Государственное регулирование экономики и его эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - осуществить комплексный анализ государственного регулирования экономики в целом и в частности в России. Задачи: определить необходимость, возможности и пределы государственного вмешательства в экономику, описать основных действующих лиц процесса государственного регулирования и рассмотреть основные экономические теории, объясняющие роль государства в народном хозяйстве; раскрыть влияние государственного регулирования на деятельность фирм, процесс их адаптации к вмешательству государства и обратное воздействие на экономическую политику; исследовать, основные направления государственного регулирования экономики РФ в условиях рынка.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные аспекты государственного регулирования экономики 5
1.1 Эволюция взглядов на государственное регулирование экономики. 5
1.2 Понятие государственного регулирования экономики. 10
1.3 Цели, субъекты, объекты государственного регулирования экономики 11
1.4 Методы государственного экономического регулирования 14
2. Перспективы создания конкурентоспособной экономики России 18
2.1 Задачи, поставленные для формирования конкурентоспособной экономики 18
2.2 Национальные мегапроекты. 27
3. Концепция долгосрочного развития РФ до 2020 в контексте формирования конкурентоспособной экономики 33
3.1 Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года 33
Заключение 39
Список литературы 41

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование экономики и его эффективность.docx

— 87.21 Кб (Скачать файл)

Некое промежуточное  место между социалистической и  капиталистической моделями регулирования экономики занимает китайская модель, где наряду с централизованными государственным регулированием экономики и мощным партийным аппаратом получили широкое развитие рыночные отношения хозяйствования.

Развитие  рыночной экономики во второй половине XX века выявило тенденцию сбалансирования деятельности государства и его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция, должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде, где необходимо. [13, с. 5-11]

1.2 Понятие государственного регулирования экономики.

 

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали  экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически  на базе частной собственности: отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

Объективная возможность государственного регулирования  экономики появляется с достижением  определённого уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость государственного регулирования экономики заключается  в нарастании проблем, с которыми государственной политике предстояло справиться.

В современных  условиях государственное регулирование  является основной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: стимулирование экономического роста, регулирование  занятости, поощрение прогрессивных  сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта.

В силу разных причин наиболее развитый механизм государственного регулирования экономики сложился в странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, в ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабо развито  ГРЭ в США, Канаде, Австралии, где  в отличие от Европы не было социально-экономических  потрясений, аналогичных последствиям Второй Мировой войны, возникновение  лагеря социализма, затем распаду, и  где частный капитал обладал  особенно сильными позициями.

Особенно  важна роль государственного регулирования экономики в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на основе частной собственности. [15, с. 231-232]

1.3 Цели, субъекты, объекты государственного регулирования экономики

 

Основной  целью регулирования экономики  является экономическая и социальная стабильность. От неё отходят частные  цели, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти цели неразрывно связаны с объектами управления. Например, цель – выравнивание экономического цикла – направлена на объект, т.е. на экономический цикл; совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства – на отраслевую и региональную структуру.

В «древе целей» возможны не только отношения  подчинения конкретных целей генеральной,  но и отношения соподчинения между  самими конкретными целями. Положение  показателей на «древе целей» нестабильно, постоянно меняется в зависимости  от хозяйственной ситуации и экономических  задач. В условиях кризиса первичной  целью является выход из него в  узком смысле – оживление конъюнктуры. Все остальные цели отступают  и подчиняются ей. В условиях длительного  дефицита платёжного баланса, роста  внешней задолженности, уменьшения валютных резервов на первый план выступает  цель – оздоровление платёжного баланса  и подчиненные ей цели привлечения  капитала в страну, повышения национальной конкурентоспособности на мировых  рынках.[3, с. 12]

Субъектами  экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных  интересов.

Носители  хозяйственных интересов – это  социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наёмные рабочие  и хозяева предприятий, фермеры  и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие  и акционеры, лица свободных профессий, государственные служащие, текстильщики и рабочие военно-промышленного  комплекса. Представители этих групп  индивидуально выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах, обращаясь с просьбами, протестами, пожеланиями в государственные  учреждения.

Выразители  хозяйственных интересов – это  многочисленные союзы, ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев, политические партии. Профсоюзы осуществляют собственные концепции социально-экономической политики, стремясь оказать максимальное воздействие на государственную экономическую политику. Политические партии выражают социально-экономические, политические, религиозные, культурные, экологические, специфически региональные интересы.

Исполнители хозяйственных интересов – органы трёх ветвей власти, построенные по иерархическому принципу. [3, с. 8-10]

Основные  объекты государственного регулирования  экономики:

  • экономический цикл;
  • секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;
  • условия накопления капитала;
  • занятость;
  • денежное обращение;
  • платежный баланс;
  • цены;
  • НИОКР;
  • условия конкуренции;
  • социальные отношения;
  • подготовка и переподготовка кадров;
  • окружающая среда;
  • внешнеэкономические связи.

