Государственное регулирование цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение понятия государственного регулирования цен, его анализ, а также выявление возможных способов и методов государственного регулирова¬ния цен в РБ и РФ.
Задачи курсовой работы:
1. Определить, что такое государственное регулирование цен, каковы его функции и методы.
2. Определить средства и методы государственного регулирования в Бе¬ларуси и России.
3. Исследовать проблему государственного регулирования цен в Бела¬руси и России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...…..4
1. Теоретические основы государственного регулирования цен…………..…………6
1.1 Понятие государственного регулирования цен и его сущность…………….…6
1.2 Функции и методы государственного регулирования цен………………….….8
1.2.1 Методы прямого государственного регулирования цен………………..12
1.2.2 Методы косвенного государственного регулирования цен……………13
1.3 Цели и средства государственного регулирования цен…………...…………..13
2. Анализ государственного регулирования цен в РБ и РФ…………………………16
2.1 Анализ государственного регулирования цен в Республике Беларусь……....16
2.2 Анализ государственного регулирования цен в Российской Федерации……24
3. Проблемы государственного регулирования цен и пути их решения………..29
3.1 Проблемы государственного регулирования цен в Республике Беларусь…..29
3.2 Проблемы государственного регулирования цен в России…………………...32
Заключение………………………………………………………………………….......36
Список использованных источников…………………………………………………39

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 195.25 Кб (Скачать файл)

В процессе рыночных преобразований в России использовались следующие механизмы государственного регулирования уровней цен и тарифов: общее замораживание цен или замораживание цен на отдельные группы товаров; установление фиксированных цен и тарифов; установление пределов возможного роста цены (надбавки) за определенный период времени или предельного уровня цены (надбавки), то есть верхней или нижней границы цены (надбавки), выше или ниже которой цена не может подниматься; установление предельного уровня рентабельности; декларирование повышения цен; субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации. В России на уровне субъектов вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, а на уровне муниципальных образований - органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой политики (управления, комитеты или отделы по ценовой политике).

 

 

ГЛАВА 3

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

 

3.1 Проблемы государственного  регулирования цен в Республике  Беларусь

 

Согласно статье 84 Конституции  Республики Беларусь, государственную  политику в области ценообразования  определяет Президент, а реализуют  Совет Министров, Министерство экономики, министерства, другие республиканские органы государственного управления.

Главными защитниками прав потребителей являются те же органы государственного управления, которые определяют и реализуют политику в области ценообразования – Президент, Правительство, министерства другие республиканские органы государственного управления, а также Парламент, который может защищать права потребителей, но только по согласованию с Президентом.

Реальная защита интересов рядовых граждан часто подменяется популизмом. Правительство, местные органы власти зачастую концентрируют контроль на сегментах рынков с достаточно развитой конкуренцией и игнорируют ценовой беспредел государственных монополий. Так, в начале 2009 года Правительство, местные органы власти, депутаты Парламента увлеклись контролем цен на фрукты и овощи в торговых точках, но допустили одномоментный рост цен услуг ЖКХ на 20%, рост цен на жилье очередников льготников на 40%, повышение оплаты за обучение в престижных государственных белорусских вузах  на 20% и подорожание проезда в пригородных автобусах на 25%. Анализ показывает, что наибольший рост цен допущен государственными предприятиями и организациями.    

Решением наиболее актуальных проблем в области ценообразования  и координацией деятельности  органов  государственного управления по вопросам ценообразования призвана заниматься Комиссия по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь. В белорусском законодательстве отсутствуют нормы об общественном контроле за ценообразованием. В Законе «О ценообразовании» субъектами, осуществляющими регулирование и контроль за ценообразованием, выступают исключительно государственные органы. Общественным объединениям потребителей только нормой статьи 47 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» дается право «вносить в республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), соблюдению правил ценообразования».

В Беларуси отсутствуют общественные организации, целью которых является контроль за процессом ценообразования в республике. Зарегистрировано 10 общественных организаций, ставящих своей целью защиту прав и интересов потребителей, но ни одна из данных организаций не осуществляет контроль или мониторинг за ценами, а занимаются они исключительно контролем качественного соответствия товаров и услуг.    

Считая, что цена в Беларуси больше политическая категория, чем  экономическая, эксперты посчитали целесообразным обратиться к 15 зарегистрированным в Беларуси политическим партиям с вопросами: защищают ли они экономические права и интересы своих членов и, в частности, в области ценообразования.

