Государственное управление миграционными процессами в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ миграционных процессов в России и механизма государственного управления ими.
Задачами работы по данной теме выступают: всестороннее изучение миграционных процессов на территории Российской Федерации, выявление их последствий, анализ государственного регулирования миграционных потоков, выявление проблем и возможных вариантов их решения.
Объектом изучения данной работы являются миграционные процессы, а предметом – государственное управление и регулирование миграционных процессов.

Содержание работы

Введение
1. Общие особенности современных миграционных
процессов в РФ
1.1 Понятие и классификация миграции
1.2 Современная миграционная ситуация в РФ
2. Характеристики и последствия миграции на территории РФ
2.1 Основные характеристики миграционных потоков
2.2 Социальные последствия миграционных процессов
3. Государственное управление миграционными
процессами в РФ
3.1 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов
в России
3.2 Основные направления деятельности по регулированию
миграционных процессов в Российской Федерации
3.3 Механизм реализации современной миграционной политики
на территории Российской Федерации
Заключение
Приложения
Литература

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 76.01 Кб (Скачать файл)

Указанная миграционная ситуация требует новых подходов, с тем чтобы миграционные процессы в России стали фактором, способствующим позитивному развитию российского  общества, исходили из потребностей экономики, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и  здоровья населения при строгом  соблюдении международных обязательств Российской Федерации.[9]

Таким образом, единого  подхода к формулировке определения  миграции до сих пор не существует. В зависимости от изучаемого признака, выделяют внешние, внутренние, временные, маятниковые, сезонные, социальные, экономические, добровольные, принудительные, общественно-организованные и неорганизованные миграции. Современная миграционная ситуация в России является непосредственным отражением особенностей переживаемого этапа социально-экономического и политического развития страны.

2. ХАРАКТЕРИСТИКИ  И ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ НА  ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

2.1 Основные  характеристики миграционных потоков

К основным характеристикам, отражающим особенности миграционных потоков, можно отнести интенсивность, направление миграционных потоков, состав, мотивы перемещения мигрантов, степень легализации перемещений, степень приживаемости мигрантов, особенности размещения мигрантов  по территории вселения. В соответствии этим была составлена систематизационная таблица, в которой отражены основные особенности современных внутренних и внешних миграционных процессов в России (приложение 1).

По данным таблицы  можно констатировать:

· активное вовлечение России в миграционный обмен на разных уровнях, как на международном, так  и на государственном;

· увеличение доли семейной миграции и снижение доли мигрантов трудоспособного возраста, свидетельствующие о снижении роли миграции населения в регулировании  демографических процессов (это  очень важно, особенно для России, в которой на сегодняшний день отмечается демографический кризис);

· низкую степень  приживаемости мигрантов, преобладание среди них «нелегалов», беженцев, вынужденных переселенцев

· практическое совпадение ареалов концентрации внешних и  внутренних мигрантов на территории России, что приводит к обострению ситуации на рынке жилья, труда, увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру.

Анализируя характеристики миграционных процессов в России, необходимо начать с внутренней миграции, поскольку она является основной составляющей (почти 90%) общего миграционного  оборота в России.

За последние 10 лет  миграционная активность населения  России сократилась. Число внутренних перемещений уменьшилось более  чем на 1/3, причем отмечается более  высокая миграционная активность сельских жителей по сравнению с городскими. Это обстоятельство объясняется более низкими доходами сельского населения, которое стремится в промышленные районы, сосредоточенные в основном в Европейской части России.

В целом география  внутренних межрегиональных потоков  не изменилась. Однако на сегодняшний  день среди регионов страны более  четко можно выделить принимающие  и отдающие население. Принимающие  регионы размещены компактно и соответствуют густонаселенным территориям, в которых сосредоточено 80% населения (120 млн. чел.). Данная зона располагается от Калининградской до Новосибирской области (юг Западной Сибири) и от Карелии (исключая остальную территорию Европейского Севера) до Краснодарского края. Регионы, отдающие население, расположены некомпактно. В целом на этой территории проживает 17% населения (26 млн. чел.). К ним относятся северная часть Урала, Восточная Сибирь, Дальний восток, Дагестан, Чечня, Ингушетия. Причинами, вынуждающими россиян переезжать в другие регионы страны, являются: военные действия, обострение межнациональных отношений, а также причины экономического характера – потеря работы, невыплата заработной платы, а значит, и снижение жизненного уровня, отсутствие уверенности в завтрашнем дне. [10]

