Государственное управление миграционными процессами в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ миграционных процессов в России и механизма государственного управления ими.
Задачами работы по данной теме выступают: всестороннее изучение миграционных процессов на территории Российской Федерации, выявление их последствий, анализ государственного регулирования миграционных потоков, выявление проблем и возможных вариантов их решения.
Объектом изучения данной работы являются миграционные процессы, а предметом – государственное управление и регулирование миграционных процессов.

Содержание работы

Введение
1. Общие особенности современных миграционных
процессов в РФ
1.1 Понятие и классификация миграции
1.2 Современная миграционная ситуация в РФ
2. Характеристики и последствия миграции на территории РФ
2.1 Основные характеристики миграционных потоков
2.2 Социальные последствия миграционных процессов
3. Государственное управление миграционными
процессами в РФ
3.1 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов
в России
3.2 Основные направления деятельности по регулированию
миграционных процессов в Российской Федерации
3.3 Механизм реализации современной миграционной политики
на территории Российской Федерации
Заключение
Приложения
Литература

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 76.01 Кб (Скачать файл)

Введение

1. Общие особенности  современных миграционных

процессов в РФ

1.1 Понятие и классификация  миграции

1.2 Современная миграционная  ситуация в РФ

2. Характеристики  и последствия миграции на  территории РФ

2.1 Основные характеристики  миграционных потоков

2.2 Социальные последствия  миграционных процессов

3. Государственное  управление миграционными

процессами в  РФ

3.1 Цели, принципы  и задачи регулирования миграционных  процессов

в России

3.2 Основные направления  деятельности по регулированию

миграционных процессов  в Российской Федерации

3.3 Механизм реализации  современной миграционной политики

на территории Российской Федерации

Заключение

Приложения

Литература

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

История становления  и развития России неразрывно связана  с миграцией населения, которая  играла и будет играть первостепенную роль в жизни нашей страны. Являясь одним из наиболее влиятельных социальных явлений современности, миграционные процессы сегодня вызывают интерес самых широких кругов общественности.

Миграция участвует  в формировании рисунка расселения и структуры населения, трудового  потенциала территории, изменении состава  населения, способствует социально-экономическому развитию страны, а также разностороннему  развитию личности. Все это подтверждает необходимость всестороннего изучения данного процесса не только в теоретическом, но и практическом плане. В этом и  заключается актуальность изучения данной темы.

Целью работы является анализ миграционных процессов в  России и механизма государственного управления ими.

Задачами работы по данной теме выступают: всестороннее изучение миграционных процессов на территории Российской Федерации, выявление  их последствий, анализ государственного регулирования миграционных потоков, выявление проблем и возможных  вариантов их решения.

Объектом изучения данной работы являются миграционные процессы, а предметом – государственное  управление и регулирование миграционных процессов.

 

 

 

 

 

1. ОБЩИЕ  ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МИГРАЦИОНГНЫХ  ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

1.1 Понятие и классификация миграции

Несмотря на все  возрастающий интерес к миграции населения, до сих пор ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет единого  подхода к формулировке этого  понятия.[1] Миграция – относительно новое слово в русском языке. Даже в Толковый словарь Ушакова оно включено с пометкой «научн.» - как специальный термин, не свойственный обиходной речи. И действительно, это слово применялось в основном только в ученых кругах, хотя явление, которое им обозначается, широко распространено в жизни общества.[2] В отечественной литературе насчитывается около 40 определений понятия миграция, но из всего многообразия формулировок выделяется одно, сформулированное Л.Л.Рыбаковским в 1987 г., которое довольно прочно устоялось не только в научной, но и в учебной литературе.

Миграция (по Рыбаковскому Л.Л.) – процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на более или менее длительное время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему.[3]

В зависимости от того, обменивается ли данная территория населением с другими, различают  открытое и закрытое население. Примером открытого населения может служить  населения любого района или города. Абсолютно закрытым является только население всего земного шара. В прошлом закрытым было население  многих изолированных районов, отдельных  островов и даже целых континентов. Социально – экономический прогресс разрушил замкнутость отдельных  территорий, но все же и сейчас население  многих стран с незначительным объемом  внешней миграции практически близко к закрытому.