Опрос партий позволил сделать  выводы, что политические партии Республики Беларусь не принимают участия в процессе ценообразования, а также осуществления контроля над ценами (тарифами) в нашей стране, хотя некоторые из них пытаются привлечь внимание людей к проблемам ценообразования в таких областях, как жилье и оплата коммунальных услуг – в основном, показать, что цены завышены, не справедливы, ущемляют экономические права граждан, не ориентированы на взаимодействие с общественностью: со многими из них практически невозможно связаться.

Наибольшие права в  защите экономических интересов  и, в частности, в области ценообразования  белорусское законодательство предоставляет  профсоюзам. На практике же эффективность профсоюзов в защите экономических прав и интересов потребителей в области ценообразования так же неэффективна, как и общественных организаций с политическими партиями. Связано это с сильной зависимостью официальных профсоюзов от правительства, местных исполнительных органов власти, руководства предприятий и низкой организационной развитостью свободных профсоюзов.

Можно сделать вывод, что государство не справилось с возложенной на себя функцией регулирования и контроля цен. Несмотря на жесткое государственное регулирование цен, инфляция в Беларуси даже по данным официальной статистики является одной из самых высоких на постсоветском пространстве. Последнее десятилетие белорусские потребители переплачивали за приобретенные товары и услуги по сравнению с потребителями как из соседних стран, так и дальнего зарубежья.

Система жесткого монопольного государственного контроля над ценами исчерпала себя. Подобный контроль над ценами делает экономику негибкой, сдерживает рост производства, конкуренцию, ограничивает перелив капитала, мобильность рынка труда, товаров и услуг. Это, в свою очередь, снижает эффективность производства, производительность труда, провоцирует рост себестоимости, что в конечном итоге приводит к высокой инфляции.   

Государственные органы неспособны к объективному контролю и регулированию цен. Используя инструменты воздействия на определенный рынок и стараясь обеспечить его эффективное функционирование, ведомственный регулирующий орган вольно или невольно помогает «своим» предприятиям, что дискриминирует участников рынка и ведет к неэффективности всей системы регулирования цен. 

Общественный контроль над ценами в Беларуси практически полностью отсутствует. Это признает и Правительство, указывая в Концепции ценообразования в Республике Беларусь среди проблемных вопросов, имеющихся в сфере ценообразования, и проблему отсутствия действенного контроля за потребительскими ценами со стороны общественных организаций.

Возможными рекомендациями по проблеме регулирования и контроля цен, как одной из основных областей защиты экономических интересов  потребителей могут быть:

  • отказ от повышения ставки НДС и иных косвенных налогов, так как повышение ставки косвенного налога приведет к росту цен на товары и услуги, снижению объема продаж, сократит выручку производителей. Переход от прямого государственного регулирования цен к системе ценового мониторинга, сконцентрировав основной контроль за ценообразованием естественных монополий и предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке. Это позволит избежать ситуаций, когда регулирующие государственные органы допускают значительный рост цен государственных предприятий монополистов;
  • внесение изменений в Закон «О ценообразовании», добавив в него статьи об обеспечении в политике ценообразования принципа «прозрачности» и публичности, что предполагает наличие и доступность необходимой информации о ценах (тарифах), товарах, условиях продажи, квотах и лицензиях. Это позволит устранить предпосылки для неоправданной ценовой дискриминации, в значительной мере предотвратить коррупцию в органах государственной власти и государственных организациях. Добавить в Закон статью об общественном контроле в области ценообразования,  включив общественные организации по защите прав потребителей в число субъектов, участвующих в регулировании и контроле за ценообразованием. Преобразовать Комиссию по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь в Совет по вопросам  ценообразования и конкуренции, предоставив в нем места для представителей организаций по защите прав потребителей. Это позволит уменьшить перекос между государственными интересами и интересами простых потребителей в процессе принятия решений в области ценообразования;
  • расширение деятельности общественных организаций, защищающих права потребителей, от исключительного контроля качественного соответствия товаров и услуг к контролю цен. Для этого возможно создание организаций, защищающих права потребителей, что позволит улучшить коммуникации между самими организациями и повысит представительность в работе с государственными органами в процессе защиты интересов и прав потребителей;
  • активизация деятельности организаций местного самоуправления – жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), товариществ собственников (ТС), комитетов территориального общественного самоуправления (КТОС) и политических партий в отстаивании экономических интересов граждан. Для эффективной защиты своих экономических интересов ЖСК, ТС необходимо объединяться в ассоциации и на своих территориях, создавать КТОСы, которые являются местным органом власти с правом депутата местного Совета депутатов. 
  • финансирование государством на конкурсной основе организаций, защищающих права потребителей. При этом главным критерием финансирования не должна становиться лояльность. Наоборот, государство должно давать деньги не для того, чтобы организации проводили его политику, а для того, чтобы они не давали ему спокойно жить. Это позволит организациям по защите прав потребителей стать эффективными лоббистами интересов потребителей в политике, экономике и перед общественностью, а государству переложить часть ответственности за рост цен на самих потребителей.

