Государственное регулирование Внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов.

Файлы: 1 файл

РФ таможня.docx

— 64.56 Кб (Скачать файл)

Аргентина. В целях поддержки  сельскохозяйственных предприятий  принято решение о снижении экспортных пошлин на пшеницу, кукурузу, свежие фрукты и овощи, мясо.

Индия. Экспортная пошлина  на железную руду снижена до 5%, а  на железнорудную мелочь отменена.

Китай. С целью укрепления своих позиций на мировом рынке  вольфрама Китай с 1 июля 2009 г. снизил на 5% экспортные пошлины на вольфрам.

Снятие и приостановление  запрета на экспорт товаров. Цель введения данных мер идентична повышению  вывозных пошлин.

Белоруссия. До 01.10.2009 было приостановлено действие запрета на экспорт необработанных шкур и дубленых кож.

Болгария. С 22 января 2009 г. в  Болгарии снят запрет на экспорт необработанной древесины в страны, не входящие в Европейский союз, который был  введен в апреле 2008 г. По оценке экспертов  Правительства Болгарии, данная мера позволит национальным производителям необработанной древесины в условиях мирового экономического кризиса иметь  более широкие возможности реализации своей продукции. (При этом продолжает действовать запрет на экспорт обгорелой  хвойной и широколиственной древесины  с диаметром тонкого края более 4 см всех видов, а также обгорелой  древесины для топки).

Некоторые из принятых в  указанном периоде мер носят  явно протекционистский характер: повышение  ввозных таможенных пошлин на наиболее чувствительные для национальных экономик товары; снижение или отмена экспортных таможенных пошлин; введение технических  барьеров; лицензирование импорта; дискриминация  при осуществлении государственных  закупок; значительное повышение активности в проведении антидемпинговых и  защитных расследований.

Пострадавшие от введения протекционистских мер государства  были вынуждены принимать ответные меры, которые в большинстве случаев  принимаются либо в виде инициаций  антидемпинговых расследований, либо в ответном протекционизме.

Рядом государств принимались  активные меры в сфере поддержки  национального экспорта, включающие массированную финансово-кредитную  поддержку экспорта, налоговые льготы, организационно-информационную и техническую  поддержку малого и среднего бизнеса. Данные меры ориентированы на преодоление  кризиса путем создания стимула  для расширения производства и выхода на новые рынки.

Стоит отметить, что если в 2009 году антикризисные меры являлись в основном компенсационными, направленными  на ограничение потерь компаний, то в I квартале 2010 года иностранные государства  значительно сократили применение протекционистских мер и сконцентрировали максимальные усилия на поддержку компаний-экспортеров  и повышение инвестиционной привлекательности  своих стран.

Некоторыми государствами  в 2010 году были приняты так называемые «послекризисные» меры, направленные на посткризисное развитие страны и  на поддержание национальных секторов экономики.[19]

 

 

 

Глава 2. Система  таможенно-тарифного регулирования  на современном этапе 

 

2.1 Нормативно-правовая  основа таможенно-тарифного регулирования

Особое место в нормативной  базе таможенно-тарифного регулирования  отводится его принципам, в которых  в концентрированном виде выражено содержание таможенного права, важнейшие основы таможенно-тарифного регулирования. Давая определение принципам права, известный югославский исследователь в области теории права Р. Лукич отмечал: «Общие правовые принципы... относятся к производным понятиям. Это - абстрактные нормы, выведение из менее абстрактных норм и действующие в случаях, охваченных нормами низшего порядка».[20]

Комплексный характер таможенного  законодательства находит свое выражение  в системе принципов правового  регулирования таможенно- тарифной политики. Часть этих принципов представляют собой административно-правовые принципы регулирования внешнеторговой деятельности и перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. К числу таких принципов российским таможенным законодательством отнесены следующие:

- принцип охраны государственной  и общественной безопасности  при перемещении товаров через  таможенную границу;

- принцип защиты экономических  интересов Российского государства;

- принцип дифференциации  в правовом регулировании таможенных  процедур.