Миграция населения  – сложный социальный процесс, тесно  связанный с изменением экономической  структуры и размещением производительных сил, с ростом социальной и трудовой мобильности населения.

При анализе миграции населения ее классифицируют по ряду признаков.

1. В зависимости  от характера пересекаемых границ  различают внешнюю и внутреннюю  миграцию населения.

Внешней называется миграция, при которой пересекаются государственные границы. Она в  свою очередь делится на межконтинентальную (например, массовое переселение европейцев за океан в XIX – XX вв.) и внутриконтинентальную (например, современная миграция из одних европейских стран –  Италии, Испании, в другие – Германию, Францию и т. д.)

К внутренней миграции относятся перемещения в пределах одной страны между административными  или экономгеографическими районами, населенными пунктами и т. п. Основными  типами современной внутренней миграции являются миграции из сельской местности  в города и межрайонная миграция.

2. По временным  признакам миграцию делят на постоянную (безвозвратную), временную, сезонную и маятниковую.

Безвозвратная миграция связана с окончательной сменой постоянного места жительства. Примером такой миграции может служить  миграция из села в город.

Временная миграция предполагает переселение на какой-то достаточно длительный, но ограниченный, часто заранее обусловленный  срок, что обычно связано с работой  в месте вселения. Временными являются многие переселения рабочих из одних  стран в другие, внутренняя миграция в удаленные и малообжитые  районы (например, для работы по контракту  на несколько лет).

Сезонная миграция включает ежегодные перемещения  людей в определенные периоды  года, например в сельскохозяйственные трудонедостаточные районы в период уборки урожая, летом – в курортные районы и т. д.

Маятниковая миграция - это регулярные поездки к месту  работы или учебы за пределы своего населенного пункта.

3. Важное значение имеет классификация миграций по причинам. Среди главных причин миграции населения следует упомянуть экономические и социальные, которые часто трудно разделить (переселения в поисках свободных сельскохозяйственных земель, работы, более высоких доходов, переселение с целью перемены образа жизни – сельского на городской, приобретения более высокого социального статуса и т. д.). Немалую роль играют также политические (бегство от расовых, религиозных притеснений), военные (эвакуация, депортация) и прочие причины.

4. По формам реализации  миграция делится на общественно-организованную, осуществляемую при участии государственных или общественных органов и с их экономической помощью, и неорганизованную, которая производится силами и средствами самих мигрантов без материальной или организационной помощи со стороны каких – либо учреждений.

5. В зависимости  от того, предпринимается перемещение  людей по их собственному решению  или независимо от него, миграция  делится на добровольную и принудительную.[4]

 

 

 

 

1.2 Современная миграционная ситуация в РФ

Миграционные процессы в России в минувшее десятилетие  определялись влиянием отрицательных  и положительных факторов. К отрицательным  факторам относят распад бывшего  СССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков Государственной границы РФ, ухудшение  качества жизни людей и состояния  окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. В то же время  к положительным факторам относятся  демократизация общественно – политической жизни, реализация конституционного принципа свободы передвижения, развитие рыночных отношений и вхождение в международный  рынок труда.

Иммиграция в  Россию, в том числе из стран  со сложной общественно – политической, экономической и санитарно–эпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер.[5] За прошедшие 10 лет в Россию из стран  СНГ и Балтии переехало более 8,6 миллиона переселенцев.[6] Количество въехавших в Россию иностранных  граждан постоянно превышает  количество выехавших граждан, причем в приграничных районах интенсивно формируются иностранные общины. Отсутствует эффективный государственный контроль над миграционными процессами.

Массовый приток вынужденных мигрантов (вынужденных  переселенцев, беженцев и лиц, ищущих временное убежище), достигший пика в первой половине 90-х годов, постепенно снижается.

