Государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Цель этой работы заключается в изучении состояния рынка товаров и услуг в Республике Беларусь и факторов, влияющих на него.
Основные задачи этой работы:
дать определение понятия рынка товаров и услуг и его элементов;
объяснить сущность и значение рынка товаров и услуг в Республике Беларусь;
провести анализ динамики товарооборота как важнейшего показателя потребительского рынка;
провести анализ факторов, влияющих на развитие потребительского рынка Республики Беларусь;
изучить основные направления и перспективы развития потребительского рынка Республики Беларусь;
оценить перспективы развития рынка товаров и услуг в Республике Беларусь.

Содержание работы

1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТОВАРОВ И РЫНКА УСЛУГ
1.1 Рынок товаров и услуг………………………………………………………..4
1.2 Особенности рынка услуг…………………………………………………….6
1.3 Государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг в Республике Беларусь……………………………………………………………7
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА НЕГО
2.1 Факторы, влияющие на развитие потребительского рынка в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..13
2.2 Анализ основных показателей потребительского рынка РБ……………...16
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РБ…………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...35
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....37

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

Структурными  элементами потребительского рынка, подлежащими  дальнейшему развитию и формированию, являются предприятия оптовой, розничной и мелкорозничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, предпринимательской, информационной, транспортно-экспедиционной, выставочно-ярмарочной деятельности и рекламы.

Развитие  торговли

Развитие торговли неразрывно связано с развитием  потребительского рынка. Торговля, являясь  главным элементом потребительского рынка, непосредственно зависит  от тех изменений, которые на нем  происходят.

Согласно концепции реализации государственной политики в сфере внутренней торговли и общественного питания на 2011-2015 годы, утвержденной приказом  Министра торговли Республики Беларусь 29.12.2011 № 178 основной тенденцией развития торговли должно стать ее динамичное развитие и увеличение доли отрасли в ВВП.

Рост благосостояния населения повлечет ряд структурных  преобразований, в первую очередь, смещение потребительского спроса в сторону непродовольственных товаров. Увеличится потребление сложно-бытовой техники, мебели, теле- радиотоваров, строительных материалов, одежды и обуви, товаров для спорта и отдыха, ювелирных изделий и других.

Торговая сеть будет  расширяться за счет реконструкции, а также строительства торговых объектов по следующим основным направлениям:

– укрупнение размеров магазинов за счет строительства и открытия гипер- и супермаркетов и торговых центров, формирование крупных розничных торговых структур, работающих по технологии торговых сетей;

– размещение в жилых  кварталах городов магазинов  шаговой доступности, применение понижающих коэффициентов к ставкам арендной платы при использовании под объекты торговли нежилых помещений первых этажей зданий.

В крупных городах  будут создаваться торгово-развлекательные  комплексы, включающие, кроме магазинов, ресторанов и кафе, также объекты службы быта, проката, проведения досуга, кинотеатры, отели, спортивные, культурные и другие объекты.

Для развития отечественных  торговых сетей будут привлекаться субъекты малого и среднего предпринимательства.

Развитие фирменной  торговли будет осуществляться по следующим основным направлениям:

– создание магазинов, представляющих ассортимент нескольких производителей товаров определенной номенклатуры либо сопутствующих товаров;

– открытие торговых сетей магазинов по продаже товаров известных брендов («Коммунарка», «Спартак», «Слодыч», «Элема», «Марко», «Витязь», «Горизонт» и др.).

Получит дальнейшее развитие практика предоставления льготных потребительских  кредитов гражданам на приобретение продукции отечественного производства.

Продолжится работа по упорядочению деятельности рынков, включая их поэтапное перепрофилирование в современные торговые центры. Рынки будут развиваться по пути создания условий для продажи сельскохозяйственной продукции ее производителями, а также предоставления возможности физическим лицам для продажи принадлежащих им вещей.

В результате прогнозируется уменьшение к 2015 году по сравнению с 2010 годом количества рынков на 30 единиц с одновременным увеличением торговых центров на 32 единицы, их площади на 29,6 тыс. кв. метров, количества торговых объектов в торговых центрах – на 1179 единиц.

Концепцией предусматривается  выполнение прогнозных показателей по приросту количества магазинов, их торговой площади, количеству фирменных магазинов, количеству рынков и торговых мест на них, торговых центров, их торговой площади и количеству торговых объектов в них.

