Государственное регулирование цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение понятия государственного регулирования цен, его анализ, а также выявление возможных способов и методов государственного регулирова¬ния цен в РБ и РФ.
Задачи курсовой работы:
1. Определить, что такое государственное регулирование цен, каковы его функции и методы.
2. Определить средства и методы государственного регулирования в Бе¬ларуси и России.
3. Исследовать проблему государственного регулирования цен в Бела¬руси и России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...…..4
1. Теоретические основы государственного регулирования цен…………..…………6
1.1 Понятие государственного регулирования цен и его сущность…………….…6
1.2 Функции и методы государственного регулирования цен………………….….8
1.2.1 Методы прямого государственного регулирования цен………………..12
1.2.2 Методы косвенного государственного регулирования цен……………13
1.3 Цели и средства государственного регулирования цен…………...…………..13
2. Анализ государственного регулирования цен в РБ и РФ…………………………16
2.1 Анализ государственного регулирования цен в Республике Беларусь……....16
2.2 Анализ государственного регулирования цен в Российской Федерации……24
3. Проблемы государственного регулирования цен и пути их решения………..29
3.1 Проблемы государственного регулирования цен в Республике Беларусь…..29
3.2 Проблемы государственного регулирования цен в России…………………...32
Заключение………………………………………………………………………….......36
Список использованных источников…………………………………………………39

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 195.25 Кб (Скачать файл)

Существенной переработки  требует законодательная база в  вопросах ценового управления. Нужно навести порядок в законодательстве, в частности, ликвидировав излишнее посредничество которое накручивает свои проценты на всех этапах технологической цепочки – от добычи сырья до изготовления товара и поставке его потребителю. Необходимо разработать единый закон, определяющий правовую базу тарифного регулирования не только естественных, но и локальных монополий - коммунальные услуги, водоснабжение, муниципальный транспорт, сбор, эвакуация и переработка отходов. Требуется разработать законодательную базу, устанавливающую четкий порядок назначения торговых наценок на товары народного потребления, продукты питания и лекарства. Государство, таким образом, вернется, в сферу ценообразования, укоротив возможности монополий.

 

В данной главе были рассмотрены  основные проблемы государственного регулирования  цен и пути их решения.

Можно сделать краткий  вывод о том, что в Республике Беларусь государственные органы неспособны к объективному контролю и регулированию цен, а общественный контроль над ценами в практически полностью отсутствует. Эти проблемы можно решить следующим образом:

  • отказаться от повышения ставки НДС и иных косвенных;
  • внести изменения в Закон «О ценообразовании», добавив в него статьи об обеспечении в политике ценообразования принципа «прозрачности» и публичности, что предполагает наличие и доступность необходимой информации о ценах (тарифах), товарах, условиях продажи, квотах и лицензиях;
  • расширить деятельность общественных организаций, защищающих права потребителей, от исключительного контроля качественного соответствия товаров и услуг к контролю цен;
  • активизация деятельности организаций местного самоуправления – жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), товариществ собственников (ТС), комитетов территориального общественного самоуправления (КТОС) и политических партий в отстаивании экономических интересов граждан;
  • финансирование государством на конкурсной основе организаций, защищающих права потребителей.

Одной из главных проблем  России является то, что она придерживается либеральной модели развития, считая, что рынок все отрегулирует. В связи с этим предприниматели рассматривают государственное вмешательство в экономические процессы как помеху в своей деятельности. В России фактически отсутствует государственного регулирования потребительских цен и тарифов. В государстве до сих пор не создан единый орган исполнительной власти, отвечающий за разработку и реализацию ценовой политики. Не существует и единой законодательной базы в вопросах ценообразования.

Решить данные проблемы можно  следующим образом:

  • нужно навести порядок в законодательстве, ликвидировав излишнее посредничество;
  • необходимо разработать единый закон, определяющий правовую базу тарифного регулирования естественных и локальных монополий;
  • требуется разработать законодательную базу, устанавливающую четкий порядок назначения торговых наценок на товары народного потребления, продукты питания и лекарства.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Цены являются объектом постоянного  внимания и регулирования со стороны государства. Цены являются одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров. Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с инфляцией, усиление национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен. Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, которые могут в данный момент не совпадать с другими целями, но они всегда служат генеральной цели государственного регулирования - оптимизация темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы.