 

3.2 Проблемы государственного  регулирования цен в России

 

В обеспечении нормального  функционирования любой современной  экономической системы важная роль принадлежит государству. В современных условиях все развитые страны осуществляют регулирование национальной экономики с различной степенью государственного вмешательства. Однако Россия придерживается либеральной модели развития, уповая на то, что рынок все отрегулирует. Но никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Предприниматели рассматривают государственное вмешательство в экономические процессы как помеху в своей деятельности. Идеи экономического либерализма исповедуются и значительным числом руководящих кадров верхнего эшелона власти России. Но не все сферы подвластны рыночному регулированию. Вне рыночного регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, которое справедливо с точки зрения законов рынка приводит к неравенству доходов, расслоению общества, социальной незащищенности.

Наиболее остро в России стоит проблема государственного регулирования потребительских цен и тарифов, а вернее фактическое отсутствие такового. С формальной стороны все выглядит вполне благополучно. В Российской Федерации действует порядка 20 федеральных законов и 100 актов органов исполнительной власти, прямо определяющих порядок регулирования цен и тарифов. Кроме Конституции к основным регулирующим документам относятся федеральный конституционный закон «О правительстве Российской Федерации», Гражданский кодекс РФ, федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления», «О естественных монополиях», целый ряд Указов Президента и Постановлений правительства РФ, других подзаконных актов.

В регулировании цен и тарифов задействована целая армия чиновников. Однако чиновники сами по себе, а цены и тарифы находятся, по сути, в свободном плавании. В государстве до сих пор не создан единый орган исполнительной власти, отвечающий за разработку и реализацию ценовой политики. Не существует и единой законодательной базы в вопросах ценообразования. Особенно ярко это проявляется в сфере естественных монополий. Здесь нет единого закона, который бы определял правовую базу тарифного регулирования. В стране не существует единого управления тарифами. Деятельность локальных монополий (коммунальные услуги, водоснабжение, муниципальный транспорт, эвакуация и переработка отходов) регулируется муниципальными или региональными органами исполнительной власти, что зачастую приводит к бесконтрольному установлению тарифов на эти услуги.

Цены должны являться объектом постоянного внимания и регулирования  со стороны государства. Цены - это  одна из критических точек экономической  и социально-политической жизни, где  сталкиваются интересы потребителей и  производителей, импортеров и экспортеров. Цена - это сильнейшая экономическая категория. В нормально функционирующей экономике она активно участвует в решении многих экономических, социальных, политических задач. Сегодня в мировой практике развитых государств используются самые разные формы государственного регулирования цен. Среди них: замораживание цен, установление фиксированных цен и тарифов, установление предельного уровня цен, установление предельного уровня рентабельности, установление предельного уровня торговых надбавок, декларирование цен, установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.

С формальной точки зрения все это присутствует и в практике ведомств РФ, но скорее только на бумаге. На самом деле роль многочисленных «регулирующих» контор главным образом сводится всего лишь к мониторингу цен и тарифов, зачастую являясь ширмой, прикрывающей беспредел «рынка».

Например, Федеральная служба по тарифам, которая определяет, сколько  население должно платить за свет, газ, тепло, проезд и т.п., уверена, что у карманов населения - изрядный запас прочности, несмотря на то, что тарифы естественных монополий выросли в 15 раз в среднем по России. По официальной же версии, это ведомство денно и нощно следит за тем, чтобы ограничивать аппетиты монополий. Существует простой способ, чтобы понять, переплачивает или нет наше население за услуги естественных монополий. Для этого достаточно сравнить долю расходов на коммуналку в бюджете средней российской семьи и средней иностранной.

Важнейшим сектором экономики  РФ является розничная торговля как промышленными, так и продовольственными товарами. Здесь существует не только проблема цен, но и производства товаров и продуктов для населения. В этой сфере наблюдается полный произвол всякого рода посредников.

Президент и правительство  обязаны выполнять функции, возложенные  на них Конституцией РФ и российским законодательством в части разработки и реализации четкой государственной  ценовой политики в интересах  страны и большинства населения  России. Для этого в структуре власти необходимо провести ряд преобразований.

Сегодня меры по совершенствованию  ценовой и тарифной политики в  РФ носят несистемный, фрагментарный характер. До сих пор не разработано целостной Концепции государственной ценовой и тарифной политики. В единый комплекс не увязаны ценовая (тарифная) политика и меры таможенно-тарифного, налогового регулирования, механизмы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, лицензирования, другие инструменты государственной экономической политики.

Информация о работе Государственное регулирование цен