Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:30, курсовая работа
Цель работы состоит в том, что бы на основе общетеоретических положений юридической науки и анализа существующей практики обосновать основные положения, определяющие конституционно-правовую природу, основные элементы, юридические свойства местных представительных органов - маслихатов, как части местного государственного управления, а также определить актуальные проблемы в области совершенствования деятельности маслихатов и наметить возможные направления по разрешению возникающих проблем.
Введение
1 Понятие и сущность форм государственного управления
1.1 Организационные и правовые формы управления
1.2 Механизмы государственного управления
2. Анализ государственного управления в РК
2.1 Местное хозяйство регионов и его состав
2.2 Экономическая самостоятельность региона, сущность и особенности
2.3 Муниципальная коммунальная собственность
2.4 Государственное регулирование социально-экономическим развитием регионов
2.5 Механизмы и методы государственного регулирования экономики регионов
3 Акты государственного управления
Заключение
Список использованной литературы
Значит исполнительная власть
- это вторичная подзаконная
Исполнительная власть реализуется государством через правительство и его органы на местах, которые определяются как органы управления. Правительство осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Правительственная власть может осуществлять прерогативу одного лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. В первом случае правительство выступает как группа ближайших советников главы государства - президента, а полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. Во втором случае правительство формируется на основе социальной процедуры с участием парламента. Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать собственными полномочиями.
Правительство призвано обеспечить охрану существующего публичного порядка, защиту внешних интересов государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления. Правительство назначает на высшие военные и гражданские должности, в его ведении находится административный аппарат.
Наиболее значимые решения,
порождающие юридические
За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность правительство несет, как правило. Солидарную политическую ответственность.
Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемыхцентром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления. Обычно руководство местными делами поручается назначаемому представителю центральной власти - губернатору, префекту, акиму. Он возглавляет аппарат местного управления, который составляет часть аппарата государственного управления. В случае, когда управление реализуется выборными органами, они имеют определенную самостоятельность по отношению к центральным органам исполнительной власти.
Система местного самоуправления, или муниципальная система, включает как выборные органы самоуправления, так и административные службы, находящиеся в их ведении. Эти службы образую коммунальную, или муниципальную администрацию, содержание которой обеспечивается за счет местного бюджета.
Исполнительная власть в Казахстане представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной её ветвями. Она внешне представлена системой органов государственного управления, к которым относятся: правительство РК, министерства, государственные комитеты и ведомства республики, местные исполнительные органы, администрация государственных учреждений и предприятий.
Органы исполнительной власти разрабатывают основные направления социально- экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организуют их осуществление; организуют управление государственной собственностью; вырабатывают меры по проведению внешней политики и выполняют иные функции, возложенные законодательством республики.
Органы исполнительной власти осуществляют деятельность, которая по своему содержанию является исполнительной и распорядительной. В соответствии с законодательством они обладают государственно-властными полномочиями, в том числе по изданию нормативных актов и их реализации. В целом эти органы наделены широкими полномочиями самостоятельного правотворчества, правоприменения и правоохраны. Подзаконность деятельности органов исполнительной власти - важнейший момент в их правовом положении Центральные органы исполнительной власти являются органами специальной компетенции и наряду с правительством включаются в структуру органов исполнительной власти. К ним мы относим отраслевые и межотраслевые (функциональные) органы. Их структура по предложению премьер-министра определяется Президентом РК.
В настоящее время в Казахстане организационно-правовыми формами центральных органов исполнительной власти являются:
1. министерство РК;
2. государственный комитет РК;
3. комитет, главное управление, комиссия, агентство республики и иной республиканский орган государственного управления, не входящий в состав правительства;
4. комитет, департамент, агентство, а также иной орган государственного управления при министерстве, государственном комитете республики. Они обобщенно называются ведомством.
Такие центральные государственные органы как Комитет государственной безопасности РК не входят в систему центральных исполнительных органов республики. Они непосредственно подчинены и подотчетны Президенту Республики Казахстан.
Все центральные органы исполнительной власти за исключением указанных выше, находятся в ведении правительства. Оно руководит деятельность министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов.
Местные исполнительные органы - местная администрация, как органы государственного управления на местах осуществляют руководство во всех сферах жизни общества.
В соответствии с Законом “О местных представительных и исполнительных органах в Республике Казахстан” от 10 декабря 1993 года с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента РК, имеющим силу Закона, от 2 мая 1995 года, систему органов исполнительной власти на местах составляют: акимы, управления, отделы, комиссии и другие подразделения и службы. Как уже говорилось, местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан.
Местный исполнительный орган
возглавляет аким соответствующей
административно-
Акимы областей, городов
республиканского значения назначаются
на должность Президентом Республики
Казахстан по представлению Премьер-министра.
Акимы иных административно-
В своей деятельности акимы подконтрольны и подотчетны вышестоящим акимам и Президенту.
