Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 09:09, статья
Заказчиками Государственной программы являются Министерство лесного хозяйства (далее – Минлесхоз), Управление делами Президента Республики Беларусь, Министерство обороны, Министерство образования, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Национальная академия наук Беларуси, Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и Минский горисполком.
Побочное лесопользование
Немаловажным фактором повышения экономической эффективности лесного хозяйства является расширение ассортимента продукции побочного лесопользования и увеличение объемов реализации недревесной продукции леса (мед, грибы, ягоды, банные веники, метлы хозяйственные, березовый сок, живица).
Прогнозируемые экономические показатели развития побочного лесопользования и второстепенных лесных ресурсов с 5,7 млрд. рублей в 2011 году достигнут 6,1 млрд. рублей в 2015 году.
В целях удовлетворения потребностей республики в продуктах переработки живицы лесхозы обеспечивают предоставление участков лесного фонда для подсочки в размере расчетной лесосеки предприятиям Белорусского производственно-торгового концерна лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и прочим лесопользователям. Исходя из наличия и состояния насаждений сосны заготовку живицы в лесах, находящихся в ведении Минлесхоза, возможно ежегодно осуществлять на площади 86,8 тыс. гектаров.
Строительство,
ремонт и содержание лесохозяйственных дорог
и другой инфраструктуры лесхозов
Строительство лесохозяйственных дорог осуществляется в целях обеспечения транспортной доступности лесосечного фонда.
Показателем удовлетворения транспортных нужд в лесном хозяйстве является густота дорожной сети, выраженная линейной протяженностью дорог, отнесенной к 100 гектарам лесной площади.
Оптимальная густота дорожной сети определяется для отдельных зон (лесных массивов) и в целом для лесхозов в существующих границах.
В рамках реализации Программы
строительства
Экономическая эффективность капитальных вложений выявится в уменьшении транспортно-эксплуатационных расходов при перевозке грузов и пассажиров, отказе от строительства дорожной сети благодаря улучшению дорожных условий – увеличению ширины проезжей части, более рациональном расположении трасс дорог, сокращении расстояний перевозок, увеличении объемов лесохозяйственных работ.
Улучшенная транспортная доступность создаст предпосылки для повышения экономической эффективности и в других отраслях народного хозяйства и существенно повысит культуру обслуживания сельского населения.
В настоящее время в ведении учреждений Минлесхоза находится 1389 километров лесохозяйственных дорог. Из этого объема дорог 79,8 процента (1108 километров) требуют ремонта, в том числе 474 километра – текущего, 634 километра – капитального.
Предусмотрено создание в каждой области по одному дорожно-ремонтному участку. При этом в составе участка предполагается образование механизированных звеньев, в том числе в Брестской, Витебской и Гомельской областях – двух механизированных звеньев, в Минской – трех, в Гродненской и Могилевской областях – по одному механизированному звену.
Механизированное звено комплектуется 1 экскаватором, 2 автосамосвалами, 1 грейдером, 1 бульдозером, 1 катком для уплотнения грунта, 1 косилкой-кусторезом, 1 передвижным домиком-бытовкой. Кроме того, участок комплектуется 1 полуприцепом-платформой для перевозки техники, 1 автокраном, 1 автомобилем УАЗ, 1 погрузчиком.
Для обеспечения звена дорожно-строительной техникой потребуется 22 млрд. рублей для ее закупки на условиях лизинга.
Для ремонта и содержания лесохозяйственных дорог предусматривается использование бюджетных и собственных средств ремонтно-дорожных участков в сумме 137 млрд. рублей. При этом ежегодный объем финансирования определяется при формировании республиканского бюджета на очередной финансовый год.
Комплексное развитие инфраструктуры лесного хозяйства будет обеспечено также за счет строительства зданий лесничеств, гаражей, пожарно-химических станций, ремонта и реконструкции существующих объектов.
