Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 16:30, реферат
С появлением институционализма появляется идея о том, что реальная действительность гораздо сложнее. Объектом исследований должен быть не «экономический человек», а всесторонне развитая личность.
В данной работе я хотела бы подробнее рассмотреть сущность государственного регулирования в области внешних эффектов и общественных благ. А это невозможно без раскрытия последних. Я попытаюсь раскрыть понятие общественных товаров, исходя из классификации экономических благ, затем необходимо будет осветить проблему внешних эффектов и их государственное регулирование.
1. Введение
2. Классификация экономических благ. Особенности общественных благ.
3. Внешние эффекты.
4. Экономические функции правительства.
5. Заключение.
6. Литература.
В итоге мы можем свести полученные результаты в таблицу. Но се существенным отличием будет являться, то обстоятельство, что ее вертикальная и горизонтальная протяженность будут скорее представлять собой разбитые на общие по качеству отрезки измерения (например, от 0% до 100% - как области на графике), чем простую группировку признаков в матрице:
Исключаемость
Высокая
Исключаемые общественные блага
Чистые частные блага
Низкая
Чистые общественные блага
Общие (совместные) блага
Никая
Высокая
Конкурентность
Вернемся еще раз к определению общественных благ. Чисто общественное благо – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона.
Свойство неизбирательности в
потреблении означает, что потребление
чисто общественного блага
Свойство неисключаемости в
потреблении означает, что ни
один человек не может быть
не допущен к потреблению
Чтобы глубже понять особенности чисто общественного блага, сравним его с чисто частным благом. Чисто частное благо – это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. В отличие от чисто частного блага чисто общественное благо не может быть разделено на единицы потребления (его нельзя выпускать “мелкими” партиями) и быть продано по частям. Невозможность определения цены на отдельные единицы чисто общественного блага объясняет особенности определения совокупного спроса на чисто общественное благо. (рис. 5)
P (тыс. руб. за ед.)
DБ DВ
Dсов=∑q1
DА
P
0 2 4
6
12
Q
0
а) Чисто частное благо
Рисунок 5
Цена в данном случае не является переменной величиной. Поэтому кривая спроса на чисто общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося его наличного объема. Все потребители (в нашем примере их трое: Андреев, Борисов и Васильев) должны потребить весь объем выпущенного блага целиком. В отличие от совокупного спроса чисто частных благ (который получается путем сложения кривых индивидуального спроса по горизонтали) совокупный спрос чисто общественных благ определяется путем суммирования предельных выгод (получаемых от имеющегося наличного объема) по вертикали.
Потребление чисто общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна. В нашем примере индивиды получают различную выгоду: наименьшую - Андреев, наибольшую - Васильев. Такая ситуация предполагает наличие точной информации о предельных выгодах каждого человека. Однако в реальной действительности наличие такой информации - большая редкость
Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, "зайца".
Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить "провалы" рынка помогает государство.
Таким образом, необходимость в чистых общественных благах ставит перед экономикой две проблемы: как достичь экономически эффективного объема производства таких благ и как обеспечить их производство при наличии "безбилетников".
Эффективный объем производства товара индивидуального потребления определяется сравнением предельного выигрыша от производства дополнительного товара с предельными издержками производства этого товара. Эффективность достигается тогда, когда предельный выигрыш и предельные издержки равны. Тот же принцип применим и к общественным товарам, но метод анализа при этом другой иной. Для товаров индивидуального потребления предельный выигрыш измеряется выгодой, получаемой потребителем. Рассматривая общественные товары, мы должны ответить на вопрос, как оценивает каждый человек дополнительную единицу продукции. Предельный выигрыш получается сложением этих оценок для всех людей, пользующихся этим товаром. Для достижения эффективного использования ресурсов общественное благо должно производиться в таком объеме, при котором, по обычному правилу принятия оптимальных экономических решений, предельная выгода от потребления блага равна предельным издержкам выпуска данного блага.
Таким образом, существует некоторый однозначно определяемый оптимальный объем общественного блага, который обеспечивает наибольшую эффективность использования ресурсов. Он может быть определен по формуле:
MSB (Qs) - МС (Qs),
где MSB (Qs) — предельная общественная
выгода от потребления данного
P
PS
Итак, для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно производиться в таком объеме, когда предельная общественная выгода от потребления данного объема станет равной предельным издержкам выпуска дополнительного количества данного блага до общего объема выпуска Qs. Другими словами, данное общественное благо должно выпускаться до такого количества Qs, пока общественная (напомним, суммарная) готовность оплатить это количество (в размере Ps) не станет равной предельным издержкам выпуска этого количества данного блага (в размере МС (Qs)). Для определения этого объема нужно точно знать общественные предпочтения в отношении общественного блага. Приведем пример. На рисунке 7 можно определить оптимальное количество общественного товара.
P
5
3
2 3
4 Q
4
2
0
2
4
Информация о работе Государственное регулирование в области внешних эффектов и общественных благ