Государственное регулирование здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Здравоохранение представляет собой одну из сфер деятельности, наиболее жестко регулируемых государством. Это связано с тем, что услуги и программы, реализуемые в системе здравоохранения, напрямую связаны со здоровьем и жизнью человека. Жесткое государственное регулирование деятельности учреждений здравоохранения, включая вопросы управления и ценообразования, попытки полностью финансировать здравоохранение посредством государственного бюджета обусловили более позднее и неполное внедрение современных методов и способов управления. Целью работы является рассмотрение и анализ государственного регулирования здравоохранения, как в Российской Федерации, так и за рубежом.

Содержание работы

Введение.______________________________________________________________________3
Глава 1.Теоретические основы государственного регулирования здравоохранения.________4
1.1. Понятие, сущность здравоохранения в национальной экономике._____________4
1.2. Государственное регулирование здравоохранения.__________________________6
1.3. Зарубежный опыт регулирования систем здравоохранения._________________10
Глава 2. Анализ состояния и развития государственного регулирования здравоохранения._______________________________________________________________14
2.1. Нормативно-правовые акты, регулирующие здравоохранение._______________14
2.2. Органы государственной власти, регулирующие здравоохранение.___________18
2.3. Анализ текущего состояния и развития здравоохранения в РФ.______________22
Глава 3. Проблемы и перспективы развития государственного регулирования здравоохранения._______________________________________________________________25
3.1.Проблемы здравоохранения.____________________________________________25
3.2. Перспективы развития и пути совершенствования регулирования здравоохранения._______________________________________________________________28
Заключение.___________________________________________________________________31
Список литературы._____________________________________________________________32

Файлы: 1 файл

Курсовая! ГРЭ.docx

— 101.67 Кб (Скачать файл)

министерство образования и  науки РоссийскоЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Федеральное бюджетное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный  университет им. Н.И.Лобачевского»

Национальный исследовательский  университет

 

 

Экономический факультет

Кафедра «Экономики народного хозяйства»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Государственное регулирование  национальной экономики»

 

на тему:

 

«Государственное регулирование здравоохранения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель

Максимов Юрий Васильевич

__________________________________

 

 

Студентка 2 курса

 группа 722-2

Парамонова Алёна Владимировна

__________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Н. Новгород, 2012 г.

Содержание:

 

Введение.______________________________________________________________________3

Глава 1.Теоретические основы государственного регулирования здравоохранения.________4

             1.1. Понятие, сущность здравоохранения в национальной экономике._____________4

             1.2. Государственное регулирование  здравоохранения.__________________________6

             1.3. Зарубежный опыт регулирования систем здравоохранения._________________10

Глава 2. Анализ состояния  и развития государственного регулирования здравоохранения._______________________________________________________________14

             2.1. Нормативно-правовые акты, регулирующие  здравоохранение._______________14

             2.2. Органы государственной власти, регулирующие здравоохранение.___________18

             2.3. Анализ текущего состояния  и развития здравоохранения в РФ.______________22

Глава 3. Проблемы и перспективы  развития государственного регулирования  здравоохранения._______________________________________________________________25

             3.1.Проблемы здравоохранения.____________________________________________25

             3.2. Перспективы развития и пути  совершенствования регулирования здравоохранения._______________________________________________________________28

Заключение.___________________________________________________________________31

Список литературы._____________________________________________________________32

Приложения.________________________________________________________________33-35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Общеизвестно, что здоровое население является важным показателем  экономического, научного и культурного  развития страны, уровня экологического благополучия и уровня организации  медицинской помощи населению.

Здравоохранение представляет собой одну из сфер деятельности, наиболее жестко регулируемых государством. Это  связано с тем, что услуги и  программы, реализуемые в системе  здравоохранения, напрямую связаны  со здоровьем и жизнью человека. Жесткое государственное регулирование  деятельности учреждений здравоохранения, включая вопросы управления и  ценообразования, попытки полностью  финансировать здравоохранение  посредством государственного бюджета  обусловили более позднее и неполное внедрение современных методов  и способов управления.

Целью работы является рассмотрение и анализ государственного регулирования здравоохранения, как в Российской Федерации, так и за рубежом. В ходе достижения данной цели были поставлены и решены задачи:

  1. Определено значение понятия здравоохранения;
  2. Рассмотрена государственная политика в сфере регулирования здравоохранения;
  3. Приведен зарубежный опыт регулирования здравоохранения;
  4. Проанализировано современное состояние здравоохранения в Российской Федерации;
  5. Определены проблемы и представлены перспективы развития здравоохранения.

В соответствии с целями в моей курсовой работе представлена следующая структура.

В первой главе я рассматривала  теоретические материалы на тему здравоохранения, то есть дала определение  здравоохранения и вспомогательных  терминов, рассмотрела, как происходит государственное регулирование  в Российской Федерации и в  зарубежных странах.

Во второй главе курсовой работы был проведен анализ состояния  здравоохранения и его регулирования, то есть я рассмотрела нормативно-правовые акты и органы государственной власти в регулировании здравоохранения, а также представила его анализ современного состояния.

В третьей главе на основе первой и второй я вывела проблемы здравоохранения в нашей стране и представила пути их решения.

В ходе подготовки данной работы были использованы статистические сборники, законы, учебные пособия и журналы.

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования здравоохранения.

    1. Понятие, сущность здравоохранения в национальной экономике.

 

Здравоохранение - это система  социально-экономических и медицинских  мероприятий, цель которых сохранить  и повысить уровень здоровья каждого  отдельного человека и населения  в целом.1

Оно представляет собой совокупность мер политического,  экономического,  социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического,     противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья.

