Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 18:05, курсовая работа
Цель исследования: изучение понятия государственного регулирования цен, его анализ, а также выявление возможных способов и методов государственного регулирова¬ния цен в РБ и РФ.
Задачи курсовой работы:
1. Определить, что такое государственное регулирование цен, каковы его функции и методы.
2. Определить средства и методы государственного регулирования в Бе¬ларуси и России.
3. Исследовать проблему государственного регулирования цен в Бела¬руси и России.
Введение……………………………………………………………………………...…..4
1. Теоретические основы государственного регулирования цен…………..…………6
1.1 Понятие государственного регулирования цен и его сущность…………….…6
1.2 Функции и методы государственного регулирования цен………………….….8
1.2.1 Методы прямого государственного регулирования цен………………..12
1.2.2 Методы косвенного государственного регулирования цен……………13
1.3 Цели и средства государственного регулирования цен…………...…………..13
2. Анализ государственного регулирования цен в РБ и РФ…………………………16
2.1 Анализ государственного регулирования цен в Республике Беларусь……....16
2.2 Анализ государственного регулирования цен в Российской Федерации……24
3. Проблемы государственного регулирования цен и пути их решения………..29
3.1 Проблемы государственного регулирования цен в Республике Беларусь…..29
3.2 Проблемы государственного регулирования цен в России…………………...32
Заключение………………………………………………………………………….......36
Список использованных источников…………………………………………………39
Может осуществляться также общественный контроль над соблюдением прав потребителей в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей со стороны общественных объединений потребителей.
В процессе контроля решается целый ряд задач, в том числе:
Основными формами контроля являются комплексные, отраслевые, тематические и разовые проверки.
Для осуществления контроля субъекты хозяйствования при реализации товаров обязаны указывать в товарно-сопроводительных, платежных документах свободную отпускную цену предприятия-изготовителя или импортера, ее количественные и качественные характеристики. При поставке продукции через оптовые или снабженческо-сбытовые предприятия в товарно-сопроводительных, платежных документах в обязательном порядке должен отражаться размер оптовой наценки. Работники органов контроля имеют право получать от министерств, ведомств, субъектов хозяйствования материалы и документы, необходимые для установления, согласования и применения цен, беспрепятственно посещать министерства, ведомства, предприятия всех форм собственности для осуществления контроля, привлекать к контрольным проверкам квалифицированных специалистов.
В республике действует порядок применения экономических санкций за нарушение дисциплины цен, направленный на строгое соблюдение всеми предприятиями законов, правил и норм по ценообразованию. К нарушениям государственной дисциплины цен относятся: завышение или занижение государственных регулируемых цен и тарифов на товары и услуги (фиксированных или предельных цен, предельных уровней рентабельности или коэффициентов повышения цен и тарифов); завышение отпускных цен на продукцию предприятий-монополистов, зарегистрированных при декларировании в органах ценообразования; несоблюдение установленных предельных индексов изменения отпускных цен на товары без регистрации этих цен; завышение или занижение размеров налогов и неналоговых платежей или невключение их в состав цены, если это предусмотрено законодательством; отсутствие экономического обоснования цен, тарифов; применение цен, наценок, тарифов, установленных для предприятий общественного питания, сферы обслуживания, культуры, не соответствующих требованиям по отнесению предприятия к определенному разряду (категории); включение в стоимость услуг (в том числе туристских путевок) фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, предусмотренных их стоимостью; несоблюдение порядка купли-продажи товаров в посреднической деятельности; нарушение предприятиями-монополистами порядка декларирования цен и тарифов; использование завышенных оптовых и розничных торговых надбавок (скидок) при ограничении их уровня; реализация продовольственных товаров сверх нормативных сроков реализации (с разрешения специально уполномоченных государственных органов) без уценки.
Органы ценообразования имеют право принимать решения о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, предусмотренных законодательством, которые заключаются в следующем:
Для улучшения информационного обеспечения и организации более действенного контроля за ценообразованием правительство республики в 2000 г. приняло специальное постановление. Согласно этому постановлению, предприятия и предприниматели обязаны не менее трех лет хранить у себя решения об установлении цен на производимую ими продукцию, а также на товары, ввозимые на территорию Беларуси в режиме «выпуск товаров для свободного обращения». Информация о ценах должна представляться в Министерство экономики в течение пяти дней с даты принятия решения об установлении цен.
Повышению эффективности проводимой ценовой политики в стране способствует также проведение ценового мониторинга, который осуществляется как органами ценообразования, так и службами государственной статистики. Современный ценовой мониторинг включает отслеживание цен, ценообразующих факторов на основных сегментах рынка – внутреннем, внешнем, на рынке потребительских товаров, промышленной продукции, услуг, рынке труда и оперативное их прогнозирование. Основная задача мониторинга - быстрое выявление ценовых дисбалансов и проблем в целях оперативного принятия решений и создания ценовых информационных ресурсов для субъектов хозяйствования и населения [10, с. 54-65].
2.2 Анализ государственного регулирования цен в Российской Федерации
В настоящее время правительство
России обозначило в качестве одного
из основных направлений своей социально-
В процессе рыночных преобразований в России использовались следующие механизмы государственного регулирования уровней цен и тарифов.
В России перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, в последние годы существенно сокращен [Приложение Б]. Права органов исполнительной власти в части регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов.
Расширение прав предприятий по
самостоятельному установлению цен
происходит с одновременным использованием
экономических рычагов
Правительство РФ (орган общей компетенции) в соответствии с Законом "О Правительстве Российской Федерации" разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. Кроме того, полномочия Правительства РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) нашли отражение в других федеральных законах. Так, в силу ст. 5 Федерального закона № 41-ФЗ " О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации":
На уровне субъектов Российской
Федерации вопросами
Органы ценообразования
В данной главе можно сделать вывод о том, что в Республике Беларусь в качестве принципов ценообразования определены: сочетание свободных и регулируемых цен, разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен, установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли при необходимости с предоставлением государственных дотаций и других мер государственной поддержки, осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о ценообразовании, за формированием и применением цен (тарифов).
В последние годы в Беларуси использовались следующие основные способы государственного регулирования цен: установление предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары, производимые в республике. При невозможности их соблюдения предприятия обязаны регистрировать цены на производимые товары или услуги в органах ценообразования или вышестоящих органах; определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров; обязательное обоснование цен отечественными предприятиями на производимую продукцию и импортируемые товары со стороны затрат, прибыли, налогов; установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги естественных монополий; установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги) и минимальных (закупочные на сельхозпродукцию, алкогольные напитки, экспортируемые товары) цен; ограничение уровня рентабельности в ценах на социально значимые товары, продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке; ограничение размеров оптовых и розничных торговых надбавок; обязательное обоснование цен при товарообменных (бартерных) операциях; индексация тарифов (на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, коммунальные услуги), квартплаты с учетом инфляции; декларирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке; ограничение цен в рамках антимонопольного законодательства (запрещение установления монопольных цен и антиконкурентных ценовых соглашений); контроль над соблюдением законодательства о ценообразовании.