Государственное регулирование экономики Словакии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:10, контрольная работа

Описание работы

Важнейшее значение для успешного включения в мировые экономические процессы имеет укрепление правовых основ государства. Требуется обеспечить твердые гарантии инвестируемому капиталу относительно прибыли, безусловное уважение закона и имущественных прав, четкое соблюдение договорных условий, правил банкротства и др. Известно, что для получения иностранных инвестиций необходимо обеспечить доверие к ситуации в стране при стабильности и надежности социального и экономического положения. С целью создания систематизированных рыночных регуляторов и условий правительством принят ряд законов, положения которых со¬ответствуют принципам хозяйственного права Европейского сообщества, условиям финансового рынка развитых стран и в тоже время учитывают внутренние экономические условия.
Для того чтобы преодолеть нынешний кризис, необходимо разработать и проводить эффективную налоговую политику, которая определяла бы общий инвестиционный климат.

Файлы: 1 файл

КР_Вариант_15_Гос регулирование_.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

 

Особенность производственного  аппарата Беларуси накануне реформ состояла также в технологической несопряженности отдельных элементов производственных систем. Отсутствие конкуренции порождало отрыв технического уровня оборудования центрального звена технологической цепи (именно оно определяло объемные показателя) от стадий, определяющих качественную сторону продукции.

Большой износ и технологическая  несопряженность дают основание  утверждать, что не во всех отраслях и производствах можно и целесообразно использовать прежний производственный аппарат. Требуется провести его инвентаризацию по технико-технологическому уровню и вычленить те производства, развитие которых будет возможно только на новой технологической базе. [9 с.88]

Поскольку конкурентоспособность  ряда видов продукции определяется не столько техническим уровнем оборудования, сколько качеством и видом используемого сырья, то инвентаризация позволит также выявить, насколько полно можно использовать свободные мощности в разных отраслях производства; где модернизация неизбежна, а где требуется преодолеть технологическую несбалансированность.

Структурные преобразования связаны с большими инвестициями. И в этом плане крупными резервами  обладает кооперирование, в том числе  межотраслевое, вкупе с выбором  эффективной специализации. Но здесь  опять возникает вопрос о сопряженности с близкими по технологическим характеристикам и технологической цепочке партнерами. В этом случае структурные изменения определяются внешними факторами.

Разрыв длительных хозяйственных  связей со странами СНГ - это повод  как для локальной, так и для системной реструктуризации.

Системный подход к реструктуризации не позволит, к примеру, ликвидировать одно убыточное предприятие (или построить новое по супертехнологии), связанное технологической цепочкой с рядом других, ибо это ухудшает положение всех остальных.

Системная реструктуризация основывается на согласовании планов, интересов, технологических укладов, цен и других параметров множества  партнеров.

По расчетам Ю. Кормнова, без поставок из России Белоруссия может выпускать только 16% продукции.

Кооперационная форма  взаимодействия стала ускорителем  структурной перестройки в промышленности всех стран на новой технологической основе. Кооперация, выходя за рамки внутреннего рынка страны, обеспечивает значительное сокращение затрат каждого партнера. Поскольку прежнюю советскую кооперацию уже не возродить, целесообразен поиск новых форм кооперации и интеграции, обеспечивающих подъем экономики. И тогда перспективы структурных преобразований для промышленности РБ станут более ясными. [6 с.36]

Для оценки перспектив изменений  отраслевой структуры очень важен анализ воздействия ценового фактора. Статистические и расчетные данные об отраслевой структуре ВВП в сопоставимых ценах позволяют выполнить раздельную оценку влияния ценового и неценового факторов на изменение объемов и структуры ВВП. Расчеты, проведенные Ф. Павленко и В. Новицким по Беларуси, представлены в табл. 2.

Таблица 2.2.

Изменение структуры  промышленности в Беларуси

                       

 

 

Отрасли

Структура промышленности

(в %)

Векторы отраслевого

сдвига

1990г.

в дей-

ствующих

ценах

1990г.

