Государственное регулирование здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Здравоохранение представляет собой одну из сфер деятельности, наиболее жестко регулируемых государством. Это связано с тем, что услуги и программы, реализуемые в системе здравоохранения, напрямую связаны со здоровьем и жизнью человека. Жесткое государственное регулирование деятельности учреждений здравоохранения, включая вопросы управления и ценообразования, попытки полностью финансировать здравоохранение посредством государственного бюджета обусловили более позднее и неполное внедрение современных методов и способов управления. Целью работы является рассмотрение и анализ государственного регулирования здравоохранения, как в Российской Федерации, так и за рубежом.

Содержание работы

Введение.______________________________________________________________________3
Глава 1.Теоретические основы государственного регулирования здравоохранения.________4
1.1. Понятие, сущность здравоохранения в национальной экономике._____________4
1.2. Государственное регулирование здравоохранения.__________________________6
1.3. Зарубежный опыт регулирования систем здравоохранения._________________10
Глава 2. Анализ состояния и развития государственного регулирования здравоохранения._______________________________________________________________14
2.1. Нормативно-правовые акты, регулирующие здравоохранение._______________14
2.2. Органы государственной власти, регулирующие здравоохранение.___________18
2.3. Анализ текущего состояния и развития здравоохранения в РФ.______________22
Глава 3. Проблемы и перспективы развития государственного регулирования здравоохранения._______________________________________________________________25
3.1.Проблемы здравоохранения.____________________________________________25
3.2. Перспективы развития и пути совершенствования регулирования здравоохранения._______________________________________________________________28
Заключение.___________________________________________________________________31
Список литературы._____________________________________________________________32

Файлы: 1 файл

Курсовая! ГРЭ.docx

— 101.67 Кб (Скачать файл)

Регулятивно - управленческие функции в отрасли здравоохранения осуществляются по следующим направлениям:

  • медико-социальная помощь;
  • лекарственная помощь отдельным категориям граждан;
  • санитарно-эпидемиологические мероприятия;
  • координация деятельности различных государственных, муниципальных органов, общественных организаций, учреждений, организаций и физических лиц по охране здоровья граждан (профилактические мероприятия, образовательные программы и т. д.).

Комплексное и эффективное  выполнение данных функций возможно только в условиях надлежащей правовой базы Российской Федерации, субъектов  РФ и муниципальных образований.

Управление здравоохранением субъекта РФ как отраслью осуществляется уполномоченным исполнительным органом  государственной власти по здравоохранению (министерство, комитет, управление).6

Анализ общего и специального федерального и регионального законодательства позволяет сделать вывод, что  хотя законодателем различных уровней (федерального и регионального) и  сделан определенный шаг в правовой регламентации как собственно управления здравоохранением как отраслью, так  и права граждан на медицинскую  помощь, нормативно-правовая база охраны здоровья граждан остается явно недостаточной  и крайне противоречивой. Причины  этого многообразны: отсутствие законодательного определения целого ряда понятий, наличие  споров относительно методов правового  регулирования отраслевой системы  здравоохранения и другие.

Наиболее «самостоятельными» и значимыми являются следующие  правоотношения, складывающиеся в здравоохранении:

• горизонтальные - субъект  предоставления (оказания) медицинской  помощи (услуги) - пациент (клиент);

• вертикальные - субъект  предоставления (оказания) медицинской  помощи (услуги) - органы государственной (муниципальной) власти и управления.

Сердцевиной здравоохранительных  правоотношений служат складывающиеся правоотношения в системе «медицинский работник - пациент» по поводу особого  блага - жизни и здоровья, а также  неразрывно или тесно связанных  с ними иных благ и законных интересов.

В соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» организация охраны здоровья граждан  в РФ обеспечивается государственной, муниципальной и частной системами  здравоохранения.

К государственной  системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения и социального развития РФ, министерства здравоохранения субъектов РФ, государственные органы санитарно-эпидемиологического надзора, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики, выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Зарубежный опыт регулирования систем здравоохранения.

