Государственное регулирование цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение понятия государственного регулирования цен, его анализ, а также выявление возможных способов и методов государственного регулирова¬ния цен в РБ и РФ.
Задачи курсовой работы:
1. Определить, что такое государственное регулирование цен, каковы его функции и методы.
2. Определить средства и методы государственного регулирования в Бе¬ларуси и России.
3. Исследовать проблему государственного регулирования цен в Бела¬руси и России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...…..4
1. Теоретические основы государственного регулирования цен…………..…………6
1.1 Понятие государственного регулирования цен и его сущность…………….…6
1.2 Функции и методы государственного регулирования цен………………….….8
1.2.1 Методы прямого государственного регулирования цен………………..12
1.2.2 Методы косвенного государственного регулирования цен……………13
1.3 Цели и средства государственного регулирования цен…………...…………..13
2. Анализ государственного регулирования цен в РБ и РФ…………………………16
2.1 Анализ государственного регулирования цен в Республике Беларусь……....16
2.2 Анализ государственного регулирования цен в Российской Федерации……24
3. Проблемы государственного регулирования цен и пути их решения………..29
3.1 Проблемы государственного регулирования цен в Республике Беларусь…..29
3.2 Проблемы государственного регулирования цен в России…………………...32
Заключение………………………………………………………………………….......36
Список использованных источников…………………………………………………39

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 195.25 Кб (Скачать файл)

Выделяют следующие цели государственного регулирования цен: поддержание сбалансированного общественного производства, стимулирование роста производства, обеспечение полной занятости, повышение эффективности общественного производства, справедливое распределение дохода, стабильность цен, следовательно, не допущение инфляции, сохранение природной и окружающей среды и т.д.

Средства государственного регулирования цен: государственный бюджет, государственная собственность, законодательное творчество, информация, внешняя торговля, силовые структуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 

ЦЕН В РБ И РФ

 

 

2.1 Анализ государственного регулирования цен в Республике Беларусь

 

Переход от плановой экономики к рыночной предполагает проведение определенной государственной ценовой политики. Эта политика, может реализовываться  двумя путями:

1) в форме резкого  перехода к рыночной экономике  с помощью активной либерализации цен;

2) посредством  плавного вхождения в рыночную экономику, сочетая постепенное высвобождение цен по мере создания необходимых условий и конкурентной рыночной среды с системой государственного регулирования ценообразования.

Программой перехода к рынку в Республике Беларусь первоначально предусматривалось три этапа введения свободных цен на протяжении 1990 - 1992 гг. Однако осуществить такие серьезные преобразования в сжатые сроки оказалось нереальным. Еще в составе бывшего СССР с ноября 1990 г. предприятиям было разрешено формировать свободные цены на ряд товаров, не оказывающих существенного влияния на жизненный уровень населения (ювелирные изделия, изделия из натурального меха, хрусталя, ковры и ковровые изделия и др.).

Следующий шаг  в направлении перехода к свободным  ценам был сделан в апреле 1991 г., когда правительство значительно расширило перечень товаров и услуг, на которые могли применяться свободные (договорные) цены. На 50% продукции производственно-технического назначения и 25% товаров народного потребления предприятия устанавливали цены самостоятельно. С этого времени в сфере государственного контроля и регулирования остались только розничные цены и тарифы на важнейшие социально значимые товары народного потребления и услуги, оказываемые населению: хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочнокислая продукция, детское питание, мясо и мясопродукты, сахар, электро- и теплоэнергия, топливо бытовое, услуги пассажирского транспорта, связи, квартирная плата и некоторые другие.

Государственное регулирование было сохранено также  на структурообразующую продукцию производственно-технического назначения, определяющую общий масштаб цен: нефть, газ природный и сжиженный, моторное и котельное топливо, теплоэнергия, перевозки грузов железнодорожным транспортом, основные услуги связи.

С 1 марта 1993 г. началась реализация населению по свободным ценам таких продуктов питания, как баранина, мясо птицы, ликеро-водочные изделия (кроме водки белой, на которую до сих пор действует фиксированная цена). В мае-июне этого же года на свободные цены были переведены основные продовольственные товары: свинина, говядина, вареные колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, масло животное, мягкие сыры, сахар, которые до этого времени регулировались государством.

