Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Функционирование рынка ценных бумаг должно регулироваться государством. Цель государственного регулирования заключается в обеспечении надежности и роста ценных бумаг, выработке его национальной модели, которая с учетом существующих в стране условий в наибольшей мере способствовала бы экономическому росту.
Задача государства в развитии регулирования рынка ценных бумаг сводится в основном к следующему:
· разработке идеологии и законодательной базы работы рынка;
· концентрации финансовых ресурсов (государственных и частных);
· установлению "правила игры" для участников рынка;

Содержание работы

Введение.

Глава 1. Понятие, структура и участники рынка ценных бумаг.
Первичный и вторичный РЦБ. Биржевой и внебиржевой РЦБ.
Понятие и общая характеристика ценных бумаг.
Классификация ценных бумаг.
Основные положения эмиссии ценных бумаг.

Глава 2. Профессиональная деятельность на РЦБ.
Деятельность по ведению реестра (деятельность регистратора).
Субъекты рынка ценных бумаг.
Инвестиционные компании и инвестиционные фонды на РЦБ.
Глава 3. Государственное регулирование РЦБ.
Заключение.

Файлы: 1 файл

курсовая .doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

фонды, стремящиеся к достижению контроля над акционерными обществами, имеющие своих представителей в совете директоров предприятий, активно участвующих в управлении предприятиями. Довольно часто такие фонды являются членами финансово-промышленных групп;

фонды, являющиеся портфельными инвесторами спекулятивной направленности. Их портфель характеризуется высокой скоростью обновления и, соответственно, большей долей высоколиквидных ценных бумаг, часть из них ориентирована на инвестиции в государственные ценные бумаги.

Остальные фонды по их инвестиционной стратегии представляют собой комбинацию вышеназванных двух групп.

Существует два типа инвестиционных фондов:-  закрытый;-  открытый.

Закрытый инвестиционный фонд, в котором средства аккумулируются за счет размещения в момент создания фонда простых и привелегированных акций среди определенного круга инвесторов. Закрытый инвестиционный фонд имеет фиксированный акционерный капитал, обеспечивает текущий доход акционерам и не обязан выкупать акции до момента ликвидации.

Открытый инвестиционный фонд. Создается за счет выпуска обыкновенных акций. Акционерный капитал фонда не является фиксированным, т.е. может проводиться дополнительная эмиссия акций, акции такого фонда свободно покупаются и продаются по ценам, соответствующим текущей рыночной стоимости активов (такие фонды называют также совместными, взаимными).

Разновидностью открытого инвестиционного  фонда является паевой инвестиционный фонд (ПИФ), предмет деятельности которого - доверительное управление имуществом, составляющим фонд.

Модель ПИФ в России разработана  с использованием опыта т.н. контрактных  инвестиционных фондов, распространенных в Австрии, Германии, Швейцарии. Схема  их деятельности:

1) управляющий фонда заключает  с клиентами постоянный договор  об управлении привлекаемыми финансовыми ресурсами;

2) договор сопровождается выпуском "сертификатов с наличной стоимостью" (face-amount certifikation). В сертификате указывается  номинал, эквивалентный стоимости  инвестированного капитала, срок  действия контракта об управлении, условия управления, порядок погашения сертификата, выплаты доходов по нему;

3) договор между управляющим  и вкладчиком регистрируется  в депозитарии, который контролирует  использование средств управляющим,  направления инвестиций, расчеты  с клиентами.

По такой же схеме создаются предпринимательские трасты, распространенные в США (business trust).

Законодательная основа функционирования таких фондов в России формируется  с 1995 г. Согласно российскому законодательству, ПИФ представляет собой совокупность имущества, переданного инвесторами в доверительное управление управляющей компании в целях прироста этого имущества, доходы от доверительного управления имуществом относятся на прирост имущества. Доверительное управление имуществом, составляющим фонд, осуществляет управляющий фондом (управляющая компания).

В основе ПИФ лежит понятие паевой собственности. Вкладчиком фонда может  быть юридическое или физическое лицо. Вступая в фонд, инвестор приобретает "инвестиционный пай" и становится совладельцем фонда. Инвестиционный пай - именная ценная бумага, удостоверяющая право ее владельца предъявить управляющей компании требование о выкупе. Эмиссия инвестиционных паев подлежит обязательной государственной регистрации.

Деятельность управляющего фондом определяется следующими основными правами и обязанностями:

-  право отчуждать и закладывать имущество, составляющего фонд;

-  действовать от собственного имени в интересах владельцев инвестиционных паев;

-  обязанность выкупать инвестиционные паи фонда по требованию их владельцев.

В соответствии с российским законодательством  ПИФ могут создаваться в двух основных формах:

-  открытый;

-  интервальный.

Управляющий открытого  ПИФ имеет право инвестировать  денежные средства в следующие активы:

-  денежные средства, в том числе на банковских счетах и во вкладах;

-  государственные ценные бумаги РФ;

-  ценные бумаги субъектов РФ;

-  ценные бумаги российских органов местного самоуправления (муниципальные ценные бумаги);

-  ценные бумаги иностранных государств;

-  ценные бумаги иностранных коммерческих организаций (акции и облигации);

-  ценные бумаги российских АО открытого типа (акции и облигации).

Управляющий такого фонда обязан осуществлять выкуп инвестиционных паев в срок не более 15 рабочих дней с момента  предъявления инвестором требования о выкупе.

Управляющий интервального  ПИФ имеет право инвестировать  денежные средства (помимо вышеуказанных активов) в недвижимость и ценные бумаги российских АО закрытого типа, не имеющие признаваемых котировок.

