Государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Цель этой работы заключается в изучении состояния рынка товаров и услуг в Республике Беларусь и факторов, влияющих на него.
Основные задачи этой работы:
дать определение понятия рынка товаров и услуг и его элементов;
объяснить сущность и значение рынка товаров и услуг в Республике Беларусь;
провести анализ динамики товарооборота как важнейшего показателя потребительского рынка;
провести анализ факторов, влияющих на развитие потребительского рынка Республики Беларусь;
изучить основные направления и перспективы развития потребительского рынка Республики Беларусь;
оценить перспективы развития рынка товаров и услуг в Республике Беларусь.

Содержание работы

1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТОВАРОВ И РЫНКА УСЛУГ
1.1 Рынок товаров и услуг………………………………………………………..4
1.2 Особенности рынка услуг…………………………………………………….6
1.3 Государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг в Республике Беларусь……………………………………………………………7
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА НЕГО
2.1 Факторы, влияющие на развитие потребительского рынка в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..13
2.2 Анализ основных показателей потребительского рынка РБ……………...16
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РБ…………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...35
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....37

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

Наличие на рынке  товаров и услуг разных участников с различными интересами и правами осуществления своей деятельности делает задачу обеспечения баланса их интересов и устойчивого развития рынка очень сложной. Создать необходимые условия для такого развития и осуществить контроль за их соблюдением участниками рынка без государственного регулирования и общественного контроля невозможно. Государственное регулирование – это, прежде всего, актуализация законодательной и нормативно-правовой базы деятельности потребительского рынка.

В настоящее время в Республике Беларусь действует система органов государственного управления, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь № 30 от 11 января 1997 г. По своим главным параметрам она отражает сущность и специфику современного этапа социально-экономического развития Республики Беларусь и ориентирована на обеспечение комплексного развития страны. Система органов государственного управления, построенная по функционально-отраслевому и территориальным принципам, включала по состоянию на 01.01.2001 г. 25 министерств, 12 государственных комитетов, 23 комитета при министерствах, госкомитетах, 16 объединений, подчиненных Правительству, а также местные исполнительные органы государственной власти.

На республиканском  уровне действующий механизм государственного регулирования потребительского рынка является фактически трехуровневым: Совет Министров (Управление торговли и услуг населению) – Министерство экономики (Управление потребительского рынка и поставок для государственных нужд) – Министерство торговли и другие органы республиканского управления.

В настоящее  время в Республике Беларусь не имеется  единого органа управления потребительским  рынком. В разной степени задачи регулирования потребительского рынка  возложены на Аппарат Совета Министров (Управление торговли и услуг населению), Министерство экономики, Министерство торговли, Белкоопсоюз, Министерство иностранных дел, Министерство промышленности, Минсельхозпрод и др. Вопросы внутренний торговли и частично внешней относятся к Министерству торговли; в ведении Министерства иностранных дел – внешняя торговля; Белкоопсоюза – сельский потребительский рынок и поставки для государственных нужд; Минсельхозпрода – рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия и др.

В наиболее полной мере задачи регулирования потребительского рынка сконцентрированы в Министерстве торговли Республики Беларусь, которое выполняет следующие важнейшие функции:

– формирование единой государственной политики в  сфере торговли;

– анализ и прогнозирование  тенденций развития потребительского рынка, разработка на их основе концепции и определение приоритетных направлений развития торговли, разработка предложений по экономическому, правовому регулированию деятельности объектов хозяйствования в сфере торговли, независимо от форм собственности;

– обеспечение  в соответствии с законодательством  защиты прав потребителей в сфере  торговли;

– организация  в установленном порядке изучения спроса и конъюнктуры рынка республики, определение на этой основе его емкости  и потребности в товарах, разработка товарных балансов;

–  разработка и внесение в министерства и другие центральные органы управления предложений  по сбалансированию объемов розничного товарооборота с денежными доходами граждан и товарными ресурсами;

– принятие участия  в осуществлении мер по приоритетному продвижению на рынок республики товаров отечественного производства;