Наряду с административно-правовыми  принципами для регулирования таможенно-тарифного  механизма используются и принципы налогового права. Их применение предполагает налоговая природа таможенной пошлины.[21] таможенный тарифный внешнеэкономический регулирование

Исторически формирование системы  нормативно-правового регулирования  в ТС началось еще в начале 1995 года с подписанием Соглашения о  Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 год, к которому 20 февраля 1995 года присоединился Казахстан. На тот момент, невзирая на мнения специалистов из таможенных ведомств, руководители приняли решение, что таможенный союз можно построить путем введения единого таможенно-тарифного регулирования и унификации таможенного законодательства. Время показало обратное и с учетом того негативного, а может и полезного опыта и с подписанием Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года (вступил в силу 23.12.1999г. в РБ,РК и 02.07.2001г. в РФ) фактически началось формирование существующей системы нормативно-правового регулирования в ТС.

Все законодательство, касающееся организации и функционирования таможенного союза условно можно  разделить на 8 блоков:

Базовые документы, определяющие суть и этапы создания ТС, его  цели, задачи(7 международных договоров).

Акты, определяющие меры таможенно-тарифного  регулирования во взаимной торговле стран-членов ТС и в отношении  третьих стран(9 международных договоров  и 6 решений комиссии ТС).

Акты, определяющие меры нетарифного  регулирования во взаимной торговле стран-членов ТС и в отношении  третьих стран(5 международных договоров  и 6 решений комиссии ТС).

Акты, касающиеся таможенного  регулирования на таможенной территории ТС( 18 международных договоров и 21 решение комиссии ТС).

Акты, определяющие единый порядок  надзора(контроля) за безопасностью  товаров(продукции) во взаимной торговле с третьими странами(12 международных  договоров и 3 решения комиссии ТС).

Акты, регулирующие вопросы  взимания налогов во внутренней торговли государств- членов ТС(5 международных  договоров).

Акты, определяющие ведение  статистики и внутренней торговли государств-членов ТС(5 международных договоров).

Акты, определяющие ведение  статистики внешней и внутренней торговли государств-членов ТС(3 международных  договора).

Акты, касающиеся органов  ТС, в частности комиссии ТС(2 международных  договора и 3 решения комиссии ТС).

Таким образом, нормативную  базу таможенного союза составляют:

Международные договоры государств-членов таможенного союза трех уровней (межгосударственные, межправительственные и межведомственные) - 72 договора;

Решения Комиссии таможенного  союза (носящие нормативный характер и непосредственно принимаемые  в государствах-членах таможенного  союза) – более 42-х решений.

В целях формирования правовой базы таможенного союза подписаны  международные документы, направленные на унификацию таможенного администрирования, включая определение порядка  декларирования, а также таможенного  оформления и таможенного контроля товаров, уплаты таможенных платежей на единой таможенной территории, обеспечение  единообразного применения правил определения  таможенной стоимости товаров и  страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран. [22]

Основными международными актами, регулирующими эти правоотношения являются вступившие в силу с 1 января 2010 года:

Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года;

Соглашение об условиях и  механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года;

Протокол от условиях и  порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого  таможенного тарифа от 12 декабря 2008 года;

Протокол о единой системе  тарифных преференций таможенного  союза от 12 декабря 2008 года;

Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года;

Далее Решениями Межгоссовета от 27 ноября 2009 года № 18 и 19 утверждены:

Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС);

Единый таможенный тариф  таможенного союза;

Следующими значимым документом, регулирующим эти правоотношения является Решение Комиссии таможенного союза  от 27 ноября 2009 года № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза  Республики Беларусь, Республики Казахстан  и Российской Федерации». А также  ряд Соглашений, принятых в 2008-2009 году и определяющих единые правила определения  страны происхождения и таможенной стоимости товаров.

