3. Концепция долгосрочного развития
РФ до 2020 в контексте формирования конкурентоспособной
экономики
3.1 Концепция долгосрочного
развития Российской Федерации до 2020 года
Основной
идеей проекта федерального закона
«О государственном стратегическом
планировании» является создание правовой
основы для разработки, построения
и функционирования комплексной
системы государственного стратегического
планирования социально-экономического
развития Российской Федерации, позволяющей
решать задачи повышения качества жизни
населения, роста российской экономики
и обеспечения безопасности страны.
В последнее
время необходимость формирования
системы стратегического планирования
значительно повысилась в силу того,
что решения в оборонной, социальной,
технологической и экономической
сферах приобретают долгосрочный стратегический
характер.
Возникла
необходимость в наборе управленческих
инструментов, которые позволяют:
- развертывать долгосрочные решения (со сроком реализации 5 и более лет) в набор средне- и краткосрочных задач, увязанных между собой и подчиненных общей цели;
- балансировать планируемые действия, требующие значительных затрат, по ресурсным и организационным возможностям (проекты в энергетике, транспорте, демографии, национальной безопасности);
- четко ориентировать субъекты Российской Федерации на деятельность, отвечающую интересам страны в целом в соответствии с поставленными целями социально-экономического развития Российской Федерации;
- обозначать долгосрочные ориентиры для бизнеса (в области развития производственной инфраструктуры, энергетической и минерально-сырьевой базы, рынка рабочей силы, социальной инфраструктуры, науки и технологий и так далее), позволяющие снизить риски при принятии долгосрочных инвестиционных решений.
Комплексная
система государственного стратегического
планирования социально-экономического
развития Российской Федерации - это
и есть упорядоченный набор таких
инструментов.
Целями
создания системы являются:
- определение оптимальной траектории перехода от текущего состояния социально-экономического развития к желаемому состоянию;
- концентрация разнокачественных (финансовых, организационных, информационных, кадровых) ресурсов для достижения запланированных целей;
- укрепление усилий всех субъектов экономики (государства, корпораций, структур гражданского общества) для достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации.
Исходя
из целей определяются основные функции
системы государственного стратегического
планирования:
- определение внутренних и внешних условий и тенденций социально-экономического развития, а также выявление возможностей и ограничений социально-экономического развития;
- определение целей социально-экономического развития Российской Федерации и приоритетов социально-экономической политики;
- выбор путей и способов достижения целей, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся ресурсов;
- формирование комплексов мероприятий, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития в соответствующих сферах социально-экономического развития;
- определение необходимых ресурсов для достижения целей и задач социально-экономического развития;
- координация планируемых действий по достижению целей социально-экономического развития между федеральным и региональным уровнями государственной власти, бизнесом и обществом;
- осуществление стратегического контроля;
- научно-техническое, информационное и кадровое обеспечение государственного стратегического планирования социально-экономического развития.
Предметом
правового регулирования законопроекта
являются общественные отношения в
сфере планирования, прогнозирования
и стратегического контроля социально-экономического
развития Российской Федерации, составляющие
целостную систему государственного
стратегического планирования.
Законопроект
регламентирует и обеспечивает прозрачность
процедур разработки, рассмотрения и
утверждения документов стратегического
планирования.
Участниками
регулируемых данным законопроектом отношений
являются Президент Российской Федерации,
Совет Безопасности Российской Федерации,
Счетная палата Российской Федерации,
Правительство Российской Федерации,
федеральные органы исполнительной
власти и органы государственной
власти субъектов Российской Федерации.
В законопроекте
закреплены полномочия всех участников
государственного стратегического
планирования в процессе государственного
стратегического планирования социально-экономического
развития в Российской Федерации.
Предлагаемый
законопроектом подход к формированию
системы государственного стратегического
планирования базируется на опыте и
достижениях отечественной и
мировой практики, включает в себя
инструменты государственного стратегического
планирования, применяемые в настоящее
время в Российской Федерации
и за рубежом.
Последствиями
принятия законопроекта станут:
- создание условий для достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации в соответствии с долгосрочными и среднесрочными приоритетами государственной политики;
- повышение эффективности использования имеющихся ресурсов в рамках достижения целей;
- увеличение прозрачности и эффективности деятельности органов государственной власти;
- повышение исполнительской дисциплины в связи с введением обоснованных и объективных критериев оценки деятельности участников процесса государственного стратегического планирования.
Концепция
долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации разработана
в соответствии с поручением Президента
Российской Федерации по итогам заседания
Государственного совета Российской Федерации.
