Государственное регулирование здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Здравоохранение представляет собой одну из сфер деятельности, наиболее жестко регулируемых государством. Это связано с тем, что услуги и программы, реализуемые в системе здравоохранения, напрямую связаны со здоровьем и жизнью человека. Жесткое государственное регулирование деятельности учреждений здравоохранения, включая вопросы управления и ценообразования, попытки полностью финансировать здравоохранение посредством государственного бюджета обусловили более позднее и неполное внедрение современных методов и способов управления. Целью работы является рассмотрение и анализ государственного регулирования здравоохранения, как в Российской Федерации, так и за рубежом.

Содержание работы

Введение.______________________________________________________________________3
Глава 1.Теоретические основы государственного регулирования здравоохранения.________4
1.1. Понятие, сущность здравоохранения в национальной экономике._____________4
1.2. Государственное регулирование здравоохранения.__________________________6
1.3. Зарубежный опыт регулирования систем здравоохранения._________________10
Глава 2. Анализ состояния и развития государственного регулирования здравоохранения._______________________________________________________________14
2.1. Нормативно-правовые акты, регулирующие здравоохранение._______________14
2.2. Органы государственной власти, регулирующие здравоохранение.___________18
2.3. Анализ текущего состояния и развития здравоохранения в РФ.______________22
Глава 3. Проблемы и перспективы развития государственного регулирования здравоохранения._______________________________________________________________25
3.1.Проблемы здравоохранения.____________________________________________25
3.2. Перспективы развития и пути совершенствования регулирования здравоохранения._______________________________________________________________28
Заключение.___________________________________________________________________31
Список литературы._____________________________________________________________32

Файлы: 1 файл

Курсовая! ГРЭ.docx

— 101.67 Кб (Скачать файл)

-  о гарантиях социального обеспечения по возрасту, в случае болезни и инвалидности9;

-  о праве на охрану здоровья и медицинскую помощь10;

В исключительном ведении  государства находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, установление основ федеральной политики в области экологического и социального развития. В совместном ведении государства и субъектов Российской Федерации находятся регулирование вопросов охраны окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства и детства, осуществление мер по борьбе с эпидемиями. Практическая реализация этих положений возложена на исполнительные органы государственной власти Российской Федерации.

Основы отношений между  конкретным человеком и государством в области здравоохранения определяет ст. 41 Конституции Российской Федерации. Данная статья возлагает на государственные и муниципальные учреждения здравоохранения обязанность по оказанию гражданам бесплатной медицинской помощи. В то же время она предусматривает ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создавших угрозу жизни и здоровью людей.

Взаимоотношения между пациентом  и врачом в нашей стране определяются, во-первых, конституционным правом каждого человека на получение бесплатной медицинской помощи, во-вторых, конституционной обязанностью государства через государственные и муниципальные учреждения здравоохранения оказывать эту помощь.

Основные направления  деятельности медицинских учреждений и медицинских работников по практической реализации прав граждан в области  охраны здоровья регулируются в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». Этот документ является главным нормативным правовым актом для каждого медицинского работника, независимо от того, работает ли он в государственном, муниципальном или частном медицинском учреждении.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан состоят из 12 разделов.

В разделе 1 законодатель формулирует  основные понятия, связанные с охраной здоровья граждан. Раздел 2 разграничивает компетенцию в области охраны здоровья граждан между федеральным центром, субъектами Российской Федерации и муниципальными органами власти. Раздел 3 определяет основы организации системы здравоохранения в нашем государстве. Раздел 4 формулирует основные права граждан при получении различных видов медицинской помощи. Раздел 5 конкретизирует права отдельных групп населения при получении различных видов медицинской помощи. Раздел 6 содержит подробный перечень прав пациента при оказании ему медико-социальной помощи. Раздел 7 регламентирует медицинскую деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека. Раздел 8 формулирует общие правила и основные гарантии для пациентов при осуществлении некоторых видов медицинской деятельности. Раздел 9 посвящен регулированию ключевых вопросов, связанных с проведением различных видов медицинской экспертизы. Раздел 10 определяет общие условия медицинской и фармацевтической деятельности, основные права и обязанности медицинских и фармацевтических работников. Раздел 11 посвящен международному сотрудничеству нашего государства в области охраны здоровья. Раздел 12 определяет общие условия и виды ответственности за причинение вреда здоровью граждан при оказании медицинской помощи.11

В настоящее время система  федерального законодательства о здравоохранении  наряду с рассмотренными выше Конституцией Российской Федерации и Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан включает в себя следующие законы:

  • Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
  • Закон РФ от 30.03. 1999 г. N 52-ФЗ  «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

  • Закон РФ от 22.12. 1992 г. N 4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека»;
  • Закон РФ  от 04.05.2000 N 58-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов»;
  • Федеральный закон от 9.01.1996 г. N 3-ФЗ   «О радиационной безопасности населения»;
  • Федеральный закон от 23.02.1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
  • Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
  • Федеральный закон № 157-ФЗ от 17.09.98 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
  • Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 12.08.1996 N 112-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»;
  • Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

К правовым источникам, регулирующим здравоохранение, относятся также указы Президента Российской Федерации и подзаконные нормативные акты, такие как постановления Правительства Российской Федерации, приказы, распоряжения, инструкции, правила и другие документы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздрав-соцразвития России).

