Государственное регулирование экономики Словакии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:10, контрольная работа

Описание работы

Важнейшее значение для успешного включения в мировые экономические процессы имеет укрепление правовых основ государства. Требуется обеспечить твердые гарантии инвестируемому капиталу относительно прибыли, безусловное уважение закона и имущественных прав, четкое соблюдение договорных условий, правил банкротства и др. Известно, что для получения иностранных инвестиций необходимо обеспечить доверие к ситуации в стране при стабильности и надежности социального и экономического положения. С целью создания систематизированных рыночных регуляторов и условий правительством принят ряд законов, положения которых со¬ответствуют принципам хозяйственного права Европейского сообщества, условиям финансового рынка развитых стран и в тоже время учитывают внутренние экономические условия.
Для того чтобы преодолеть нынешний кризис, необходимо разработать и проводить эффективную налоговую политику, которая определяла бы общий инвестиционный климат.

Файлы: 1 файл

КР_Вариант_15_Гос регулирование_.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

1. Государственное регулирование  экономики Словакии

 

После «бархатной революции» в Чехословакии образовались два самостоятельных независимых государства. С развалом соцлагеря «приказал долгожить» и СЭВ — организация, которая некогда объединяла страны социалистической направленности. Рыночные отношения стали диктовать свои условия, и каждый в этой ситуации уповал только на себя.

В словацком экспорте до 1989 года приоритет принадлежал оборудованию машиностроения, станкам, машинам, товарам легкой промышленности.[1 с.34]

Словацкие обувщики сотрудничают со многими всемирно известными производителями обуви, среди которых стоит назвать хотя бы такие, как «Адидас» и «Рибок». Пока словацкой обуви на российском рынке не так много, как хочет этого генеральный директор АО «Яс» Йоэеф Варали. Но это вопрос времени — убежден главный обувщик из Бардейова, имея в виду подписанный главами двух правительств Владимиром Мечъяром и Виктором Черномырдиным важный документ, который предусматривает создание зоны свободной торговли между двумя странами. Зачатки будущей совместной деятельности уже есть. Словацкая фирма «Матадор» по выпуску автомобильных шин совместно с «Омскшиной» реанимировала российский завод, в результате чего рабочие получили не только возможность трудиться, что уже немаловажно, но еще и определили рынки сбыта: а это и Сибирь, и Казахстан, и в перспективе Китай. И это несмотря на прохладные отношения к подобным инициативам со стороны Европейского союза, который координирует экономические взаимоотношения стран, входящих в ЕС. Но пока РФ и СР не являются полноправными членами этой организации, есть возможность для сотрудничества. [1 с.34]

В последние годы XX в. в экономической жизни Словакии произошли значительные перемены, как, впрочем, и в других восточноевропейских странах и России. В Словакии эти перемены сопровождались многочисленными политическими, экономическими, социальными конфликтами, которые с распадом Югославии достигли своей кульминации. Они чрезвычайно затрудняют процесс прогрессивной реформации экономики и общества, причем оказывают негативное влияние и на экономическое положение стран ближнего и дальнего зарубежья. [1 с.35]

Целью процесса трансформации  экономики и общества, осуществляемого  с помощью либерализации экономических отношений с другими государствами, приватизации и использования рыночных методов хозяйствования, было повышение эффективности производства и уровня жизни населения. Однако уже в первые годы реформ выявились глубокие противоречия начатых процессов, проблемы, которые предстояло решать, оказались намного серьезнее, чем предполагалось вначале. В результате постоянной политической напряженности, нарушения внутреннего и внешнего равновесия, огромной внешней задолженности и высокой инфляции, санкций стран ЕС и медленной и нерешительной перестройки хозяйственного механизма в течение последних десяти лет произошли значительное снижение хозяйственной активности, стагнация производства, уменьшение эффективности инвестиций, замедление технологического прогресса, сокращение экспорта, увеличение безработицы и снижение жизненного уровня - большая часть населения живет на грани нищеты. Не хватает оборотных средств, увеличиваются убытки, что вызывает быстрое уменьшение капитала и производственных мощностей. Объем взаимных задолженностей значительно возрос, кредиты не выплачиваются в срок - все это приводит к неуверенности и недоверчивости в деловых отношениях, неэффективному использованию и без того небольших финансовых средств. Таким образом, анализ основных экономических показателей свидетельствует, что реформы не дали желаемого результата и не смогли предотвратить экономический кризис. Рассмотрим некоторые из основных экономических параметров.

Цены. Инфляция сопутствует  всему переходному периоду. В 1998г. рост розничных цен составил 67,4%. Он был еще более значительным в следующем году, а с января 2000г. цены стали полностью соответствовать европейским, а затем продолжали расти. В первом квартале 2000г. они повысились на 36%, а во втором - на 20%. В ноябре 2000г. введен валютный режим, в соответствии с которым немецкая марка фактически стала национальной валютой - это единственный подобный случай в мире. [2 с.4]

Занятость населения. Она  постоянно сокращается, рост безработицы  в 1999 г. составлял 30%, а в первом квартале 2000 г. еще 1700 человек остались без работы. Особенно беспокоит то, что в ближайшее время решение этой проблемы не предвидится. Кроме того, происходит значительный отток квалифицированных специалистов из страны.

