Государственное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, что бы на основе общетеоретических положений юридической науки и анализа существующей практики обосновать основные положения, определяющие конституционно-правовую природу, основные элементы, юридические свойства местных представительных органов - маслихатов, как части местного государственного управления, а также определить актуальные проблемы в области совершенствования деятельности маслихатов и наметить возможные направления по разрешению возникающих проблем.

Содержание работы

Введение
1 Понятие и сущность форм государственного управления
1.1 Организационные и правовые формы управления
1.2 Механизмы государственного управления
2. Анализ государственного управления в РК
2.1 Местное хозяйство регионов и его состав
2.2 Экономическая самостоятельность региона, сущность и особенности
2.3 Муниципальная коммунальная собственность
2.4 Государственное регулирование социально-экономическим развитием регионов
2.5 Механизмы и методы государственного регулирования экономики регионов

3 Акты государственного управления
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КР для агентства 1.docx

— 72.64 Кб (Скачать файл)

- в-третьих, отсутствие  гарантии на труд тем и кто  хочет и может работать; 

- в-четвертых, не гарантированность  права граждан на стандартное  благосостояние; 

- в-пятых, неспособность  на стабильной основе содействовать  развитию фундаментальных исследований  в науке: 

- в-шестых, нестабильность  развития, подверженность инфляционным  процессам. Указанные проблемы  призвано решать государство  посредством использования различных  форм вмешательства в социально-экономические  процессы, происходящие в обществе.

Наличие государственного регулирования  экономики - обязательный атрибут всех рыночных систем, хотя масштабы, формы организации и рычаги могут быть различными.

Государственное регулирование - одна из подсистем действующего в  рыночной экономике механизма регулирования, куда, кроме того, входят рыночно-конкретная подсистема (механизм саморегулирования  рынка, подсистема монополистического регулирования (антимонопольное регулирование) и подсистема наднационального регулирования.

Исторический опыт показывает, что в кризисные периоды развития экономики необходимость государственного регулирования значительно усиливаются. В условиях неразвитости рыночной системы  объектом регулирования является и  сам процесс становления и  формирования рыночных отношений.

Под государственным регулированием социально-экономического развития региона  понимается специфическое планомерное  воздействие государства (через  систему республиканских и региональных экономических органов) на процесс пространственного размещения и развития производительных сил, на социально-экономическое развитие территориальных (муниципальных) образований, которое находит свое выражение в различных видах программ, прогнозов, планов и реализуется посредством как прямого, так и косвенного регулирования.

Объектом государственного регулирования регионального развития является хозяйство республики как определенная территориально-структуризированная система экономики ее отдельных регионов (муниципальных образований). Предметом регулирующего воздействия со стороны государства являются процессы пространственного размещения и развития производительных сил в пределах территории республики, региональные аспекты формирования рыночных отношений, а также экономические, социальные и иные аспекты развития ее отдельных регионов.

Субъектом государственного регулирования регионального развития выступают республиканские и  территориальные экономические  органы.

Основными формами государственного регулирования экономики являются нормы права, бюджетно-налоговые рычаги, кредитно-денежные инструменты и стратегическое планирование.

Административно-правовое регулирование  имеет своей целью организацию с помощью норм права различных видов деятельности людей, их социальных общностей; определение компетенции, объема полномочий и обязанностей государственных и региональных органов управления, коммерческих организаций. Механизм правового регулирования составляют различные нормативные акты, законы, указы, подзаконные акты - источники права.

Важным структурным элементом  системы государственного регулирования  рыночной экономики являются бюджетно-налоговые  рычаги. Основные элементы этой подсистемы - налоговая политика, государственный (республиканский) бюджет, амортизационная  политика.

Налоговая политика используется для стимулирования экономического роста, научно-технического прогресса, осуществления структурных преобразований, повышения экспортной конкурентоспособности  отечественных товаров.

Существует две группы методов, с помощью которых решаются эти проблемы: 

а) изменения в системе  налогов и уровне налоговых ставок и б) предоставление прямых и косвенных  льгот предпринимателям и физическим лицам с целью воздействия  на размеры их инвестиционной деятельности.

С помощью государственного бюджета может осуществляться:

а) финансирование государственных  инвестиций, направляемых на финансирование приоритетных научных исследований, программ подготовки высококвалифицированной рабочей силы, формирование и реализацию программ, модернизация инфраструктуры, программ в области обеспечения обороноспособности страны и конверсии;

б) финансовое поощрение  модернизации основного капитала и  роста его производительности, финансирование мероприятий по охране природы и  рациональному природопользованию, финансирование отраслей социальной инфраструктуры и обеспечение функционирования системы социального обеспечения;

в) закупка государством ресурсов, необходимых для пополнения государственных материальных резервов, других общегосударственных нужд.

