Государственное регулирование в области внешних эффектов и общественных благ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 16:30, реферат

Описание работы

С появлением институционализма появляется идея о том, что реальная действительность гораздо сложнее. Объектом исследований должен быть не «экономический человек», а всесторонне развитая личность.

В данной работе я хотела бы подробнее рассмотреть сущность государственного регулирования в области внешних эффектов и общественных благ. А это невозможно без раскрытия последних. Я попытаюсь раскрыть понятие общественных товаров, исходя из классификации экономических благ, затем необходимо будет осветить проблему внешних эффектов и их государственное регулирование.

Содержание работы

1. Введение
2. Классификация экономических благ. Особенности общественных благ.
3. Внешние эффекты.
4. Экономические функции правительства.
5. Заключение.
6. Литература.

Файлы: 1 файл

11.Внешние эффекты.Общественное благосостояние. 19.11.12.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

 

МРС + МЕС =MSB.

 

При положительных внешних эффектах МЕС=0 и МРС = MSС, то решение проблемы позитивных экстерналий в принципе таково:

 

MSC = MPB + MEB.

 

Важно подчеркнуть, что при решении  проблемы экстерналий такие внешние  эффекты получают выражение в  виде соответствующих издержек и  выгод уже для непосредственных участников сделок, и тогда работа рыночного механизма меняет цены и объемы производства соответствующих благ, а это вносит коррективы в распределение ресурсов и продуктов, которое становится эффективным. Это в то же время означает, что соответствующие внешние эффекты трансформируются во внутренние. Тем самым осуществляется интернализация внешних эффектов.

 

    Теорема Коуза гласит, что при нулевых трансакционных  издержках и четком установлении  прав собственности, независимо  от того, как эти права распределены между экономическими субъектами, частные и социальные издержки будут равны. Другими словами, эффективное размещение ресурсов будет достигаться независимо от распределения прав собственности на эти ресурсы; достаточно только, чтобы издержки на установление и защиту прав собственности, ведение переговоров и достижение соглашения по перераспределению этих прав были бы незначительны. В результате таких переговоров все неучтенные ранее в экономических расчетах ресурсы получают денежную оценку, и их собственником становится тот экономический субъект, которому это наиболее выгодно.

 

Действительно, если права собственности  принадлежат источнику негативной экстерналии, то возможная плата  получателя внешнего эффекта за снижение объема выпуска порождающего внешний эффект продукта вплоть до достижения социально оптимального его количества Qs будет выше, чем разница между предельной выгодой и частными предельными издержками производителя такого продукта.

 

Если же права собственности  принадлежат получателю негативной экстерналии, то возможная плата источника внешнего эффекта за доведение объема выпуска порождающего внешний эффект продукта вплоть до достижения социально оптимального его количества Qs будет выше, чем предельные внешние издержки.

 

Итогом же переговоров в любом случае окажется социально оптимальное количество данного блага Qs, что и следует из теоремы Коуза.

 

В частном секторе экономики  проблема экстерналий в определенных случаях может быть решена в ходе функционирования самого рыночного  механизма без постороннего вмешательства. Этому могут способствовать соответствующие действия экономических субъектов, вовлеченных в такие ситуации.

 

Решению проблемы могут способствовать, например, слияния, то есть объединения  производителей и получателей внешних эффектов в одно целое, - например, фирму, общество потребителей и т.д. Тем самым бывшие внешние эффекты автоматически становятся внутренними, и происходит необходимая корректировка объемов и технологий производства соответствующих благ.

 

Индивидуальное соглашение строится по следующему принципу: Согласно теореме Коуза, названной так по имени ее автора Рональда Коуза, положительные и отрицательные побочные результаты не требуют государственного вмешательства в тех  ситуациях, когда: 1) четко определены права собственности; 2) вовлечено небольшое число людей и 3) стоимость сделки слишком мала. В таких обстоятельствах роль государства должна сводится к поощрению соглашения между заинтересованными лицами или группами. Поскольку на карту поставлены экономические интересы сторон, то соглашение между ними дает им возможность найти приемлемое решение проблемы побочных результатов путем переговоров. Право собственности устанавливает цену побочного результата, создавая вмененные издержки для обеих сторон.  Поэтому у них возникает насущная необходимость найти пути для решения проблемы побочных результатов.

 

Распространенный пример. Предположим, что владелец большого участка леса собирается заключить контракт с  лесозаготовительной компанией  на полную очистку тысячи акров земли от старых хвойных деревьев. Сложность состоит в том, что лесу есть озеро, на берегу которого находится известный всей стране курорт. Курорт расположен  на земле, принадлежащей его владельцу. Первозданная красота этого места привлекает туристов со всей страны.  Должно ли правительство штата или  муниципалитет каким-то образом вмешаться в эту ситуацию?