Перечисленные объекты носят различный характер; они охватываю макроэкономические процессы – хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах  страны, отдельные отрасли, территориальные  комплексы и даже отношения между  субъектами, условия конкуренции, отношения  между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами. [3, с. 12]

1.4 Методы государственного экономического регулирования

 

Государство, осуществляя регулирование социально-экономических  процессов, использует систему методов  и инструментов, меняющихся в зависимости  от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые и косвенные.

Правовое регулирование состоит в установлении государством правил «экономической игры» для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей.

Административное регулирование включает в себя меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т.д. С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. С этой целью используется:

  • бюджетная и фискальная политика;
  • денежно-кредитная политика;
  • программирование;
  • прогнозирование и планирование. [16, с.431-432]

 

Бюджетная и фискальная политика. Фискальную политику классифицируют:

  • по фазам экономического цикла – стимулирующая и сдерживающая; общее правило государственного вмешательства в экономику таково: государство стимулирует совокупный спрос, увеличивая госрасходы и/или снижая налоги в периоды спада, и сдерживает его в периоды подъёма, сглаживая таким образом колебания экономического цикла;
  • по методам осуществления – дискреционная и недискреционная (на основе встроенных стабилизаторов).

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величины государственных  расходов, трансфертных платежей и  налогов в результате выполнения решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объёма производства, темпов инфляции. Поскольку  государственные расходы предполагают использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, то фискальная политика сводится к манипулированию  государственным бюджетом.

Недискреционная фискальная политика – автоматическое изменение величин государственных  расходов и налогов в результате колебаний экономической коньюнктуры  независимо от текущих решений правительства. В период подъёма вследствие роста  доходов налоги начинают взиматься  по более высоким ставкам, что сдерживает увеличение совокупного спроса. Одновременно могут снизиться и затраты государства на социальные пособия. В период спада, наоборот, совокупный спрос стимулируется. Встроенными стабилизаторами также являются изменение реального национального дохода, изменение уровня цен, изменение ставки процента. [5, с. 48-49]

 

Денежно-кредитная политика – это составная часть экономической политики государства, направленная на борьбу с инфляцией, поддержание курса национальной валюты, нормальных финансовых условий функционирования рынка. Научные подходы к выработке денежно-кредитной политики в значительной степени связаны с воззрениями Д. Кейнса и М. Фридмена.

Цели  денежно-кридитной политики:

  • поддержание равновесия на денежном рынке, контроль и регулирование денежной массы в обращении;
  • борьба с инфляционными явлениями в экономике, регулирование курса рубля;
  • регулирование экономического цикла и выравнивание конъюнктуры;
  • обеспечение реального сектора экономики дешевыми кредтными ресурсами.

Денежно-кредитная  политика проводится посредством регулирования  денежного обращения, установления ставки рефинансирования, установления валютного коридора и пр. [7, с. 84]

 

Программирование – процедура разработки и утверждения программ экономического развития. Выявление приоритетных направлений развития экономики страны, обоснование необходимости программного решения данной проблемы, формулировка конкретных целей и подцелей программы (формирование «дерева целей»), разработка набора мероприятий программы, оценка объёмов ресурсов, необходимых для реализации программы, определение эффективности ресурсов.

 

Прогнозирование и планирование. Методы обоснования системы целевых установок социально-экономического развития: анализ социально-экономической ситуации, выявление проблем и определение приоритетов развития. Разработка «дерева целей» как инструмент взаимной увязки целевых установок развития.

Подходы к экономическому прогнозированию: генетический и нормативный подход. Методы экономического прогнозирования: экстраполяция, факторный анализ и  прогноз, нормативно-балансовый подход. [7, с. 107-108]

Прямое вмешательство – это вмешательство через административные средства, которые базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения, принуждения. Косвенное вмешательство – это вмешательство с помощью различных мер экономической политики и ее приоритеты. [3, с. 13]

Таким образом можно сделать  вывод о том, что в государственном  регулировании экономики нуждается  любое общество и любая экономическая  система. В современных условиях государственное регулирование  является основной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: стимулирование экономического роста, регулирование  занятости, поощрение прогрессивных  сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта и  другие. Ключевой целью регулирования  экономики является экономическая  и социальная стабильность. Государство, осуществляя регулирование социально-экономических  процессов, использует систему методов  и инструментов, меняющихся в зависимости  от экономических задач, материальных возможностей, накопленного опыта регулирования. Общепринято деление методов  государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые и косвенные. Большую роль играют экономические методы: бюджетная и фискальная политика, денежно-кредитная политика, программирование, прогнозирование и планирование. Также очень значимым методом государственного регулирования являются налоги, оказывающие большое влияние на экономику страны.

Информация о работе Государственное регулирование экономики и его эффективность