Указанными прогнозными  показателями предусматривается увеличение количества магазинов к 2015 г. до 39,2 тысяч единиц, их торговой площади – до 4427 тыс. кв. метров.

За пять лет планируется увеличить объем розничного товарооборота торговли через все каналы реализации, а также на душу населения – в 1,7-1,8 раза. Рост товарооборота будет обеспечиваться за счет увеличения производительности труда работников на 70 процентов.

За этот период число новых рабочих мест увеличится на 35,8 тыс. единиц [1].

Развитие оптовой торговли

Основными направлениями  развития оптовой торговли станут:

– развитие и оптимизация оптовых поставок отечественных и импортных товаров на потребительский рынок республики;

– обеспечение высокой эффективности системы обращения товаров на основе принципов логистики;

– совершенствование условий функционирования субъектов, осуществляющих оптовую торговлю (в части ценообразования, регулирования посреднической деятельности, упрощения отчетности, создания условий для заинтересованности субъектов всех форм собственности в обоснованном импорте потребительских товаров и экспорте отечественной продукции и других);

– экономия издержек обращения за счет оптимизации товародвижения;

– модернизация инфраструктуры оптовой торговли и мобилизация необходимых для этого финансовых ресурсов;

– развитие оптовых структур, обеспечивающих эффективное товародвижение, способных поддерживать необходимую интенсивность товаропотоков;

– использование информационных технологий.

Оптовая торговля должна обеспечить оказание широкого спектра  услуг клиентам, создание постоянной доступности товара для них, высокую скорость реакции на спрос, низкие издержки товаропроводящих систем и безукоризненное исполнение декларируемых стандартов обслуживания клиентов.

Повышение эффективности  оптовой торговли позволит оптимизировать товарное обеспечение внутреннего рынка преимущественно за счет товаров отечественного производства, активизировать работу субъектов малого предпринимательства по продвижению белорусских товаров на внутренний и внешние рынки [1].

Развитие общественного питания

Основной целью развития общественного питания является обеспечение услугами питания различных  категорий населения на основе повышения  их качества и расширения номенклатуры услуг питания, а также обеспечения их доступности по ценовому и территориальному фактору.

Приоритетными направлениями  для достижения этой цели в 2011–2015 годах  будут выступать:

– создание реальной конкурентной среды на рынке услуг питания за счет развития сети объектов общественного питания и совершенствования ее структуры, дальнейшей либерализации условий ведения ресторанного бизнеса;

– внедрение современных технологий приготовления пищи на основе высокотехнологического и энергосберегающего оборудования, применения технологии шокового охлаждения кулинарной продукции;

– совершенствование организации питания учащейся молодежи, рабочих и служащих, направленное на качественное улучшение рационов питания и обеспечение безопасности питания обучающихся и работающих за счет использования продукции и сырья, не содержащих  генетически модифицированные компоненты;

– развитие инфраструктуры торговых объектов придорожного сервиса, в том числе за счет создания сетевых объектов общественного питания придорожного сервиса, имеющих свой бренд, ориентированных на средний ценовой диапазон и предоставляющих комплекс услуг участникам дорожного движения;

– повышение профессионального мастерства работников общественного питания.

За 2011-2015 годы будет открыто 1,5 тыс. объектов общественного питания, в том числе быстрого обслуживания, придорожного сервиса и специализированных объектов; их общее количество составит 12752 объекта. Количество мест в объектах общественного питания увеличится до 766,2 тысяч. Объекты, специализирующиеся на реализации пива отечественного производства, появятся в каждом городе республики.

Все это позволит приблизиться к европейским стандартам по обеспечению населения местами в общедоступных объектах общественного питания. Норматив обеспеченности населения местами в общедоступных объектах общественного питания по республике к 2015 году составит не менее 40 мест на 1 тыс.человек, в г. Минске – не менее 45 мест на 1 тыс.человек.

За пять лет планируется  увеличить объем розничного товарооборота общественного питания, в том числе на одного жителя республики, в 1,6 раза. Рост оборота будет обеспечиваться за счет увеличения производительности труда работников на 50 процентов.

В прогнозируемом периоде  в общественном питании будет  создано 2,3 тыс. новых рабочих мест [1].

Развитие  бытовых услуг

Бытовое обслуживание населения представляет собой сферу  деятельности по оказанию услуг по ремонту и изготовлению изделий  по индивидуальным заказам, других услуг, связанных с удовлетворением  личностных потребностей человека.