 

По теореме Коуза, владельцы  леса и курорта могут решить эту  проблему без вмешательства правительства. Как? Если одна из сторон имеет право  на то, что является предметом спора, то у обеих сторон есть стимул договориться о приемлемом для них решении. В нашем примере владелец лесного участка обладает правом собственности на землю, которая должна быть расчищена от леса. Поэтому у владельца курорта есть стимул для достижения соглашения с владельцем леса, чтобы уменьшить последствия вырубки. Ясно, что из-за выруби очень большого участка леса, окружающего курорт, наплыв туристов сократится, а следовательно, уменьшатся и доходы владельца курорта.

 

Менее очевидны, но столь, же сильны экономические стимулы, побуждающие владельца леса использовать возможность для заключения соглашения с владельцем курорта. Почему? К ответу на этот вопрос нас подводит понятие вмененных издержек. Одна из существенных потерь, которую понесет владелец лесного участка в случае вырубки, заключается в том, что он не получит возмещения (на которое он мог бы рассчитывать) от владельца курорта за согласие не вырубать хвойный лес. Владелец курорта,  безусловно, был бы готов заплатить единовременно или ежегодно выплачивать определенную сумму владельцу леса, чтобы ликвидировать или минимизировать побочные издержки. Или, возможно, владелец курорта захотел бы купить лесной участок за сравнительно высокую цену, чтобы помешать вырубке леса. С точки зрения владельца леса, плата за предотвращение вырубки или закупочная цена, превышающая стоимость земли вместе с лесом, составляет издержки от вырубки леса.

 

Можно предсказать, что в этой ситуации обе стороны сочтут более целесообразным достичь соглашения, чем вырубать хвойный лес. По теореме Коуза, правительству не надо будет вмешиваться, чтобы скорректировать этот потенциальный побочный результат.

 

Более того, поразительная черта  этой ситуации состоит в том, что  эффективный результат не зависят  от того, какая из двух сторон обладает правом собственности. Сделаем почти невероятное допущение: правительство заранее дало право "собственности" владельцу курорта, наложив юридический запрет на вырубку леса в пределах нескольких миль от курорта без разрешения его владельца. Тогда можно предположить, что владелец лесного участка будет стремиться к обсуждению ситуации с владельцем курорта. А последний обнаружит новые вмененные издержки. При новом распределении имущественных прав владелец курорта будет иметь возможность получать возмещение от владельца лесного участка в обмен на разрешение, скажем, проводить ежегодную выборочную вырубку более старых деревьев. С точки зрения владельца курорта, эта потенциальная выплата представляет собой вмененные издержки, связанные с отсутствием разрешения на вырубку леса. И опять же у обеих сторон появятся экономические стимулы достичь взаимоприемлемого соглашения, благодаря которому они ликвидируют или уменьшат побочный результат.

 

К сожалению, многие негативные побочные результаты затрагивают значительное число заинтересованных сторон и связаны с крупными сделками. Поэтому частные соглашения не могут исправить такие негативные побочные эффекты. Одним из примеров может служить проблема кислотных дождей в Соединенных Штатах и Канаде, которая затрагивает много миллионов людей, живущих в обеих странах. Нельзя ожидать, что огромное число заинтересованных сторон каким-то образом самостоятельно достигнут соглашения, в результате которого уменьшится этот побочный эффект. Более того, возникнут трудности с общественным товаром, состоящие в том, чтобы заставить людей добровольно заплатить свою долю суммы, которой хватило бы "виновникам" этой проблемы на изменение технологии или масштабов производства. Ведь все заинтересованные стороны извлекут выгоду из достигнутого соглашения по уменьшению кислотных дождей независимо от того, платили они за это или нет. В подобных обстоятельствах мы должны полагаться главным образом на правительство или правительства, чтобы найти решение проблемы побочного результата. Тем не менее теорема Коуза напоминает нам, что точное определение прав собственности может служить фактором уменьшения или ликвидации побочных эффектов.

 

Далее, проблема экстерналий может  решаться путем формирования и действия общественных обычаев - внеэкономических методов решения экономических проблем, таких как моральные нормы, традиции и т.п. способы влияния на поведение экономических субъектов, порождающее внешние эффекты. Эти способы, издавна используемые человечеством, реализуются через воспитание, общественное мнение. В определенных обстоятельствах они ведут к корректировке поведения таких лиц, поскольку издержки на устранение причин внешних эффектов оказываются меньше потерь, связанных с утратой репутации, в том числе порой ведущих к прямому экономическому ущербу игнорирующих принятые в данном обществе правила поведения. Именно к этим средствам относится "золотое правило морали": "Поступай с другим так, как хотелось бы, чтобы он поступал с тобой".

