Государственное регулирование экономики и его эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - осуществить комплексный анализ государственного регулирования экономики в целом и в частности в России. Задачи: определить необходимость, возможности и пределы государственного вмешательства в экономику, описать основных действующих лиц процесса государственного регулирования и рассмотреть основные экономические теории, объясняющие роль государства в народном хозяйстве; раскрыть влияние государственного регулирования на деятельность фирм, процесс их адаптации к вмешательству государства и обратное воздействие на экономическую политику; исследовать, основные направления государственного регулирования экономики РФ в условиях рынка.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные аспекты государственного регулирования экономики 5
1.1 Эволюция взглядов на государственное регулирование экономики. 5
1.2 Понятие государственного регулирования экономики. 10
1.3 Цели, субъекты, объекты государственного регулирования экономики 11
1.4 Методы государственного экономического регулирования 14
2. Перспективы создания конкурентоспособной экономики России 18
2.1 Задачи, поставленные для формирования конкурентоспособной экономики 18
2.2 Национальные мегапроекты. 27
3. Концепция долгосрочного развития РФ до 2020 в контексте формирования конкурентоспособной экономики 33
3.1 Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года 33
Заключение 39
Список литературы 41

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование экономики и его эффективность.docx

— 87.21 Кб (Скачать файл)

 

2. Перспективы создания конкурентоспособной экономики России

2.1 Задачи, поставленные для формирования конкурентоспособной экономики

В среднесрочной  программе социально-экономического развития РФ для формирования конкурентной экономики поставлены следующие задачи.

        1. Создание и развитие рыночных институтов, обеспечивающих конкурентоспособность экономики, в том числе:

Защита прав собственности. Без надежной и цивилизованной защиты прав собственности, а также их перехода от одних лиц – другим, невозможно эффективное использование институтов рыночной экономики. Недостаточный уровень защиты прав собственности значительно затрудняет привлечение инвестиций в экономику и фактически является главным барьером на пути обеспечения устойчивого и динамичного экономического роста. Важнейшими структурными шагами, направленными на обеспечение надежной защиты прав собственности, является реформирование правоохранительной и судебной системы, развитие независимых и общественных СМИ, институтов гражданского общества.

Совершенствование корпоративного управления — одно из институциональных условий экономического роста.

Совершенствование корпоративного законодательства, являясь  одним из важнейших условий обеспечения  защиты прав собственности, должно рассматривается  как одно из важнейших институциональных  условий экономического роста.

К числу  приоритетных направлений совершенствования  корпоративного законодательства следует  отнести: ужесточение  требований к раскрытию информации и ответственности за содержание раскрываемой информации для публичных компаний; расширение требований по обязательному привлечению независимых оценщиков; введение механизмов привлечения к гражданско-правовой ответственности должностных лиц, директоров и должностных лиц органов контроля акционерных обществ за причинение ущерба акционерному обществу или акционерам.  

2. Развитие финансовых рынков.

Создание в России мощного финансового  центра возможно лишь при объединении  усилий финансистов, экономистов, юристов. По мнению разработчиков, одной из ключевых задач текущего момента является аккумулирование и привлечение  на финансовый рынок, в том числе  в банковский сектор, долгосрочного  финансового ресурса. Источниками роста являются: средства государственных фондов, долгосрочные ресурсы, капитализация нефинансовых активов, кратное повышение доступности финансовых услуг, внедрение финансовых инноваций, снятие избыточных административных барьеров, повышение роли национальной валюты, тесная координация планов по развитию рынка капиталов (ценных бумаг) и банковского сектора, отказ от практики масштабного вывоза капитала с последующим трансграничным оказанием финансовых услуг различным группам российских клиентов.

3. Развитие банковского  и страхового секторов.

Сегодня в экономической жизни России происходят непростые явления, обусловленные мировым финансовым кризисом. Однако сегодня необходимо продолжить разработку новых мер поддержки банковской системы и реального сектора экономики. Необходимо создать условия для поступательного развития отечественной банковской системы и принять меры к нейтрализации возможных кризисных явлений в будущем.

