Государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Цель этой работы заключается в изучении состояния рынка товаров и услуг в Республике Беларусь и факторов, влияющих на него.
Основные задачи этой работы:
дать определение понятия рынка товаров и услуг и его элементов;
объяснить сущность и значение рынка товаров и услуг в Республике Беларусь;
провести анализ динамики товарооборота как важнейшего показателя потребительского рынка;
провести анализ факторов, влияющих на развитие потребительского рынка Республики Беларусь;
изучить основные направления и перспективы развития потребительского рынка Республики Беларусь;
оценить перспективы развития рынка товаров и услуг в Республике Беларусь.

Содержание работы

1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТОВАРОВ И РЫНКА УСЛУГ
1.1 Рынок товаров и услуг………………………………………………………..4
1.2 Особенности рынка услуг…………………………………………………….6
1.3 Государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг в Республике Беларусь……………………………………………………………7
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА НЕГО
2.1 Факторы, влияющие на развитие потребительского рынка в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..13
2.2 Анализ основных показателей потребительского рынка РБ……………...16
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РБ…………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...35
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....37

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, к  показателям способным влиять на динамику торговых операций, относится  денежная масса, так как ее прирост  увеличивает количество ликвидных  активов, что в результате приводит к сокращению издержек трансакций и  увеличению оборота торговли [2, с. 53].

При прогнозировании  объема платных услуг населению  используются различные модели, описывающие  динамику данного показателя в его  взаимосвязи с различными факторами. Общий объем платных услуг  населению является функцией от доходов  населения и цен на эти услуги.

В настоящее время отмечается рост объема личного потребления, качественные изменения в его структуре, расширение доли потребностей, удовлетворяемых за счет различного рода услуг социального назначения. При этом влияние экономических факторов на сферу услуг обуславливается общей динамикой валового внутреннего продукта, изменением спроса на потребительские товары, уровнем занятости и уровнем доходов населения, состоянием госбюджета.

Следует учитывать, что к настоящему времени существенно  расширился ассортимент услуг, развиваются новые технологии работы с клиентами. К тому же и структура потребностей населения, факторов, формирующих спрос на услуги, также качественно изменились. Все это требует научного анализа, уточнения существующих общепринятых классификаций и введения новых, рационализации процесса регулирования развития рынка потребительских услуг.

Уровень развития этой сферы определяет качество жизни  населения. При этом под уровнем  развития сферы услуг следует  понимать современное состояние  сферы услуг, характеризующее ее роль и место в экономике страны и в жизни каждого человека.

2.2 Анализ основных показателей потребительского рынка РБ

Современный рынок  потребительских товаров Республики Беларусь – сложное системное образование, включающее ряд подсистем, функционирующих на основе принципов. Состояние потребительского рынка товаров и услуг характеризуют показатели, важнейшими из которых является объем конечных продаж потребителям, или розничный товарооборот (таблица 2.1).

Розничный товарооборот торговли и общественного питания через все каналы реализации по областям и г. Минску

за  январь-декабрь 2012 года (млрд. руб.)

 

Таблица 2.1

Наименование областей  

 

Розничный товарооборот торговли и общественного питания  через все каналы

В том числе 

товарооборот розничной  торговли  
через все каналы реализации

товарооборот  общественного питания

2012 г. 

2012 г. 
в % к 2011 г. в сопоставимых ценах

2012 г. 

2012 г. 
в % к 2011 г. в сопоставимых  
ценах

2012 г. 

2012 г. 
в % к 2011 г. в  
сопоставимых  
ценах

Брестская

26547,4

113,3

25406,9

113,5

1140,5

108,0

Витебская

24499,7

114,0

23427,8

114,3

1071,9

107,2

Гомельская 

25117,2

113,1

23680,1

113,4

1437,1

107,9

Гродненская

22391,6

112,2

21403,1

112,0

988,5

114,1

Минская

28539,8

118,5

27392,7

118,5

1147,1

115,4

Могилевская

19077,6

117,9

18190,5

118,1

887,1

111,9

г. Минск 

57872,5

112,1

54205,8

112,0

3666,7

111,3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Республика  Беларусь

204045,8

114,0

193706,9

114,1

10338,9

110,8


 

Примечание - Источник: [http://www.mintorg.gov.by]

За январь-декабрь 2012 г. объем розничного товарооборота торговли и общественного питания, учитывая все каналы реализации, составил 204045,8 млрд. руб. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 14,0% (справочно: январь-декабрь 2011 г. – на 6,6%).

Розничный товарооборот торговли через все каналы реализации за январь-декабрь 2012 г. составил 193706,9 млрд. руб. и увеличился по сравнению  с январем-декабрем 2011 г. в сопоставимых ценах на 14,1%.

Розничный товарооборот торговых организаций за январь-декабрь 2012 г. в сопоставимых ценах увеличился на 15,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 156538,7 млрд. руб.