 

Здравоохранение является не только важной отраслью экономики и  политики любой страны, а частью государства. Ведь именно система здравоохранения  обеспечивает условия здорового  населения страны. Поэтому необходимо рассмотреть не только Российскую систему, но и здравоохранение в зарубежных странах, чтобы понять и выявить  недостатки и преимущества нашей  системы.

В настоящее время в  зарубежных странах существует 3 основных системы охраны здоровья: государственная, страховая и частнопредпринимательская. Как правило, в большинстве стран  эти системы сочетаются с преимуществом  одной из них, образуя смешанные  варианты. Рассмотрим каждую систему  подробнее.

Государственная система  здравоохранения зародилась в нашей  стране. В настоящее время она существует в Великобритании, Италии, Дании, Ирландии, Швеции, Алжире, Анголе, Гвинее, Конго, Мали, Эфиопии, Греции и некоторых других стран. Государственная система здравоохранения охватывает все категории населения. Это наиболее доступная форма оказания медицинской помощи. При такой системе основная часть медицинских учреждений принадлежит государству. Управления и планирование системой здравоохранения осуществляют центральные и местные органы. Государственная или бюджетная система финансируется из общих налоговых поступлений в государственный бюджет.

Например, Великобритания является единственной среди западных стран, где подавляющая часть (95%) медицинских учреждений принадлежит государству. В этой стране доминирует государственная система здравоохранения и, как дополнение к ней, функционирует частное (добровольное) страхование и платная медицинская помощь.

Национальная служба здравоохранения Великобритании объединяет все государственные медицинские учреждения, контролирует и оплачивает деятельность многих частных медицинских институтов, взявших на себя обязательство придерживаться ее правил.

В Великобритании действует  централизованная система управления здравоохранением, возглавляет которую  министерство здравоохранения и  социального обеспечения.

Государственная система здравоохранения охватывает все категории населения. Это наиболее доступная форма оказания медицинской помощи.

Дефициты, возникающие в  национальной службе здравоохранения, частично компенсируются частным медицинским  страхованием и расширением сферы  платной медицинской помощи.

Частнопредпринимательская система - это преимущественно платная  система, финансируется из личных средств  населения и медицинское обслуживание предоставляется преимущественно на платной основе. Здравоохранение, при этом является не только видом медицинской деятельности, но и бизнесом: врач продает свои услуги, а больной их покупает. Медицинскую помощь населению, как правило, предоставляют частнопрактикующие врачи, получающие плату за это непосредственно от больного или через страховую организацию. Для облегчения бремени единовременных затрат население покупает полисы частного медицинского страхования, затрачивая на это в среднем более 10% чистого дохода семьи. Объем и качество медицинской помощи определяется теми средствами, что больной может потратить.

Частнопредпринимательская система характерна для США, но она  включает элементы государственной  и страховой медицины. В США действует децентрализованная система здравоохранения.

Формально управление здравоохранением в США осуществляет департамент здравоохранения и социальных служб, но функции его весьма ограничены.

В его состав входит служба общественного здравоохранения. Она  занимается вопросами организации  медицинской помощи (амбулаторной и  стационарной) только некоторым группам населения: ветеранам войны, морякам торгового флота, личному составу вооруженных сил, государственным служащим, американским индейцам.

В каждом штате имеется  собственный департамент здравоохранения. Его функции сводятся, в основном, к вопросам санитарно-противоэпидемической защиты.

В США не существует единой национальной системы медицинского страхования.

Лица, не имеющие медицинской  страховки, получают медицинскую помощь в государственных больницах и клиниках, через программы по здравоохранению, финансирующихся из средств благотворительности. Но количество услуг значительно меньше и организация обслуживания хуже.

В США существует более 1000 частных страховых медицинских  компаний. Наиболее крупными из них являются «Голубой крест» и «Голубой щит». Регулированием деятельности страховых компаний занимаются комиссии по страхованию отдельных штатов.