Пакет антикризисных  мер для укрепления банковского  сектора можно условно сгруппировать  по семи направлениям.

1. Монетарные меры. Поддержание адекватного курса рубля и обеспечение его стабильности.

2. Повышение капитализации банковской системы. Введение нулевой ставки налога на прибыль в случае ее реинвестирования в собственный капитал банка, освобождение от налогообложения части прибыли инвесторов, направляемой на формирование уставного капитала банков, законодательное упрощение регулирования капитала банков.

3. Консолидация банковского сектора. Предоставление капитала крупнейшим банкам для приобретения неплатежеспособных банков в дополнение к долговому финансированию, предоставляемому Агентству по страхованию вкладов.

4. Формирование базы пассивов  банков за счет источников  внутреннего рынка.

• обеспечение предсказуемости условий предоставления беззалоговых кредитов Банка России и снижение их стоимости;

• увеличение размера гарантий по вкладам физических лиц как минимум до 3 млн руб;

• страхование средств юридических лиц в банках;

• законодательное закрепление возможности открытия безотзывных вкладов;

• предоставление муниципальным образованиям, бюджеты  которых дотируются не более чем  на 20%, права размещать свои средства на депозитах в коммерческих банках;

• обеспечение участия пенсионных накоплений в фондировании банков.

5. Расширение спектра государственных  гарантий. Использование государственных гарантий может быть реализовано за счет:

• поддержки внутреннего спроса через финансирование программ по приобретению населением товаров длительного пользования;

• включения 30 – 50 крупнейших банков в программу кредитования инфраструктурных, стратегических проектов, предприятий малого и среднего бизнеса на конкурсной основе под гарантии государства;

• покрытия обязательств перед банками тех граждан, которые потеряли возможность обслуживать кредиты в результате кризиса.

6. Упорядочение рынка проблемных  активов. Было бы целесообразно создать Государственное бюро финансовой информации по банкам и корпоративным клиентам банков на базе Банка России. Кроме того, необходимы меры в области учета и распоряжения имуществом. Также необходимо обеспечить возможность погашения требований банков за счет заложенного имущества, минуя процедуру банкротства.

7. Повышение прозрачности и технологичности  банковской системы.

Открытость  и высокая эффективность российского  банковского сектора – обязательные условия успешной работы в рамках глобальной экономики. К мерам, направленным на повышение инвестиционной привлекательности  и конкурентоспособности банковского  сектора, можно отнести:

• установление для 30 – 50 крупнейших банков обязательной подготовки отчетности в полном соответствии с МСФО на ежеквартальной основе;

• введение дифференцированной системы надзора за банками;

• передачу контрольных функций Роспотребнадзора в области потребительского кредитования Банку России;

• разработку Банком России специальных нормативных актов для банков по риск-менеджменту;

• переход на электронный формат подачи отчетности банков;

• совершенствование законодательства в области регулирования технологий дистанционно-банковского обслуживания клиентов. В частности, следует разрешить банкам открывать новые счета физических лиц без их личного присутствия, с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания.

Антикризисные меры для реального сектора экономики 

Не должен остаться без внимания и нефинансовый сектор – реальная экономика. В качестве приоритетных мер следует отметить:

• снижение налоговой нагрузки;

• сдерживание  и по возможности снижение тарифов  естественных монополий;

• финансирование инфраструктурных проектов;

• реализация мер по поддержке малого и среднего бизнеса.

Правильная  и целенаправленная реализация антикризисных  мер, определение единой стратегии  развития банковского сектора дают основание полагать, что идея создания международного финансового центра в России станет достижимой целью. Такое развитие ситуации позволит включить Россию в список стран, в которых осуществляется торговля мировыми финансовыми активами, и превратить рубль в валюту международных расчетов. Это даст дальнейший импульс для увеличения объемов реальных инвестиций в российскую экономику, позволит увеличить стабильность доходов и уровень благосостояния населения России, развивать финансовые, банковские, страховые услуги на уровне мировых стандартов. [1, с.3-8]

4. Развитие рынков земли  и недвижимости.