Ряд вопросов, связанных  с медицинской деятельностью, регулируется в рамках традиционных отраслей права - трудового, гражданского, административного, уголовного и др.

Законодательство Российской Федерации о здравоохранении  постоянно развивается, отражая  объективные процессы, которые происходят в нашем обществе.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Органы государственной власти, регулирующие здравоохранение.

 

Регулирование здравоохранения как в Российской Федерации, так и во всём мире осуществляется органами государственной власти.

Общее руководство системой здравоохранения осуществляет Президент  РФ и Правительство РФ. Президент  РФ как гарант защиты основных прав и свобод граждан. Правительство  РФ же утверждает и финансирует федеральные  программы по развитию здравоохранения; в соответствии с законодательством  координирует деятельность органов  исполнительной власти и органов  местного самоуправления в области  охраны здоровья населения, а также  деятельность предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.

Министерство  здравоохранения и социального  развития РФ, согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства от 3 июня 1997 г., является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области охраны здоровья, а также в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства, координирующим деятельность в этой области других федеральных органов исполнительной власти. Министерство уполномочено также осуществлять государственный контроль качества, эффективности и безопасности лекарственных средств в Российской Федерации.

Свою деятельность оно осуществляет во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Российской академией медицинских наук, профессиональными медицинскими ассоциациями, общественными объединениями, а также другими организациями.

В систему Министерства здравоохранения и социального развития входят его территориальные органы (зональные управления специализированных санаториев), государственные лечебно-  профилактичские, научно-исследовательские, образовательные учреждения, фармацевтические, аптечные предприятия и другие организации, санаторно-курортные и реабилитационные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Федерации, районах и городах, учреждения, предприятия и другие организации государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, службы материально-технического обеспечения, иные предприятия, учреждения и организации, подведомственные этому Министерству.

Основными задачами Министерства являются:

  1. разработка основ государственной политики в области здравоохранения, в том числе санитарно-эпидемиологического благополучия населения, разработка и реализация федеральных целевых программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, обеспечению населения лекарственными средствами, медицинской техникой и изделиями медицинского назначения;
  2. организация оказания медицинской помощи населению;
  3. осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
  4. санитарно-гигиеническое нормирование, координация и регулирование охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности;
  5. координация, обеспечение методического руководства и осуществление взаимодействия государственной, в том числе находящейся в ведении федеральных органов исполнительной власти, муниципальной и частной систем здравоохранения;
  6. организация проведения научных исследований, внедрение достижений науки и техники в медицинскую практику;
  7. разработка нормативов и стандартов в области здравоохранения, включая медицинскую помощь, фармацевтическую деятельность, контроль за качеством предоставляемой населению медицинской помощи, производством, качеством, эффективностью и безопасностью лекарственных, диагностических, дезинфекционных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, их регистрация, а также контроль за соблюдением нормативов и стандартов;
  8. охрана здоровья матери, отца и ребенка;
  9. профилактика инвалидности и медицинская реабилитация инвалидов;
  10. обеспечение функционирования и развития функциональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — Всероссийской службы медицины катастроф совместно с министерствами по чрезвычайным ситуациям, обороны, внутренних дел, путей сообщения и другими федеральными органами исполнительной власти.

Положением о  Министерстве здравоохранения определены его функции в областях: комплексных  проблем здравоохранения; профилактики заболеваний, медицинской помощи, инвалидности, медицинской экспертизы; обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; охраны семьи, материнства, отцовства и детства; медицинского страхования.13

Федеральное управление медико-биологических и экстремальных  проблем (Медбиоэкстрем), которое находится при Минздраве России, осуществляет полномочия по: медико-санитарному обеспечению работников отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда; медико-биологической оценке воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы; государственному санитарно-эпидемиологическому надзору в обслуживаемых организациях, учреждениях, на обслуживаемых предприятиях и территориях, а также при выполнении пилотируемых космических полетов.

Указом Президента от 14 августа 1996 г. был упразднен  Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, а его функции переданы Минздраву России. Оно организует систему мер по предупреждению эпидемий, выявлению и ликвидации опасного и вредного влияния среды обитания человека на его здоровье, а также разрабатывает соответствующие обязательные нормативы. Этот вид надзора осуществляется Государственной санитарно-эпидемиологической службой Российской Федерации, систему которой образует одноименный департамент Минздрава России, центры санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Федерации, городах, районах, а также на водном и воздушном транспорте и другие организации.

Государственная санитарно-эпидемиологическая, служба разрабатывает целевые программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также предложения к проектам федеральных и региональных научно-технических программ по вопросам охраны здоровья населения, профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания человека.

Руководство учреждениями и предприятиями Службы, на которые  возложены функции санитарно-эпидемиологического  надзора, осуществляется заместителем Министра здравоохранения — Главным государственным санитарным врачом РФ, главными врачами центров государственно - эпидемиологического надзора — главными государственными санитарными врачами по субъектам Федерации, городам и районам, на водном и воздушном транспорте.

Должностные лица Службы наделены широкими полномочиями. В частности, это полномочия по предупреждению нарушений санитарных правил организациями и гражданами; право требовать проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий; различные полномочия по пресечению нарушений санитарного законодательства; полномочия по применению административных взысканий к лицам, виновным в нарушении санитарных правил; право требовать возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, и др.

 

 

 

 

Информация о работе Государственное регулирование здравоохранения