Государственное регулирование здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Здравоохранение представляет собой одну из сфер деятельности, наиболее жестко регулируемых государством. Это связано с тем, что услуги и программы, реализуемые в системе здравоохранения, напрямую связаны со здоровьем и жизнью человека. Жесткое государственное регулирование деятельности учреждений здравоохранения, включая вопросы управления и ценообразования, попытки полностью финансировать здравоохранение посредством государственного бюджета обусловили более позднее и неполное внедрение современных методов и способов управления. Целью работы является рассмотрение и анализ государственного регулирования здравоохранения, как в Российской Федерации, так и за рубежом.

Содержание работы

Введение.______________________________________________________________________3
Глава 1.Теоретические основы государственного регулирования здравоохранения.________4
1.1. Понятие, сущность здравоохранения в национальной экономике._____________4
1.2. Государственное регулирование здравоохранения.__________________________6
1.3. Зарубежный опыт регулирования систем здравоохранения._________________10
Глава 2. Анализ состояния и развития государственного регулирования здравоохранения._______________________________________________________________14
2.1. Нормативно-правовые акты, регулирующие здравоохранение._______________14
2.2. Органы государственной власти, регулирующие здравоохранение.___________18
2.3. Анализ текущего состояния и развития здравоохранения в РФ.______________22
Глава 3. Проблемы и перспективы развития государственного регулирования здравоохранения._______________________________________________________________25
3.1.Проблемы здравоохранения.____________________________________________25
3.2. Перспективы развития и пути совершенствования регулирования здравоохранения._______________________________________________________________28
Заключение.___________________________________________________________________31
Список литературы._____________________________________________________________32

Файлы: 1 файл

Курсовая! ГРЭ.docx

— 101.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ текущего состояния и развития здравоохранения.

 

Здравоохранение охватывает деятельность больничных и лечебно-профилактических учреждений различных типов: больниц, диспансеров, поликлиник и амбулаторий, родильных домов и фельдшерско-акушерских пунктов, станций скорой и неотложной медицинской помощи, санаториев для  больных туберкулезом, санитарно-эпидемиологических и дезинфекционных станций и  т. д.

Учреждения здравоохранения  и медицинское обслуживание населения  характеризуются тремя группами показателей:

  • доходы и расходы, связанные с медицинским обслуживанием (первая группа);
  • показатели обеспеченности населения медицинской помощью (вторая группа);
  • показатели использования медицинских учреждений (третья группа).

К первой группе показателей  относятся: суммы государственных  и личных затрат на медицинское обслуживание в сопоставимых ценах; удельный вес  расходов на здравоохранение в процентах  к ВВП; расходы на здравоохранение  в расчете на душу населения; средние  расходы на содержание одной больничной койки; стоимость одного человеко-дня  в стационаре того или иного типа; структура расходов на здравоохранение  по источникам финансирования; распределение расходов на здравоохранение по субъектам федерации; доля текущих расходов и капитальных затрат в общей сумме расходов на здравоохранение; структура расходов (средняя заработная плата в учреждениях здравоохранения, в том числе по организационно-правовым формам и категориям медицинского персонала); затраты на закупку медикаментов и медицинского оборудования.

Кроме государственной бесплатной медицинской помощи, действует сеть негосударственных лечебных учреждений, оказывающих платные услуги. Законом  РФ «О медицинском страховании граждан  в Российской Федерации» от 28 июля 1991 г. введена страховая медицина. Обязательное медицинское страхование (ОМС) позволяет  сохранить бесплатность услуг для  потребителя и преодолеть последствия  остаточног принципа финансирования. Право гражданина получать бесплатную медицинскую помощь подтверждается страховым медицинским полисом. Добровольное медицинское страхование позволяет снизить затраты потребителя на получение медицинской помощи в платном секторе здравоохранения.

На территории России действуют  федеральные и около 90 региональных фондов ОМС, более 1 тыс. их филиалов. Фонд ОМС выполняет функцию аккумулятора денежных средств предприятий, отчисляющих в него 3,6% фонда заработной платы. Орган управления здравоохранением субъекта РФ совместно с территориальным фондом ОМС должен выполнять функции гаранта обеспечения государственных обязательств по медицинскому обслуживанию населения. Каждый субъект РФ должен иметь территориальную программу государственных гарантий, обоснование которой невозможно без статистической характеристики совокупности потенциальных потребителей медицинских услуг и возможностей территориальной системы здравоохранения.