Стратегической  целью государственной политики в сфере земли и иной недвижимости является обеспечение условий для эффективного использования и развития недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан.

Основными результатами реализации государственной  политики должны стать: вовлечение в  гражданский оборот земли и иной недвижимости; обеспечение государственной  зашиты прав на недвижимость и баланса  интересов субъектов правоотношений; становление и развитие системы  ипотечного кредитования и привлечение  инвестиций под обеспечение недвижимостью; обеспечение роста налоговых  поступлений в бюджеты всех уровней; функционирование эффективной системы  правового регулирования рынка  недвижимости.

Возможность выбора для граждан и инвесторов может быть обеспечена только при  условии демонополизации рынка  недвижимости, развития на нем конкуренции. Особенность сложившегося сегодня  положения в том, что главным  монополистом на рынке земли является само государство. Главным препятствием для защиты интересов граждан и предпринимателей является несовершенство законов, в большей степени отражающих интересы государственных ведомств, чем общества.

Реализации  поставленных целей будет способствовать новый Земельный кодекс.

Для достижения стратегической цели государственная политика должна быть сфокусирована на следующих основных направлениях:

- реформирование  отношений собственности на землю  и иную недвижимость (разгосударствление  земли, обеспечение правовой защиты  собственников и владельцев недвижимости):

- стимулирование  эффективного использования, создания  объектов недвижимости и их  гражданского оборота; 

- институциональное  обеспечение государственной политики  в сфере земли и иной недвижимости.

Главной целью проводимого в стране реформирования отношений собственности на землю  и иную недвижимость является ликвидация государственной монополии на землю. Государство как собственник  должно иметь в своем распоряжении земли, обеспечившие стратегические интересы государства и удовлетворение государственных  нужд, а также те земли, которые  не представляют интереса для частного сектора и муниципальных образований. Такой подход обеспечит передачу подавляющего большинства объектов недвижимости в руки юридических  и физических лиц и позволит с  использованием рыночных механизмов обеспечить их эффективное использование.

 

5. Совершенствование антимонопольной  политики.

Основная  цель контроля и надзора в сфере  конкуренции – создание условий  для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию экономики.

Изменение законодательства, более активная деятельность Федеральной антимонопольной службы по его применению повысили роль антимонопольной политики как с точки зрения её воздействия на поведение хозяйствующих субъектов, так и с точки зрения места в системе государственного управления.

6. Сокращение нерыночного  сектора экономики.

В российской экономике сохраняется  значительная доля  нерыночного

сектора,  в том числе  в бюджетной сфере (образование, здравоохранение, охрана законности и правопорядка и другие), в газовой промышленности -

в   части   поставок   на  внутренний  рынок  по  регулируемым  ценам, электроэнергетике,     на      железнодорожном      транспорте,      в жилищно-коммунальном  хозяйстве,  а  также  частично  в отрасли связи.

Кроме того,  в указанный  сектор входят  предприятия  других  отраслей, осуществляющие деятельность не только за счет собственных доходов,  но и за счет получаемых дотаций, субсидий и иных льгот.

Наличие столь значительного  сектора экономики, в котором  рыночные

отношения в одних случаях  объективно ограничены,  а в других действуют

в деформированном виде,  влечет за собой ряд негативных последствий, в

том числе:

• неэффективное распределение ресурсов;

• отсутствие стимулов   для   экономии  материальных  и  финансовых ресурсов, роста производительности труда;

• ослабление мотивации    к   энергосбережению,   внедрение   новых технологий, привлечение инвестиций в модернизацию производства.

Государство последовательно  проводит  политику,  направленную на сокращение  нерыночного  сектора.  Определены   основные   направления

реформирования     субъектов     естественных    монополий,    которые предусматривают  создание   системы   государственного   регулирования указанных    субъектов    естественных   монополий,   их   эффективное функционирование,  а также достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.

7. Реформирование науки  и стимулирование инноваций.

Конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках определяется темпами внедрения инноваций и развития наукоемких производств. Для обеспечения инновационного развития страны необходимо:

Информация о работе Государственное регулирование экономики и его эффективность