Либерализация цен  имела своей целью ликвидацию ценовых диспропорций и более  полное удовлетворение спроса предприятий  и населения в товарах и  услугах за счет стабилизации и роста  объемов их производства. Однако после резкого скачка цен в 1992 г. они продолжали расти высокими темпами. Инфляционные процессы привели к падению производства, поскольку предприятия получили возможность достигать своих целей не за счет увеличения выпуска продукции, а за счет повышения цен.

Основные направления  ценовой политики в республике на краткосрочную и долгосрочную перспективу  нашли отражение в разработанной и принятой правительством в 1999 г. Концепции ценообразования в Республике Беларусь. Целью совершенствования системы ценообразования являлось создание такого механизма, который бы обеспечивал условия для эффективного использования ресурсов, повышения конкурентоспособности экономики, реализации приоритетов государственной экономической политики при одновременном сохранении равновесия на рынке и повышения на этой основе жизненного уровня населения.

В целом за период действия Концепции, принятой в 1999 г., произошли следующие позитивные изменения:

  1. значительно снижены темпы роста потребительских цен (с 351% в 1999 г. до 114,4% в 2004 г.);
  2. отпала необходимость учета в ценообразовании множества курсов национальной валюты;
  3. произошло укрепление белорусского рубля, что связано с динамическим развитием национальной экономики;
  4. осуществлены меры по сокращению объемов перекрестного субсидирования по газу и электроэнергии;
  5. значительно сократились объемы бартера, снизилась острота проблемы ценообразования на продукцию, поставляемую по товарообменным операциям;
  6. возросла конкуренция на внутреннем рынке товаров и услуг, что благоприятно сказалось на ценовой ситуации в стране;
  7. сформированы организационные и институциональные основы, позволяющие стабилизировать ценовые процессы в республике.

Вместе с тем  в сфере ценообразования остались нерешенными следующие вопросы:

  1. достаточно высокий уровень инфляции (в 2004 г. самый высокий среди стран СНГ);
  2. опережающие темпы роста цен на промышленную продукцию по сравнению с темпами роста цен на потребительские товары;
  3. высокий уровень субсидирования жилищно-коммунального хозяйства и пассажирского транспорта;
  4. наличие меж- и внутриотраслевого перекоса в ценах на отдельные товары и услуги;
  5. недостаточный контроль над уровнем и динамикой себестоимости товаров (работ, услуг), отсутствие механизма, стимулирующего сокращение себестоимости продукции предприятиями;
  6. недостаточно эффективное и тесное соотношение ценообразования с налогово-бюджетной политикой, высокий уровень налоговой нагрузки;
  7. большое количество принимаемых республиканскими органами государственного управления нормативно-правовых актов, имеющих ограниченный срок действия;
  8. несоответствие отдельных положений антимонопольного регулирования международным стандартам.

Вследствие этого  возникла необходимость появления  Концепции, принятой в 2005 г., где были уточнены подходы и механизмы регулирования ценообразования в контексте внутриэкономических и внешнеэкономических изменений. Концепцией 2005 г. были определены главные составляющие политики цен на ближайшую и долгосрочную перспективу. Концепция не предполагает коренного изменения действующей системы ценообразования, однако намечается совершенствование ценообразования в целях повышения обоснованности системы цен и усиления их воздействия на повышение эффективности национальной экономики.

В качестве принципов  ценообразования определены:

  1. сочетание свободных и регулируемых цен;
  2. разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен;
  3. установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли при необходимости с предоставлением государственных дотаций и других мер государственной поддержки;
  4. осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о ценообразовании, за формированием и применением цен (тарифов).

Правовые основы государственной политики в области  ценообразования в стране, сфера применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль над ним, отражены в Законе Республики Беларусь «О ценообразовании» (1999 г.). Этим же документом установлены права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования, к которым отнесены предприятия с правом юридического лица, предприниматели, республиканские и местные органы государственного управления.