Заработная плата. Начисляется  она в немецких марках и в среднем растет, начиная с сентября 1999г., когда была на низшем уровне и составляла всего 117 марок. В середине 2000г. она повысилась до 188 марок, но реально уменьшилась, потому что индекс потребительских цен за этот же период увеличился вдвое. В результате жизненный уровень понизился до критической отметки. В этих условиях основным, а часто и единственным источником дохода для значительной части жителей является «теневая экономика». Доля заработной платы в общих денежных доходах уменьшилась с 61% в 1991г. до 42% в 1999г., в то же время доля пенсий, социальных выплат и дополнительных заработков увеличилась. [2 с.4]

Валовой продукт. Его  объем сокращался даже быстрее, чем  занятость. В 1999г. он составлял всего  половину ВВП 1990г. Дальнейшее его уменьшение в 2000г. обусловило дальнейшее ухудшение состояния национального хозяйства по сравнению с другими переходными экономиками и, особенно с развитыми европейскими странами. Промышленное производство. Уровень индустриального производства снизился на 60% по сравнению с 1990г. В 2000г. эта тенденция продолжилась, причем статистические показатели не отражают полностью действительное ухудшение экономического положения, так как в эти годы был очень высокий уровень инфляции, а базовые данные, используемые для сравнения, - низкие, так как падение производства началось еще в 1990г., когда по сравнению с 1989г. оно сократилось на 17%.

Инвестиции. Их общий  объем, по некоторым оценкам, меньше величины амортизации. В результате многолетнего недоинвестирования значительная часть основных фондов уже полностью изношена.

Внешнеторговый баланс. Торговый баланс Словакии в последние десять лет был дефицитным, и этот дефицит постоянно увеличивается: если в 1992 и 1995гг. в среднем он составлял 37 млн. долл., то в 1996-1999гг. - 299 млн. долл. Продолжал он возрастать и в 2000г. Словакия в основном торгует с развитыми странами. Товары широкого потребления составляют основную часть импорта. Экспорт приносит незначительные доходы, так как конкурентоспособность нашего хозяйства на иностранном рынке невысока.

Приватизация. Процесс  приватизации идет намного труднее, чем предполагалось. Он начался в 1995г., когда было приватизировано 10 из 14794 зарегистрированных предприятия. В 1996г. приватизировано 19, а в 1997г. - 65 предприятий. Затем число таких предприятий уменьшилось: в 1998г. - всего 23. Планом приватизации в 2000г. было предусмотрено приватизировать 469 предприятий, из них приватизировано лишь 114. [2 с.4]

С 1990г. до 1999г. приватизированы  почти все предприятия, чья стоимость превышает 5 млн. марок. За эти же годы приватизировано еще 116 небольших и средних предприятий, стоимость которых составляет всего лишь 9% общей стоимости предприятий Черногории. Покупатели этих предприятий в основном частные фирмы (4%) и физические лица (30%). Целью приватизации является не просто изменение форм собственности, но и создание более эффективных условий деятельности. Нынешний экономический кризис, крупные внеэкономические потрясения, длительные экономические санкции со стороны многих зарубежных стран, война в близлежащих районах, исключение из международных финансовых институтов, неэффективная система хозяйствования, макроэкономическое неравновесие и общая хозяйственная нестабильность замедляют процесс приватизации. Кроме того, не хватает и капитала. Личные сбережения «съела» инфляция, а иностранный капитал при такой нестабильной ситуации не поступает.

Предполагалось, что предоставление хозяйственным субъектам большей  самостоятельности будет способствовать необходимым структуральным изменениям и экономическому росту, а новые организационно-правовые формы деятельности, наряду с рыночными критериями и конкуренцией, сделают во многом ненужным государственное регулирование экономики. Однако эти надежды не оправдались.

«Теневая экономика». Одной из серьезных проблем является значительное расширение «теневой экономики», в результате чего из хозяйственного оборота извлекаются очень значительные средства и вывозятся из страны. Это наносит огромный урон национальной экономике, является причиной значительного и постоянно усиливающегося материального расслоения общества.

В результате использования  нелегальных и полулегальных  методов хозяйствования прибыль во многих сферах деятельности уводится из хозяйственного оборота, по размеру она, по крайней мере, вдвое меньше (в процентном отношении) прибыли, которую можно получить при стабильной экономической системе, действующей в высокоразвитых странах. Инвесторы, имеющие серьезную репутацию, не вкладывают средства в производства, так как данная экономическая ситуация свидетельствует о том, что законы не действуют должны образом, экономическая система ненадежна и нестабильна, а значит риск, связанный с инвестированием, очень велик.

