Государственное регулирование в области внешних эффектов и общественных благ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 16:30, реферат

Описание работы

С появлением институционализма появляется идея о том, что реальная действительность гораздо сложнее. Объектом исследований должен быть не «экономический человек», а всесторонне развитая личность.

В данной работе я хотела бы подробнее рассмотреть сущность государственного регулирования в области внешних эффектов и общественных благ. А это невозможно без раскрытия последних. Я попытаюсь раскрыть понятие общественных товаров, исходя из классификации экономических благ, затем необходимо будет осветить проблему внешних эффектов и их государственное регулирование.

Содержание работы

1. Введение
2. Классификация экономических благ. Особенности общественных благ.
3. Внешние эффекты.
4. Экономические функции правительства.
5. Заключение.
6. Литература.

Файлы: 1 файл

11.Внешние эффекты.Общественное благосостояние. 19.11.12.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

 

                                                                                                          

 

                                                                                                         

 

                                                                                                        

 

                                                                                                         

 

                                                                                                          

 

                                                  (T)EC                                            

 

                                                                                                         

 

                                                                                                          

 

                                                                        Q                    Рисунок 1                                         

 

                                                                                                        

 

                                                                                          

 

Соответственно, предельные частные  издержки (МРС), предельные внешние  издержки (МЕС) и предельные социальные издержки (MSC) — это прирост частных, внешних и социальных издержек, вызванный  увеличением производства данного  продукта на некоторую величину (ΔQ):

 

     MPC = ΔPC / ΔQ,

 

MEC = ΔEC / ΔQ,

 

MSC = ΔSC / ΔQ.

 

При небольших соответствующих  изменениях, непрерывности и дифференцируемости функций издержек - это производные  соответствующих функций общих  издержек:

 

 

MPC = ΔPC / ΔQ,

 

MEC = ΔEC / ΔQ,

 

MSC = ΔSC / ΔQ.

 

MSC = MPC + MEC (рис. 2)

 

                                                                                                       

 

            C                                                                                             

 

                                                                                                          

 

                                                                                                           

 

                                                                        MSC                         

 

                                                                                                          

 

                                                             MEC     MPC                             

 

                                                                                                         

 

                                                                                                        

 

                                                                                                         

 

                         MEC                                                                         

 

                                                                                                         

 

                                                                                                         

 

                                                                                                   Рисунок 2                                               

 

                                                                                Q                 

 

                                                                                                        

 

Аналогичным образом, частная (внутренняя) выгода характеризует   рост   благосостояния   непосредственных   потребителей   данного блага, являющихся его покупателями. Внешняя  выгода характеризует увеличение благосостояния всех третьих лиц, вызванное производством и потреблением данного блага. Социальная (общественная) выгода характеризует совокупную внутреннюю и внешнюю выгоду, как непосредственных потребителей, так и всех третьих лиц, связанную с производством и потреблением данного продукта:

 

(T)SB = (Т)РВ + (Т)ЕВ,

 

где (T)SB - (общая) социальная выгода; (Т)РВ - (общая) частная выгода; (T)EB – (общая) внешняя выгода (рис. 3)

 

     B                                                                                         

 

                                                                                                          

 

                                                                                                           

 

                                                      (T)SB                                           

 

                                                                                                          

 

                                                         (T)PB                                       

 

                                                                                                         

 

                                                                  (T)EB                            

 

                                                                                                         

 

                                                                                                          

 

                                                                                                         

 

                                                                                                         

 

                                                                                             Рисунок 3                                                       

 

                                                                        Q                   

 

                                                                                                        

 

 

Соответственно, предельная частная выгода (МРВ), предельная внешняя выгода (МЕВ) и предельная социальная выгода (MSB) - это прирост частной, внешней и социальной выгоды, вызванный увеличением производства и потребления данного продукта на некоторую величину (DQ):

 

MPB = ΔPB / ΔQ;

 

MEB = ΔEB / ΔQ;

 

MSB = ΔSB / ΔQ.

