны.
С учетом создания в республике энергоисточников на основе использования местных видов топлива к 2015 году годовой объем производства организациями Минлесхоза древесной топливной щепы составит около 425,6 тыс. тонн условного топлива, или 1600 тыс. плотных кубических метров.
В качестве сырья для производства древесной топливной щепы планируется использовать дрова, отходы лесозаготовок и деревообработки, древесину быстрорастущих пород.
Дрова. В настоящее время в республике заготавливается около 6 млн. куб. метров дров, к 2020 году планируется 7 млн. куб. метров.
Для наращивания объемов заготовки древесного топлива до 3,1 млн. тонн условного топлива в 2020 году, предусмотренных Концепцией энергетической безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2007 г. № 433, необходимо использовать в том числе естественный отпад. При проведении рубок промежуточного пользования ежегодно заготавливается 2 – 2,5 млн. куб. метров отпада. Вместе с тем заготовка естественного отпада требует значительных финансовых затрат, что влечет увеличение себестоимости производства древесного топлива.
Отходы лесозаготовок. Экономически и экологически целесообразный объем использования отходов лесозаготовок в энергетических целях составляет около 0,5 млн. куб. метров, так как часть лесосечных отходов используется для технологических нужд, а также остается в лесу для улучшения плодородия почвы и сохранения биологического разнообразия согласно требованиям нормативных правовых актов и лесной сертификации.
Отходы деревообработки. Мощности лесопильных и деревообрабатывающих производств позволяют в настоящее время ежегодно получать и использовать в энергетических целях до 1,5 млн. куб. метров отходов деревообработки – самого дешевого сырья для производства древесной топливной щепы.
Объемы отходов
Древесина быстрорастущих пород (ольха серая). Запасы насаждений быстрорастущей ольхи серой, пригодные для использования в качестве топливного сырья, составляют около 18 млн. куб. метров. Ежегодный объем заготовки древесины ольхи серой для производства древесного топлива может составлять около 1 млн. куб. метров.
В системе Минлесхоза налажены
производство и доставка древесного топлива на действующие энергоисточники
суммарной мощностью
505 тыс. куб. метров щепы в год. В целях обеспечения
строящихся энергоисточников планируется
увеличение к 2015 году мощностей по изготовлению древесной
топливной щепы не менее чем до 1,5 млн.
куб. метров в год.
Часть древесного топлива для энергоисточников будет приобретаться у других лесопользователей различных форм собственности, осуществляющих лесозаготовительную и деревообрабатывающую деятельность, производиться собственными силами организаций, создающих энергоисточники.
Увеличение к 2015 году производственных
мощностей по изготовлению древесной топливной щепы в системе
Минлесхоза не менее чем до
1,5 млн. куб. метров в год планируется за
счет привлечения кредитных ресурсов
белорусских банков и лизинга для закупки
техники по заготовке и доставке древесного
топлива (с ограничением маржи лизингодателя
в пределах 1,75 процента), а также бюджетных
средств (для погашения части процентов
по кредитам).
Отпуск древесины на корню
Возможный размер
пользования по всем видам рубок
к концу
2015 года составит 17,1 млн. куб. метров и
возрастет по сравнению с 2010 годом на 1,7 млн.
куб. метров ликвидной древесины, в том
числе хвойной – на 0,8 млн. куб. метров.
Размер расчетной лесосеки увеличится
на 114,7 процента по сравнению с 2011 годом
и к 2015 году составит
10,6 млн. куб. метров.
К 2015 году отпуск древесины на корню из всех видов рубок составит 16,3 млн. куб. метров ликвидной древесины, в том числе по рубкам главного пользования – 10 млн. куб. метров. В лесах, находящихся в ведении Минлесхоза, отпуск древесины по рубкам главного пользования составит 9,1 млн. куб. метров, что обеспечит освоение расчетной лесосеки на 95 процентов.
Реализация древесины на корню и в заготовленном виде
Реализация древесины на корню будет производиться в соответствии с Правилами реализации древесины на внутреннем рынке Республики Беларусь, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 214 ”О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в сфере лесного хозяйства“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 118, 1/8576). Основной формой реализации останется реализация древесины на корню на биржевых торгах открытого акционерного общества ”Белорусская универсальная товарная биржа“. Из рубок промежуточного пользования ежегодно будет выставляться на биржевые торги древесина на корню в объеме не менее 300 тыс. куб. метров.
