Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:34, курсовая работа
В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов.
Аргентина. В целях поддержки сельскохозяйственных предприятий принято решение о снижении экспортных пошлин на пшеницу, кукурузу, свежие фрукты и овощи, мясо.
Индия. Экспортная пошлина на железную руду снижена до 5%, а на железнорудную мелочь отменена.
Китай. С целью укрепления своих позиций на мировом рынке вольфрама Китай с 1 июля 2009 г. снизил на 5% экспортные пошлины на вольфрам.
Снятие и приостановление запрета на экспорт товаров. Цель введения данных мер идентична повышению вывозных пошлин.
Белоруссия. До 01.10.2009 было приостановлено действие запрета на экспорт необработанных шкур и дубленых кож.
Болгария. С 22 января 2009 г. в
Болгарии снят запрет на экспорт необработанной
древесины в страны, не входящие
в Европейский союз, который был
введен в апреле 2008 г. По оценке экспертов
Правительства Болгарии, данная мера
позволит национальным производителям
необработанной древесины в условиях
мирового экономического кризиса иметь
более широкие возможности
Некоторые из принятых в
указанном периоде мер носят
явно протекционистский характер: повышение
ввозных таможенных пошлин на наиболее
чувствительные для национальных экономик
товары; снижение или отмена экспортных
таможенных пошлин; введение технических
барьеров; лицензирование импорта; дискриминация
при осуществлении
Пострадавшие от введения
протекционистских мер
Рядом государств принимались
активные меры в сфере поддержки
национального экспорта, включающие
массированную финансово-
Стоит отметить, что если
в 2009 году антикризисные меры являлись
в основном компенсационными, направленными
на ограничение потерь компаний, то
в I квартале 2010 года иностранные государства
значительно сократили
Некоторыми государствами в 2010 году были приняты так называемые «послекризисные» меры, направленные на посткризисное развитие страны и на поддержание национальных секторов экономики.[19]
Глава 2. Система
таможенно-тарифного
2.1 Нормативно-правовая
основа таможенно-тарифного
Особое место в нормативной
базе таможенно-тарифного
Комплексный характер таможенного
законодательства находит свое выражение
в системе принципов правового
регулирования таможенно- тарифной
политики. Часть этих принципов представляют
собой административно-правовые принципы
регулирования внешнеторговой деятельности
и перемещения товаров и
- принцип охраны
- принцип защиты экономических
интересов Российского
- принцип дифференциации
в правовом регулировании
Наряду с административно-
Исторически формирование системы
нормативно-правового
Все законодательство, касающееся
организации и функционирования
таможенного союза условно
Базовые документы, определяющие суть и этапы создания ТС, его цели, задачи(7 международных договоров).
Акты, определяющие меры таможенно-тарифного регулирования во взаимной торговле стран-членов ТС и в отношении третьих стран(9 международных договоров и 6 решений комиссии ТС).
Акты, определяющие меры нетарифного регулирования во взаимной торговле стран-членов ТС и в отношении третьих стран(5 международных договоров и 6 решений комиссии ТС).
Акты, касающиеся таможенного регулирования на таможенной территории ТС( 18 международных договоров и 21 решение комиссии ТС).
Акты, определяющие единый порядок надзора(контроля) за безопасностью товаров(продукции) во взаимной торговле с третьими странами(12 международных договоров и 3 решения комиссии ТС).
Акты, регулирующие вопросы взимания налогов во внутренней торговли государств- членов ТС(5 международных договоров).
Акты, определяющие ведение статистики и внутренней торговли государств-членов ТС(5 международных договоров).
Акты, определяющие ведение статистики внешней и внутренней торговли государств-членов ТС(3 международных договора).
Акты, касающиеся органов ТС, в частности комиссии ТС(2 международных договора и 3 решения комиссии ТС).