К 2015 году планируется построить 5 новых административных зданий лесхозов, 150 административных зданий лесничеств, в том числе в государственных производственных лесохозяйственных объединениях: Брестском – 20, Витебском – 33, Гомельском – 16, Гродненском – 36, Минском – 21, Могилевском – 24, а также 11 пожарно-химических станций и 28 гаражей.
Будет реконструировано и проведен капитальный ремонт 27 административных зданий лесхозов и 160 лесничеств, 32 гаражей и 2 пожарно-химических станций.
На строительство зданий лесничеств, гаражей, пожарно-химических станций, ремонт и реконструкцию существующих объектов предлагается направить не менее 85 млрд. рублей.
ГЛАВА 6
НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА,
МЕЖДУНАРОДНОЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО
И КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА
Научное обеспечение лесного хозяйства
В научном обеспечении лесного хозяйства задействован интеллектуальный потенциал научных учреждений Национальной академии наук Беларуси (Национальный правовой центр по биоресурсам, Институт леса, Институт экспериментальной ботаники, Центральный ботанический сад), учреждений образования (Белорусский государственный технологический университет, Белорусский государственный университет и другие), научно-производственных объединений (Минский автомобильный завод, Минский тракторный завод, открытое акционерное общество ”Амкодор“ и другие), а также специализированных организаций Минлесхоза (республиканское унитарное предприятие ”Белгослес“, республиканское унитарное предприятие ”Белгипролес“, государственное учреждение ”Беллесрад“, государственное учреждение ”Беллесозащита“, Республиканский лесной селекционно-семеноводческий центр, государственное учреждение образования ”Республиканский учебный центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров лесного хозяйства“).
В рамках научного обеспечения лесного хозяйства планируется разработка:
научно обоснованной стратегии развития национальной лесной политики как основы устойчивого управления лесами;
правовых, экономических и экологических механизмов устойчивого лесоуправления и лесопользования;
новых технологий и средств учета лесного фонда, оценки лесных ресурсов, лесного мониторинга на основе информационных технологий и аэрокосмических методов;
эффективных технологий воспроизводства лесов на генетико-селекционной основе;
систем мероприятий, методов и технологий лесовыращивания, оптимизации возрастной и породной структуры лесов, повышения их продуктивности и экологической устойчивости;
эффективных методов, технологий и средств охраны лесов от пожаров, защиты от насекомых-вредителей и болезней;
новых технологий
комплексного использования природно-
новых методов и технологий использования плодородия лесных земель, реабилитации нарушенных и радиоактивно загрязненных лесных сообществ и лесных земель;
новых технологий,
предусматривающих энергосбереж
Научное обеспечение лесного хозяйства будет осуществляться также в рамках реализации:
Государственной комплексной целевой научно-технической программы ”Природные ресурсы и экология“, Государственной научно-технической программы ”Леса Беларуси – продуктивность, устойчивость и эффективное использование“, утверждаемых в установленном порядке Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь;
Государственной программы развития охотничьего хозяйства на 2006 – 2015 годы;
отраслевых научно-технических, инновационных и внедренческих программ и проектов.
Предусматривается создание следующих перспективных разработок:
стратегия развития лесосеменной базы Беларуси;
программа сохранения лесных генетических ресурсов и развития селекционного семеноводства лесообразующих пород на период до 2030 года;
наставление по лесному семеноводству;
программа целевого плантационного лесовыращивания;
программные средства единой многоуровневой геоинформационной системы лесного хозяйства Республики Беларусь (”ГИС-Лес“);
технологии создания
и выращивания
технологии адаптации, стимулирования роста и выращивания микроклонально размноженного посадочного материала древесных пород в условиях закрытого грунта;
технологии создания лесосеменных плантаций древесных пород с контролируемой генетической структурой;
технологии защиты лесных культур от инфекционных болезней и вредных насекомых;
новый унифицированный огнетушащий состав на основе местного сырья для ликвидации лесных и торфяных пожаров;
перспективный типаж лесных машин ”Беларус“ и на его основе погрузочно-транспортная машина грузоподъемностью 12 тонн с улучшенными техническими характеристиками;
передвижная рубильная машина на мобильном шасси для заготовки древесной топливной щепы с гидроманипулятором для подачи сырья.
