Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:10, контрольная работа
Важнейшее значение для успешного включения в мировые экономические процессы имеет укрепление правовых основ государства. Требуется обеспечить твердые гарантии инвестируемому капиталу относительно прибыли, безусловное уважение закона и имущественных прав, четкое соблюдение договорных условий, правил банкротства и др. Известно, что для получения иностранных инвестиций необходимо обеспечить доверие к ситуации в стране при стабильности и надежности социального и экономического положения. С целью создания систематизированных рыночных регуляторов и условий правительством принят ряд законов, положения которых со¬ответствуют принципам хозяйственного права Европейского сообщества, условиям финансового рынка развитых стран и в тоже время учитывают внутренние экономические условия.
Для того чтобы преодолеть нынешний кризис, необходимо разработать и проводить эффективную налоговую политику, которая определяла бы общий инвестиционный климат.
Экономическому развитию в значительной степени может способствовать расширение туризма, которое может обеспечить существенный прилив финансовых средств. Туристический потенциал Черногории очень высок: хорошее географическое положение, красивый рельеф местности, благоприятный климат и др. До 1990-х гг. прибыль от туризма составляла 300 млн. долл. в год. Несмотря на то, что в туристском хозяйстве в основном сохранились прежние мощности, для достижения уровня 1990г. необходимы инвестиции в строительство, ремонт и обеспечение функционирования объектов. Одним из методов получения необходимых инвестиций может быть организация концессий. [2 с.4]
В Словакии имеются возможности значительного увеличения производства алюминия, для этого есть необходимые сырье и электроэнергия. Этот металл пользуется большим спросом на международном рынке. Имеются благоприятные условия и для развития морского хозяйства. Все это позволяет сделать вывод, что в стране есть реальные возможности для выхода из кризиса, обеспечения экономического развития и включения в мировую экономику.
Заключение. Реформирование национального хозяйства происходит тяжелее и медленнее, чем предполагалось. В настоящее время многие экономические показатели значительно хуже по сравнению со странами, которые в 1990г. занимали более низкие позиции. На протяжении ряда лет существенные недостатки в макро- и микро-организации общественно-экономической системы обусловливают продолжающееся уменьшение основных макроэкономических показателей - объема производства, инвестиций, ВВП, реального уровня заработной платы, благосостояния, занятости. Положение ухудшается вследствие инфляции, расширения «теневой экономики», усиления недоверия к государственным институтам и банковской системе, подмены законов рынка политическими мотивами. Все это свидетельствует о том, что свободу и демократию нельзя обеспечить за счет формального изменения общественного строя - для этого необходимо развитие экономики и на этой основе - повышение уровня жизни большинства населения и экономической надежности общества.
В происходящем процессе объединения Европы играет роль не только международная политика, но и сотрудничество на региональном и коммунальном уровнях. Региональное трансграничное сотрудничество сегодня — уже неотъемлемая часть дипломатии. Для реализации тезиса о Европе регионов необходимо выстроить систему и структуру на региональном уровне. В прошлом приграничные области считались геополитически и стратегически неопределенными территориями, и по этой причине решение их проблем было вне поля зрения центральных органов. [3 с.55]
Сегодня эти регионы становятся связующим звеном, а граница является местом, где люди и государства протягивают друг другу руки для сотрудничества. В Европе границы существуют уже не для разделения, а, наоборот, для объединения. Приграничное сотрудничество становится значительным мотивационным элементом, движущей силой развития региональных экономик и создания благоприятного климата для инвестиций. Оно становится инструментом для уничтожения устаревших стереотипов и одновременно стимулом интеграции, сближения и взаимопонимания.
Межрегиональное и приграничное
сотрудничество становится все более
важным фактором межгосударственных отношений.
Регионально измерение внешней политики
любой страны должно опираться на благоприятные
реальные условия и позитивную правовую
атмосферу. С этой точки зрения маленькая Словакия,
казалось бы, не очень вписывается в развитую
сеть региональных контактов. Я с радостью
констатирую, что это не так. В последнее
время мы стали намного интенсивнее заниматься
межрегиональным сотрудничеством. Дело
в том, что наш предыдущий опыт показал,
что больше всего проблем в нем возникает
из-за различий в компетенциях,
законодательстве
и административно-
В создании конкретных законодательных условий для приграничного сотрудничества за истекший период нам удалось добиться конкретных результатов: ратифицированы Европейский рамочный договор о приграничном сотрудничестве между регионами или их органами, дополнительный протокол к нему, а также Европейская хартия местного самоуправления. Словакия как одна из немногих стран подписала и ратифицировала протокол №2 к Европейскому рамочному договору о приграничном сотрудничестве, который касается межтерриториального сотрудничества. Таким образом, можно констатировать, что в создании внешних законодательных условий по отношению к иностранным государствам нам постепенно удалось наверстать упущенное в период стагнации. [3 с.56]
Вклад словацкого государства
в развитие регионального сотрудничества
таков: внесены поправки в Конституцию
Словацкой Республики. Кроме того, широкая
реформа органов государственного управления
и самоуправления, включая административно-
Наша совместимость
с Европой является не чисто административно-
Словакия, граничащая с
пятью государствами
Еврорегионы, являются лишь одной из форм. С Польшей у нас самая протяженная совместная граница, и мы вместе с Президентом Квасьневским взяли шефство над развитием приграничного сотрудничества. О таком же шефстве я хочу договориться и со своими коллегами — главами государств Чехии и Венгрии — партнерами Словакии по Вышеградской группе, о которой за рубежом говорят как об авторитетном и успешно действующем региональном объединении. Недавно во время своего официального визита в Австрию я говорил о приграничном сотрудничестве и с нашим соседом — федеральной землей Нижняя Австрия. Таким образом, региональная дипломатия становится у нас составной частью внешней политики государства.
