Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:44, курсовая работа
Здравоохранение представляет собой одну из сфер деятельности, наиболее жестко регулируемых государством. Это связано с тем, что услуги и программы, реализуемые в системе здравоохранения, напрямую связаны со здоровьем и жизнью человека. Жесткое государственное регулирование деятельности учреждений здравоохранения, включая вопросы управления и ценообразования, попытки полностью финансировать здравоохранение посредством государственного бюджета обусловили более позднее и неполное внедрение современных методов и способов управления. Целью работы является рассмотрение и анализ государственного регулирования здравоохранения, как в Российской Федерации, так и за рубежом.
Введение.______________________________________________________________________3
Глава 1.Теоретические основы государственного регулирования здравоохранения.________4
1.1. Понятие, сущность здравоохранения в национальной экономике._____________4
1.2. Государственное регулирование здравоохранения.__________________________6
1.3. Зарубежный опыт регулирования систем здравоохранения._________________10
Глава 2. Анализ состояния и развития государственного регулирования здравоохранения._______________________________________________________________14
2.1. Нормативно-правовые акты, регулирующие здравоохранение._______________14
2.2. Органы государственной власти, регулирующие здравоохранение.___________18
2.3. Анализ текущего состояния и развития здравоохранения в РФ.______________22
Глава 3. Проблемы и перспективы развития государственного регулирования здравоохранения._______________________________________________________________25
3.1.Проблемы здравоохранения.____________________________________________25
3.2. Перспективы развития и пути совершенствования регулирования здравоохранения._______________________________________________________________28
Заключение.___________________________________________________________________31
Список литературы._____________________________________________________________32
- о гарантиях социального обеспечения по возрасту, в случае болезни и инвалидности9;
- о праве на охрану здоровья и медицинскую помощь10;
В исключительном ведении
государства находятся
Основы отношений между конкретным человеком и государством в области здравоохранения определяет ст. 41 Конституции Российской Федерации. Данная статья возлагает на государственные и муниципальные учреждения здравоохранения обязанность по оказанию гражданам бесплатной медицинской помощи. В то же время она предусматривает ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создавших угрозу жизни и здоровью людей.
Взаимоотношения между пациентом и врачом в нашей стране определяются, во-первых, конституционным правом каждого человека на получение бесплатной медицинской помощи, во-вторых, конституционной обязанностью государства через государственные и муниципальные учреждения здравоохранения оказывать эту помощь.
Основные направления деятельности медицинских учреждений и медицинских работников по практической реализации прав граждан в области охраны здоровья регулируются в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». Этот документ является главным нормативным правовым актом для каждого медицинского работника, независимо от того, работает ли он в государственном, муниципальном или частном медицинском учреждении.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан состоят из 12 разделов.
В разделе 1 законодатель формулирует основные понятия, связанные с охраной здоровья граждан. Раздел 2 разграничивает компетенцию в области охраны здоровья граждан между федеральным центром, субъектами Российской Федерации и муниципальными органами власти. Раздел 3 определяет основы организации системы здравоохранения в нашем государстве. Раздел 4 формулирует основные права граждан при получении различных видов медицинской помощи. Раздел 5 конкретизирует права отдельных групп населения при получении различных видов медицинской помощи. Раздел 6 содержит подробный перечень прав пациента при оказании ему медико-социальной помощи. Раздел 7 регламентирует медицинскую деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека. Раздел 8 формулирует общие правила и основные гарантии для пациентов при осуществлении некоторых видов медицинской деятельности. Раздел 9 посвящен регулированию ключевых вопросов, связанных с проведением различных видов медицинской экспертизы. Раздел 10 определяет общие условия медицинской и фармацевтической деятельности, основные права и обязанности медицинских и фармацевтических работников. Раздел 11 посвящен международному сотрудничеству нашего государства в области охраны здоровья. Раздел 12 определяет общие условия и виды ответственности за причинение вреда здоровью граждан при оказании медицинской помощи.11
В настоящее время система федерального законодательства о здравоохранении наряду с рассмотренными выше Конституцией Российской Федерации и Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан включает в себя следующие законы:
К правовым источникам, регулирующим здравоохранение, относятся также указы Президента Российской Федерации и подзаконные нормативные акты, такие как постановления Правительства Российской Федерации, приказы, распоряжения, инструкции, правила и другие документы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздрав-соцразвития России).
Ряд вопросов, связанных с медицинской деятельностью, регулируется в рамках традиционных отраслей права - трудового, гражданского, административного, уголовного и др.
Законодательство Российской Федерации о здравоохранении постоянно развивается, отражая объективные процессы, которые происходят в нашем обществе.12
2.2. Органы государственной власти, регулирующие здравоохранение.
Регулирование здравоохранения как в Российской Федерации, так и во всём мире осуществляется органами государственной власти.
Общее руководство системой здравоохранения осуществляет Президент РФ и Правительство РФ. Президент РФ как гарант защиты основных прав и свобод граждан. Правительство РФ же утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохранения; в соответствии с законодательством координирует деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в области охраны здоровья населения, а также деятельность предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ, согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства от 3 июня 1997 г., является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области охраны здоровья, а также в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства, координирующим деятельность в этой области других федеральных органов исполнительной власти. Министерство уполномочено также осуществлять государственный контроль качества, эффективности и безопасности лекарственных средств в Российской Федерации.
Свою деятельность оно осуществляет во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Российской академией медицинских наук, профессиональными медицинскими ассоциациями, общественными объединениями, а также другими организациями.
В систему Министерства здравоохранения и социального развития входят его территориальные органы (зональные управления специализированных санаториев), государственные лечебно- профилактичские, научно-исследовательские, образовательные учреждения, фармацевтические, аптечные предприятия и другие организации, санаторно-курортные и реабилитационные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Федерации, районах и городах, учреждения, предприятия и другие организации государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, службы материально-технического обеспечения, иные предприятия, учреждения и организации, подведомственные этому Министерству.
Основными задачами Министерства являются:
Положением о Министерстве здравоохранения определены его функции в областях: комплексных проблем здравоохранения; профилактики заболеваний, медицинской помощи, инвалидности, медицинской экспертизы; обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; охраны семьи, материнства, отцовства и детства; медицинского страхования.13
Федеральное управление
медико-биологических и
Указом Президента от 14 августа 1996 г. был упразднен Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, а его функции переданы Минздраву России. Оно организует систему мер по предупреждению эпидемий, выявлению и ликвидации опасного и вредного влияния среды обитания человека на его здоровье, а также разрабатывает соответствующие обязательные нормативы. Этот вид надзора осуществляется Государственной санитарно-эпидемиологической службой Российской Федерации, систему которой образует одноименный департамент Минздрава России, центры санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Федерации, городах, районах, а также на водном и воздушном транспорте и другие организации.
Государственная санитарно-эпидемиологическая, служба разрабатывает целевые программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также предложения к проектам федеральных и региональных научно-технических программ по вопросам охраны здоровья населения, профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания человека.
Руководство учреждениями
и предприятиями Службы, на которые
возложены функции санитарно-
Должностные лица Службы наделены широкими полномочиями. В частности, это полномочия по предупреждению нарушений санитарных правил организациями и гражданами; право требовать проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий; различные полномочия по пресечению нарушений санитарного законодательства; полномочия по применению административных взысканий к лицам, виновным в нарушении санитарных правил; право требовать возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, и др.
Информация о работе Государственное регулирование здравоохранения