Медленно решаются долгосрочные проблемы многих вынужденных  мигрантов, которые решили остаться в Российской Федерации. Часто они  сталкиваются с серьезными проблемами в плане социальной защиты. Не уделяется  должного внимания решению задач  организованного расселения вынужденных  мигрантов, перехода от оказания им первой чрезвычайной помощи к созданию условий  для нормальной жизни, обеспечению  занятости и соблюдению прав человека. Сохраняются проблемы социально-экономической адаптации мигрантов, не имеющих статуса вынужденных переселенцев или беженцев.

Сокращается количество беженцев и лиц, получающих временное  или политическое убежище в РФ, в том числе из-за усиливающейся  угрозы проникновения на территорию России террористических организаций.[7] Только 1 миллион 600 тысяч мигрантов  из стран СНГ и Балтии получили статус беженца или вынужденного переселенца.[8] Террористические нападения  заставили мировое сообщество принять  в последние годы меры по ужесточению  процедур иммиграционного контроля как по отношению к лицам, ходатайствующим о признании беженцами либо ищущим временное или политическое убежище, так и к экономическим мигрантам. Ряд государств прибегнул в этих целях к беспрецедентным мерам безопасности. Уделять должное внимание вопросам антитеррористической интеграции стремится и Россия.

Продолжает сокращаться  позитивная, необходимая для развития экономики социально-экономическая  миграция населения внутри РФ. Это  вызвано несбалансированностью  между оплатой труда в легальном  секторе экономики и ночной стоимостью жилья, передачей объектов ведомственного жилищного фонда в муниципальную  собственность, отсутствием механизмов обеспечения рабочей силой производства за счет территориального перераспределения  внутренних трудовых ресурсов. Все  это создает трудности для  обеспечения рабочей силой новых  и возрождающихся производств, не способствует экономическому росту.

Развиваются процессы внешней трудовой миграции в виде привлечения и использования  в Российской Федерации труда  иностранных граждан, выезда российских граждан за границу с целью  работы по найму. При этом среди иностранных  работников, используемых в России, и российских граждан, работающих за рубежом, велика доля лиц, нелегально осуществляющих трудовую деятельность, что приводит к нарушению их трудовых и социальных прав. В России это создает угрозу национальному рынку труда и благоприятствует развитию теневой экономики.

Сохраняется внутренняя миграция, связанная с неблагоприятной  экологической обстановкой и  стихийными бедствиями. Природные и  техногенные катастрофы вызывают экстренное массовое переселение людей, что  требует дополнительных усилий государства  по решению их проблем.

Сокращается прирост  постоянного населения России. За счет миграции все меньше восполняется естественная убыль населения. Во многих регионах Российской Федерации уменьшение миграционного прироста населения  происходит на фоне значительного сокращения численности населения в результате роста смертности и снижения рождаемости.

По прогнозу, начиная  с 2006 года, ожидаются значительные изменения  в структуре населения, будет  сокращаться численность населения  трудоспособного возраста – основного  источника формирования трудовых ресурсов.

Потребность экономики  страны в дополнительных трудовых ресурсах вызовет необходимость регулируемого  притока иммигрантов, в первую очередь  из государств – участников Содружества  Независимых Государств. В этой ситуации актуальной проблемой для российского  общества является формирование установок  толерантного сознания.

В последние годы миграция населения не обеспечивает перераспределение населения по территории страны в целях сбалансированности спроса и предложения на рынке  труда. Оживление национальной экономики, неизбежные при этом территориальные  и отраслевые диспропорции потребуют  более активного перераспределения  населения и трудовых ресурсов в  пределах страны, что вызовет необходимость  разработки механизмов стимулирования трудовой миграции граждан, в том  числе за счет развития рынка жилья. Следует всемерно способствовать стремлению мигрантов к самообустройству и осуществлению трудовой деятельности.

Рыночный механизм предопределяет необходимость осуществления  государственного управления миграционными  процессами на основе обеспечения прав граждан на свободу передвижения и создания с этой целью системы  экономических стимулов.

Информация о работе Государственное управление миграционными процессами в РФ