Социальные последствия  переходного периода. Анализ доходов и расходов домашних хозяйств показывает, что основными являются расходы на питание, одежду и другие потребности первой необходимости (около 70% общих расходов). Доля заработной платы в доходах значительно уменьшилась, существенно снизился и общий уровень доходов, ухудшились все социальные показатели, усилилось имущественное расслоение. С целью сохранения хотя бы минимального уровня жизни большое число работников материального производства перешло в сферу бизнеса, обслуживания и торговли. Серьезным негативным последствием является и массовый отъезд работоспособного населения в возрасте до 40 лет на заработки за границу. При этом увеличивается и численность безработных. [2 с.4]

Бюджет. В 2000-2003гг. правительству Словакии удавалось сохранять сбалансированный бюджет. Сделать это было очень нелегко, тем более что трансферты из союзного бюджета не поступают уже с 1998г. Прилив беженцев также увеличил расходы бюджета. Отягощающими обстоятельствами явились и ухудшение экономической ситуации в Югославской Федерации из-за военных действий в Косово, нарушение торговых отношений с Сербией, прекращение межреспубликанских платежей. Большую часть дохода бюджета составляли налог на заработную плату (37%), доходы от иностранного финансирования, заем из внутренних источников, средства, полученные от приватизации, а также регистрационные сборы на ввозимые автомобили (они увеличились с 5% доходов бюджета в 1995 г. до 22% в 1998г). В 1998г. общий доход составил 815 млн. долл. В 1999г. правительство Словакии заявило о дефиците бюджета в 9,2% ВВП, а за первые пять месяцев 2000г. - 7%.[2 с.4]

Условия включения Словакии в мировой экономический процесс. Начало любого переходного периода сопровождается стагнацией, в Черногории она продолжается в течение 10 лет, поэтому уровень всех важнейших экономических показателей весьма низок. Ясно, что решение всех накопившихся проблем не может быть безболезненным, для этого требуются коренные изменения всех сторон экономической и политической системы страны. Может ли Черногория обеспечить такие темпы и качество экономического роста, чтобы включиться в общий мировой экономический процесс? Полагаем, что может, но для этого необходимо, чтобы имеющиеся проблемы решались не по частям, а в контексте коренных преобразований в экономике и политике страны. Требуется точный учет факторов внешнего окружения, конструктивные меры должны обеспечивать постоянный баланс интересов и приспособление к меняющимся условиям с целью получения максимальной выгоды для отечественного производства и экономики в целом.

Основными предварительными условиями интеграции Черногории в  международные экономические процессы являются следующие. Прежде всего, страна должна стать активным членом международных финансовых и торговых организаций. Далее - денежная, валютная, таможенная и внешнеторговая системы должны быть приведены в соответствие с европейскими стандартами. Требуется расширение приватизации и усиление конкуренции, совершенствование структуры больших предприятий и устранение монополий, проведение реформы финансового и банковского секторов и усиление финансовой дисциплины, реализация соответствующих социальных программ и укрепление правовых основ государства. Институциональные изменения должны осуществляться с учетом реалий экономической ситуации стран Европейского сообщества, характерной особенностью которой являются активные интеграционные процессы, предполагающие высокую степень открытости и либерализации экономики.

Важнейшее значение для  успешного включения в мировые  экономические процессы имеет укрепление правовых основ государства. Требуется обеспечить твердые гарантии инвестируемому капиталу относительно прибыли, безусловное уважение закона и имущественных прав, четкое соблюдение договорных условий, правил банкротства и др. Известно, что для получения иностранных инвестиций необходимо обеспечить доверие к ситуации в стране при стабильности и надежности социального и экономического положения. С целью создания систематизированных рыночных регуляторов и условий правительством принят ряд законов, положения которых соответствуют принципам хозяйственного права Европейского сообщества, условиям финансового рынка развитых стран и в тоже время учитывают внутренние экономические условия.

Для того чтобы преодолеть нынешний кризис, необходимо разработать и проводить эффективную налоговую политику, которая определяла бы общий инвестиционный климат. Наряду с прибыльностью она должна обеспечивать и надежность инвестиций, т.е. минимальный риск для инвестиционного капитала. В этом направлении уже сделаны определенные шаги. [2 с.4]

Рыночные реформы требуют  основательных институциональных  и правовых изменений в области финансовой и банковской систем и улучшения финансовой дисциплины. Свободное передвижение труда, капитала, информации, технологий, совершенствование методов хозяйствования и банковской системы - основные условия безинфляционного развития.

Постоянный экономический  рост невозможно обеспечить без решения  социальных проблем, улучшения удовлетворения потребностей человека, развития его творческих способностей, создания благоприятного морального и психологического климата, достижения согласия и стабильности в обществе. Профессиональная подготовленность, квалификация, духовный и интеллектуальный потенциал людей являются основой эффективного использования рабочих ресурсов, роста продуктивности и эффективности производства и управления. Необходимо проведение постоянной политики, направленной на предотвращение социальных потрясений, повышение уровня политической культуры, развитие кооперативного характера отношений между различными социальными слоями и группами населения.

Либерализация внешнеторговой деятельности должна проводиться с  целью достижения определенных целей. Главные из них - увеличение экономического потенциала национального хозяйства, получение инвестиций, устранение структурных диспропорций в хозяйстве, развитие рынка и конкуренции. При этом необходимо обеспечивать и одновременное уменьшение зависимости от импорта.

Информация о работе Государственное регулирование экономики Словакии