Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 10:03, курсовая работа
Цель этой работы заключается в изучении состояния рынка товаров и услуг в Республике Беларусь и факторов, влияющих на него.
Основные задачи этой работы:
дать определение понятия рынка товаров и услуг и его элементов;
объяснить сущность и значение рынка товаров и услуг в Республике Беларусь;
провести анализ динамики товарооборота как важнейшего показателя потребительского рынка;
провести анализ факторов, влияющих на развитие потребительского рынка Республики Беларусь;
изучить основные направления и перспективы развития потребительского рынка Республики Беларусь;
оценить перспективы развития рынка товаров и услуг в Республике Беларусь.
1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТОВАРОВ И РЫНКА УСЛУГ
1.1 Рынок товаров и услуг………………………………………………………..4
1.2 Особенности рынка услуг…………………………………………………….6
1.3 Государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг в Республике Беларусь……………………………………………………………7
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА НЕГО
2.1 Факторы, влияющие на развитие потребительского рынка в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..13
2.2 Анализ основных показателей потребительского рынка РБ……………...16
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РБ…………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...35
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....37
Наличие на рынке товаров и услуг разных участников с различными интересами и правами осуществления своей деятельности делает задачу обеспечения баланса их интересов и устойчивого развития рынка очень сложной. Создать необходимые условия для такого развития и осуществить контроль за их соблюдением участниками рынка без государственного регулирования и общественного контроля невозможно. Государственное регулирование – это, прежде всего, актуализация законодательной и нормативно-правовой базы деятельности потребительского рынка.
В настоящее время в Республике Беларусь действует система органов государственного управления, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь № 30 от 11 января 1997 г. По своим главным параметрам она отражает сущность и специфику современного этапа социально-экономического развития Республики Беларусь и ориентирована на обеспечение комплексного развития страны. Система органов государственного управления, построенная по функционально-отраслевому и территориальным принципам, включала по состоянию на 01.01.2001 г. 25 министерств, 12 государственных комитетов, 23 комитета при министерствах, госкомитетах, 16 объединений, подчиненных Правительству, а также местные исполнительные органы государственной власти.
На республиканском уровне действующий механизм государственного регулирования потребительского рынка является фактически трехуровневым: Совет Министров (Управление торговли и услуг населению) – Министерство экономики (Управление потребительского рынка и поставок для государственных нужд) – Министерство торговли и другие органы республиканского управления.
В настоящее время в Республике Беларусь не имеется единого органа управления потребительским рынком. В разной степени задачи регулирования потребительского рынка возложены на Аппарат Совета Министров (Управление торговли и услуг населению), Министерство экономики, Министерство торговли, Белкоопсоюз, Министерство иностранных дел, Министерство промышленности, Минсельхозпрод и др. Вопросы внутренний торговли и частично внешней относятся к Министерству торговли; в ведении Министерства иностранных дел – внешняя торговля; Белкоопсоюза – сельский потребительский рынок и поставки для государственных нужд; Минсельхозпрода – рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия и др.
В наиболее полной мере задачи регулирования потребительского рынка сконцентрированы в Министерстве торговли Республики Беларусь, которое выполняет следующие важнейшие функции:
– формирование единой государственной политики в сфере торговли;
– анализ и прогнозирование тенденций развития потребительского рынка, разработка на их основе концепции и определение приоритетных направлений развития торговли, разработка предложений по экономическому, правовому регулированию деятельности объектов хозяйствования в сфере торговли, независимо от форм собственности;
– обеспечение в соответствии с законодательством защиты прав потребителей в сфере торговли;
– организация
в установленном порядке
– разработка
и внесение в министерства и другие
центральные органы управления предложений
по сбалансированию объемов
– принятие участия в осуществлении мер по приоритетному продвижению на рынок республики товаров отечественного производства;
– заключение в установленном порядке с субъектами хозяйствования, независимо от форм собственности, государственных контрактов на поставку товаров и торгово-технологического оборудования для республиканских государственных нужд;
– участие в организации импорта и экспорта товаров;
– проведение внутриреспубликанских
выставок и ярмарок по продаже
товаров и торгово-
– осуществление в соответствии с законодательством накопления товаров сезонного производства и потребления, участие в формировании государственного резерва товаров;
– взаимодействие
с заинтересованными министерст
– осуществление в целях защиты прав потребителей контроля за соблюдением занимающимися розничной торговлей и торгово-производственной деятельностью субъектами хозяйствования, независимо от форм собственности, норм и правил торговли, требований к качеству и безопасности реализуемых товаров и продукции общественного питания [7, с. 306-307].