Розничный товарооборот торговли на торговых местах и в торговых объектах на рынках, в торговых центрах составил 37168,2 млрд. руб. и вырос на 9,9% по сравнению с январем-декабрем 2011 г. Его удельный вес составил 19,2% в розничном товарообороте торговли через все каналы реализации.

В текущем периоде  отмечается общее увеличение объемов продаж по торговой сети отдельных министерств и ведомств (113,4%), удельный вес которых составляет 17,6% в розничном товарообороте торговли и общественного питания.

Доля розничного товарооборота торговли и общественного  питания организаций  государственной формы собственности составила 13,9%, что на 0,7 процентных пункта ниже уровня прошлого года, объем товарооборота этих организаций увеличился на 11,6%. Темп роста розничного товарооборота  организаций частной формы собственности, включая иностранную (без потребительской кооперации) составил 117,2%, доля товарооборота – 74,9%, что выше уровня прошлого года на 1,4 процентных пункта.

Темп роста  розничного товарооборота торговли и общественного питания организаций  потребительской кооперации – 105,6% (доля товарооборота предприятий потребкооперации – 11,2%).

В 2012 году оптовый товарооборот организаций оптовой торговли  составил 282,3 трлн. рублей, или в сопоставимых ценах 78,7% к уровню 2011 года.

 

 

Объем оптового товарооборота по областям и г. Минску

за  январь-декабрь 2012 года (млрд. руб.)

 

Таблица 2.2

 

  2012 г., млрд. руб.

(в текущих ценах)

2012 г. в % к 2011 г.

(в сопоставимых ценах)

Республика Беларусь

282 294,3

78,7

Области:

   

Брестская

8 495,9

91,1

Витебская

21 043,1

107,2

Гомельская

23 099,3

103,7

Гродненская

4 605,5

92,5

г. Минск

190 754,5

68,0

Минская

28 383,8

157,3

Могилевская

5 912,2

95,6


Примечание - Источник: [http://belstat.gov.by/]

По организациям общественного питания наблюдается  рост объема товарооборота к уровню предыдущего года на 10,8%.

В январе-декабре 2012 г. населению увеличилась продажа  пищевых продуктов, напитков и табачных изделий на 10,5%, непродовольственных  товаров – на 17,5%. В розничном  товарообороте торговли через все  каналы реализации удельный вес пищевых продуктов, напитков и табачных изделий в январе-декабре 2012 г. составил 49,2% (в январе-декабре 2011 г. – 51,4%), непродовольственных товаров – 50,8% (в январе- декабре 2011 г. – 48,6%).

Доля продажи  товаров отечественного производства торговыми организациями в розничном товарообороте торговли в январе-декабре 2012 г. составила 73,9%, в том числе пищевых продуктов, напитков и табачных изделий – 84,1%, непродовольственных товаров – 60,3%.

На 1 января 2013 г. объем товарных запасов в торговых организациях снизился на 24 дня по сравнению с 1 января 2012 г., обеспечивая 37 дней торговли.

Потребительские цены. Индекс потребительских цен на товары и услуги в декабре 2012 г. по сравнению с ноябрем 2012 г. составил 101,4%, с декабрем 2011 г. – 121,8%. Рост цен на продовольственные товары в декабре 2012 г. по сравнению с ноябрем 2012 г. дал 0,9% прироста сводного индекса потребительских цен, на непродовольственные товары – 0,03%, на платные услуги – 0,5%.

Индекс  цен на продовольственные товары в декабре 2012 г. по отношению к ноябрю 2012 г. составил 101,8%, к декабрю 2011 г. – 125,1%. Изменение цен на продовольственные товары в декабре 2012 г. по сравнению с предыдущим месяцем дало 0,9% прироста сводного индекса потребительских цен, с декабрем предыдущего года – 12,5%.

В декабре 2012 г. по сравнению с ноябрем 2012 г. цены на молоко и молочные продукты выросли  на 0,7%, масло животное – на 2,9%, консервы рыбные – на 0,4%, яйца – на 0,8%, сыры – на 1%, хлеб и хлебобулочные изделия  – на 3,1%, мука пшеничная – на 5,7%, макаронные изделия – на 3,2%, крупа манная – на 3,1%, водка – на 2,4%, пиво – на 1,9%. Цены на крупу гречневую снизились на 1,6%, колбаса полукопченая – на 0,6%, масло растительное – на 0,1%, чай – на 0,2%, кофе – на 0,4%.

Картофель подорожал на 19,2%, морковь – на 5,2%, свекла – на 12,5%, лук репчатый – на 5,9%, капуста белокочанная свежая – на 16,3%, огурцы свежие – на 37,9%, помидоры свежие – на 38,5%.

Цены на яблоки увеличились на 12,7%. Бананы подорожали на 3,4%, плоды цитрусовые – на 0,4%.

Индекс цен  в предприятиях общественного питания в декабре 2012 г. по сравнению с ноябрем 2012 г. составил 101,6%, с декабрем 2011 г. – 134%.

Стоимость минимального набора продуктов питания в декабре 2012 г. по сравнению с ноябрем 2012 г. увеличилась на 3,6%, с декабрем 2011 г. – на 22,6%.

