Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 21:42, курсовая работа
Цель курсовой работы - осуществить комплексный анализ государственного регулирования экономики в целом и в частности в России. Задачи: определить необходимость, возможности и пределы государственного вмешательства в экономику, описать основных действующих лиц процесса государственного регулирования и рассмотреть основные экономические теории, объясняющие роль государства в народном хозяйстве; раскрыть влияние государственного регулирования на деятельность фирм, процесс их адаптации к вмешательству государства и обратное воздействие на экономическую политику; исследовать, основные направления государственного регулирования экономики РФ в условиях рынка.
Введение 3
1. Основные аспекты государственного регулирования экономики 5
1.1 Эволюция взглядов на государственное регулирование экономики. 5
1.2 Понятие государственного регулирования экономики. 10
1.3 Цели, субъекты, объекты государственного регулирования экономики 11
1.4 Методы государственного экономического регулирования 14
2. Перспективы создания конкурентоспособной экономики России 18
2.1 Задачи, поставленные для формирования конкурентоспособной экономики 18
2.2 Национальные мегапроекты. 27
3. Концепция долгосрочного развития РФ до 2020 в контексте формирования конкурентоспособной экономики 33
3.1 Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года 33
Заключение 39
Список литературы 41
• наличие конкурентоспособного сектора "генерации знаний", включающего фундаментальные и прикладные исследования и разработки;
• эффективное функционирование национальной инновационной системы, преобразующей новые знания в продукты, технологии и услуги и включающей совокупность хозяйствующих субъектов, институциональную базу инновационной деятельности, инфраструктуру и ресурсы;
• использование информационно-коммуникационных технологий, позволяющих повысить производительность труда и оптимизировать управленческие и производственные процессы.
В научном секторе существуют следующие основные проблемы:
• недостаточная эффективность большого числа научных исследований и
разработок вследствие недостаточной ориентации сектора на потребности
экономики и общества;
• сохранение барьеров между наукой и образованием и, как следствие,
отсутствие синергетического эффекта от научно-образовательной деятельности.
Для решения поставленных задач требуется реализация следующих
мер:
• реформирование государственного сектора науки и системы финансирования фундаментальных исследований мирового уровня, в том числе модернизация структуры и механизмов финансирования Российской академии наук и других академий наук, имеющих государственный статус;
• повышение бюджетной обеспеченности научных сотрудников государственного сектора науки, осуществляющих фундаментальные и поисковые исследования по приоритетным направлениям развития науки и техники;
• дальнейшая интеграция науки и образования путем создания нормативной правовой базы, необходимой для формирования научно-образовательных структур.
8. Развитие малого предпринимательства.
Основными целями развития малого предпринимательства являются:
- поддержка самостоятельных усилий в деле проведения хозяйственного новаторства и освоения новых видов продукции;
- создание более благоприятного климата, способствующего конкуренции;
- создание необходимой системы безопасности.
Государственная концепция
поддержки малого, среднего и мельчайшего
бизнеса в наступившем XXI веке нашла
отражение в Основном законе о
малых и средних предприятиях,
который был введен в действие
в декабре 2000 года. В 2011 г на поддержку малого бизнеса
выделено в бюджете 20,8 млрд. Основное направление
– гранты на развитие бизнеса - 300 тыс.
руб., при этом не более 10% грантов выдается
торговым организациям.
В 67 регионах выдаются микрозаймы до 1млн
руб. через Фонды кредитования. [18]
Все эти меры, безусловно, полезны и создают часть базы и инфраструктуры для формирования инновационной экономики. Конкурентоспособной экономикой и может быть по определению только инновационная экономика. Ну а для создания реальных предпосылок формирования инновационной экономики, включая венчурный бизнес, как отмечалось выше, необходимо решить проблемы декриминализации страны и экономики и создать условия для устойчивого роста, уровня и качества российского человеческого капитала.
Для создания конкурентоспособной экономики необходимо реализовать три национальных мегапроекта, включающие частные проекты, программы и стратегии:
1) мегапроект по декриминализации страны;
2) мегапроект по выходу на траекторию устойчивого роста уровня и качества национального человеческого капитала;
3) мегапроект диверсификации экономики и создания эффективных национальной инновационной системы и инновационной экономики или экономики знаний.
Мегапроект по декриминализации страны
Решение проблемы декриминализации1 российского общества и государства должно быть системным и комплексным и тесно связано с развитием национального человеческого капитала. Главная трудность этой проблемы связана с отсутствием твердой и не криминализированной «точки опоры», той мощной организации, того слоя общества, которые способны эффективно руководить процессом декриминализации российского государства и осуществлять его на практике. Элита народа, общества, государства является составляющей национального человеческого капитала, отсюда следует тесная взаимосвязь решения проблем декриминализации страны, роста качества ЧК и создания современной экономики (инновационной экономики).
В результате криминализации страны и криминально-бюрократического уклада экономики мы имеем на современном этапе следующее: теневая экономика, коррупция, нелегальность бизнеса, контрафактная продукция, относительная экономическая свобода.
Рыночная
экономика базируется на свободе
выбора решений и свободной
Мегапроект по выходу на траекторию устойчивого роста уровня и качества национального человеческого капитала
В проекте «Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года» поставлены грандиозные задачи по росту выпуска инновационной продукции и опережающему развитию человеческого капитала (ЧК), однако финансированием обеспечены эти благие цели и задачи крайне недостаточно. А исходные позиции для инновационного рывка весьма незавидны. В проекте стратегии российский ЧК приводится в качестве конкурентного преимущества. На самом деле в силу его деградации по причине крайне низкого инвестирования он превратился в конкурентный недостаток.
