Государственное регулирование Внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов.

Файлы: 1 файл

РФ таможня.docx

— 64.56 Кб (Скачать файл)

«Несмотря на всякого рода сложности, мы вышли на новый этап сотрудничества. Это очень значимое, долгожданное событие, которое родилось в результате очень непростых  переговоров. Переговоры шли долго, хотя, если смотреть на процесс в  историческом ключе, то это не так  долго. Мы движемся достаточно уверенным  темпом, вчера наши вице-премьеры спорили  до хрипоты, сегодня мы встретились  в узком составе и договорились. Распад СССР, который произошел в  результате переговоров в белорусской  Беловежской пуще, и возникновение  Таможенного союза - события несопоставимые. Эти события направлены в разные стороны: в результате событий, произошедших в Беловежской пуще, возникли новые государства, а то, что совершилось сегодня, с международный правовой точки зрения означает возникновение Таможенного союза. Три страны впервые договорились передать часть суверенитета в наднациональный орган. В перспективе к трем странам будут присоединяться и другие страны, мы договорились всемерно способствовать этому процессу"[32]

«По теории таможенный союз должен ускорить процессы модернизации экономики стран-участниц. Повысить их глобальную конкурентоспособность. Но даст ли это результат - я не уверен. Нет уверенности потому, что в  разгаре кризис, необходимость осуществления  антикризисных мер. Неизвестно, как  долго продлится выход из кризиса. В общем, не вполне ясно, как этот проект будет увязан с решением текущих  проблем стран. Какая-то часть бизнеса  будет испытывать жесткую конкуренции, будет вынуждена либо повысить конкурентоспособность, либо перепрофилироваться, либо закрыться  и уйти с рынка.»[33]

Проведенные мною исследования позволили раскрыть большое значение таможенно-тарифной политики для развития современной международной торговли. Показан существенный прогресс в  области тарифной либерализации  торговли на многостороннем уровне, о  чем свидетельствуют итоги трех последних раундов переговоров  в рамках ГАТТ/ВТО (1964-1967 гг., 19731979 гг. и 1986-1993 гг.), создание Всемирной торговой организации на базе ГАТТ и преобразование Совета таможенного сотрудничества во Всемирную таможенную организацию, сопровождавшиеся расширением сферы  их регулирования.

В условиях предстоящего присоединения  России к ВТО особое внимание следует  уделять вопросам таможенно-тарифной политики. Исследования ученых посвящены  именно оценке целесообразности и последствий  вступления России в ВТО с точки  зрения защиты отечественного производства. Однако до сих пор остаются не исследованными вопросы потерь бюджета вследствие снижения ставок импортного таможенного тарифа, изменения таможенного тарифа в случае присоединения России к ВТО в составе таможенного союза. Вместе с тем без решения этих вопросов формирование рационального таможенного тарифа не представляется возможным.

В ходе исследования выявлены и раскрыты основные тенденции в  современной таможенно-таможенной политике: целенаправленный характер тарифных реформ - ориентированы на содействие структурной перестройке  экономики, в частности на стимулирование перспективных и поддержание  социально значимых отраслей обрабатывающей промышленности с более глубокой переработкой продукции за счет дифференциации и детализации таможенного тарифа, а также на снижение пошлин на те товары, которые входят составной  частью в производимую в стране продукцию, для поощрения международной  кооперации; ( сохранение высокого уровня таможенной защиты аграрных продуктов (особенно молочных изделий, сахара и  зерновых) и трудоемких потребительских  товаров (текстиля, одежды, обуви); повышение  роли преференциальных торговых режимов  в развитии мирохозяйственных связей; усиление сотрудничества стран на многостороннем уровне в оперативной таможенной деятельности в целях как содействия развитию торговли, так и упорядочения ее, включая взаимодействие в борьбе с таможенными правонарушениями. На это указывает заключение новых  конвенций членами.

Несмотря на положительные  сдвиги последних лет, система таможенного  администрирования в России нуждается  в существенном улучшении. Таможенные процедуры по-прежнему сильно забюрокрачены, издержки и сроки таможенного  оформления чрезмерно велики, что  затрудняет товарообмен, особенно кооперационные поставки, и искажает экономическую  эффективность внешнеторговых операций.

Сегодня назрела потребность  в изменении целей и приоритетов  таможенно-тарифной политики. Если в 90-е  годы Россия с помощью импортного тарифа пыталась оградить собственный  рынок от иностранной конкуренции  и решить бюджетные проблемы, то на этапе перехода к инновационной  экономике таможенно-тарифное регулирование  призвано стимулировать и поддерживать хозяйственный подъем, структурную  перестройку и модернизацию отечественной  экономики, укреплять конкурентные позиции российских компаний на внутреннем и внешнем рынках. Наибольший положительный  эффект тарифные меры могут дать, будучи составной частью общей стратегии  динамичного и устойчивого экономического развития, нацеленной на повышение  национальной конкурентоспособности.