 

Выяснение и перераспределение  соответствующих прав собственности, способствующее решению проблемы экстерналий, может происходить путем переговоров вовлеченных в проблему внешних эффектов лиц. Иногда, в случае споров, при этом могут привлекаться и судебные инстанции, например, для определения и защиты прав собственности. После того, как права собственности на соответствующие ресурсы и продукты и ресурсы выяснены, их владельцы могут либо сами использовать их для производства и потребления соответствующей продукции, либо продать их заинтересованным лицам. В любом случае "невидимые" прежде для рыночного механизма блага получают денежную оценку и вовлекаются в рыночный оборот, что и приводит к перераспределению ресурсов и продуктов и восстановлению эффективного их размещения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Экономические функции правительства.

 

 

 

 

Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер,  механизм, способный решать экономические  задачи, стоящие перед обществом. Это, однако не отрицает той роли, которую  призвано играть государство. Идеальная модель экономического устройства общества предполагает использование механизма государственного регулирования для решения тех задач, с которыми рыночный механизм успешно справиться не может. Это касается правового обеспечения функционирования рыночного механизма. Государство разрабатывает законы:

 

·         по защите прав собственности, в том числе  и интеллектуальной ;

 

·         по деятельности банковской системы и других форм предпринимательства;

 

·         по организации в стране денежного обращения;

 

·         по ограничению  в стране монопольной власти;

 

·         по защите прав потребителей на приобретение ими  качественной продукции и т.д.

 

Механизм рынка нацелен только на удовлетворение тех потребностей, которые выражаются через спрос. Но есть и такие потребности, которые нельзя измерить в деньгах. Рынок пройдет мимо таких потребностей (оборона и охрана общественного порядка; государственное управление; единая экономическая система; дороги; дорожная разметка и знаки; социальная сфера и т.д.).

 

Напомним, что исключаемые общественные блага одновременно являются и исключаемыми. В отличие от чистых общественных благ, доступ к ним легко ограничить. Следовательно, несмотря на то, что  их потребление происходит коллективно, проблема "безбилетника" в таких случаях не возникает. Это означает, что исключаемые общественные блага могут производиться и нередко действительно производятся в частном порядке, не прибегая к привлечению государственных институтов. Типичным примером рыночного обеспечения исключаемыми общественными благами является шоу-бизнес, процветающий во многих странах.

 

Существует достаточно много благ, имеющих некоторые характеристики общественных. Степень неконкурентности их потребления может быть различной  в разных условиях, это же относится и к степени их исключаемое™. Многое здесь зависит от характера рыночных условий, в том числе от развития рыночной инфраструктуры, и от уровня развития соответствующих технологий. Такие блага называют условными общественными благами. В определенных случаях они также могут приобретать необходимую степень исключаемости для того, чтобы их производство и продажа стали возможными для рыночного сектора экономики.

 

Например, некоторые из условных общественных благ становятся конкурентными в потреблении при достижении определенного уровня объема таких благ, приходящегося на одного потребителя, или, что то же самое, при превышении количеством потребителей данного объема таких благ определенной пограничной величины, или величины перегрузки. После этого предельные издержки, приходящиеся на каждого следующего потребителя данного объема блага, становятся выше нуля. При этом предельная выгода для каждого следующего потребителя начинает снижаться. Если такие блага начинают обладать достаточной исключаемостью для установления цен на них, уровень цены может быть использован для регулирования количества потребителей такого перегружаемого общественного блага. Типичный пример таких благ — общественные помещения: библиотечные, лекционные и т.д. Они используются без проблем при количестве потребителей (читателей, слушателей и т. д.), не превышающем их нормальную вме­стимость, которая и является величиной перегрузки. Дорожное движение также сильно осложняется после достижения определенного числа одновременно проезжающих по данной дороге автомобилей вплоть до возникновения "пробок".

 

Еще одним интересным способом подключения  рыночного механизма к производству условных и исключаемых общественных благ является объединение потребителей таких благ в специально создаваемые  для этого организации - клубы. Они  выступают во внешнем вполне "рыночном" мире как обычные покупатели подобных благ, а во внутренней сфере ограничивают доступ потенциальных потребителей к подобным благам, обуславливая его необходимостью вступления в ряды членов клуба, одновременно сокращая индивидуальные затраты таких членов на получение подобных клубных благ.

 

В определенных случаях даже обладающие крайне низкой исключаемостью чистые общественные блага могут производиться  и продаваться в частном секторе  экономики. Для этого .применяется  прием, называемый пакетированием (увязыванием). Суть его заключается в объединении подобного чистого общественного блага с другим благом, обладающим достаточной степенью исключаемости, в единый набор, пакет, для участия всего пакета в рыночных сделках. Классический пример пакетирования, исследованный Рональдом Коузом, — частное владение маяками в Англии в XVII - XIX веках, когда маячные пошлины собирались в портах при оказании судам портовых услуг.

Информация о работе Государственное регулирование в области внешних эффектов и общественных благ