 

При небольших соответствующих  изменениях, непрерывности и дифференцируемости функций выгоды - это производные  соответствующих функций общей  выгоды:

 

 

MPB = ∂PB / ∂Q;

 

MEB = ∂EB / ∂Q;

 

MSB = ∂SB / ∂Q;

 

MSB = MPB + MEB (рис. 4)

 

                                                                                                       

 

      B                                                                                         

 

                                                                                                          

 

                                                                                                           

 

                                                                                                           

 

                MEB                                                                              

 

                                                                                                          

 

                                                                                                         

 

                                                         MSB                                     

 

                                                                                                         

 

                  MEB                                                                                

 

                                                    MPB                                       

 

                                                                                                         

 

                                                                                                Рисунок 4                                                       

 

                                                                        Q                  

 

                                                                                                        

 

 

 

Таким образом, к частным благам мы можем отнести блага с высокой конкурентностью в потреблении, достаточной для того, чтобы сосредоточить в руках потребляющего их субъекта основную часть из набора полезных свойств подобного блага. Аналогичным образом можно поступить и со второй их рассматриваемой характеристикой. Здесь черту можно провести между высокой и низкой исключаемостью в потреблении. Частными при этом будут считаться блага с высокой исключаемостью, достаточной для того, чтобы воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам, не являющимися владельцами данного блага, участвовать в его потреблении. Точнее будет сказать, что запретить остальным лицам потреблять частное благо можно с достаточно низкими издержками, и чем выше исключаемость блага, тем ниже, разумеется, при прочих равных условиях, уровень подобных издержек запрета.

 

Чистыми общественными благами  будут считаться такие, которые  объединяют в себе низкую (вплоть до нулевой) конкурентность с невысокой  исключаемостью остальных экономических  субъектов из потребления. Нулевая конкурентность чистых общественных благ означает, что предельные издержки предоставления такого блага каждому дополнительному потребителю равны нулю. Например, рождение еще одного жителя страны нисколько не увеличивает расходы на государственную оборону. Низкая же исключаемость общественных благ означает, что подобные блага вполне могут, да и чаще всего действительно потребляются сообща, коллективно, поскольку никто из владельцев не может (а точнее недостаточно материально заинтересован) воспрепятствовать потреблять такие блага всем остальным экономическим субъектам.

 

Высокая конкурентность в сочетании  с низкой исключаемостью дает общие (совместно потребляемые) блага. История  предоставляет здесь много примеров: общинные земли, леса, воды и т.п. В  современном мире подобных благ осталось уже не так много. Можно привести общественные парки для отдыха и сохранения уголков нетронутой природы, общественные водоемы с рыбой и иными продуктами подводного мира и т.д. Причиной сокращения числа подобных случаев служит именно высокая конкурентность общих благ: на всех их часто просто не хватает (пойманная мной в таком озере рыба уже никому другому не достанется), и поэтому здесь действует давно установившееся правило "primus veni, primus occupavi" - "первый пришел, первый занял" со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Иногда общие блага также называют коммунальными. Нам хорошо известен такой пример проблем, возникающих в связи с использованием общих благ, как порождаемых коммунальными квартирами.

 

Обратная ситуация возникает в случае низкой конкурентности, но достаточно высокой исключаемости благ. Здесь реально возможен контроль собственника над процессом потребления подобных благ, хотя такой процесс часто протекает в различных коллективных формах. Поэтому подобные блага часто называют исключаемыми общественными.

 

Последнее определение наводит  на мысль, что не исключаемость выступает  в качестве решающего свойства для  выделения общественных благ в особую группу, хотя она часто является более распространенным источником практических проблем и поэтому иногда кажется более важной экономистам с прагматической (позитивной) методологической ориентацией, но единодушия в этом вопросе нет. Все же возможность распространять выгоду от потребления неконкурентных благ на дополнительных экономических субъектов с практически нулевыми предельными издержками имеет более существенное значение, тем более, что под эту особенность подпадает такое важное в современных условиях благо, как информация.

Информация о работе Государственное регулирование в области внешних эффектов и общественных благ