На современном этапе  экономического развития России основными  задачами таможенно-тарифного регулирования  должны стать:

• содействие модернизации экономики за счет облегчения доступа  российских компаний к передовой  зарубежной технике и технологии;

• стимулирование конкурентоспособных  на внутреннем и мировом рынках производств, на этой основе осуществление диверсификации структуры народного хозяйства  и формирование обновленной внешнеторговой специализации страны для более  эффективного ее включения в мировое  хозяйство. В качестве основных объектов покровительственной политики следует  рассматривать новые, высокотехнологичные  производства, а также отрасли, обладающие экспортным потенциалом;

• создание благоприятных  условий для развития производств, необходимых для поддержания  занятости, стабильности и обеспечения  экономической безопасности страны (аграрного сектора, пищевой, фармацевтической, текстильной промышленности и некоторых  других);

• поддержка производственно-технологической  кооперации российских и иностранных  компаний, прежде всего в наукоемких отраслях; поощрение притока прямых иностранных и российских инвестиций в пер-спективые отрасли национальной промышленности ("импорт производств вместо импорта товаров");

• оптимизация географической структуры импорта;

• обеспечение сбалансированности и эффективной конкуренции на внутреннем рынке;

• унификация таможенного  тарифа и других инструментов таможенно-тарифной политики с Белоруссией и Казахстаном - партнерами по формируемому Таможенному  союзу.

В современных условиях таможенно-тарифная политика может и должна стать  эффективным инструментом смягчения  и постепенного преодоления кризисных  явлений в отечественной экономике, а затем - одним из ключевых факторов послекризисного экономического развития.

 

 

 

Список используемой литературы

1.  Алексеев И.С. Управление внешнеэкономической деятельностью. — М., ИТК "Дашков и К", 2002.

2.  Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. М., ИКЦ «МарТ», 2007.

3.  Всемирная торговая организация и национальные экономические интересы (Колл.авторов; под ред. чл-корр. РАН Королева И.С.). — М., «Наука», 2003.

4.  Габричидзе Б.Н. Курс таможенного права Российской Федерации. М.,2003.

5.  Горчак М.О., Свинухов В.Г. Совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ // Российский внешнеэкономический вестник. – 2009. – № 5.

6.  Ершов А.Д. Основы управления и организации в таможенном деле: Учебное пособие. - Спб., 1998. С.191.

7.  Козырин А.Н. Комментарий к Закону РФ «О таможенном тарифе». М., 2001.

8.  Козырин АН. Страна происхождения товара и таможенные пошлины // Закон. - 1997.-№9.-С.78-81.

9.  Козырин А.Н. Субъекты таможенно-тарифного регулирования // Налоговый вестник. - 2003. -№4.-С.98-108.

10.  Корчажкина Н.П. Роль таможенно-тарифного регулирования в области внешнеторговой политики Российской Федерации // Актуальные проблемы финансов и банковского дела: Сб. науч. тр. Вып. 8. - СПб.: СПбГИЭУ, 2005.

11.  Киреева А.П. Международная экономика. Учебное пособие для Вузов. ― М., 1997. С. 204.

12.  Носков И.Ю. Отдельные вопросы налогообложения экспортно-импортных операций // Финансовые и бзосгалтерские консультации. - 1997. - №11. - 15- 25.

13.  Новокшонов И. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности // Право и экономика. -1999. - №3. - 57-61.

14.  Никольский С.О внешних таможенных пошлинах. ¾ М.: 1865. С. 12.

15.  Назаренко М., Назаренко К. Таможенное обслуживание внешнеэкономической деятельности. — М., 2001.

16.  Основы торговой политики и правила ВТО. — М., "Международные отношения", 2005.

17.  Петров Ю.М,, Кудрявцева И,В. Практика таможенного регулирования. - М.: Автор, 1994. - 448с.

18.  Пефтиев В., Черновская В. Развивающийся мир: глобализация или регионализация? // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - №7. - 39-47.

19.  Рыбаков В. Тарифные преференции во внешнеторговой деятельности Российской Федерации // "Международная экономика", №4, 2008.

20.  Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость. — М., «Экономистъ», 2005.

21.  Смитиенко Б.М. Всемирная торговая организация и проблемы регулирования международной торговли. М., 2000.

22.  Теория, методология и практика таможенного дела: Сборник научных трудов / Под общ. ред. Н.М.Блинова. - М.: РИО РТА, 1996. - С. 43.

