Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 18:05, курсовая работа
Цель исследования: изучение понятия государственного регулирования цен, его анализ, а также выявление возможных способов и методов государственного регулирова¬ния цен в РБ и РФ.
Задачи курсовой работы:
1. Определить, что такое государственное регулирование цен, каковы его функции и методы.
2. Определить средства и методы государственного регулирования в Бе¬ларуси и России.
3. Исследовать проблему государственного регулирования цен в Бела¬руси и России.
Введение……………………………………………………………………………...…..4
1. Теоретические основы государственного регулирования цен…………..…………6
1.1 Понятие государственного регулирования цен и его сущность…………….…6
1.2 Функции и методы государственного регулирования цен………………….….8
1.2.1 Методы прямого государственного регулирования цен………………..12
1.2.2 Методы косвенного государственного регулирования цен……………13
1.3 Цели и средства государственного регулирования цен…………...…………..13
2. Анализ государственного регулирования цен в РБ и РФ…………………………16
2.1 Анализ государственного регулирования цен в Республике Беларусь……....16
2.2 Анализ государственного регулирования цен в Российской Федерации……24
3. Проблемы государственного регулирования цен и пути их решения………..29
3.1 Проблемы государственного регулирования цен в Республике Беларусь…..29
3.2 Проблемы государственного регулирования цен в России…………………...32
Заключение………………………………………………………………………….......36
Список использованных источников…………………………………………………39
Выделяют следующие цели государственного регулирования цен: поддержание сбалансированного общественного производства, стимулирование роста производства, обеспечение полной занятости, повышение эффективности общественного производства, справедливое распределение дохода, стабильность цен, следовательно, не допущение инфляции, сохранение природной и окружающей среды и т.д.
Средства государственного регулирования цен: государственный бюджет, государственная собственность, законодательное творчество, информация, внешняя торговля, силовые структуры.
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЦЕН В РБ И РФ
2.1 Анализ государственного регулирования цен в Республике Беларусь
Переход от плановой экономики к рыночной предполагает проведение определенной государственной ценовой политики. Эта политика, может реализовываться двумя путями:
1) в форме резкого перехода к рыночной экономике с помощью активной либерализации цен;
2) посредством плавного вхождения в рыночную экономику, сочетая постепенное высвобождение цен по мере создания необходимых условий и конкурентной рыночной среды с системой государственного регулирования ценообразования.
Программой перехода к рынку в Республике Беларусь первоначально предусматривалось три этапа введения свободных цен на протяжении 1990 - 1992 гг. Однако осуществить такие серьезные преобразования в сжатые сроки оказалось нереальным. Еще в составе бывшего СССР с ноября 1990 г. предприятиям было разрешено формировать свободные цены на ряд товаров, не оказывающих существенного влияния на жизненный уровень населения (ювелирные изделия, изделия из натурального меха, хрусталя, ковры и ковровые изделия и др.).
Следующий шаг в направлении перехода к свободным ценам был сделан в апреле 1991 г., когда правительство значительно расширило перечень товаров и услуг, на которые могли применяться свободные (договорные) цены. На 50% продукции производственно-технического назначения и 25% товаров народного потребления предприятия устанавливали цены самостоятельно. С этого времени в сфере государственного контроля и регулирования остались только розничные цены и тарифы на важнейшие социально значимые товары народного потребления и услуги, оказываемые населению: хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочнокислая продукция, детское питание, мясо и мясопродукты, сахар, электро- и теплоэнергия, топливо бытовое, услуги пассажирского транспорта, связи, квартирная плата и некоторые другие.
Государственное регулирование было сохранено также на структурообразующую продукцию производственно-технического назначения, определяющую общий масштаб цен: нефть, газ природный и сжиженный, моторное и котельное топливо, теплоэнергия, перевозки грузов железнодорожным транспортом, основные услуги связи.
С 1 марта 1993 г. началась реализация населению по свободным ценам таких продуктов питания, как баранина, мясо птицы, ликеро-водочные изделия (кроме водки белой, на которую до сих пор действует фиксированная цена). В мае-июне этого же года на свободные цены были переведены основные продовольственные товары: свинина, говядина, вареные колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, масло животное, мягкие сыры, сахар, которые до этого времени регулировались государством.
Либерализация цен имела своей целью ликвидацию ценовых диспропорций и более полное удовлетворение спроса предприятий и населения в товарах и услугах за счет стабилизации и роста объемов их производства. Однако после резкого скачка цен в 1992 г. они продолжали расти высокими темпами. Инфляционные процессы привели к падению производства, поскольку предприятия получили возможность достигать своих целей не за счет увеличения выпуска продукции, а за счет повышения цен.