в ценах 

1996

1996г. в

дейст-

вующих ценах

1996

цено-

вой

неце-

новой

сум-

марный

ТЭК

7,2

22,8

14,0

15,6

-8,8

6,8

Металлургия

1,0

1,8

2,6

0,8

0,8

1,6

Химия и нефтехимия

9,0

10,6

12,6

1,6

2,2

3,8

Машиностроение и металлообработка

34,2

19,9

22,7

-14,3

2,8

-11,5

Лесная, деревообрабатывающая и 

целлюлозно-бумажная

промышленность

4,4

3,1

4,9

-1,3

1,8

0,5

Промышленность

стройматериалов

3,7

3,9

3,2

0,2

-0,7

-0,5

Легкая промышленность

17,2

7,0

7,4

-10,2

0,4

-9,8

Пищевая промышленность

14,9

14,6

16,3

-0,3

1,7

1,4

Прочие отрасли

8,4

16,3

16,1

7,9

-0,2

7,7


 

По мнению этих авторов, изменение параметров структуры  ВВП в Беларуси носит пассивный  характер, обусловленный переходом  на мировые цены. Последний можно было бы трактовать и как положительный, если бы эти сдвиги не привели к падению ВВП.

Для Беларуси это характерно. Ценовой фактор, а вернее, его воздействие было особенно сильным и преобладающим во всех странах СНГ в 1991-1992гг., а в Беларуси, в силу инфляции, он оказывал большое воздействие и во все последующие годы. Переломить ситуацию трудно, т.к. по расчетам тех же авторов для изменения структуры экономики на 1% требуются финансовые ресурсы, эквивалентные 2-3% ВВП. [6 с.37]

Во всех странах СНГ доля ТЭК  с переходом на мировые цены резко  повышается, как и первых переделов - металлургии и химии, а отраслей, использующих в качестве сырья сельскохозяйственную продукцию, - падает. И если в Беларуси эти структурные сдвиги не стали типичными, то только в силу искусственного сдерживания цен государством. Уменьшение доли отраслей легкой промышленности и машиностроения вызвано также несоответствием качества продукции уровню издержек производства.

Переход на мировые цены приводит к высокому уровню несбалансированности структуры промышленности, создает благоприятные условия для развития сырьевых отраслей и неблагоприятные - для обрабатывающих, в первую очередь для машиностроения, легкой и пищевой промышленности. Это означает, что при формировании промышленной политики следует учитывать ценовой фактор и делать ставку именно на него. С этой точки зрения преобладающая отрасль в промышленности РБ - машиностроение, а вернее отдельные его отрасли не имеют устойчивых перспектив развития, т.к. отсутствует сырьевая составляющая, производственный аппарат устарел и изношен, а научно-технический потенциал для нововведений не накоплен.

Конечно, наш вывод слишком общий  и может быть применим не ко всему  машиностроению, а лишь к специализации  промышленности, которую, по-видимому, придется менять с ориентацией на сырье и цены. Каждое машиностроительное предприятие должно повышать свои конкурентные преимущества за счет внедрения более совершенных технологий и методов управления. А правительство с помощью институциональных механизмов - стимулировать их деловую активность и развивать конкурентные преимущества. Стимулировать не отдельные предприятия, оправдывая это точечной поддержкой экспортоориентированных производств, как это сейчас происходит, а стимулировать институциональными методами всех производителей, имеющих необходимый для этого потенциал. [6 с.38]

Страны, не располагающие факторными условиями, о которых говорилось выше и которых пока не имеет белорусское машиностроение, в качестве опорных выбирают легкую, деревообрабатывающую, химическую отрасли, сферу услуг и т.д., т.е. отрасли с быстрой оборачиваемостью капитала.

Проведенный нами анализ воспроизводственной  структуры промышленного производства позволяет сделать главный вывод том, что структурная политика страны должна быть направлена на получение относительно высоких объемов добавленной стоимости. Причем ориентация целесообразна не только на высокую прибыль, но и на выплату высокой заработной платы.

Вторая не менее важная задача структурной политики - это предупреждение долгосрочной разбалансированности экономики. Состояние хронической разбалансированности означает, что в производственной системе страны появляются невосполнимые структурные провалы.

Хронические дисбалансы - это естественный результат недопустимо длительной инвестиционной паузы, необратимых негативных сдвигов в производственном потенциале отдельных отраслей. Хронические дисбалансы нельзя консервировать, искусственно поддерживая то, что должно быть разрушено, у чего нет будущего. Именно поэтому Ю. Яременко считает, что структура производства в периоды спада отличается от структуры производства в фазе роста экономики страны.

Структурные преобразования в отрасли  и стране целесообразно разбить на три этапа.

Первый характеризуется освобождением от заведомо убыточных и малоперспективных производств, не имеющих эффективного потенциала.

Этот этап часто сопровождается разукрупнением, дезинтеграцией производственных систем. При нем разделение крупных  производств иногда приобретает негативные формы.

