Государственное регулирование Внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов.

Файлы: 1 файл

РФ таможня.docx

— 64.56 Кб (Скачать файл)

В настоящее время в  мире существует множество союзов и  организаций со статусом международных, региональных, отраслевых, которые  заняты разработкой, совершенствованием торговых процедур, правил, типовых  документов, а также осуществляют контроль за соблюдением установившегося  порядка и согласованных совместных обязательств и требований. Помимо международных организаций регулирование  торговых отношений осуществляется на двустороннем межгосударственном уровне, путем заключения межправительственных соглашений и протоколов.

Одной из наиболее авторитетных и представительных международных  организаций такого рода является Всемирная  торговая организация, функционирующая  с 1 января 1995 г. и выступающая правопреемницей  действовавшего с 1948 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Полноправными  участниками ВТО являются 125 стран, еще 13 государств рассматривают в  качестве кандидатов в члены организации.

Целью ВТО является проведение политики, направленной на максимальную либерализацию внешней торговли. Правилами ВТО регулируется свыше 90 % объема мировой торговли, а основа ее позиции – это режим наибольшего  благоприятствования в торговле. Стремление к свободной торговле, освобожденной от пут высоких  таможенных барьеров и администрирования  порядка передвижения товаров через  национальные границы, связано с  тем, что мировое хозяйство, основанное на принципе режима наибольшего благоприятствования  в торговле, может стать более  эффективным с точки зрения рационализации размещения ресурсов и достижения более высокого уровня материального благосостояния. Реализация принципа сравнительных издержек приведет к тому, что каждая страна должна будет ориентироваться в своей специализации на те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, обменивая их на товары, издержки производства которых выше относительно других стран. При условии, что каждая страна будет придерживаться этого принципа, мировое сообщество сможет в полной мере использовать преимущества международной специализации, получая больший реальный доход за счет рационального использования мировых ресурсов.[8]

Антиподом либерализации  является протекционизм – политика, направленная на защиту национального  производства и рынка через систему  таможенных барьеров, ограждающих национальных производителей от конкуренции с  более дешевыми иностранными товарами на внутреннем рынке.

Либерализм во внешней  торговле, напротив, направлен на стимулирование конкуренции, ограничение монополий, поскольку конкуренция иностранных  фирм вынуждает местные фирмы  переходить на более энерго- и ресурсосберегающие технологии, снижать издержки, внедрять достижения технического прогресса, повышать качество производства. Поэтому нет  ничего удивительного в том, что  большинство экономистов оценивают  свободную торговлю как экономически обоснованное явление.

Российские участники  внешнеторговой деятельности могут  на добровольной основе объединяться в ассоциации и другие союзы по любому принципу, включая отраслевой и территориальный. Но при этом должны соблюдаться требования российского  антимонопольного законодательства, и  их образование не должно сопровождаться монополизацией и разделом внутреннего  рынка, и не допускаться их использование  для осуществления ограничительной  деловой практики на внешнем рынке. Недопустима и дискриминация в любой форме российских и иностранных лиц в зависимости от их участия в составе объединений.

В закон включены специальные  разделы, предусматривающие комплекс мероприятий со стороны Правительства  в целях содействия развитию внешнеторговой деятельности и ее стимулированию. Правительство обязано ежегодно разрабатывать программу развития внешнеторговой деятельности и предоставлять  ее на утверждение в Федеральное  Собрание вместе с бюджетом на следующий  год.[9]

На законодательном уровне устанавливается обязательность информационного  обслуживания участников внешнеторговой деятельности по широкому кругу вопросов, имеющих непосредственное отношение  к их работе на внешних рынках. Такая  информация будет предоставляться  как российским, так и иностранным  лицам МВЭС России.