Вторая группа показателей  включает данные об обеспеченности населения  стационарной и амбулаторно-поликлинической  медицинской помощью. Показатели по стационарам охватывают:

  • число больничных учреждений (всего, в том числе по видам, по организационно-правовым формам);
  • число стационаров, оснащенных определенным видом медицинского оборудования;
  • число больничных коек, в том числе по специализациям (терапевтические, хирургические, онкологические, гинекологические, туберкулезные и т. д,);
  • число больничных коек для детей;
  • численность врачей (в том числе по специализациям, категориям, без зубных врачей);
  • численность среднего медицинского персонала (в том числе зубных врачей),

Амбулаторно-поликлиническая  сеть характеризуется следующими показателями:

  • числом врачебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь населению (всего, в том числе по видам);
  • мощностью амбулаторно-поликлинических учреждений, т.е. числом посещений в смену;
  • числом посещений врачей на амбулаторном приеме за отчетный период;
  • числом посещений врачами больных на дому за отчетный период.14

 В Российской Федерации  число больничных учреждений  на 2010 год составляет 6308, что примерно  в 2 раза меньше чем в 1995 году. Более подробно динамику больничных  учреждений и их показателей  можно рассмотреть в Приложении 1.

В Российской Федерации в 2011 году дефицит врачей составляет 30%, т. е. обеспеченность врачами — 44,1 на 100 000 человек населения. По данным Минздравсоцразвития, при потребности медучреждений во врачах по штатному расписанию в 758 149 фактически укомплектовано 470 487 вакансий. Среднего медперсонала по штатному расписанию требуется 1 598 089 человек, фактически — 1 154 726. Младшего медперсонала при потребности в 868 965,2 (с учетом совместительства) фактически занято 557 513 мест. Особенно неблагоприятная ситуация по комплектации врачами в сельской местности. При доле сельского населения в России в 27% доля врачей, работающих в сельской местности, — 7,4%, т. е. в 3 раза ниже нормы.15  В общем, в РФ среднегодовая численность занятых в сфере здравоохранения составляет 4621 тысяч человек.16

Поэтому, по сравнению с  другими странами Россия по обеспеченности врачами занимает первое место, однако наличие врачей должно подкрепляться  средним медперсоналом и ростом технического оснащения медицинских  учреждений. Среднесписочная численность  работников РФ, занятых в здравоохранении представлена в Приложении 2, а их среднемесячная заработная плата в Приложении 3.

Кроме того, нельзя оставить без внимания важный показатель характеризующий  здравоохранение - это количество больничных мест (коек). Структура обеспеченности больничными койками по специализациям отличается от обеспеченности сектора  здравоохранения врачами. Статистика обеспеченности больных койками  по специализации представлена в  Приложении 4.

Третья группа показателей  отражает обращаемость населения в  учреждения здравоохранения. В нее  входят следующие показатели:

  • среднегодовая численность госпитализированных больных;
  • средняя длительность пребывания одного больного в стационаре;
  • среднегодовое число обращений за поликлинической помощью (всего, в том числе по видам медицинских услуг).17 В последние 16 лет заболеваемость населения Российской Федерации постоянно растет, что связано, с одной стороны, с ростом доли пожилого населения и с более эффективной выявляемостью заболеваний с помощью новых методов диагностики, с другой стороны, с неэффективностью системы профилактики и предотвращения заболеваний.

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы и перспективы развития государственного регулирования здравоохранения.

3.1.Проблемы здравоохранения.

 

Здравоохранение является важнейшей  отраслью для благополучного и успешного  развития любой страны. От состояния  системы здравоохранения зависит  здоровье граждан, а, следовательно, и  качество рабочей силы, и производительность труда, и экономический рост. Поэтому  важно не забывать о роли данной отрасли для страны в целом  и уделять проблемам здравоохранения  все большее внимание.

Ограниченные ресурсы, выделяемые в последние годы из бюджетов разных уровней на здравоохранение, не позволяют обеспечить улучшение качества медицинской помощи населению, увеличивать до необходимого объема проведение профилактических мер. Несмотря на некоторое улучшение финансирования здравоохранения в последние годы, объем выделяемых средств остается недостаточным для нормального функционирования отрасли.

Остаточный принцип финансирования здравоохранения привел к высоким показателям смертности, заболеваемости и росту инвалидности населения за 10 лет в три раза, в том числе трудоспособного, низким показателям репродуктивного здоровья населения и здоровья новорожденных. Отрицательный прирост населения в нашей стране составляет около одного миллиона человек. Подушевые расходы на человека – примерно в 4-5, а то и в 6 раз меньше, чем в Западной Европе. В целом состояние материально-технической базы, больниц и поликлиник достаточно тяжелое: примерно в 10% нет горячего водоснабжения, в 15% нет канализации, 30% требуют ремонта.

Здравоохранение до сих пор  остается самой нереформированной отраслью. Основной проблемой в настоящее время является то, что законодательство, регулирующее сферу здравоохранения, не формирует организационного единства всех звеньев системы. В результате, проводимые реформы, затрагивая развитие отдельных направлений, не обеспечивают системности, динамичности и целостности процесса реформирования.

