Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 21:42, курсовая работа
Цель курсовой работы - осуществить комплексный анализ государственного регулирования экономики в целом и в частности в России. Задачи: определить необходимость, возможности и пределы государственного вмешательства в экономику, описать основных действующих лиц процесса государственного регулирования и рассмотреть основные экономические теории, объясняющие роль государства в народном хозяйстве; раскрыть влияние государственного регулирования на деятельность фирм, процесс их адаптации к вмешательству государства и обратное воздействие на экономическую политику; исследовать, основные направления государственного регулирования экономики РФ в условиях рынка.
Введение 3
1. Основные аспекты государственного регулирования экономики 5
1.1 Эволюция взглядов на государственное регулирование экономики. 5
1.2 Понятие государственного регулирования экономики. 10
1.3 Цели, субъекты, объекты государственного регулирования экономики 11
1.4 Методы государственного экономического регулирования 14
2. Перспективы создания конкурентоспособной экономики России 18
2.1 Задачи, поставленные для формирования конкурентоспособной экономики 18
2.2 Национальные мегапроекты. 27
3. Концепция долгосрочного развития РФ до 2020 в контексте формирования конкурентоспособной экономики 33
3.1 Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года 33
Заключение 39
Список литературы 41
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Государственное регулирование экономики и его эффективность
Выполнила:
Бочкарева М.С. ЭУС 10-1
очной формы обучения
Зачетная книжка № ЭУС 10-11
Научный руководитель:
к.э.н.,
доцент кафедры экономики
О.Е. Новосёлова
Тюмень 2011
Оглавление
Введение 3
1. Основные аспекты государственного регулирования экономики 5
1.1 Эволюция взглядов на государственное регулирование экономики. 5
1.2 Понятие государственного регулирования экономики. 10
1.3 Цели, субъекты, объекты государственного регулирования экономики 11
1.4 Методы государственного экономического регулирования 14
2. Перспективы создания конкурентоспособной экономики России 18
2.1 Задачи, поставленные для формирования конкурентоспособной экономики 18
2.2 Национальные мегапроекты. 27
3. Концепция долгосрочного развития РФ до 2020 в контексте формирования конкурентоспособной экономики 33
3.1 Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года 33
Заключение 39
Список литературы 41
В обеспечении
нормального функционирования любой
современной экономической
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма.
Центральное место данной работы занимают
методологические и теоретические
вопросы организации
В то же время государственному регулированию как экономической категории, уделяется явно недостаточно внимания. Между тем и хозяйственная практика, и потребности развития экономической теории подсказывают иное отношение к этой проблематике. Государственное регулирование способно существенно влиять на организацию и эффективность производства, условия реализации продукции, на воспроизводственные процессы в России в условиях рыночной экономики.
Цель и задачи исследования. Цель курсовой работы - осуществить комплексный анализ государственного регулирования экономики в целом и в частности в России. В соответствии с выдвинутой целью в работе ставятся следующие основные задачи:
Структура и объем работы обусловлены характером рассматриваемых вопросов, задачами и методами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Появление тех или иных взглядов и концепций всегда связано с объективными условиями развития общества, его экономической системы. Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. Анализ развития теории государственного регулирования экономики позволяет выделить 5 этапов эволюции этой теории.
В период формирования рыночных отношении в XVII-XVIII вв. господствовавшая тогда экономическая доктрина – меркантилизм – основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.
С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появляется классическая школа. Идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов», нашли большое число поклонников.
Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Она выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одна из идей учения А. Смита заключалась в том, что экономика будет функционировать эффективнее, если государство перестанет ее регулировать. А. Смит считал, что, поскольку рынок выступает главным регулятором, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.
Вместе с тем, сторонники классической школы (классической теории занятости) ХIХ в. и начала XX в. до великой депрессии полагали, что рыночная система обеспечивает полное использование ресурсов в экономике капитализма. Война, перевороты, засухи и другие ненормальные явления уводят экономику с пути полной занятости, но присущая рыночной экономике способность к саморегулированию восстанавливает уровень производства при полной занятости автоматически с помощью таких рычагов регулирования, как цены, заработная плата и ставка банковского процента. Однако мировой экономический кризис и депрессия 30-х гг. XX в. разрушили этот стереотип и показали, что с его помощью не удастся вывести экономику из кризиса. Поэтому взоры ученых обратились к теории Кейнса (Джон Мейнард Кейнс. «Общая теория занятости, процента и денег 1936 г.»).
Главная идея Д.М. Кейнса заключалась в том, что государство после кризиса должно увеличивать расходы, чтобы стимулировать производство и вернуть рабочих на рабочие места.