–  заключение в установленном порядке с  субъектами хозяйствования, независимо от форм собственности, государственных  контрактов на поставку товаров и  торгово-технологического оборудования для республиканских государственных нужд;

– участие в  организации импорта и экспорта товаров;

– проведение внутриреспубликанских  выставок и ярмарок по продаже  товаров и торгово-технологического оборудования, обеспечение участия  в них субъектов хозяйствования всех форм собственности;

– осуществление  в соответствии с законодательством  накопления товаров сезонного производства и потребления, участие в формировании государственного резерва товаров;

– взаимодействие с заинтересованными министерствами и другими центральными органами управления по вопросам совершенствования организации и технологии общественного питания, а также разработка совместно с ними рационов питания с учетом физиологических потребностей различных категорий населения;

– осуществление в целях защиты прав потребителей контроля за соблюдением занимающимися розничной торговлей и торгово-производственной деятельностью субъектами хозяйствования, независимо от форм собственности, норм и правил торговли, требований к качеству и безопасности реализуемых товаров и продукции общественного питания [7, с. 306-307].

Имеющееся в  составе Министерства экономики  Управление потребительского рынка  и поставок для государственных  нужд в соответствии с утвержденным положением «является подразделением министерства, осуществляющим разработку экономической политики государства в области потребительского рынка, исходя из платежеспособного спроса населения на товары и услуги, устойчивого развития системы торговли и бытового обслуживания населения, а также по проблемам поставок продукции, выполнения работ и услуг для государственных нужд» [ 7, с. 327].

Министерство  промышленности Республики Беларусь также  выполняет определенные функции  по регулированию отношений на потребительском  рынке. К основным из них относятся:

– осуществление  в установленном порядке внешнеэкономической  деятельности, оказание помощи предприятиям в налаживании внешнеэкономических  связей, развития прогрессивных форм интеграции с целью ускорения  научно-технического прогресса, повышения экспортного потенциала республики и создания производства по изготовлению импортозаменяющих видов продукции и товаров;

– оказание помощи в налаживании прямых хозяйственных  связей предприятий с поставщиками материально-технических ресурсов и комплектующих изделий;

– оказание предприятиям методической помощи в проведении системных  исследований по изучению потребностей рынка, созданию, подготовке, организации  производства и поставке на рынок  пользующейся спросом продукции;

– участие в  разработке мер по регулированию межгосударственного обмена важнейшими видами продукции производственно-технического и товарами народного потребления [7, с. 330].

Значительное  воздействие на потребительский  рынок в части формирования товарных ресурсов, ценовой политики, товаропроизводящей сети, экспортно-импортных операций оказывают другие товаропроизводящие структуры, организационно входящие в Минсельхозпрод, Белкоопсоюз и др.

Особое место  в регулировании потребительского рынка занимает система Белкоопсоюза, которая является органом государственного управления торговлей, заготовками, производством и переработкой сельскохозяйственной продукции в сельской местности.

Система Белкоопсоюза в настоящее время представляет собой объединение четырех основных подотраслей – торговля, общественное питание, заготовки и производство. Это довольно разветвленная экономическая система, сфера деятельности которой охватывает сельскую местность и небольшие города. Оперативное управление деятельностью системы осуществляет аппарат Белкоопсоюза. Этот орган управления по состоянии. На 01.01.2001 г. Имел четырехуровневое построение: председатель правления - заместители - управления - отделы и включал 16 управлений, объединяющий 29 отделов, 4 самостоятельных отдела и ревизионную комиссию, всего 164 человека [7, с. 332].

Отсутствие  единой политики и комплексного характера  в управлении потребительским рынком наблюдается в реализации программно-целевого подхода в управлении. На сегодняшний  день нет комплексной программы  формирования и регулирования потребительского рынка в Республике Беларусь. Имеющиеся программные документы, касающиеся потребительского рынка, носят локальный, отраслевой характер либо относятся лишь частично к проблемам потребительского рынка, слабо координированы между собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО

2.1 Факторы, влияющие на развитие потребительского рынка в Республике Беларусь

Потребительский рынок – одна из важнейших социально-экономических  подсистем общества, главное предназначение которой состоит в поддержании равновесия между производством и потреблением, спросом и товарным предложением и удовлетворением на этой основе материальных, духовных и социальных потребностей населения [6, с. 17].