Цель
разработки Концепции - определение
путей и способов обеспечения
в долгосрочной перспективе (2008 - 2020
годы) устойчивого повышения благосостояния
российских граждан, национальной безопасности,
динамичного развития экономики, укрепления
позиций России в мировом сообществе.
В соответствии
с этой целью в Концепции сформулированы:
- основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;
- стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;
- формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;
- цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;
- цели и приоритеты внешнеэкономической политики;
- параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.
Период 2009 - 2012 годов - первый этап реализации
Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года. Этот период во многом определяет
успех в достижении долгосрочной
стратегической цели - выход на уровень
экономического и социального развития,
соответствующий статусу России
как ведущей мировой державы XXI
века, занимающей передовые позиции
в глобальной экономической конкуренции
и надежно обеспечивающей национальную
безопасность и реализацию конституционных
прав граждан.
За четыре года экономика России
должна стать инновационной, инвестиционно
привлекательной, социально ориентированной
и эффективной. В этом состоит
ответ России на глобальные вызовы.
Предстоит
осуществить масштабные проекты
по трансформации экономики от экспортно-сырьевого
к инновационному социально ориентированному
типу развития. Это проекты в области:
- либерализации экономических институтов и усиления конкурентности предпринимательской среды;
- повсеместного распространения инноваций, ускоренного развития науки, технологий и высокотехнологических производств;
- построения информационного общества, модернизации информационных процессов и качественного развития средств массовых коммуникаций;
- повышения эффективности отраслей экономики, снижения энергоемкости производства и увеличения производительности труда;
- модернизации базовых промышленных производств и сельского хозяйства, качественного обновления транспортной и энергетической инфраструктуры, развития ресурсной базы экономики;
- обеспечения сбалансированного регионального развития и создания новых региональных центров экономического роста.
При этом
важнейшими стратегическими факторами
обеспечения устойчивости социально-экономического
развития остаются поддержание макроэкономической
сбалансированности и снижение уровня
инфляции.
Ключевым
условием успеха в решении этих задач
является повышение качества работы
системы государственного управления
и местного самоуправления. При этом
основной акцент делается на конечной
результативности и эффективности
исполнения функций и полномочий
Правительства Российской Федерации,
федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления,
на мотивациях государственных и
муниципальных служащих в достижении
поставленных целей.
Инструментом
реализации Основных направлений деятельности
Правительства Российской Федерации
являются проекты. Каждый из проектов
представляет из себя отдельное направление
деятельности государства и включает
в себя цели и задачи проекта, показатели
деятельности, измеряющие степень реализации
проекта, мероприятия, а также объемы
финансирования, которые потребуются
для успешной реализации проекта.
Основными
задачами Министерства в данном направлении
является:
- развитие нормативно провой базы регламентирующей порядок реализации проектов;
- экспертиза разработанных, проектов;
- мониторинг хода исполнения проектов;
- подготовка сводных докладов о ходе реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации. [18]
Заключение
В рамках
государственного регулирования экономики
перед государством стоят следующие
задачи:
- структурная перестройка экономики;
- инвестиционная политика государства;
- регулирование внешнеэкономической
деятельности;
- денежное регулирование;
- приватизация собственности;
- размещение производительных сил;
- социальное обеспечение населения;
- финансовая, налоговая политика;
- антимонопольная политика;
- научно-технический прогресс;
- охрана окружающей среды;
- правовое обеспечение.
В рамках
решения каждой отдельно взятой проблемы
государство осуществляет специальные
мероприятия в целях регулирования
процессов в той или иной сфере.
Но все они в совокупности
направлены на осуществление главной
цели: экономическая и социальная стабильность,
рост жизненного уровня населения, утверждение международного
авторитета России. Основными направлениями
деятельности государства в области регулирования
экономики, которые смогут обеспечить
экономический прорыв России в XXI веке,
являются:
- Стимулирование динамичного экономического роста.
- Проведение активной промышленной политики.
- Осуществление рациональной структурной политики.
- Рациональное регулирование деятельности естественных монополий.
- Формирование эффективной финансовой системы, цивилизованных финансовых и фондовых рынков, способных стать инструментом аккумулирования инвестиционных ресурсов.
- Активизация внешнеэкономической деятельности, интеграция экономики России в мировые хозяйственные структуры.
- Проведение современной аграрной политики.
- Усиление мер государственной поддержки науки, образования, культуры и здравоохранения.
- Разработка новой политики в области доходов, которая должна быть нацелена на обеспечение устойчивого роста благосостояния населения на основе увеличения реальных располагаемых доходов граждан, уменьшение дифференциации уровня доходов населения, снижение социальной напряженности.
- Продолжение государственной политики в сфере охраны окружающей среды, совершенствование законодательной базы, касающейся этой области.