Республиканские органы государственного управления устанавливают цены на целый ряд товаров и услуг. В частности, Министерство экономики утверждает цены на сырую нефть, природный и сжиженный газ, нефтепродукты, электроэнергию, отдельные социально значимые товары, продукцию оборонного значения, поставляемую по оборонному заказу, спирт, водку, квартплату, торговые наценки и некоторые другие товары и услуги. Правом утверждения и контролирования цен наделены также министерства транспорта и коммуникаций, связи, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального, лесного хозяйства и некоторые другие.

Государственное регулирование и контроль над ценообразованием в Республике Беларусь на текущий момент осуществляют: республиканский  орган  государственного управления по вопросам экономики,  на который возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием; другие  республиканские  органы государственного управления, на которые возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием; областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.

Облисполкомы  и Минский горисполком обеспечивают государственную политику в области ценообразования в пределах административно-территориальных единиц. Возможность ограничивать цены на продукцию подведомственных предприятий имеют также министерства и ведомства.

В последние годы в Беларуси использовались следующие  основные способы государственного регулирования цен: установление предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары, производимые в республике. При невозможности их соблюдения предприятия обязаны регистрировать цены на производимые товары или услуги в органах ценообразования или вышестоящих органах; определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров; обязательное обоснование цен отечественными предприятиями на производимую продукцию и импортируемые товары со стороны затрат, прибыли, налогов; установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги естественных монополий; установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги) и минимальных (закупочные на сельхозпродукцию, алкогольные напитки, экспортируемые товары) цен; ограничение уровня рентабельности в ценах на социально значимые товары, продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке; ограничение размеров оптовых и розничных торговых надбавок; обязательное обоснование цен при товарообменных (бартерных) операциях; индексация тарифов (на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, коммунальные услуги), квартплаты с учетом инфляции; декларирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке; ограничение цен в рамках антимонопольного законодательства (запрещение установления монопольных цен и антиконкурентных ценовых соглашений); контроль над соблюдением законодательства о ценообразовании.

Органы управления в дальнейшем должны переходить к косвенным методам воздействия на формирование себестоимости и цен промышленной продукции, заключающимся в согласованном проведении регулирования цен на основное сырье и энергоресурсы, налогового, таможенного регулирования, политики доходов и заработной платы, валютной и денежно-кредитной политики, антимонопольного регулирования. Составной частью общей системы регулирования цен является контроль над соблюдением законодательства о ценообразовании. Определяя общие правила и принципы ценообразования, вводя ограничения цен, специальные государственные органы призваны контролировать их соблюдение всеми субъектами хозяйствования.

1 марта 2011 года  Президент Республики Беларусь  издал указ о том, что в  Беларуси отменено государственное регулирование цен. Под контролем остается лишь ряд цен и тарифов на социально значимые товары и услуги. По мнению независимых экспертов, на такой шаг правительство пошло не столько ради либерализации, сколько из-за тяжелой ситуации в экономике. Согласно указу, отныне субъекты предпринимательской деятельности могут формировать цены и тарифы самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка.

В списке социально  значимых товаров и услуг, цены и  тарифы на которые по-прежнему будет  устанавливать государство, — молоко, хлеб, мясо, нефтепродукты, а также коммунальные, образовательные, медицинские и другие товары и услуги [Приложение А].

1 февраля 1993 г. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 51 было утверждено Положение о государственном контроле над соблюдением дисциплины цен, в котором определены основы государственного контроля над установлением и применением цен всеми субъектами хозяйствования независимо от форм собственности. В дополнение к нему было принято Постановление Кабинета Министров «О повышении эффективности контроля над ценами» № 221 от 2 декабря 1994 г. Определена ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о ценообразовании статьей 6 Закона Республики Беларусь «О ценообразовании», вступившего в действие в мае 1999 г.

Органы контроля за ценами действуют как на высшем республиканском, так и на местном уровнях управления. Высшим исполнительным органом, который определяет политику цен и осуществляет контроль над ее соблюдением, является Департамент антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики. На местном уровне в пределах своей территории те же функции выполняют управления антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома, а также инспекции по контролю над ценами в районах, городах и их районах. Проверкой правильности установления  и применения цен занимаются также Комитет государственного контроля, Прокуратура Республики Беларусь, Государственный налоговый комитет, Министерство финансов, органы статистики.

Информация о работе Государственное регулирование цен