На протяжении уже 20 лет инвестиции в культуру, образование и науку в России одни из самых низких в мире среди сопоставимых по потенциалам стран, а коррупция и криминализация - самые высокие.
В рейтинге расходов на образование в долях ВВП (3,8 - 4% ВВП в последние годы) Россия в 2009 году была на 109-м месте из 186 стран. Для сравнения: в США - 5,5% ВВП.
Неблагополучно в России и с инвестициями в здравоохранение. Если, по данным, в среднем по странам в мире расходы на здравоохранение составили в 2009 году 8,7% ВВП, то в РФ - 5,3% ВВП. В рейтинге у России по этому показателю невысокое 115-е место.
Низкие инвестиции в здоровье людей,
недоступность для большинства
населения качественного
К тому же отдача от инвестиций в науку очень низка. Основная причина - деградация ЧК, слабость и неэффективность российской науки и невостребованность инноваций экономикой. В стране практически отсутствуют конкурентные рынки - основной стимулятор инноваций. Процент инновационных предприятий (по данным Росстата - 9,4% в 2009 году, около 10% - за последние 10 лет) в России ниже, чем у государств ЕЭС. Для сравнения: в Эстонии 47%, в Германии - 73%, в Греции - 35%.
В рейтинге расходов на оборону в долях ВВП Россия на 28-м месте среди 174 стран. А в рейтинге стран по инфляции в 2009 году - на 201-м месте из 212.
Отметим, что инвестиции в культуру, образование и науку были стабильно низкими в долях ВВП и при высоких, и при низких ценах на нефть. Духовная деградация проявляется, в частности, и в том, что в рейтинге частной благотворительности в 2010 году Россия заняла 138-е место из 153.
Уровень и качество национального ЧК определяют верхнюю планку в развитии науки и экономики. И без поднятия качества национального ЧК до уровня требуемого экономикой знаний, качества и этики труда запрыгнуть в инновационную экономику и тем более в экономику знаний невозможно.
Русский народ фактически уничтожается
захлестнувшей страну наркоманией.
По данным Росстата, ежегодно в стране
умирают от наркотиков более 100 тысяч
человек от 15 до 30 лет. Только на этих
преждевременных смертях
Рост инвестиций в физический капитал необходимо увеличивать за счет повышения инвестиционной привлекательности России и регионов и притока частного иностранного и внутреннего капитала в экономику.
Для повышения качества российского человеческого капитала к нему необходим системный инвестиционный подход – необходимо инвестировать опережающими темпами одновременно все его составляющие. Так осуществили свой инновационный рывок финны, сингапурцы, корейцы. Необходимо не отделять в стратегиях и процессах развития инвестиции в образование, науку и инновационную систему от инвестиций в воспитание, культуру, здоровье людей, личную безопасность, инфраструктуру, что вместе и называется инвестициями в человеческий капитал и в качество жизни.
Главной причиной полисистемного кризиса
в России, торможения ее развития и
модернизации является низкое качество
российского человеческого
Мегапроект создания инновационной экономики
В решении задач выхода страны из кризиса, обеспечения динамически устойчивого развития экономики первостепенная роль принадлежит инновациям, инновационной деятельности, способным обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг. Это требует реформирования всех сфер общественной жизни, и прежде всего, экономики.
Чего же нет в современной России для успешного развития инноваций? По мнению некоторых экспертов в России нет последовательной государственной инновационной политики в сфере экономики. А ведь задача развития отечественной науки и технологий отнесена к числу высших приоритетов Российского государства.
Научные
круги России считают, что главным
игроком на инновационном рынке
должны стать крупные предприятия.
Роль государства, должна проявиться в
налоговых льготах инвесторам и
государственном страховании
Так, вице-премьер
Сергей Иванов к направлениям создания
инновационной экономики в
Таким образом,
инновационная экономика в
Перспективы создания конкурентоспособной экономики России стали предметно обсуждаться в связи с ростом экономики, ВВП, уровня жизни населения, стабилизации рубля, быстрого роста валютных резервов, инвестиций (табл. 4).
Таблица 1
Динамика основных индикаторов в 2007-2010 гг.
Показатель |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Объем ВВП (в рыночных ценах), млрд. руб. |
33247,5 |
41264,9 |
38797,2 |
44491,4 |
в % к предыдущему году |
108,5 |
105,2 |
92,2 |
104,0 |
Доходы федерального бюджета, млрд. руб. |
7781,1 |
9274,1 |
7336,8 |
8303,8 |
Объем промышленной продукции, в % к предыдущему году |
106,8 |
100,6 |
90,7 |
108,2 |
Объем продукции с/х, в % к предыдущему году |
103,4 |
110,8 |
101,4 |
88,1 |
Оборот розничной торговли, в % к предыдущему периоду |
115,9 |
113,5 |
95,1 |
104,4 |
Инвестиции в основной капитал, в % к предыдущему периоду |
122,7 |
109,9 |
83,8 |
106,0 |
Реальные располагаемые доходы населения, в % к предыдущему периоду |
112,1 |
102,3 |
102,1 |
104,1 |
Уровень безработицы, в % к экономически активному населению |
6,1 |
6,4 |
8,4 |
7,5 |
Средний номинальный курс доллара США к рублю за период, руб./долл. |
25,6 |
24,8 |
31,7 |
30,4 |
Индекс потребительских цен, % к предыдущему периоду |
111,9 |
113,3 |
108,8 |
108,8 |
Информация о работе Государственное регулирование экономики и его эффективность