Таким образом, в государственном управлении проявляется положительная, организующая и творческая деятельность органов исполнительной власти по руководству экономикой, финансами, культурой, наукой, образованием, здравоохранением, охраной общественного порядка.
Государственное управление организует и сплачивает людей, осуществляя общее и отраслевое управление, воплощенное соответственно в деятельности органов исполнительной власти общей компетенции (Правительства РК, акиматов и т.д.) и деятельности органов отраслевого управления (министерств, ведомств и т.д.).
1.2 Механизмы государственного управления
В последние годы в Казахстане резко упал интерес к управлению в его широком значении, касается ли это государственного управления в целом или отраслей и сфер, управления производством, аппарата управления. Особенно критически воспринимается идея государственного управления как противостоящая якобы новой роли государства в условиях формирования рыночной экономики. Но происходит изменение функций управления и методов государственного регулирования и оно является, безусловно, полезным. Ни одно государство не отказывается о рычагов управления и регулирования, дело в их умелом использовании.
Для государственного управления и регулирования характерны в современных условиях следующие методы:
а) общенормативное регулирование
в отличие от индивидуально-
б) применение способов официального признания хозяйствующих и иных субъектов;
в) введение лицензирования субъектов и их деятельности;
г) определение порядка
осуществления видов
д) налогообложение;
е) введение стандартизации продукции, работ и услуг;
ж) поддержка и стимулирование предпринимательства;
з) осуществление надзорных функций.
В административном, финансовом законодательстве закрепляют правовые режимы осуществления этих и подобных им функций.
В качестве иллюстрации основных методов государственного управления и применения их на практике можно привести Положение о Министерстве сельского хозяйства РК, утвержденное 10 мая 1995 года. В котором, указано, что Минсельхоз является центральным органом государственного управления сельским хозяйством РК и подчиняется непосредственно Правительству. В целях проведения единой государственной аграрной политики, направленной на обеспечение населения продуктами питания, а промышленности - сырьем, увеличение экспортных возможностей аграрного сектора в условиях развивающихся рыночных отношений Министерство:
Управление сегодня связано с работой профессионального персонала. Поэтому столь важно регулирование государственной службы и борьба с бюрократизмом и коррупцией.
Управление есть целенаправленное воздействие, рассчитанное на получение результатов. Такая ориентация крайне необходима. Управлению присущь и такой элемент, как контроль. Его назначение – быть гарантией целостности и мощи государства. Сегодня наша страна переживает момент когда вырабатывается новый курс развития, но усилия и действия по его реализации далеко неэффективны. Нарастающий сепаратизм и местничество, с одной стороны, дурные традиции “командовать сверху” - с другой, усугубляют эти тенденции. А как результат - ослабевание государственности.
Среди мощных средств в преодолении этих кризисных явлений и укреплении государства, находится контроль. Однако, сразу же подчеркнем, что государственный контроль не является атрибутом какого-либо одного политического режима. Он всегда присущ любому государству, стремящемуся обеспечить реализацию политики, законов и иных актов, охрану государственных интересов.
В нашей стране контроль рассматривается как одна из функций государства. Он призван:
во-первых, выступать как постоянно осуществляемая государственная
деятельность не одного а всей системы органов государства;
во-вторых, можно сформировать вполне стройную, динамичную, неутяжеленную систему государственного контроля, охватывающую все его виды;
в-третьих, необходимо придать контролю демократический гласный характер, сделать участие в нем доступным для общественности;
в-четвертых, государственный контроль должен быть не самодовлеющим институтом, а средством эффективного решения государственных, экономических, социальных и иных задач;
в-пятых, добиться высокого уровня качества контроля можно с помощью правового контроля, основанного на законодательстве, исключающего произвольные действия, жесткость и ничем не ограниченное усмотрение.
Таким образом, государственный контроль станет эффективным, если в его системе будут трудиться высококвалифицированные специалисты и он будет обладать мощной правовой основой.
Кроме того, вышеупомянутые формы и методы государственного управления будут более совершенными, если будут основаны на глубоком и систематическом изучении ситуации. В этой связи, следует указать, что сегодняшнее государственное управление нуждается не только в совершенных методах контроля, но и в улучшении деятельности по использованию полной и достоверной статистической и тематической информации.
2Анализ местного управления в РК
2.1 Местное хозяйство регионов и его состав
На основе взаимодействия различных форм собственности формируется местное хозяйство, составляющее экономическую основу местного (муниципального) самоуправления. Экономическую основу местного самоуправления Республики Казахстан составляют:
Материально-финансовые ресурсы, которые являются экономической основой местного самоуправления, определяют по сути эффективность местного самоуправления. Экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, которые закрепляют и регулируют общественные отношения, и которые, в свою очередь, связаны с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и других местных финансов в интересах населения муниципального образования.