 Классическая политическая  экономия рассматривала свободно  складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания равновесия между спросом и предложением. Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующее на внутренние цены, - вот не полный перечень мер государственного регулирования цен. Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем внешнеторговой политики оказались несостоятельными. К середине 30-х годов во многих развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы, предоставляющие государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их замораживания, и государственные мероприятия по воздействию на цены стали составным элементом государственного регулирования экономики. Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право. На основе этого права уполномоченные государственные органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен. Мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк. В каждой стране при правительстве существуют экспертные комитеты, куда входят известные специалисты. Комитеты призваны консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое мнение по поводу ценовых законопроектов.

Наблюдение за ценами является первичной формой государственной  активности в этой области. В настоящее время наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все государственные акции в этой области. Наблюдением за ценами занимаются центральные статистические управления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям международных организаций.

Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных  органов и социальных партнеров - измерение роста стоимости жизни  для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для  выяснения влияния роста цен  на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег. Косвенное влияние на цены оказывают, по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они ни служили.

Государственное вмешательство  осуществляется путем санкционированного правительственными органами завышения издержек производства через включения в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчисления в другие фонды. В результате этого в целых отраслях возникают ситуации, когда “ издержки подпирают цену, то есть расчетные (а не действительные) издержки производства оказываются на всех предприятиях отрасли в результате объявленных правительством льгот настолько высоки, что повышение цен становится разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.

Прямым государственным  вмешательством в процесс ценообразования  является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары. Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий – ценовые – предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю. Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами “конкретные цены”, которые становятся затем базовыми ценами для отрасли.

Эффективным средством регулирования  цен является налог на добавленную стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены. Особым направлением ГЭП является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортов от налогов, а в некоторых странах - экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.

Установление цен на минеральное  сырье, добываемое в государственных  шахтах, на электроэнергию с государственных  электростанций и железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы – пример фиксации цен на товары и услуги госсектора. Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или дефицитности этих объектов государственной собственности. Фиксация цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе - типичное средство административного хозяйственного регулирования. Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является неэффективным в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте. Используется чаще всего в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности. Контроль над ценами на определенные виды товаров осуществляется национальными органами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. А. Томпсон. Экономика фирм. М.: «Финансы и кредит». – 1998. – С. 246-269.
  2. Белорусский статистический ежегодник 2011.
  3. Булатова А.С. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента. Издательство БЕК. Москва 2008. – С. 121-124.
  4. Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. - М.: ДИС, 1997.
  5. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. – Минск, 1997.
  6. Лазаревич Н.М., Кохнович И.Н. Ценообразование. – Мн.: МИУ, 2006. – С. 143.
  7. Макроэкономика: Учеб. пособие для студентов специальностей "Гос. упр. и экономика", "Мировая экономика" / Под редакцией П.Г.Никитенко и др.. - Мн.: Равноденствие, 2004. – С. 231-267.
  8. Мельникова О. Законодательство о ценах и тарифах // Закон. – 1996.  - №10.- С. 76.
  9. Нормативные материалы по  регулированию цен и тарифов // Закон. – 1996. - №10. – С. 45-49.
  10. Паршин В.Ф. Государственное регулирование цен и ценообразования в Республике Беларусь // Веснік Беларускага Дзяржаўнага эканамічнага універсітэта. -2003. -№2. – С.54-65.
  11. Приложение 1 к Указу Президента Республики Беларусь 25.02.2011    № 72
  12. Прохорчик А. Ценообразование в условиях государственного регулирования // Директор. -2004. -№10. – С. 17-19.
  13. Российский статистический ежегодник 2010.
  14. Савицкий А.А. Основы ценообразования. – Мн.: Дизайн-Про, 2004. – С. 152
  15. Сенчагов В.Г. “Реформа цен: проблемы и реальность”, М., “Финансы и статистика”, 1991.
  16. Цены и ценообразование. / Под ред. В.Е. Есипова. – СПб.: Питер, 2000. – С. 68-70.
  17. Чудаков А.Д. Цены и ценообразование. – М.: Из-во РДЛ, 2004. – С. 73-80
  18. Шпильх К.В., “Статистика цен”, М., “Финансы и статистика”, 1993 г.
  19. Электронный ресурс Министерства статистики и анализа Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2011. Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. – Дата доступа: 02.12.2011.
  20. Электронный ресурс: Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/. – Дата доступа: 28.11.2011.
  21. Электронный ресурс: Национальный Банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. 2011. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/ExternalDebt/. – Дата доступа: 17.11.2011.

 

 


Информация о работе Государственное регулирование цен