Государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Цель этой работы заключается в изучении состояния рынка товаров и услуг в Республике Беларусь и факторов, влияющих на него.
Основные задачи этой работы:
дать определение понятия рынка товаров и услуг и его элементов;
объяснить сущность и значение рынка товаров и услуг в Республике Беларусь;
провести анализ динамики товарооборота как важнейшего показателя потребительского рынка;
провести анализ факторов, влияющих на развитие потребительского рынка Республики Беларусь;
изучить основные направления и перспективы развития потребительского рынка Республики Беларусь;
оценить перспективы развития рынка товаров и услуг в Республике Беларусь.

Содержание работы

1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТОВАРОВ И РЫНКА УСЛУГ
1.1 Рынок товаров и услуг………………………………………………………..4
1.2 Особенности рынка услуг…………………………………………………….6
1.3 Государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг в Республике Беларусь……………………………………………………………7
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА НЕГО
2.1 Факторы, влияющие на развитие потребительского рынка в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..13
2.2 Анализ основных показателей потребительского рынка РБ……………...16
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РБ…………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...35
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....37

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. СУЩНОСТЬ И  ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТОВАРОВ И  РЫНКА УСЛУГ

1.1 Рынок товаров  и услуг………………………………………………………..4

1.2 Особенности рынка услуг…………………………………………………….6

1.3  Государственное регулирование  потребительского рынка товаров  и услуг в Республике Беларусь……………………………………………………………7

2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО  РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА НЕГО

2.1 Факторы, влияющие на  развитие потребительского рынка  в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..13

2.2 Анализ основных показателей потребительского рынка РБ……………...16

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО  РЫНКА РБ…………………………………………...24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...35

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На базе развития рыночной экономики главным вопросом является развитие рынка товаров  и услуг. Сбалансированный эффективный  рынок товаров и услуг определяет повышение уровня жизни населения, позволяет создать экономику, ориентированную на человека, развивает заинтересованность в труде, поощряет предприимчивость, деловитость и поиск.  
            Проблемы стабилизации и развития потребительского рынка Беларуси в современных условиях приобретают особую значимость. Это обусловлено, прежде всего, местом и ролью рынка в системе воспроизводства, в обеспечении связи производства и потребления, сбалансированности предложения и спроса. За последние годы произошли существенные изменения в сфере рынка товаров и услуг. Развитие процессов обращения потребительских товаров направляет и организует торговля, выполняющая функцию посредника между производителями и потребителями. От того насколько четко организованно продвижение товара и успешно выполняет в сфере товарного обращения свою миссию торговля по доведению производственного продукта до потребителя зависят в конечном счете удовлетворение спроса населения на товары и услуги, качество жизни населения и его желание трудиться. Рынок товаров и услуг наиболее подвержен колебаниям спроса и предложения, денежного обращения, инфляции и имеет наибольшее социальное значение при выполнении своих функций. Рынок товаров и услуг выступает как триединство спроса, предложения и цены.

 Цель этой  работы заключается в изучении  состояния рынка товаров и услуг в Республике Беларусь и факторов, влияющих на него.

Основные задачи этой работы:

  • дать определение понятия рынка товаров и услуг и его элементов;
  • объяснить сущность и значение рынка товаров и услуг в Республике Беларусь;
  • провести анализ динамики товарооборота как важнейшего показателя потребительского рынка;
  •   провести анализ факторов, влияющих на развитие потребительского рынка Республики Беларусь;
  • изучить основные направления и перспективы развития потребительского рынка Республики Беларусь;
  • оценить перспективы развития рынка товаров и услуг в Республике Беларусь.

Информационной  базой исследования являются данные Министерства статистики РБ, законы РБ, указы Президента РБ, постановления Правительства РБ и другие нормативные акты в части, касающейся непосредственно или косвенно формирования и функционирования потребительского рынка, аналитические обзоры республиканской периодической печати, фактические данные по теме курсовой работы, анализ которых позволяет достаточно полно и объективно отразить сущность происходящих явлений, связанных с потребительским рынком товаров и услуг Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ  И ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТОВАРОВ  И РЫНКА УСЛУГ

 

          В повседневной жизни часто встречаем слово «рынок». Рынок – место купли и продажи товаров. Это самое простое, но и самое поверхностное понимание рынка. Но в научной жизни рынок – это отношения между покупателями (предъявителями спроса) и продавцами (поставщиками) по поводу обмена всей массы произведенных товаров и услуг. Обмен товарами происходит на основе эквивалентности, т. е. равноценности. Развитое товарное производство предполагает использование денег как посредников при обмене товаров. Границы рынка в общем виде охватывают обмен, акты купли-продажи продукции и услуг, и представляют сложную систему, требующую затрат труда и соответствующего материально-технического обеспечения. Рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой, от процесса ее функционирования и развития зависит создание конкурентной рыночной среды и активизация предпринимательской деятельности [5, с. 86].

Итак, основой  рынка является товарное производство.

Рынок имеет  свою классификацию:

– по объектам приложения различают: рынок товаров, рынок услуг, строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы и т.д.;

– в пространственном отношении различают: локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки;

– по механизму функционирования различают: свободный, монополизированный, государственно-регулируемый и планово-регулируемый рынки.

– по уровню насыщенности различают: равновесный (по объему и структуре), дефицитный и избыточный.

В данной работе я буду рассматривать лишь два  вида рынков: рынок товаров и рынок услуг.

1.1 Рынок  товаров и услуг

Для того, что  бы дать определение рынку товаров  и услуг надо разобраться, что  же такое товары и услуги. Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет  полезный эффект, удовлетворяющий какие - либо потребности человека. Товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена.