23.  Филлипенко СВ. Таможенное регулирование в системе государственного управления Российской Федерации. - М.: РАГС, 1999.

24.  Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. М., Центр экономики и маркетинга, 1998.

25.  Экономика таможенного дела: Учеб.- метод, пособие. - М.: РИО РТА, 1997.

Официальные и справочные материалы и публикации.

26.  Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. №5003-1.

27.  Проект документа «Основные направления таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов»

28.  Таможенный кодекс Российской Федерации (от 28 мая 2003 г. №61-ФЗ)

29.  Таможенный тариф Российской Федерации. Ставки ввозных и вывозных пошлин.-М., 1991-2007.

30.  Федеральный закон от 8 ноября 2003 г. №165-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе».

31.  Таможенный кодекс Таможенного союза.

32.  Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

33.  Выступление на форуме «Таможенный Союз. Первые итоги и перспективы» 30 сентября 2010 года, Конгресс-центр гостиницы «Свиссотель Красные Холмы», г.Москва

34.  Выступление Президента Российской Федерации Дмитрий Медведев, 27.11.2009

35.  Выступление Руководитель Центра постсоветских исследований, доктор экономических наук, профессор Института экономики РАН Леонид Вардомский, 11.2009.

 

 

[1] Реализация мер таможенно-тарифной политики в условиях функционирования таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана

[2] Петров Ю.М,, Кудрявцева И,В. Практика таможенного регулирования. - М.: Автор, 1994. - 448с.

[3] Алексеев И.С. Управление внешнеэкономической деятельностью. — М., ИТК "Дашков и К", 2002.

[4] Пефтиев В., Черновская В. Развивающийся мир: глобализация или регионализация? // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - №7. - 39-47.

[5] Носков И.Ю. Отдельные вопросы налогообложения экспортно-импортных операций // Финансовые и бзосгалтерские консультации. - 1997. - №11. - 15- 25.

[6] Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. М., ИКЦ «МарТ», 2007.

[7] Новокшонов И. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности // Право и экономика. -1999. - №3. - 57-61.

[8] Всемирная торговая организация и национальные экономические интересы (Колл.авторов; под ред. чл-корр. РАН Королева И.С.). — М., «Наука», 2003.

[9] Козырин А.Н. Субъекты таможенно-тарифного регулирования // Налоговый вестник. - 2003. -№4.-С.98-108.

[10] Габричидзе Б.Н. Курс таможенного права Российской Федерации. М.,2003.

[11] Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость. — М., «Экономистъ», 2005.

[12] Комментарий к статье 2 Закона РФ "О таможенном тарифе": Таможенный тариф http://www.brokert.ru/

[13] Корчажкина Н.П. Роль таможенно-тарифного регулирования в области внешнеторговой политики Российской Федерации // Актуальные проблемы финансов и банковского дела: Сб. науч. тр. Вып. 8. - СПб.: СПбГИЭУ, 2005.

[14] Филлипенко СВ. Таможенное регулирование в системе государственного управления Российской Федерации. - М.: РАГС, 1999.

[15]  Киреева А.П. Международная экономика. Учебное пособие для Вузов. ― М., 1997. С. 204.

[16] Козырин АН. Страна происхождения товара и таможенные пошлины // Закон. - 1997.-№9.-С.78-81.

[17] Корчажкина Н.П. Таможенный тариф как инструмент защиты российской экономики в условиях вступления во Всемирную торговую организацию // Актуальные проблемы финансов и банковского дела: Сб. науч. тр. Вып. 9. - СПб.: СПбГИЭУ, 2005.

[18] Министерство экономического развития Российской Федерации, июнь 2010г.

[19] Министерство экономического развития Российской Федерации, июнь 2010г.

[20] Лукич Р. Методология права. М., 1981. С. 278.

[21] В. Петти. Трактат о налогах и сборах / Шедевры мировой экономической мысли. Том 2. Петрозаводск, 1993. С. 37-38.

[22] Выступление на форуме «Таможенный Союз. Первые итоги и перспективы»  
30 сентября 2010 года, Конгресс-центр гостиницы «Свиссотель Красные Холмы», г.Москва

[23]             Горчак М.О., Свинухов В.Г. Совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ // Российский внешнеэкономический вестник. – 2009. – № 5.

[24] Ильин А.Е. Современная система таможенно-тарифного регулирования в России // Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы, №1, 2008

[25] Ильин А.Е. Особенности таможенно-тарифного регулирования в развитых и развивающихся странах // Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы, №2, 2008

Информация о работе Государственное регулирование Внешнеэкономической деятельности