Управляющая компания такого фонда  определяет периодичность (интервалы) выкупа инвестиционных паев инвесторов (не реже одного раза в год).

С целью обеспечения ликвидности  активов ПИФ предусматриваются  ограничения по их структуре. К таким  ограничениям относятся:

1.  Ограничение удельного веса стоимости ценных бумаг одного эмитента в общей стоимости активов или удельного веса суммарных активов фонда, размещенных в один вид активов;

2.  Ограничение удельного веса ценных бумаг одного эмитента в выпущенном акционерном капитале этого эмитента;

3.  Ограничение наличия в портфеле фонда котируемых и некотируемых ценных бумаг;

4.  Ограничения наличия в составе портфеля активов определенного вида.

Основное отличие паевого  фонда от акционерного состоит в том, что прирост имущества фонда (полученный в результате доверительного управления) не распределяется между владельцами паев в виде дивидендов, а идет на увеличение стоимости пая. Таким образом, инвесторы ПИФ при реализации паев получают прибыль, равную разнице между ценами продажи и покупки пая, текущая цена пая определяется управляющим исходя из оценки стоимости чистых активов фонда.

Стоимость чистых активов открытого  ПИФ определяется управляющей компанией  ежедневно в конце рабочего дня. Стоимость чистых активов интервального ПИФ определяется управляющей компанией в день, предшествующий дню начала очередного срока приема заявок на приобретение и выкуп паев фонда.

В состав активов ПИФ, учитываемых при определении  стоимости чистых активов, включаются:

-  финансовые вложения (ценные бумаги);

-  депозиты;

-  денежные средства;

-  расчеты с дебиторами.

 

 

 

Пассивы, учитываемые  при определении стоимости чистых активов фонда, включают:

-  расчеты с кредиторами;

-  резервы предстоящих расходов и платежей (суммы зарезервированные в качестве вознаграждения управляющего, специализированного депозитария, регистратора, независимого оценщика и аудитора, иные расходы, связанные с доверительным управлением).

Глава 3. Государственное регулирование РЦБ

Государственное регулирование РЦБ включает:

-  установление обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников РЦБ и ее стандартов;

-  регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

-  лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

-  создание системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

-  запрещение и пресечение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Органами, реализующими регулирующее воздействие государства на рынке  ценных бумаг, являются:

-  Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ);

-  Министерство финансов РФ;

-  Центральный банк РФ.

ФКЦБ является федеральным органом  исполнительной власти по проведению государственной политики в области  рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью  профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг. Руководитель ФКЦБ является по должности федеральным министром.

Определим основные функции  ФКЦБ. Федеральная комиссия:

-  осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;

-  утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;

-  разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;

-  устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности;

-  устанавливает обязательные требования к порядку ведения реестра;

-  устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии;

-  устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;

-  определяет стандарты деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;

-  обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг;

-  утверждает квалификационные требования, предъявляемые к лицам и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными бумагами, к персоналу этих организаций;

-  устанавливает и определяет порядок допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в РФ;

-  осуществляет надзор за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении;

-  устанавливает соотношения между размерами объявленной эмиссии акций на предъявителя и оплаченного уставного капитала.

Министерство финансов РФ регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций (кроме кредитных организаций), субъектов федерации и органов местного самоуправления; лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и инвестиционные фонды; устанавливает правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами; осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.

Центральный банк РФ регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций; осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом рынке ценных бумаг, ломбардного кредитования и переучета векселей; устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на рынке ценных бумаг кредитных организаций; регулирует деятельность на РЦБ клиринговых организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с ценными бумагами.

 

 

 

 

Заключение:

Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением  и рынок ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается  как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.

Система регулирования рынка ценных бумаг (регулятивная инфраструктура рынка) включает в себя:

1) государственные органы регулирования;

2) саморегулирующиеся организации;

3) законодательные нормы рынка  ценных бумаг;

4) этику, традиции и обычаи  рынка.

Цели регулирования:

1. Поддержание порядка на рынке  и создание нормальных условий  работы всех его участников.

2. Защита участников от мошенничества  и недобросовестности юридических и физических лиц.

3. Обеспечение свободного процесса  ценообразования в зависимости  от спроса и предложения.

4. Создание эффективного рынка  со стимулами для предпринимательской  деятельности.

5. Создание новых и поддержание  необходимых для общества рынков и рыночных структур.

Процесс регулирования включает:

1.  Создание законодательной базы функционирования рынка.

2.  Отбор профессиональных участников рынка.

3.  Контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил рынка.

4.  Создание системы санкций за нарушение норм и правил. Система регулирования рынка ценных бумаг включает в себя:

5.  государственные органы регулирования;

6.  регулирование рынка профессиональными участниками рынка (саморегулирующие организации);

7.  общественное регулирование (осуществляемое через общественное мнение).

Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

- разработка программы и стратегии  развития рынка ценных бумаг,  законодательных актов для реализации стратегии;

- наблюдение и регулирование  исполнения этой программы,

- установление требований к  участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;

- контролирование финансовой безопасности  и устойчивости рынка, надзор  за выполнением распоряжений по безопасности;

- обеспечение информированности  всех без исключения инвесторов  о состоянии рынка;

- формирование государственных  систем страхования на рынке  ценных бумаг;

- контроль и предупреждение  чрезмерного вложения инвестиций в ценные государственные бумаги.

На сегодняшний день известны две  модели государственного регулирования  рынка ценных бумаг. Первая  подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой – роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.

Информация о работе Государственное регулирование рынка ценных бумаг