Рынок товаров  и услуг – это организованная структура, посредством которой  спрос на товары со стороны домашних хозяйств и правительства встречается  с предложением со стороны бизнеса. Рынок товаров и услуг нацелен на связь сферы производства со сферой потребления и обеспечивает при этом оптимальные пропорции между спросом и предложением, ориентируя производство на удовлетворение нужд потребителей [8, с. 189-193].

Данный рынок  является центральным звеном общей  системы взаимосвязанных рынков. Результаты его функционирования оказывают  влияние на функционирование других рынков, во многом определяют состояние  других рынков и, следовательно, общее  экономическое равновесие. Рынок потребительских товаров, занимает в экономике центральное место как жизнеобеспечивающий элемент всего рыночного механизма. Торговля, воздействуя на производство через систему заказов, сделок, договоров, перемещая товары от производителя к потребителю через торговую сеть, удовлетворяет потребности как торговых и производственных предприятий, так и населения, поскольку товар является средством удовлетворения потребностей, а потребность – движущая сила в экономике и побудительный мотив экономической деятельности.

Рынок потребительских  товаров и услуг так же подразделяется на различные виды товаров:

а) товаров кратковременного пользования  (таких как хлеб, молоко, сигареты, жвачка и др.)

б) товаров долговременного  пользования (автомобили, мебель, одежда, дома и др.)

в) предметы роскоши 

г) социальной инфраструктуры, или потребительских услуг (образование, здравоохранение, бытовые услуги и  др.) [4, с. 72-74, 408-414].

Так же рынком товаров  называют, систему экономических  отношений, возникающих в процессе обмена продуктами труда на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения. Рынок потребительских товаров – это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров, когда под ними понимается обладающий потребительной стоимостью продукт труда, предназначенный для продажи (реализации), включая услуги.

Значение и  функции рынка товаров и услуг:

1. Удовлетворение  потребностей домашних хозяйств;

2. Получение  дохода предпринимательским сектором;

3. Создание общественных благ;

4. На нем потребляется  основная часть валового национального  продукта. Определяющей характеристикой  данного рынка является переход  продукции из собственности производителя  в собственность потребителя. 

Рынок товаров  и услуг делится на:

а) рынок потребительских товаров и услуг;

б) рынок средств  производства;

в) рынок правительственных  заказов (потребительский и инвестиционный). Рынок потребительских товаров  – это рынок товаров широкого потребления. Он формируется в результате следующих мер:

1) путем развития предпринимательства в сфере производства и сбыта продовольственных и непродовольственных товаров;

2) путем поддержания  малых и средних предприятий;

3) налоговое  и кредитное стимулирование товаров  широкого потребления;

4) переход к  свободному ценообразованию на большинство товаров;

5) постепенная  отмена дотирования убыточных  предприятий;

6) радикальный  пересмотр льготного перераспределения  товаров широкого потребления.

Формирование этого  рынка осуществляется на основе законов Республики Беларусь: «О торговле»  от 8 июля 2003 г. № 231-З, «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 г. № 90-З

 

1.2 Особенности  рынка услуг

Рынок услуг  – это относительно обособленная подсистема рыночных отношений, выполняющая  функцию обеспечения эффективного использования ресурсов для удовлетворения человеческих потребностей в невещественных благах – услугах. Реализация этой функции осуществляется в процессе взаимодействия рынка услуг с другими элементами рыночной системы, подсистемами и институтами общества.

По своей  сути, рынок услуг, развивающийся по законам рыночной экономики, является разновидностью товарного рынка и вместе с этим, имеет ряд специфических черт, что обуславливает особый подход к предпринимательской и маркетинговой деятельности, призванной обеспечить удовлетворение спроса на услуги. Особенности рынка услуг видятся, прежде всего:

1) в высокой  динамичности рыночных процессов  (цель – непосредственное удовлетворение  потребностей человека);

2) в территориальной  сегментации (формы предоставления  услуг, спрос и условия функционирования предприятий услуг зависят от характеристик территории, охваченной конкретным рынком);

3) в высокой  скорости оборота капитала;

4) в высокой  чувствительности к изменению  рыночной конъюнктуры (свойство, обусловленное невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг, а также временным и пространственным совпадением их производства и потребления);

5) в специфике  организации производства услуг  (обладая большей мобильностью  малые и средние предприятия,  являющиеся продуцентами услуг, имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения конъюнктуры);

6) в специфике  процесса оказания услуг (личный  контакт производителя и потребителя,  с одной стороны, создает условия  для расширения коммуникативных  связей, а с другой – увеличивает требования к профессионально квалификационным качествам, опыту, этике и общей культуре производителя);

7) в высокой  степени дифференциации услуг  (связана с диверсификацией, персонификацией  и индивидуализацией спроса на  услуги, рассматривается как важнейший стимул к инновационной деятельности в сфере услуг, так как сложная структура спроса обуславливает появление новых, нестандартных услуг, поиск услуги-новинки становится перманентным процессом, получающим все большее развитие по мере насыщения рыночного спроса);

8) в неопределенности  результата деятельности по оказанию  услуг (результат деятельности  по оказанию услуги, подверженный  во многих случаях влиянию  различных качеств производителя  не может быть заранее определен  с достаточной точностью; окончательная оценка результата возможна только после потребления услуги) [3, с. 12]

 

1.3  Государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг в Республике Беларусь

Государственное регулирование процессов развития потребительских рынков – это система экономических, административных и нормативно-законодательных мер, осуществляемых в целях обеспечения сбалансированного и устойчивого развития системы потребительского рынка и ее адаптации к изменяющимся условиям.

Содержание  государственного регулирования рыночных процессов, его формы и методы определяются, с одной стороны, общегосударственной экономической политикой и, с другой стороны, региональной экономической политикой, учитывающей особенности развития регионов.

Информация о работе Государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг в Республике Беларусь