Но всё же более распространённой в мире является страховая система  здравоохранения. Эта система также  руководствуется государственными органами власти, но финансируется, как  правило, с 3-х источников: субсидии государства, целевые взносы работодателей  и взносы самих работников. Реальное различие между двумя системами  здравоохранения, государственной и страховой, связано с видом формирования фондов. Страховые фонды формируются на целевой основе и рассчитаны на определенный круг лиц, участвующих в соответствующей страховой программе. Такая система имеет свои преимущества. Прежде всего, целевое финансирование обеспечивает более весомые позиции здравоохранения. Эти взносы, идут не в общий бюджет, а непосредственно на финансирование здравоохранения и обеспечивают плательщикам твердую гарантию возврата этих средств. Целевой характер финансирования позволяет более гибко и оперативно реагировать на расширение потребностей в медицинской помощи. Целевые взносы являются обязательными для всех получателей доходов и уплачиваются в виде определенного процента от заработной платы (Франция-16%, Италия -13%, Нидерланды - 9%, Япония - 7%). Объем медицинских услуг не зависит от материального достатка и размеров взносов в страховые фонды. В результате богатый платит за бедного, молодой - за старика, здоровый за больного, то есть действует принцип общественной солидарности. В большинстве развитых стран системы медицинского страхования охватывают от 70 до 100% населения, т.е. практически всех лиц наемного труда и их иждивенцев, пенсионеров, студентов, мелких предпринимателей. Лишь незначительная часть наиболее обеспеченных граждан лечатся за свой счет. Таким образом, основными характерными чертами страховой медицины являются: во-первых, участие в формировании страховых фондов трудящихся вместе с предпринимателями и государством, во-вторых, государственное управление этими фондами; в-третьих, распределение фондов независимо от заработка получателей льгот, а также от размера их взносов.

Во  Франции управление системой здравоохранения  осуществляет правительство. Оно несет  ответственность за деятельность системы  здравоохранения в целом и  обеспечивает социальную защиту, контролирует работу организаций, финансирующих  оказание медицинской помощи, и государственных  больниц, а также занимается вопросами  организации обучения медицинских  работников.

На  местном уровне действуют 22 региональных управления по медико-социальным делам. Их главной задачей является планирование медицинской и социальной помощи в рамках годового бюджета, а также контроль за реализацией планов медицинской помощи, которые определяют количество специализированных коек в стационарах на территории медицинского обслуживания и порядок размещения дорогостоящего медицинского оборудования. Региональное управление по медико-социальным делам обеспечивает непосредственный контроль за работой больниц и региональных больничных касс.

Равноправный  доступ к медицинской помощи гарантирован национальной системой медицинского страхования, которая является составной частью системы обязательного социального  обеспечения. Национальная система  медицинского страхования, контроль за которой осуществляет Министерство по социальным делам, охватывает 99% населения  страны. В системе страхования действуют различные режимы управления в зависимости от рода занятий застрахованных. Основной режим охватывает около 80% населения и распространяется преимущественно на работающих по найму в торговле, промышленности и членов их семей. Для остальных категорий населения действуют режимы, предназначенные для работающих в сельском хозяйстве, работников свободных профессий и особых групп, например государственных служащих, врачей и студентов. Медицинская помощь беднейшим слоям населения оказывается благотворительными организациями.

Таким образом, можно сделать вывод, что  в зарубежных странах системы  здравоохранения относящейся к  какому-то одному типу не существует. Каждая система содержит в себе пункты разных типов охраны здоровья, что является правильным. Так как, каждая система  здравоохранения в чистом виде, содержит как положительные стороны, так  и отрицательные, а с помощью  комбинирования становится реальным сделать  систему здравоохранения в конкретной стране близкой к идеальной с учетом различных факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ состояния  и развития государственного регулирования  здравоохранения.

2.1. Нормативно-правовые акты, регулирующие здравоохранения.

 

Сфера здравоохранения в  России существует на основании ряда законодательных актов, призванных обеспечить ее целостность, комплексность  и качество стандартов оказания медицинской  помощи.

Система действующего в настоящее  время законодательства о здравоохранении включает в себя нормативные правовые документы, различающиеся между собой по юридической силе в зависимости от органов, их принявших, и по сфере их применения. Возглавляет эту систему Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Ее вторая глава (ст. 17 - 64) формулирует ряд принципиальных положений для жизни любого человека в нашем обществе:

-  о праве на жизнь7;

-  об охране достоинства личности государством, о невозможности подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению, медицинским, научным или иным опытам без добровольного согласия8;

Информация о работе Государственное регулирование здравоохранения