Кейнсианство – одно из ведущих направлений экономической теории периода общего кризиса капитализма, обосновывающее необходимость вмешательства государства в процесс воспроизводства. В отличие от господствовавшего в конце XIX – 1-й четверти XX в. классического направления буржуазной политической экономии; кейнсианство сделало предметом анализа экономику в целом. Такой подход получил название макроэкономического, а сама теория — макроэкономика. Центральная проблема кейнсианства — факторы, определяющие уровень и динамику национального дохода. Эти факторы рассматриваются, прежде всего, с точки зрения реализации продукции, определяющей условия формирования так называемого эффективного спроса. Анализируя основные компоненты эффективного спроса — потребление и накопление (то есть личный и производственный спрос) кейнсианцы приходят к выводу, что их сумма – вследствие возможности несовпадения совокупного предложения товаров и совокупного спроса на них – может быть недостаточна для поддержания уровня национального дохода, соответствующего «полной занятости». Отсюда – возможность вынужденной безработицы, депрессии, экономических кризисов и необходимость поддержания эффективного спроса со стороны государства. Эта концепция послужила основанием для развития неокейнсианской теории.
В буржуазной
политэкономии середины 70-80-х гг.
XX в. усилились консервативные тенденции.
Последние проявились в резкой критике
государства и государственного вмешательства,
в восхвалении капитализма, свободной
конкуренции, в попытках обосновать такую
модель государственно-
В основе рейгономики лежали элементы экономической теории, ориентированной на предложение. Сторонники теории предложения отмечали, что рост влияния государства вызывал увеличение суммы налоговых платежей страны. В отличие от Кейнса сторонники этой теории были убеждены, что рано или поздно большая часть налогов трансформируется в издержки предприятия и перекладывается на потребителя в форме более высоких цен. Налоги вызывают эффект ускорения инфляции, издержек.
Рейгономика включала в себя следующие 4 направления экономической политики:
1) замораживание и сокращение расходов на социальные программы и программы поддержания уровня жизни. Расходы на оборону были, однако, значительно увеличены;
2) значительное сокращение масштабов государственного регулирования частного предпринимательства;
3) поощрение федеральной резервной системы, сдерживание темпа роста массы денег на уровне, который являлся неинфляционным, хотя и достаточным для обеспечения роста экономики;
4) постепенное ступенчатое снижение ставок налогообложения. Начиная с 1981 г. ставки личного подоходного налога и налога на прибыль корпораций резко сократились. В 1986 г. налоговая система была реформирована таким образом, что предельная ставка налога на доходы состоятельных налогоплательщиков упала с 50 до 2.8%. Сокращение налогов было осуществлено администрацией Рейгана в 2 этапа: принятие в 1981 г. «Закона о налогах» в целях экономического оздоровления и «Закона о налоговой реформе» в 1986 г.
Основные положения Закона 1981 г. включали следующие моменты:
— 25-процентное сокращение личного подоходного налога в течение трехлетнего периода;
— сокращение ставок налога на прирост капитала;
— ускоренное списание расходов предпринимателей на новые сооружения и оборудование.
Хотя Закон о налоговой реформе не должен был повлиять на сумму налоговых поступлений, он снизил уровень предельной ставки расходного налога. Для того, чтобы уравновесить это снижение, в Законе о налоговой реформе одновременно расширена налоговая база (закон увеличил общую сумму подлежащего обложению дохода). Все это сметало инфляцию, способствовало увеличению производства и снижало безработицу.
Кризис кейнсианства стимулировал поиски новых возможностей для дальнейшего развития этой теории кейнсианской концепции. Эти поиски идут в основном, по двум направлениям. Первое направление претендует на «новое прочтение» Кейнса, на «реконструкцию» кейнсианского анализа в духе основополагающих идей самого Кейнса, якобы отброшенных или забытых его «недобросовестными» последователями. Второе направление стремится включить Кейнса в более широкую политэкономическую систему на основе развития его левой, радикальной интерпретации. Левое крыло кейнсианства в настоящее время выросло в самостоятельное — посткейнсианское направление политэкономии. Все эти новые процессы показывают, что буржуазная политическая экономия находится на распутье. Старые концепции обесценились. Возникла потребность в существенном обновлении экономической теории.
Несмотря
на критику консерватизма теории
предложения и рейгономики
Пятой разновидностью теории государственного регулирования экономики является социалистическая - командно-административная система регулирования, сложившаяся начиная с 1917 г. при социалистической системе хозяйствования.
Централизованная командно-административная система планирования и управления имела определенную логику построения и функционирования. Эту систему можно изобразить в виде пирамиды на примере СССР.
Из вершины
пирамиды поступали планы, приказы,
указания, которые должны были выполнять
предприятия и организации. В
основании этой пирамиды находились
предприятия, организации, учреждения.
Информация о произведенных работах
и выпущенной продукции поступала
наверх на вершину пирамиды и сверху
централизованно
В случае каких-либо нестыковок в деятельности предприятий, организаций, министерств и ведомств в различных регионах партийные органы устраняли эти неувязки и нестыковки, т.е. выступали в роли верховной власти при разрешении конфликтных ситуаций.
Партия является становым хребтом социалистической системы государственного регулирования экономики. Поэтому, когда КПСС в СССР была ликвидирована — это явилось основной причиной краха государства.
Информация о работе Государственное регулирование экономики и его эффективность