Реализация древесины в заготовленном виде может осуществляться на биржевых торгах или вне биржевых торгов (по гражданско-правовым договорам). Это позволяет создать единые условия ценообразования для всех юридических лиц, осуществляющих переработку древесины, с учетом складывающихся спроса и предложения; более оперативно решать вопросы организации поставок и удовлетворять потребности в деловой древесине в заготовленном виде на внутреннем рынке; осуществлять реализацию круглых лесоматериалов физическим лицам (гражданам) без ограничений; стимулировать модернизацию и техническое переоснащение перспективных предприятий в целях выпуска высоколиквидной продукции из древесины для реализации как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Для повышения
эффективности использования
Экспорт лесопродукции и услуг
Стратегия экспорта древесины и изделий из нее состоит в продаже готовой продукции глубокой переработки и сокращении поставок необработанного леса.
При организации экспорта продукции из древесины важнейшая задача – получение максимального объема валютной выручки от единицы пущенного в переработку древесного сырья при высокой доходности ее экспорта.
Для этого планируется уменьшение экспорта балансовой древесины, пиломатериалов естественной влажности и увеличение экспорта лесопродукции с более глубокой степенью переработки и готовых видов изделий (погонажные изделия, дверные и оконные блоки, срубы, изделия из оцилиндрованной древесины, картон, упаковка из него, фанера, бумага, мебель и другое).
Для увеличения объема экспорта лесопродукции и изделий ее переработки необходимо решить следующие задачи:
провести модернизацию
действующих деревоперерабатыва
создать новые экспортоориентированные производства по переработке древесного сырья, основанные на ресурсосберегающих и экологически безопасных технологиях;
обеспечить повышение уровня использования вторичных древесных ресурсов;
повысить
улучшить рекламу экспортных товаров;
укрепить службу маркетинга.
В целях стимулирования экспорта лесопродукции глубокой переработки и готовых видов изделий из древесины будет продолжена реализация мер государственного регулирования экспорта лесопродукции с низкой степенью обработки.
Охотохозяйственная деятельность
Охотохозяйственная
деятельность будет осуществляться
в соответствии с Государственной программой развития
охотничьего хозяйства на 2006 – 2015 годы,
утвержденной Указом Президента Республики
Беларусь от
8 декабря 2005 г. № 580 ”О некоторых
мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной
деятельности, совершенствованию государственного
управления ими“ (Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь, 2005 г.,
№ 196, 1/6996).
В области охотохозяйственной деятельности предусматриваются:
увеличение объемов и повышение качества выполнения биотехнических и охотохозяйственных мероприятий, направленных на улучшение кормовых и защитных условий местообитаний охотничьих животных;
реализация комплекса профилактических и других мероприятий по защите диких животных;
расселение охотничьих животных в целях обогащения охотничьей фауны не только аборигенными (олень благородный), но и новыми для республики ценными видами (лань европейская);
реализация мероприятий по регулированию распространения и численности диких животных нежелательных видов (волк, лисица обыкновенная, енотовидная собака) в целях снижения вреда, наносимого ими охотничьему и сельскому хозяйствам, недопущения распространения опасных для человека инфекционных и паразитарных заболеваний диких и домашних животных, в первую очередь чумы и бешенства;
развитие инфраструктуры охотничьих хозяйств, что позволит создать необходимые условия для расширения иностранного охотничьего и экологического туризма, увеличить объемы и качество услуг, оказываемых гражданам Республики Беларусь;
реализация
организационно-хозяйственных
научное обеспечение ведения охотничьего хозяйства, целью которого является переход от экстенсивной к интенсивной форме ведения хозяйства за счет внедрения новейших научных разработок в области управления популяциями наиболее хозяйственно-ценных охотничьих видов животных, ведения кадастра животного мира;
завершение проведения
устройства охотничьих хозяйств, что
в дальнейшем позволит создать единую
базу данных по качественным характеристикам
охотничьих угодий.