Он взаимосвязан с производством, торговлей, трудовой деятельностью человека, а также с денежной, финансовой и кредитно-банковской системами.

Социально-потребительский  комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения  и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство. Особенность его функционирования состоит в том, что через субъекты хозяйствования (предприятия, организации, фирмы) осуществляется доведение до населения товаров и услуг [7, с. 398-399].

Политические  и экономические изменения, произошедшие в Республике Беларусь, безусловно, повлияли на условия жизни людей  и потребовали радикальных перемен  во всех секторах экономики, что в  конечном итоге отразилось на уровне и структуре потребления. За последние десять лет в стране удалось сформировать потребительский рынок, для которого характерна высокая насыщенность товарами, а структура потребительского спроса определяется преимущественно денежными ресурсами домохозяйств и уровнем цен на отдельные товары. Потребительский рынок региона представлен рынком продовольственных и непродовольственных товаров. Рынок непродовольственных потребительских товаров не получил должного развития в годы начала реформ, хотя роль отраслей, принадлежащих данному рынку весьма значительна и во многом определяет экономическую безопасность страны. Для анализа развития потребительского рынка необходимо выявить главные факторы, влияющие на него. Факторы, влияющие на развитие потребительского рынка можно разделить на:

    • экономические;
    • научно-технические;
    • социальные;
    • природно-климатические.

К экономическим факторам относятся сельскохозяйственное производство и его месторасположение, уровень развития перерабатывающей промышленности, хозяйственные связи между пищевыми организациями, уровень межрегиональных связей, обеспечивающей товарообмен, уровень и состав цен.

К научно-техническим факторам относятся уровень развития базы промышленности и материально-технического производства, механизация и автоматизация процессов, а также внедрение в практику достижений науки и техники.

К социальным факторам относится количественный и качественный уровень обеспечения трудовыми ресурсами промышленных организаций, численность населения, его социально-демографический состав и расположение по регионам.

К естественно-климатическим факторам относится развитие рынков пищевых товаров и его территориальная организация. Расположение отраслевых инфраструктур, организация продовольственных товаров осуществляется в конкретных географических условиях. Такие условия определяют характер меры зон рынков реализации товаров, условия хранения, используемых транспортных средств. Природно-климатические условия ставят определенные требования к инфраструктуре рынка, влияют на расходы по хранению и транспортировке товаров [6, с. 132].

На протяжении последних десятилетий потребительский  рынок Республики Беларусь динамично  развивался в условиях благоприятной  экономической конъюнктуры, устойчивого  повышения реальной заработной платы  и пенсий, поступления отечественных  и импортных товаров в объемах, обеспечивающий платежеспособный спрос населения. Рост производства в основных отраслях экономики, улучшения качественных параметров их функционирования и увеличение на этой основе ВВП позволили обеспечить достижение целевых параметров программ по повышению уровня жизни населения. Увеличение реальных денежных доходов населения в 2011-2012 годах способствовало повышению внутреннего спроса на товары и услуги, формированию положительных тенденций роста их реализации.

Кроме денежных доходов населения, в различных странах к факторам, оказывающим влияние на уровень розничного товарооборота, относят:

  • численность населения и его возрастную структуру;
  • численность занятых в экономике или уровень безработицы;
  • сложившийся уровень продажи товаров;
  • ставку процента по кредитам;
  • цены на товары;
  • обменный курс национальной валюты к валютам других стран;
  • цены на недвижимость.

Динамика розничного товарооборота определяется также  показателями экономической активности, одним из которых является объем  ВВП, наиболее полно характеризующий доходы национальной экономики.

Информация о работе Государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг в Республике Беларусь