Реализация на практике основных положений закона позволит восполнить тот правовой вакуум, который до последнего времени сохраняется  в одной из важнейших сфер российской экономики, послужит фундаментом для  совершенствования всего внешнеэкономического законодательства России. Это будет  способствовать улучшению делового климата для российских и иностранных  участников внешнеторговой деятельности, инвестиционного климата для  расширения притока российского  и иностранного капитала в экономику  страны и послужит гарантом соблюдения интересов государства в целом.

Используемые государством методы регулирования внешнеторговой деятельности можно классифицировать следующим образом:

Экономические: таможенно-тарифные (таможенный тариф, таможенные пошлины), налоговые (акцизы, таможенные сборы, НДС, режим приграничной торговли, специальные  льготы), валютные (валютный курс, обязательная продажа валютной выручки), стимулирующие экспорт (кредитование, страхование, субсидирование).

Административные: количественные ограничения (лицензирование, квотирование), запретительные (запрет экспорта и  импорта отдельных товаров, эмбарго  на торговлю с отдельными странами), контроль качества (сертификат соответствия, технический, фармакологический, ветеринарный, санитарный, экологический), таможенно-административные требования (перечень документов для  таможни, контроль импортных цен, система  методов определения таможенной стоимости товаров, определения  стран происхождения товаров) валютный контроль (система уполномоченных банков – агентов валютного контроля, паспорт сделки).

Торгово-политические: создание благоприятных условий для доступа  на внешний рынок (межправительственные торговые и другие соглашения, участие  в международных торговых и таможенных союзах и организациях, включая ВТО), программирование ВЭД (федеральные  программы, региональные программы, отраслевые программы), разработка ответных мер  по защите экономических интересов  РФ), содействие развитию ВЭД (организация  выставок, ярмарок, симпозиумов, конференций), рекламные компании по развитию экспорта, информационное обеспечение.[10]

Таможенно-тарифное регулирование  основано на применении импортного и  экспортного тарифа. Таможенный тариф  – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу России. Он является таможенным инструментом торговой политики и государственного регулирования  взаимосвязей внутреннего и мирового рынка

Импортный таможенный тариф (систематизированный перечень товаров, облагаемых при ввозе таможенными  пошлинами) – основной инструмент таможенно-тарифного  регулирования ВТД. Содержание импортного тарифа – это его товарный перечень (номенклатура), методы определения  таможенной стоимости ввозимых товаров и взимание пошлин, правила определения страны происхождения товара, пределы полномочий органов исполнительной власти.

Экспортный таможенный тариф  представляет собой инструмент регулирования  экспорта. Его применяют отдельные  страны, обладающие исключительными  природными ресурсами и достаточно устойчивыми позициями на мировых  рынках. Экспортные пошлины в ряде случаев способны повышать экспортные цены без ущерба для размера вывоза и служить источником получения  государством дополнительных валютных поступлений. Однако применение экспортных пошлин к тем или иным экспортным товарам может осуществляться государством не только в целях получения дополнительных доходов в инвалюте, но и как  средство ограничения вывоза определенных групп товаров, что в настоящее  время характерно практически для  большинства бывших субъектов бывшего  СССР. [11]

Использование таможенного  тарифа в целях регулирования  внешней торговли используется на основе применения целого комплекса средств. Основным из них являются ставки пошлин, которые приводят к удорожанию товара и тем самым делают его менее  конкурентоспособным. Соответственно это влечет за собой уменьшение их ввоза или вывоза Применяемые  ставки экспортных и импортных таможенных пошлин утверждаются постановлениями  правительства РФ с учетом конкретных сложившихся внутренних и местных  условий.