Здравоохранение, являясь  сложной социально-экономической  системой и специфической отраслью народного хозяйства, призвано обеспечивать реализацию важнейшего социального  принципа - сохранение и улучшение  здоровья граждан, оказание им высококвалифицированной  лечебно-профилактической помощи.

В настоящее время здоровье рассматривается как состояние  полного физического, психического и социального благополучия, а  не только отсутствие болезней. Здоровье следует понимать как один из важнейших  ресурсов для ведения благополучной  жизни, для удовлетворения физических, психических, социальных, культурных и  духовных потребностей.

Здоровье сегодня стало  социально значимым феноменом, по уровню и состоянию которого принято  судить о степени развитости и  благополучия общества. Негативные тенденции  и показатели общественного здоровья - это серьезная социально-политическая проблема, требующая усилий всего  общества.

Здоровье населения (общественное здоровье) складывается из здоровья каждого  индивида общества. Состояние же здоровья отдельного человека определяет его  способность обеспечивать собственное  благополучие и реализацию потребностей низшего и высшего порядка  и, тем самым, благополучия и благосостояния общества в целом.

Состояние здоровья человека определяется многими факторами, вернее системой факторов, охватывающей как  те факторы и условия, которые  зависят от системы здравоохранения (на них здравоохранение может  воздействовать), так и на те факторы, на которые здравоохранение не может оказывать изменяющего воздействия.

Система здравоохранения - это  совокупность всех организаций, институтов и ресурсов, главной целью которых  является улучшение здоровья. 

Система здравоохранения  относится к области оказания социальной помощи. В связи с этим, при социальной направленности деятельности государства, здравоохранение занимает одно из центральных мест в обществе, так как обеспечивает поддержание  определенного уровня здоровья граждан  и определяет экономическое и  социальное благополучие общества.2

Здравоохранение включает в  себя медицинские и оздоровительно-реабилитационные организации различных типов  и профилей (стационары, амбулаторно-поликлинические  учреждения, специализированные санатории  и профилактории, реабилитационные центры и др.), различные формы  медицинской помощи (экстренную, лечебно-диагностическую, помощь на дому и др.) и различные  уровни ее организации (низший, средний, высший).3

Отношения между врачами (медицинскими организациями) и больными (пациентами, клиентами) имеют нравственное начало. Однако нравственные начала не исключают регулирования посредством  права.

Новая Конституция России провозгласила приоритет личности: «человек, его права и свободы  являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства», заложив, таким образом, предпосылки государственного регулирования здравоохранения как отрасли и медицинской деятельности.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Государственное регулирование здравоохранения.

 

Государственное регулирование  отдельных направлений (например, экономики  здравоохранения, медицинской деятельности, занятости населения и т. п.) - это  одна из функций государственного управления, направленная на обеспечение общих  правил поведения (деятельности) субъектов  тех или иных правоотношений.

Что же представляет собой  государственное регулирование  и государственное управление? В  западной литературе при исследовании соответствующих вопросов мы встречаемся  с термином «public administration». В узком понимании данный термин означает профессиональную деятельность государственных чиновников - государственное администрирование. В широком - это вся система государственных институтов.5

Вне зависимости от оттенков, которые существуют в различных понятиях и толкованиях рассматриваемого явления, несомненно одно - государственное управление в современных условиях неразрывно связано с правом.

Какие же формы и инструменты  задействует государство в лице его компетентных органов для  государственного регулирования в  сфере охраны здоровья граждан и  медицинской деятельности? Для ответа на этот вопрос обратимся к действующему законодательству. Анализ законодательства и практики его применения показывает, что Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования активно вмешиваются в медицинскую деятельность, оказывая значительное влияние на складывающиеся правоотношения.

Основными направлениями  государственного регулирования здравоохранения  и вмешательства в медицинскую  деятельность являются:

  • установление порядка «входа» хозяйствующих субъектов на рынок медицинских услуг, функционирования на данном рынке и «выхода» с него;
  • правовое и административное обеспечение качества товаров, работ и услуг путем лицензирования, стандартизации, сертификации субъектов и аттестации специалистов;
  • регулирование цен на соответствующие товары, работы, услуги;
  • регулирование статистической и иной отчетности; контроль новых технологий, медицинских манипуляций;
  • создание государственных и муниципальных лечебно-профилактических, аптечных, образовательных, научных и иных учреждений и организаций;
  • бюджетное финансирование отдельных видов медицинской деятельности, отдельных направлений и программ;
  • разработка и установление стандартов качества по отдельным направлениям, контроль за их соблюдением;
  • разработка, внедрение и контроль санитарных правил, норм и нормативов;
  • другие.

Непосредственное руководство  здравоохранением страны как отраслью осуществляет Министерство здравоохранения  РФ, являющееся федеральным административным ведомством. Оно проводит государственную  политику и осуществляет управление, регулирование и контроль в области  охраны здоровья, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой сфере.

Иными словами, Минздрав РФ обладает следующими особенностями:

  • имеет полномочия по управлению отраслевой системой медицинских учреждений;
  • ряд его полномочий распространяется и на другие ведомства.

В то же время, в связи  с принятием Конституции РФ и  федерального закона «о принципах местного самоуправления» Минздрав существенно утратил механизм управления. Данные субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям широкие полномочия позволяют говорить о существенном повышении их роли и значимости в решении проблем охраны здоровья граждан и обеспечения их качественной медицинской помощью. За каждым из них должны быть четко закреплены актами различных уровней сфера действия, предмет ведения, полномочия, мера ответственности.

Информация о работе Государственное регулирование здравоохранения