Практически все  принимающие регионы России в  большей или меньшей степени  подвержены кризису, что препятствует успешному обустройству и социальной адаптации вынужденных переселенцев. Характеризуя социально – экономические  процессы, протекающие в принимающих  районах, можно отметить, что они  в целом совпадают с общероссийскими: происходит падение уровня производства, отрасли с прежде благополучной динамикой показателей в последние 3 - 4 года стали испытывать определенные сложности. Несмотря на довольно высокий уровень приватизации собственности в промышленности и сфере обслуживания, эффективность работы этих отраслей по-прежнему мала; сохраняется низкий уровень денежных доходов населения, сдерживающий развитие внутреннего рынка товаров и услуг; развитие мелкого частного предпринимательства в настоящее время также не рассматривается специалистами в качестве существенного резерва занятости не только мигрантов, но и коренного населения. Скрытая безработица порождает довольно неблагоприятную ситуацию для вынужденных переселенцев и беженцев на рынке труда, поскольку их профессиональный состав близок к профессиональному составу местных кадров. Область сельского хозяйства не располагает возможностями для развития фермерства, в среде которого могла бы найти работу часть переселенцев.

Наблюдается затягивание  сроков обустройства и социальной адаптации  вынужденных переселенцев и беженцев, ухудшение и материального и  социального положения, что способно воспроизводить и поддерживать на высоком  уровне негативно – конфликтный  потенциал в общественном сознании.

Свидетельством  этого могут служить такие  данные социологического исследования: свое материальное положение как  бедственное оценивают 27% опрошенных переселенцев, а 66% испытывают серьезное  материальное затруднение. Наибольшие потери от переезда понесли работники  здравоохранения, финансово-экономической  сферы и лица, бывшие в ближнем  зарубежье безработными. Негативно  оценивают условия жизни и  труда, по сравнению с теми, которые  они имели на прежнем месте  жительства, 46% опрошенных.

Несомненно, что  консервация такой ситуации чревата  социальным конфликтом. Следует учитывать, что среди видов помощи, в которой  наиболее остро нуждаются мигранты, преобладают вполне «земные», а не оторванные от реальности фантазии и  прихоти.

Следует отметить довольно низкую оценку переселенцами деятельности областных миграционных служб, упускающих из сферы своего внимания перемещение  мигрантов, учет их проблем, необходимость  проведения разъяснения законодательства об их правах и статусе, критериях  отнесения к беженцам и вынужденным  переселенцам. Не случайно, называя  причины неоформления статуса, многие респонденты отвечали, что, по их мнению, это не влечет за собой никакого улучшения в условиях жизни (40%), что это сложная бюрократическая процедура (28%), что не знают, как это делать и куда обращаться (19%). В немалой степени низкий авторитет областных миграционных служб объясняется неудовлетворительным организационно – техническим и финансовым обеспечением.

Поскольку такая  картина характерна для всех без  исключения принимающих регионов, это, в свою очередь, заставляет переселенцев брать инициативу в свои руки. В  ряде регионов эффективно действуют  созданные на базе объединений вынужденных  переселенцев «общественные приемные», где зачастую и находят себе применение высококвалифицированные юристы, экономисты, психологи и другие специалисты  из числа вынужденных мигрантов. [11]

Социально—экономические трудности в обустройстве вынужденных  переселенцев, юридическая, экономическая, социальная непроработанность этих вопросов, негативное отношение определенной части жителей принимающих регионов к этой категории граждан увеличивают вероятность возрастания объема возвратной миграции переселенцев в прежние места проживания.

Новую волну миграции в ближайшие годы может вызвать  и уже вызывает принятый закон  «О пенсионном обеспечении», который  увеличил возраст для выхода на пенсию гражданам Казахстана (женщинам –  до 60 лет и мужчинам – до 65 лет). Фактически этим актом предполагается за счет России, а также за счет людей  предпенсионного возраста, не желающих проживать в Казахстане до 65 лет, чтобы получить потом скудную пенсию, и сейчас уже в 55 – 57 лет покидающих это государство, сократить расходы на содержание ветеранов, которые вложили свой труд в экономику этого государства. По некоторым расчетам демографов, в случае продолжения подобной политики, удельный вес казахов с 44,3% в 1995 г. достигнет 60% в 2005 г., а в 2015 г. – 80%.

Исследования показывают, что во всей работе по приему, обустройству и социальной адаптации вынужденных  переселенцев и беженцев из стран  ближнего зарубежья на территории Российской Федерации преобладает формально – механический подход, ориентация на «усредненного переселенца». К сожалению, совершенно не учитываются и даже не берутся в расчет наработки ученых – антропологов о существовании «культурной дистанции» даже среди жителей разных регионов одной страны и методах ее регулирования. Возможно, федеральную миграционную программу, аналогичные документы на более отдаленную перспективу следует дополнить соответствующими разделами, в которых целесообразно сформулировать блок комплексных мероприятий по учету фактора социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев.[12] Схематично можно обозначить следующий ряд уже апробированных в других странах мер и последовательность их применения.