Второй этап - стагнационный. Он часто  связывается с попыткой восстановления прежних структурных образований  на иной финансовой основе по схеме  возрождения прежнего отраслевого  монополизма в рамках СНГ. Происходит восстановление наиболее очевидных технологических и кооперационных разрывов, имеющее неплохие перспективы. При этом устраняются негативные воздействия цен, учитываются положительные реакции на спрос и предложение, происходит свободный выбор партнеров.

Третий - этап роста, на котором происходит полноценное использование рынка как инструмента саморазвития производств и отраслей, а также адекватных технико-экономических структур. Этот этап можно назвать этапом системной реструктуризации, ибо он характеризуется формированием корпоративных негосударственных интеграционных связей. Происходит объективная и эффективная системная концентрация и централизация производства. На этом этапе убыточность отдельного предприятия связывается не столько с ним самим, сколько с общественными факторами, загоняющими в зону убыточности сразу многие предприятия. Цель этого этапа состоит в ликвидации общего для всех дефицита потока затрат и доходов (например, под влиянием внезапного роста цен на энергоресурсы, налогов, таможенных пошлин и др.). Перед предприятиями на этом этапе не должен стоять вопрос о том, покупать или производить самому, т.к. будут согласовываться цены, инвестиции и интересы сразу многих предприятий в рамках корпораций, а государство должно гарантировать условия для бизнеса. [6 с.39]

Исследование структурных  изменений в отрасли целесообразно  проводить путем разработки модели рациональной структуры промышленного комплекса. В рамках этой модели все структурообразующие факторы, как правило, разделяются на интенсивные и экстенсивные (фонды, ресурсы), поскольку эффективность производства зависит от соотношения факторных и результативных показателей, на которые следует ориентироваться при формировании отраслевой и межотраслевой структурной политики.

 

 

 

3. Структурная политика  РФ

 

Сложности процесса социально-экономической  трансформации промышленности, народного хозяйства и в целом всего российского общества вынуждает постоянно возвращаться не только к анализу текущего состояния. Неустойчивая, но положительная динамика промышленного производства, ВВП и инвестиций 1999 г. контрастирует с тенденцией дальнейшего падения реальных доходов населения Российской Федерации и в целом уровня жизни. Такие характеристики результативности реформирования находятся в явном противоречии с важнейшими положениями Конституции Российской Федерации. Властные структуры и новые собственники в определенной мере обеспечили реализацию ст. 8 Конституции Российской Федерации по признанию и защите различных форм собственности (частной, муниципальной и государственной), но не в состоянии реализовать главную задачу, сформулированную в Конституции и поддержанную основной частью населения. Речь идет о ст. 7, в которой заявлено, что "Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".

Централизованная система  управления позволяет поддерживать равновесие в многоэтажной экономике посредством регулирования потоков ресурсов между секторами с разным уровнем развития. Таким образом, деструкция компенсировалась централизованным управлением, хотя и со всеми пороками, присущими такой системе. По существу, эту систему можно оценивать как мобилизационную, ориентированную на определенный вид задач, а именно — военно-техническое противостояние, поддержку идеологических сторонников на всех континентах, а уже затем попытки обеспечить некоторый рост благосостояния граждан. [4 с.61]

Доля промышленного производства в ВВП сократилась с 51% в 1989г. до 38% в 1995г. Этот процесс продолжался вплоть до 1999г., когда появились признаки оживления промышленности. Но в целом процесс деиндустриализации налицо. При этом резко возросла доля сферы обращения и финансово-кредитного сектора.

Вторая важная характеристика заключается в наличии ярко выраженной тенденции технологической деградации. Доля современного V уклада — высокие технологии — сократилась втрое и составляет не более 2% в структуре российской экономики, IV уклад — индустриальные технологии — составляет 47%, а III — технологии — составляет уже 42% против 37% в 1990 г. В целом первая половина периода реформации характеризуется сокращением V и IV укладов на 4% и ростом доли традиционного на 5%, а реликтового уклада на 3%. С позиции статистики, это было обусловлено снижением технологического уровня в машиностроении и металлообработке на 12% в V укладе, в науке и социальном комплексе на 2%, в производстве товаров и услуг на 3% в V укладе, на 10% в IV укладе и т.д. Совершенно четко обозначилась тенденция бурного роста натурального уклада, достаточно образно называемого в западных учебниках "домашними хозяйствами". Они производят ныне половину сельскохозяйственной продукции и все возрастающий объем услуг. Практически такой низкоэффективный уклад стал основой выживания значительной части населения в условиях кризиса и резкого падения его денежных доходов.

Информация о работе Государственное регулирование экономики Словакии