Имеющееся в составе Министерства экономики Управление потребительского рынка и поставок для государственных нужд в соответствии с утвержденным положением «является подразделением министерства, осуществляющим разработку экономической политики государства в области потребительского рынка, исходя из платежеспособного спроса населения на товары и услуги, устойчивого развития системы торговли и бытового обслуживания населения, а также по проблемам поставок продукции, выполнения работ и услуг для государственных нужд» [ 7, с. 327].
Министерство промышленности Республики Беларусь также выполняет определенные функции по регулированию отношений на потребительском рынке. К основным из них относятся:
– осуществление
в установленном порядке
– оказание помощи
в налаживании прямых хозяйственных
связей предприятий с поставщиками
материально-технических
– оказание предприятиям методической помощи в проведении системных исследований по изучению потребностей рынка, созданию, подготовке, организации производства и поставке на рынок пользующейся спросом продукции;
– участие в разработке мер по регулированию межгосударственного обмена важнейшими видами продукции производственно-технического и товарами народного потребления [7, с. 330].
Значительное воздействие на потребительский рынок в части формирования товарных ресурсов, ценовой политики, товаропроизводящей сети, экспортно-импортных операций оказывают другие товаропроизводящие структуры, организационно входящие в Минсельхозпрод, Белкоопсоюз и др.
Особое место
в регулировании
Система Белкоопсоюза
в настоящее время представляет
собой объединение четырех
Отсутствие
единой политики и комплексного характера
в управлении потребительским рынком
наблюдается в реализации программно-целевого
подхода в управлении. На сегодняшний
день нет комплексной программы
формирования и регулирования потребительско
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО
2.1 Факторы, влияющие на развитие потребительского рынка в Республике Беларусь
Потребительский
рынок – одна из важнейших социально-
Он взаимосвязан с производством, торговлей, трудовой деятельностью человека, а также с денежной, финансовой и кредитно-банковской системами.
Социально-потребительский комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство. Особенность его функционирования состоит в том, что через субъекты хозяйствования (предприятия, организации, фирмы) осуществляется доведение до населения товаров и услуг [7, с. 398-399].
Политические
и экономические изменения, произошедшие
в Республике Беларусь, безусловно,
повлияли на условия жизни людей
и потребовали радикальных
К экономическим факторам относятся сельскохозяйственное производство и его месторасположение, уровень развития перерабатывающей промышленности, хозяйственные связи между пищевыми организациями, уровень межрегиональных связей, обеспечивающей товарообмен, уровень и состав цен.
К научно-техническим факторам относятся уровень развития базы промышленности и материально-технического производства, механизация и автоматизация процессов, а также внедрение в практику достижений науки и техники.
К социальным факторам относится количественный и качественный уровень обеспечения трудовыми ресурсами промышленных организаций, численность населения, его социально-демографический состав и расположение по регионам.
К естественно-климатическим факторам относится развитие рынков пищевых товаров и его территориальная организация. Расположение отраслевых инфраструктур, организация продовольственных товаров осуществляется в конкретных географических условиях. Такие условия определяют характер меры зон рынков реализации товаров, условия хранения, используемых транспортных средств. Природно-климатические условия ставят определенные требования к инфраструктуре рынка, влияют на расходы по хранению и транспортировке товаров [6, с. 132].
На протяжении
последних десятилетий
Кроме денежных доходов населения, в различных странах к факторам, оказывающим влияние на уровень розничного товарооборота, относят:
Динамика розничного товарооборота определяется также показателями экономической активности, одним из которых является объем ВВП, наиболее полно характеризующий доходы национальной экономики.