1. Развернуть обсуждение  в СМИ, в первую очередь по  общероссийскому и региональному  телевидению, проблем переселенцев.

2. Создать общероссийский  «Фонд солидарности» для всенародной  поддержки переезда переселенцев, их обустройства и трудоустройства.  Фонд с таким названием существовал  в послевоенной ФРГ, пополнялся  каждым гражданином страны в  соответствии с его доходом.  Из него беженцам выдавались  льготные кредиты для строительства  жилья, обеспечивалось их социальное  страхование, включая помощь в  случае безработицы. Он стал  реальным фактором сплочения  нации и самоутверждения обездоленных  переселенцев.

3. Создать законодательную  базу и нормативную базу, четко  регулирующую права и обязанности  репатриантов и вынужденных переселенцев, внести необходимые дополнения  в Конституцию страны, утвердив  принцип «национальной солидарности».  Достаточно сказать, что такой  закон был принят в ФРГ в  мае 1953 года и на долгие годы  определил статус беженцев, уравняв  их в правах с остальными  немцами, ан основе их принадлежности  к одному народу, предусмотрев  по возможности компенсацию понесенного  ими ущерба. В дальнейшем были  приняты и другие законы подобной  направленности. Во Франции в связи с вынужденным возвращением французов из бывших колоний всего за 4 месяца был разработан и обсужден закон о репатриации, утвержденный генералом де Голлем 26 декабря 1961 года. В Конституции Французской республики записано, что «нация провозглашает солидарность и равенство всех французов перед лицом национальных бедствий». А в первой статье закона о репатриации провозглашено: «Французы, находящиеся под угрозой вследствие политических событий или вынужденные покинуть территорию, где они проживали и которая прежде находилась под суверенитетом, протекторатом или опекой Франции, могут рассчитывать на помощь государства на основании национальной солидарности… Эта помощь заключается в комплексе мер, направленных на включение французов-репатриантов в экономическую и социальную жизнь нации».

4. Разработать комплекс  мер, побуждающих государственные  и частные банки, финансово-инвестиционные  фонды, страховые компании, благотворительные  фонды и производственные предприятия  оказывать переселенцам на льготных  условиях материальную и финансовую  помощь на долгий срок (на возвратной  основе в течение 10-25 лет). Например, во Франции государство воздействовало  на все банки, включая частные,  с целью побудить их предоставлять  репатриантам льготные (до 25 лет)  ссуды.[13]

2.2 Социальные  последствия миграционных процессов

Яндекс.Директ

 

Приглашения в Россию. Визы.Российские деловые и туристические визы для иностранцев. ЗвонитеТуристическое приглашение·Деловое приглашение гражданам ЕС·КонтактыАдрес и телефон russerv.ru 


Поскольку миграционные процессы в России имеют довольно широкий размах, переселение в  столь значительных масштабах в  сочетании с нерешенностью проблем жизнеобеспечения россиян достаточно негативно сказывается на социально-экономической и политической ситуации в стране.

Как внутренние, так  и внешние миграционные потоки направлены преимущественно в южные и  центральные регионы европейской  части России. Это приводит к стихийному и неконтролируемому росту населения  и ухудшению криминогенной обстановки в данных регионах.[14]

Анализ миграционных процессов в России за последнее  десятилетие показывает, что проблемы с внешней незаконной миграцией  продолжают оставаться острыми, а отдельные  из них представляют и угрозу национальной безопасности государства. Уровень  ее остается высоким, а численность  мигрантов постоянно растет. По экспертным оценкам, в стране в настоящее  время находится до 1,5 млн иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов).

Преступные группировки  из нелегальных мигрантов создают  в крупных городах России неконтролируемый рынок товаров и услуг, уклоняются от оплаты налогов, ведут незаконную коммерческую деятельность, занимаются торговлей оружием и наркотиками.

За последние 10 лет  число мигрантов, совершивших преступления на территории России, возросло на 40%. Если в 1999 году удельный вес мигрантов  в общем числе лиц, совершивших  преступления, составлял 6,7 %, то в 2001 – 2002 годах – уже 7,5%. При этом продолжается рост преступлений в экономике (на 15%).[15]

В большинстве регионов России отмечен рост преступлений, которые требовали контактов  за рубежом и межгосударственного  сотрудничества. Это наркобизнес, незаконный оборот оружия, преступления во внешнеэкономической  деятельности и кредитно – финансовой сфере. Динамика преступности нелегальных  мигрантов за период 2001 – 2002 годов  отражена в таблице.

Информация о работе Государственное управление миграционными процессами в РФ