Таким образом, нормативную базу таможенного союза составляют:
Международные договоры государств-членов таможенного союза трех уровней (межгосударственные, межправительственные и межведомственные) - 72 договора;
Решения Комиссии таможенного союза (носящие нормативный характер и непосредственно принимаемые в государствах-членах таможенного союза) – более 42-х решений.
В целях формирования правовой базы таможенного союза подписаны международные документы, направленные на унификацию таможенного администрирования, включая определение порядка декларирования, а также таможенного оформления и таможенного контроля товаров, уплаты таможенных платежей на единой таможенной территории, обеспечение единообразного применения правил определения таможенной стоимости товаров и страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран. [22]
Основными международными актами,
регулирующими эти
Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года;
Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года;
Протокол от условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа от 12 декабря 2008 года;
Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года;
Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года;
Далее Решениями Межгоссовета от 27 ноября 2009 года № 18 и 19 утверждены:
Единая Товарная номенклатура
внешнеэкономической
Единый таможенный тариф таможенного союза;
Следующими значимым документом,
регулирующим эти правоотношения является
Решение Комиссии таможенного союза
от 27 ноября 2009 года № 130 «О едином таможенно-тарифном
регулировании таможенного
Основным международным договором, в соответствии с которым осуществляется таможенное регулирование на таможенной территории таможенного союза является Договор о Таможенном кодексе таможенного союза. А также целый блок международных договоров – это соглашения, подготовленные непосредственно в развитие ТК ТС. По состоянию на 1 августа 2010 года подписано 12 соглашений:
Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств-членов таможенного союза от 21 мая 2010 года;
Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств-членов таможенного союза от 21 мая 2010 года;
Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 21 мая 2010 года;
Соглашение об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза от 21 мая 2010 года;
Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21 мая 2010 года;
Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года. (Обеспечения уплаты таможенных платежей, внесенные в таможенные органы Казахстана, пока не принимаются таможенными органами Беларуси и России);
Соглашение об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях от 18 июня 2010 года;
Соглашение об освобождении от применения таможенными органами государств-членов таможенного союза определенных форм таможенного контроля от 18 июня 2010 года;
Соглашение о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от 18 июня 2010 года;
Соглашение об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также железнодорожного подвижного состава общего пользования, осуществляющего перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории таможенного союза от 18 июня 2010 года;
Соглашение по вопросам свободных (особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года;
Соглашение о порядке
перемещения физическими лицами
товаров для личного
Все перечисленные соглашения до их вступления в силу после ратификации временно применяются с 6 июля 2010 года – дня вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года.
2.2 Сравнительный
анализ таможенно-тарифного
Анализируя российскую систему
таможенно-тарифного
Во-первых, обращено внимание на сравнительно высокий, в том числе на фоне других стран СНГ, уровень тарифной защиты внутреннего рынка: средневзвешенная ставка ввозных пошлин составляла в 2008 г. 11,17%. Причем в отличие от большинства стран мира указанная величина в России в текущем десятилетии имела тенденцию к росту.[23]
Во-вторых, указано на существенную долю импорта, охваченного международными тарифными пиками (на долю позиций со ставками свыше 15% в 2006 г. приходилось 18,4% их общего числа) и неадвалорными пошлинами (26% его стоимости в 2007 г.).
В-третьих, констатируется сравнительно
низкая степень дифференциации (разброса
ставок) импортного тарифа, что затрудняет
реализацию структурных задач тарифной
политики и не в полной мере соответствует
потребностям динамично развивающейся
российской экономики. Отмеченное, вкупе
с большим числом тарифных пиков
и неадвалорных ставок, говорит о
преимущественно фискальной направленности
национального таможенного
В-четвертых, в качестве характерной
черты российской таможенно-тарифной
политики называется сохранение экспортных
пошлин на широкий круг товаров. Несмотря
на трехкратное сокращение числа
облагаемых пошлинами товаров в
2005-2007 гг. (отменены на многие виды продукции
с высокой добавленной
Информация о работе Государственное регулирование Внешнеэкономической деятельности