Украина — нашла пятого соседа. Не допускаю мысли об изоляции Украины от Европы. К счастью, этого не произошло даже после введения визового режима. Нас связывают сотни крепких нитей, они завязывались годами, мы высоко их ценим и готовы способствовать дальнейшему развитию добрососедских отношений и приграничного сотрудничества. Недавно я подчеркнул это в Братиславе во время поездки по Словакии нашего дорогого гостя из Киева Президента Л.Кучмы. [3 с.57]
Существует и трехстороннее сотрудничество Словакии с Венгрией и Австрией, где о развитии сопредельных регионов заботятся совместно правительства и представители регионального самоуправления.
Выступая в поддержку самых широких контактов между гражданами, предпринимателями, городами и селами, приграничное сотрудничество является подготовкой к созданию Европы без границ.
2. Структурная политика РБ
Структурная перестройка - это глубокие преобразования производительных сил, вызываемые необходимостью технологического и организационного обновления производств и отраслей с целью приспособить их к изменяющимся внутренним и внешним условиям. [9 с.86]
Типы структурной перестройки можно охарактеризовать следующим образом.
Хаотический - когда структурные изменения не имеют стратегической направленности и нередко ограничиваются противоречащими друг другу мероприятиями, что кончается убыточностью производства.
Административный тип преобразований связан нами со стремлением предприятий попасть в государственные программы или получить государственную поддержку. Их структура меняется в связи с государственными решениями о кооперации и интеграции (типичным примером является "БелРусАвто" и "Форд-Юнион").
Не рискуя собственными средствами, идя на поводу у государственных органов, эти предприятия не несут ответственности за конечный результат преобразований и, следовательно, не всегда добиваются роста эффективности производства или ограничиваются малой ее величиной.
Рыночный тип
В трансформационных
экономиках структура меняется быстрее.
В нормальных условиях структурные
сдвиги протекают при
Условия реформирования экономики Беларуси, как и вообще в СНГ, далеки от нормальных, поскольку внутренние и мировые цены резко различаются между собой, низка конкурентоспособность продукции и внутренний платежеспособный спрос.
В бывшем СССР структурное макроравновесие поддерживалось правительством, а в Беларуси и сейчас обеспечивается способами, допускающими существование убыточных предприятий и бартерных обменов. Такое равновесие названо Ю.В. Яременко рукотворным. Изменение цен, падение спроса, разрыв кооперационных цепочек со странами СНГ разрушают этот шаткий механизм кажущегося равновесия, появляются диспропорции. Об этом свидетельствуют массовые недогрузки производственных мощностей.
Для восстановления прежней промышленной структуры не хватает ресурсов и сбытовых каналов. А это означает, что консервируются уже возникшие хронические дисбалансы. [9 с.87]
Реализация новой структурной политики требует инвестиций. Однако размер используемых в Беларуси инвестиций не обеспечивает даже простого воспроизводства. А это значит, что в среднесрочной перспективе
развитие промышленности будет осуществляться на базе существующего производственного аппарата. Его износ достиг максимальной отметки в 1999 г. (табл. 1). Низкие коэффициенты ввода и выбытия оборудования привели к росту объемов морально устаревших и физически изношенных фондов. Вместе с тем свободные мощности в промышленности Беларуси есть. И вопрос заключается в том, можно ли их использовать при изменении структуры выпускаемой продукции.
Таблица 2.1.
Износ промышленно-производственных основных фондов по отраслям промышленности (по предприятиям, состоящим на самостоятельном балансе; в процентах от общей стоимости фондов на конец года)
Годы | |||||||
1990 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 | |
Вся промышленность |
47 |
57 |
58 |
62 |
59 |
61 |
59 |
Из всей промышленности по отраслям: |
|||||||
Электроэнергетика |
46 |
52 |
56 |
59 |
56 |
59 |
58 |
Топливная промышленность |
68 |
59 |
59 |
66 |
58 |
67 |
66 |
Черная металлургия |
18 |
44 |
39 |
52 |
53 |
50 |
45 |
Химическая и нефтехимическая промышленность |
59 |
68 |
70 |
73 |
66 |
70 |
68 |
Машиностроение и |
45 |
56 |
58 |
63 |
62 |
63 |
60 |
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность |
50 |
49 |
54 |
58 |
49 |
56 |
56 |
Промышленность строительных материалов |
47 |
50 |
52 |
54 |
53 |
53 |
53 |
Легкая промышленность |
39 |
54 |
61 |
57 |
51 |
63 |
55 |
Пищевая промышленность |
36 |
48 |
48 |
46 |
43 |
44 |
44 |
Информация о работе Государственное регулирование экономики Словакии