Научные разработки будут внедрены в практику лесного хозяйства в течение одного – трех лет после завершения научно-исследовательских опытно-конструкторских работ. Согласно расчетам затраты на научно-исследовательские опытно-конструкторские работы окупятся в течение четырех – пяти лет.
Международное сотрудничество
Международное сотрудничество в области лесного хозяйства – динамично развивающийся процесс. В него вовлечены органы управления лесным хозяйством разных стран, профильные международные, межправительственные, неправительственные организации, ученые, лесоводы, экологи, политики, гражданское общество. Положительный зарубежный опыт реализации принципов устойчивого лесоуправления служит ориентиром для проводимых в лесном хозяйстве Беларуси преобразований.
Минлесхоз последовательно
расширяет взаимовыгодные связи
с лесными ведомствами других стран. Действуют
двусторонние соглашения о сотрудничестве
в области лесного хозяйства с Российской
Федерацией, Польшей, Литвой, Латвией,
Словакией, Швецией. В рамках Межправительственного
совета по лесопромышленному комплексу
и лесному хозяйству налажены
тесные контакты с государствами – участниками
СНГ – Арменией, Казахстаном, Молдовой,
Россией, Узбекистаном, Украиной. Устойчиво
развивается сотрудничество по линии
Министерской конференции по защите
лесов Европы (MCPFE), Общеевропейского совета
по лесной сертификации (PEFC), Комитета
лесного хозяйства ФАО (COFO), Форума ООН
по лесам (UNFF), ПРООН (UNDP), Всемирного банка
(WB), Международного
союза охраны природы (IUNP). В рамках Министерского
процесса (FLEG) Беларусь участвует в международной
программе
”Совершенствование правоприменения
и управления в лесном секторе стран восточного
направления европейской политики добрососедства
и России“. С участием организаций отрасли
реализуются проекты ПРООН и ГЭФ.
Основные задачи международного сотрудничества:
обеспечение политических и экономических интересов Беларуси при разработке и реализации международных документов в области лесного хозяйства;
использование международного опыта и новых знаний для актуализации национальной политики в сфере лесного хозяйства, совершенствования системы лесоуправления;
привлечение в
отрасль инноваций и
использование возможностей и финансовых ресурсов международных организаций для решения актуальных проблем охраны и защиты лесов, преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, развития лесной науки и образования.
Основные направления развития международного сотрудничества:
укрепление
связей со специализированными
углубление сотрудничества с профильными международными организациями, участие в международных программах (Министерская конференция по сохранению лесов Европы, Общеевропейский совет по лесной сертификации, Европейский институт леса, Международная программа мониторинга лесов (ICP), Союз европейских лесоводов (EFU), Союз лесных исследовательских организаций (IUFRO);
развитие взаимовыгодного двустороннего сотрудничества на основе международных договоров межведомственного характера.
Кадровая политика
Главной целью кадровой политики в лесном хозяйстве является обеспечение отрасли высококвалифицированными руководящими работниками, специалистами и рабочими на основе эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров всех уровней, их трудоустройства и закрепления на производстве, создания благоприятных условий для производительного, материально и морально мотивированного труда, профессионального роста.
Основные задачи в области кадровой политики в лесном хозяйстве следующие:
совершенствовать многоуровневую систему подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров для лесного хозяйства и оптимизировать сеть соответствующих учреждений образования;
повысить качество подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров лесного хозяйства в Республиканском учебном центре подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров лесного хозяйства на основе новых форм и методов обучения (в том числе дистанционного обучения, краткосрочных тематических курсов и семинаров), современных образовательных технологий, компьютерных тренажеров, иных технических средств;