Уменьшение уровня оплаты труда более, чем в 2 раза по сравнению с началом 90-х годов породило коррупцию в медицине.

Кроме низкого общего уровня финансирования, важной проблемой российского здравоохранения являются существенные региональные различия в финансировании бесплатной медицинской помощи населению.

Также важной проблемой являются слабые стимулы к труду медицинских  работников, низкая эффективность использования имеющихся в здравоохранении ресурсов; крайняя изношенность имеющегося в лечебно-профилактических учреждениях медицинского оборудования (по данным Счетной палаты РФ в эксплуатации находится до 80 процентов физически изношенной и морально устаревшей медицинской техники. Ряд приборов и аппаратов эксплуатируется 15—20 лет, они неоднократно выработали свой ресурс, морально устарели, что не может гарантировать высокое качество обследований и эффективность лечения).

До сих пор, не получила должного развития отечественная фармацевтическая и медицинская промышленность. Серьезной  проблемой остается обращение фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных  лекарственных средств. Налицо новые  угрозы санитарно-эпидемиологическому  благополучию.

Также важнейшей проблемой  здравоохранения является организация  медицинской помощи в сельской местности.

Отмечается  очень высокая смертность в связи  с тем, что граждане не доверяют системе  здравоохранения, считают, что она  не справляется со своими обязанностями, поэтому они предпочитают лечиться на дому. Поздно диагностируются многие заболевания, особенно инфаркты и инсульты. У нас смертность от этих заболеваний  в среднем в 4-5 раз выше, чем в Европе. То же самое – по травмам, а от рака в России умирают на 20-30 лет раньше, чем в Европе. При нормальном развитии здравоохранения население должно в год не сокращаться (в прошлом году население сократилось на 240000 человек), а увеличиваться. В РФ– самая высокая смертность в Европе, а продолжительность жизни – 68 лет для мужчин и 74 года для женщин.

В РФ – поздняя диагностика многих заболеваний, т. к. отсутствует полноценная диспансеризация. Из-за того, что у нас – поздняя диагностика, мы существеннее, чем за рубежом, теряем раковых больных, примерно на 50%. В связи с этим мы поздно выявляем острую сердечную недостаточность и вообще больных, подверженных сердечно-сосудистым заболеваниям (это – также бич нашей медицины). Поэтому у нас – высокая потребность в высокотехнологичных операциях, а это значит, что заболевание запущенное. 18

Анализируя реальные изменения, произошедшие в конце прошлого и  начале нового столетия, можно сделать  вывод, что процессы реформирования, достаточно проработанные на теоретическом  уровне на практике идут медленно или почти отсутствуют, а структурная эффективность системы лечебно-профилактической помощи в целом остается ниже ожидаемой. Необходимы повышение взаимодействия и преемственности в деятельности всех звеньев системы, приоритетное развитие амбулаторно-поликлинического звена, перераспределение объемов деятельности и ресурсной обеспеченности между структурами больничной, внебольничной, медико-социальной помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Перспективы  развития и пути совершенствования  регулирования здравоохранения.

 

Важным для успешного  решения накопившихся проблем должно стать дальнейшее развитие законодательства в области охраны здоровья граждан. Развитие государственной политики в сфере охраны здоровья граждан требует проведения работы по развитию законодательной базы. Для этого необходимо сделать некоторые преобразования, представленные ниже.

Увеличить расходы бюджетов всех уровней, направляемых на охрану здоровья, и довести долю совокупных государственных расходов на здравоохранение  до 5% от ВВП. По критериям Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) — это минимум для поддержания приемлемого уровня здравоохранения (в последние годы расходы на здравоохранение в России не превышали 2,9—3,5 процента ВВП).

Отработать механизм финансового  выравнивания условий оказания медицинской  помощи в рамках реализации территориальных  программ государственных гарантий в зависимости от состояния здоровья населения и половозрастного  состава.

Требуется повысить роль научных центров и  научно-исследовательских институтов в разработке и внедрении эффективных  медицинских технологий, использовании  уникальных методов диагностики  и лечения. Необходимо принятие мер  государственной поддержки по совершенствованию  реабилитационной помощи, развитию санаторно-курортных  организаций системы здравоохранения, оздоровительных учреждений и организаций.

Для улучшения качества и доступности  медицинской помощи сельскому населению  требуется сформировать на базе центральных  районных больниц лечебно-диагностические  комплексы, включающие в себя муниципальные  сельские медицинские учреждения, развивать  передвижные формы лечебно-диагностической  и консультативной помощи, создавать  межрайонные клинико-диагностические  центры.

Информация о работе Государственное регулирование здравоохранения