Целью развития бытового обслуживания является обеспечение  платежеспособного спроса населения  широким спектром высококачественных бытовых услуг, доступности их для  потребителя на основе создания высокоэффективного производства.

Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:

– расширение сети объектов бытового обслуживания населения, особенно в сельской местности;

– обеспечение ценовой и территориальной доступности бытовых услуг;

– поддержание государственных социальных стандартов бытового обслуживания населения и достижение рациональных нормативов потребления бытовых услуг;

– повышение качества бытовых услуг и культуры обслуживания населения;

– совершенствование организационных структур и системы управления;

– внедрение новых видов и форм оказания бытовых услуг населению;

– повышение инвестиционной и инновационной активности, в том числе с привлечением иностранного капитала;

– обеспечение процесса воспроизводства действующих основных фондов и их технического перевооружения;

– организация разработки прогрессивных технологий новых видов услуг и оборудования для сферы бытового обслуживания населения;

– обеспечение рентабельной работы организаций по всем отраслевым группам бытовых услуг, повышение коэффициента использования производственных мощностей;

– формирование конкурентной среды, в том числе за счет развития малого и среднего предпринимательства;

– создание равных условий для организаций бытового обслуживания населения всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей;

– совершенствование нормативной правовой базы по бытовому обслуживанию населения;

– организация системы изучения спроса и рекламы бытовых услуг;

– повышение квалификации кадров на основе создания системы их непрерывного профессионального обучения;

– совершенствование системы защиты прав потребителей, в том числе путем развития сертификации, стандартизации и системы отраслевого контроля.

В целях дальнейшего  улучшения качества услуг намечено осуществить ежегодное внедрение  не менее 10 новых видов услуг; обновление действующих стандартов и технических условий на бытовые услуги (ежегодно будет разрабатываться 15 - 20 государственных стандартов и технических условий на бытовые услуги). В ближайшие годы предусмотрено введение обязательной сертификации услуг прачечных, химической чистки и крашения, ремонта электробытовых машин и приборов, изготовления мебели по индивидуальным заказам населения, ремонта бытовой теле- и радиоэлектронной аппаратуры [1].

Развитие  выставочно-ярмарочной и рекламной инфраструктуры

Одним из приоритетных направлений совершенствования  развития потребительского рынка товаров  и услуг города является организация (содействие становлению) рекламной  и выставочной деятельности на качественном, профессиональном уровне. Для целенаправленного, качественного и правоправного воздействия на население города с целью превращения неорганизованных элементов рекламной и выставочной деятельности в эффективную и производительную силу необходима организация рекламно-информационного сопровождения выставочных проектов, разработка методик деятельности по подготовке и проведению выставочных проектов и эффективному участию в выставках местных компаний, разработка и утверждение городских нормативно-правовых баз рекламной и выставочной деятельности, организация торгово-выставочного центра.

В настоящее  время нормативно-правовая база в  сфере потребительского рынка не обеспечивает в полной мере эффективного развития различных видов деятельности в условиях рыночных отношений.

В целях развития правовой базы в сфере потребительского рынка в ближайшее время планируется разработка нормативно-правовых актов, которые будут способствовать созданию действенного правового механизма на уровне города по обеспечению безопасности, качеству товаров и услуг для населения города по следующим направлениям:

– стимулирование развития малого предпринимательства  в сфере торговли и производства;

– поддержка  местного товаропроизводителя;

– развитие предпринимательской  деятельности и конкуренции.

Кроме того, необходимо инициировать разработку законов о потребительском рынке товаров и услуг, о государственной поддержке отечественного товаропроизводителя, об основах государственного контроля в сфере потребительского рынка товаров и услуг.

Информационное  обеспечение позволяет осуществлять сбор, обработку и анализ достоверной информации, своевременно информировать всех заинтересованных участников потребительского рынка о ситуации и происходящих изменениях, способствовать развитию процесса мониторинга.

К методам воздействия  на потребительский рынок товаров и услуг относятся экономические методы воздействия на процессы товародвижения, налоговые аспекты совершенствования деятельности предприятий потребительского рынка и бытового обслуживания населения, упорядочения действий органов, контролирующих торговлю и потребительский рынок, создание условий, стимулирующих развитие существующих и вновь созданных предприятий потребительского рынка и бытового обслуживания населения.

Информация о работе Государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг в Республике Беларусь