Основным международным  договором, в соответствии с которым  осуществляется таможенное регулирование  на таможенной территории таможенного  союза является Договор о Таможенном кодексе таможенного союза. А  также целый блок международных  договоров – это соглашения, подготовленные непосредственно в развитие ТК ТС. По состоянию на 1 августа 2010 года подписано 12 соглашений:

Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов  государств-членов таможенного союза  от 21 мая 2010 года;

Соглашение о требованиях  к обмену информацией между таможенными  органами и иными государственными органами государств-членов таможенного  союза от 21 мая 2010 года;

Соглашение о представлении  и об обмене предварительной информацией  о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу  таможенного союза от 21 мая 2010 года;

Соглашение об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного  союза от 21 мая 2010 года;

Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения  сроков уплаты таможенных пошлин от 21 мая 2010 года;

Соглашение о некоторых  вопросах предоставления обеспечения  уплаты таможенных пошлин, налогов  в отношении товаров, перевозимых  в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов  и перечисления взысканных сумм в  отношении таких товаров от 21 мая 2010 года. (Обеспечения уплаты таможенных платежей, внесенные в таможенные органы Казахстана, пока не принимаются  таможенными органами Беларуси и  России);

Соглашение об особенностях таможенных операций в отношении  товаров, пересылаемых в международных  почтовых отправлениях от 18 июня 2010 года;

Соглашение об освобождении от применения таможенными органами государств-членов таможенного союза  определенных форм таможенного контроля от 18 июня 2010 года;

Соглашение о свободных  складах и таможенной процедуре  свободного склада от 18 июня 2010 года;

Соглашение об особенностях использования транспортных средств  международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также  железнодорожного подвижного состава  общего пользования, осуществляющего  перевозку грузов и (или) багажа для  внутренней перевозки по таможенной территории таможенного союза от 18 июня 2010 года;

Соглашение по вопросам свободных (особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и  таможенной процедуры свободной  таможенной зоны от 18 июня 2010 года;

Соглашение о порядке  перемещения физическими лицами товаров для личного пользования  через таможенную границу таможенного  союза и совершения таможенных операций, связанных с выпуском таких товаров  от 18 июня 2010 года.

Все перечисленные соглашения до их вступления в силу после ратификации  временно применяются с 6 июля 2010 года – дня вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного  союза от 27 ноября 2009 года. 

 

2.2 Сравнительный  анализ таможенно-тарифного регулирования  в России до вступления в  Таможенный союз

Анализируя российскую систему  таможенно-тарифного регулирования  до вступления в Таможенный союз, можно  сделать вывод, что в целом  она соответствовала международным  требованиям, однако имела ряд особенностей.

Во-первых, обращено внимание на сравнительно высокий, в том числе  на фоне других стран СНГ, уровень  тарифной защиты внутреннего рынка: средневзвешенная ставка ввозных пошлин составляла в 2008 г. 11,17%. Причем в отличие  от большинства стран мира указанная  величина в России в текущем десятилетии  имела тенденцию к росту.[23]

Во-вторых, указано на существенную долю импорта, охваченного международными тарифными пиками (на долю позиций  со ставками свыше 15% в 2006 г. приходилось 18,4% их общего числа) и неадвалорными  пошлинами (26% его стоимости в 2007 г.).

В-третьих, констатируется сравнительно низкая степень дифференциации (разброса ставок) импортного тарифа, что затрудняет реализацию структурных задач тарифной политики и не в полной мере соответствует  потребностям динамично развивающейся  российской экономики. Отмеченное, вкупе  с большим числом тарифных пиков  и неадвалорных ставок, говорит о  преимущественно фискальной направленности национального таможенного тарифа.

В-четвертых, в качестве характерной  черты российской таможенно-тарифной политики называется сохранение экспортных пошлин на широкий круг товаров. Несмотря на трехкратное сокращение числа  облагаемых пошлинами товаров в 2005-2007 гг. (отменены на многие виды продукции  с высокой добавленной стоимостью), к концу 2007 г. вывозные пошлины действовали  в отношении 397 товарных позиций (на уровне 10 знаков ТН ВЭД). Экспортные пошлины  служат для нашей страны инструментом изъятия природной ренты (нефть  и газ), ограничивают вывоз ряда товаров (аграрные товары, лес круглый, лом  и отходы металлов), пополняют доходы бюджета (полимеры, металлы, рыба и морепродукты).

Информация о работе Государственное регулирование Внешнеэкономической деятельности