Основные направления
ценовой политики в республике на
краткосрочную и долгосрочную перспективу
нашли отражение в
В целом за период действия Концепции, принятой в 1999 г., произошли следующие позитивные изменения:
Вместе с тем
в сфере ценообразования
Вследствие этого возникла необходимость появления Концепции, принятой в 2005 г., где были уточнены подходы и механизмы регулирования ценообразования в контексте внутриэкономических и внешнеэкономических изменений. Концепцией 2005 г. были определены главные составляющие политики цен на ближайшую и долгосрочную перспективу. Концепция не предполагает коренного изменения действующей системы ценообразования, однако намечается совершенствование ценообразования в целях повышения обоснованности системы цен и усиления их воздействия на повышение эффективности национальной экономики.
В качестве принципов ценообразования определены:
Правовые основы государственной политики в области ценообразования в стране, сфера применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль над ним, отражены в Законе Республики Беларусь «О ценообразовании» (1999 г.). Этим же документом установлены права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования, к которым отнесены предприятия с правом юридического лица, предприниматели, республиканские и местные органы государственного управления.
Республиканские органы государственного управления устанавливают цены на целый ряд товаров и услуг. В частности, Министерство экономики утверждает цены на сырую нефть, природный и сжиженный газ, нефтепродукты, электроэнергию, отдельные социально значимые товары, продукцию оборонного значения, поставляемую по оборонному заказу, спирт, водку, квартплату, торговые наценки и некоторые другие товары и услуги. Правом утверждения и контролирования цен наделены также министерства транспорта и коммуникаций, связи, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального, лесного хозяйства и некоторые другие.
Государственное регулирование и контроль над ценообразованием в Республике Беларусь на текущий момент осуществляют: республиканский орган государственного управления по вопросам экономики, на который возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием; другие республиканские органы государственного управления, на которые возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием; областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.
Облисполкомы
и Минский горисполком
В последние годы в Беларуси использовались следующие основные способы государственного регулирования цен: установление предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары, производимые в республике. При невозможности их соблюдения предприятия обязаны регистрировать цены на производимые товары или услуги в органах ценообразования или вышестоящих органах; определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров; обязательное обоснование цен отечественными предприятиями на производимую продукцию и импортируемые товары со стороны затрат, прибыли, налогов; установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги естественных монополий; установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги) и минимальных (закупочные на сельхозпродукцию, алкогольные напитки, экспортируемые товары) цен; ограничение уровня рентабельности в ценах на социально значимые товары, продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке; ограничение размеров оптовых и розничных торговых надбавок; обязательное обоснование цен при товарообменных (бартерных) операциях; индексация тарифов (на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, коммунальные услуги), квартплаты с учетом инфляции; декларирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке; ограничение цен в рамках антимонопольного законодательства (запрещение установления монопольных цен и антиконкурентных ценовых соглашений); контроль над соблюдением законодательства о ценообразовании.
Органы управления в дальнейшем должны переходить к косвенным методам воздействия на формирование себестоимости и цен промышленной продукции, заключающимся в согласованном проведении регулирования цен на основное сырье и энергоресурсы, налогового, таможенного регулирования, политики доходов и заработной платы, валютной и денежно-кредитной политики, антимонопольного регулирования. Составной частью общей системы регулирования цен является контроль над соблюдением законодательства о ценообразовании. Определяя общие правила и принципы ценообразования, вводя ограничения цен, специальные государственные органы призваны контролировать их соблюдение всеми субъектами хозяйствования.
1 марта 2011 года Президент Республики Беларусь издал указ о том, что в Беларуси отменено государственное регулирование цен. Под контролем остается лишь ряд цен и тарифов на социально значимые товары и услуги. По мнению независимых экспертов, на такой шаг правительство пошло не столько ради либерализации, сколько из-за тяжелой ситуации в экономике. Согласно указу, отныне субъекты предпринимательской деятельности могут формировать цены и тарифы самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка.
В списке социально значимых товаров и услуг, цены и тарифы на которые по-прежнему будет устанавливать государство, — молоко, хлеб, мясо, нефтепродукты, а также коммунальные, образовательные, медицинские и другие товары и услуги [Приложение А].
1 февраля 1993 г. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 51 было утверждено Положение о государственном контроле над соблюдением дисциплины цен, в котором определены основы государственного контроля над установлением и применением цен всеми субъектами хозяйствования независимо от форм собственности. В дополнение к нему было принято Постановление Кабинета Министров «О повышении эффективности контроля над ценами» № 221 от 2 декабря 1994 г. Определена ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о ценообразовании статьей 6 Закона Республики Беларусь «О ценообразовании», вступившего в действие в мае 1999 г.
Органы контроля за ценами действуют как на высшем республиканском, так и на местном уровнях управления. Высшим исполнительным органом, который определяет политику цен и осуществляет контроль над ее соблюдением, является Департамент антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики. На местном уровне в пределах своей территории те же функции выполняют управления антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома, а также инспекции по контролю над ценами в районах, городах и их районах. Проверкой правильности установления и применения цен занимаются также Комитет государственного контроля, Прокуратура Республики Беларусь, Государственный налоговый комитет, Министерство финансов, органы статистики.