Индекс цен  на непродовольственные товары в декабре 2012 г. по сравнению с ноябрем 2012 г. составил 100,1%, с декабрем 2011 г. – 110,3%. Изменение цен на непродовольственные товары в декабре 2012 г. по сравнению с предыдущим месяцем дало 0,03% прироста сводного индекса потребительских цен, с декабрем предыдущего года – 3,5%.

Индекс цен  и тарифов на платные услуги в декабре 2012 г. по сравнению с ноябрем 2012 г. составил 102,6%, с декабрем 2011 г. – 136,1%. Изменение цен на платные услуги, оказываемые населению, в декабре 2012 г. по сравнению с предыдущим месяцем дало 0,5% прироста сводного индекса потребительских цен, с декабрем предыдущего года – 5,8%.

Платные услуги населению. В январе – ноябре 2012 г. общий объем платных услуг населению составил 33,9 трлн. рублей, или в сопоставимых ценах 109,4% к уровню января – ноября 2011 г.

 

Данные об общем объеме платных услуг населению по территориям областей и г. Минска за  январь-декабрь 2012 года

 

Таблица 2.3

 

Январь-ноябрь 2012 г., млрд. руб.

(в фактически действовавших ценах)

В % к соответствующему периоду предыдущего года

(в сопоставимых ценах)

 

 

январь-ноябрь

2012 г.

справочно

январь-ноябрь

2011 г.

Республика Беларусь

33 866,9

109,4

106,3

Области:

     

Брестская

3 835,1

105,3

106,6

Витебская

3 501,5

106,2

107,6

Гомельская

4 240,0

101,8

106,3

Гродненская

3 009,1

106,7

106,2

г. Минск

12 529,4

116,0

105,3

Минская

3 696,4

110,2

107,3

Могилевская

3 055,4

106,4

106,8


Примечание - Источник: [http://belstat.gov.by/]

Денежные доходы. В январе-ноябре 2012 г. общий объем денежных доходов населения составил 284,8 трлн. рублей и по сравнению с январем-ноябрем 2011 г. увеличился в 2 раза при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период в 1,6 раза.

Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе-ноябре 2012 г. по сравнению с январем-ноябрем 2011 г. увеличились на 20,4% при прогнозе роста на 2012 год на 3-3,5%.

 

Данные, характеризующие основные показатели доходов населения   за  январь-декабрь 2012 года

 

Таблица 2.4

 

Январь-ноябрь

2012 г.

В % к январю-

Ноябрь 2012 г. в % к

Справочно январь-ноябрь 2011 г.

в % к

январю-ноябрю

2010 г.

 

 

ноябрю 2011 г.

ноябрю 2011 г.

октябрю 2012 г.

 

Денежные доходы населения, млрд. руб.

284 756,5

198,3

x

x

150,0

Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц

2 736,6

198,5

x

x

150,3

Реальные располагаемые денежные доходы

x

120,4

x

x

100,5

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников , тыс. руб.

3 649,7

198,2

173,9

100,4

152,3

Реальная заработная плата

x

120,6

141,5

98,7

103,0

Средний размер назначенных пенсий, тыс. руб.

1 424,9

208,6

200,5

113,8

137,6

Реальный размер назначенных пенсий

x

127,0

163,2

111,9

93,0


Примечание - Источник: [http://belstat.gov.by/]

Заработная плата. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций республики (без малых и микроорганизаций без ведомственной подчиненности) в январе-ноябре 2012 г. составила 3 649,7 тыс. рублей, в том числе в ноябре - 4 244,3 тыс. рублей и по сравнению с октябрем 2012 г. увеличилась на 0,4%, или на 15,8 тыс. рублей.

Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-ноябре 2012 г. по сравнению с январем-ноябрем 2011 г. увеличилась на 20,6%, в ноябре 2012 г. по сравнению с октябрем 2012 г. - уменьшилась на 1,3%.

Занятость населения. В январе-ноябре 2012 г. в экономике республики было занято 4 570 тыс. человек, что на 1,9% меньше, чем в январе-ноябре 2011 г. В организациях (без малых и микроорганизаций без ведомственной подчиненности) численность работников составила 3 372,1 тыс. человек (73,8% общей численности населения, занятого в экономике) и уменьшилась по сравнению с январем-ноябрем 2011 г. на 2,3%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РБ

 

Придание потребительскому рынку характера сбалансированности и устойчивости, обеспечение его функционирования и развития, повышение роли данного рынка в экономике предполагает определение конкретных критериев поведения для его субъектов. Это особенно важно в условиях переходной экономики с присущими ей кризисными явлениями и не сформировавшейся системой регулирования социально-экономических процессов. Управление процессами формирования и развития потребительского рынка и потенциала торговой сферы невозможно осуществлять, не зная преимущества и недостатки, присущие экономике республики и, в частности, торговому бизнесу. Между тем, умело используя преимущества, можно не только завуалировать недостатки, но и свести их негативное влияние к нулю.

Информация о работе Государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг в Республике Беларусь