К другим средствам регулирования  ВТД на основе таможенного тарифа можно отнести следующие: разный уровень пошлин, применяемый в  отношении отдельных групп стран (или в определенное время года); лишение тарифных льгот и штрафы за несоблюдение предпринимателями  таможенного законодательства. Что  касается метода оценки таможенной стоимости  товара, от которого зависит размер пошлины, и правил определения страны происхождения товара (в целях получения тарифных преференций), то по методике всемирной торговой организации они относятся к нетарифным методам (так называемая вторая группа – административные импортные формальности) регулирования, хотя по нашему законодательству включаются в группу методов тарифного регулирования. Изменение в тарифы вносятся как по инициативе официальных учреждений, действующих внутри государств, так и на основе многочисленных предложений, вносимых различными странами в процессе переговоров, проводимых на двусторонней и многосторонней основах по вопросам уровня и методологии взимания пошлин. 

 

1.2 Таможенно-тарифное  регулирование в России

Таможенное регулирование  в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством  Таможенного союза и законодательством  Российской Федерации заключается  в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и  методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений  при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

В Российской Федерации применяются  меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие  внешнюю торговлю товарами (далее - запреты и ограничения), предусмотренные  международными договорами, составляющими  договорно-правовую базу Таможенного  союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов  Таможенного союза.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.

Должностными лицами таможенных органов являются граждане Российской Федерации, замещающие в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации, должности сотрудников и федеральных  государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации.

Таможенными органами являются:

1)  федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

2)  региональные таможенные управления;

3)  таможни;

4)  таможенные посты.

Деятельность таможенных органов основана на принципах:

1)  законности;

2)  равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;

3)  единства системы таможенных органов и централизованного руководства;

4)  профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;

5)  ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве Российской Федерации о таможенном деле;

6)  единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;

7)  недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;

8)  совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах - торговых партнерах Российской Федерации.

В государственном регулировании  внешней торговли России используются все общепринятые в мировой практике методы и инструменты таможенно-тарифного  регулирования. Основным элементом  механизма тарифного регулирования  служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы  по импортным и экспортным товарам, т.е. таможенные пошлины.

Таможенные тарифы имеют  все страны мира. Современные тарифы унифицированы на базе Гармонизированной  системы описания и кодирования  товаров, что облегчает пользование  тарифами на разных языках и сопоставление  ставок пошлин на одинаковые товары. Тариф, используемый на территории Российской Федерации, являет собой образец  договорного, или конвенционного, тарифа, так как он устанавливается по взаимному соглашению государств. Антиподом  ему выступает автономный тариф, определяемый государством самостоятельно.[12]

Функции таможенного тарифа:

1.  Протекционизм - защита отечественных товаров от иностранной конкуренции

2.  Фискальная - пополнение госбюджета.

Особое значение имеет  фискальная функция, поскольку таможенные пошлины в России составляют одну из важнейших статей доходной части  федерального бюджета.

Фискальная функция таможенного  тарифа является наиболее актуальной для России, и если в развитых странах доходы от таможенных платежей составляют небольшую долю поступлений  в государственный бюджет (например, в США – не более 1,5%), то в российском бюджете – до 40–50% его доходной части. В соответствии с требованиями развития мирового хозяйства и ВТО  назрела необходимость снижения средней ставки таможенного тарифа, поэтому необходимы поиски новых  подходов к исследованию таможенно-тарифных отношений, переориентации таможенного  тарифа с выполнения фискальной функции  на регулирующую, а в определенной степени и протекционистскую, поскольку  она выполняет роль защиты национального  производителя.

Страна имеет тем больше возможностей для маневра в ходе переговоров по согласованию взаимных тарифных уступок, чем больше товарных позиций содержится в ее импортном  таможенном тарифе. Развитость товарной номенклатуры является косвенным показателем  уровня развития системы внешнеторгового  регулирования в стране. Для стран  с неразвитой системой регулирования  характерны слабо детализированные импортные тарифы. Степень дифференциации тарифа зависит как от применяемой  товарной номенклатуры, так и от того, насколько полно она используется. Наибольшее использование имеет  Гармонизированная система описания и кодирования товаров, которая  является основой товарных номенклатур  практически всех крупных государств.[13]

Информация о работе Государственное регулирование Внешнеэкономической деятельности