Амортизационная политика используется для обеспечения ускорения основного  капитала, а также научно-технического прогресса.

Кредитно-денежные инструменты  являются средствами воздействия государства  на воспроизводственный процесс. Используя  их, государство через Национальный банк воздействует на масштабы и характер деятельности частных институтов, так как в развитой рыночной системе именно они являются базой всей денежно-кредитной системы страны. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях: учетная политика; политика минимальных резервов; управление денежной эмиссией; операции на открытом рынке, добровольные соглашения.

 

2.5 Механизмы и методы государственного регулирования экономики регионов

Для решения вышеназванных  проблем и реализации государственного регулирования экономики государство  использует различные механизмы  и методы воздействия на социально-экономические процессы.

Важнейшими механизмами  государственного регулирования экономики  региона являются:

- комплексный прогноз  социально экономического развития  регионов и размещения производительных  сил Республики Казахстан на  долгосрочную перспективу, обеспечивающий взаимосвязь и согласование общегосударственных и региональных интересов, укрепление и рациональное использование имеющихся в регионах производственно-экономического, интеллектуального и экспортного потенциалов;

- система стратегических  планов на общегосударственном,  региональном и отраслевом уровнях, нацеленных на реализацию выделенных в комплексном прогнозе этапов и приоритетов социально-экономического развития страны;

- разработка и осуществление  общегосударственных программ по  решению крупномасштабных межрегиональных проблем;

- реализация целевых программ  по решению наиболее острых  проблем развития конкретных  регионов, в том числе специальных  программ государственной поддержки  экологически бедствующих районов,  депрессивных малых и средних городов, развития отдаленных сельских районов;

- создание специальных  экономических зон с соответствующим  законодательным, институциональным  и методологическим обеспечением  в целях ускорения развития  соответствующего региона, более  полного использования его потенциала, привлечения иностранных инвестиций, современных технологий, зарубежного  научно-технического управленческого опыта, экономической интеграции с ближним и дальним зарубежьем;

- финансово-кредитные и  налоговые рычаги.

Как уже отмечалось, методы государственного регулирования экономики  регионов делятся на две группы: прямые (административные) и косвенные (экономические).

Прямые методы регулирования  экономики адресны и направлены на вмешательство в экономическую  деятельность определенного объекта  регулирования. К ним относятся: установление государственного заказа на производство определенного объема конкретного товара (услуги), выделение  централизованных капитальных вложений, дотации, субсидирование (субвенсирование), установление верхних и нижних пределов цен, тарифов и др.

Косвенные методы конкретно  не адресованы, но обязательны для  всех хозяйствующих субъектов рынка. К ним можно отнести такие  методы, как налоговое регулирование, финансово-кредитная, денежная, амортизационная  политика и др.

Для регулирования региональной экономики государство использует систему методов. Она должна быть гибкой, дифференцированной и комплексной, учитывающей особенности регионов, характер решаемых ими стратегических и тактических задач.

Для регионов, обладающих стратегически  важными видами минеральных ресурсов, специализирующихся на переработке  продукции базовых отраслей промышленности, а также для регионов с высоким  научно-производственным потенциалом, где получили развитие предприятия  военно-промышленного комплекса, методы государственного регулирования должны быть ориентированы, в первую очередь, на содействие и создание условий  структурной перестройки экономики  региона, в том числе техническое  перевооружение предприятий, с целью  увеличения выпуска экспортоориентированной  продукции и товаров народного  потребления в конвертируемых отраслях. Для этих регионов существенное значение имеют вопросы государственного регулирования в сфере внешней  торговли и привлечения иностранных  инвестиций, определение условий  приватизаций крупных предприятий, государственного содействия в привлечении  отечественных и иностранных  инвестиций. Фактором, стимулирующим  структурную перестройку в этих регионах, может быть создание амортизационных  льгот по приоритетным отраслям, дифференцированный, инвестиционный и налоговый кредит. Существенную роль может сыграть  привлечение в эти районы с  помощью системы налоговых льгот  иностранных инвестиций, прежде всего, в те отрасли, которые могут в  короткие сроки выйти на мировой  уровень и активно участвовать  в техническом перевооружении всего  хозяйства, в т.ч. общерегиональную инфраструктуру.

Для группы регионов, формирующих  продовольственный фонд страны, экономические  рычаги и стимулы должны способствовать развитию малого и среднего бизнеса, повышению занятости населения, расширению видов и способов переработки  сельскохозяйственной продукции, организации  центров технического обслуживания, оптово-производственных рынков, торговых домов и бирж, маркетинговых служб, лизинговых компаний, формированию новых  эффективных форм агропромышленной интеграции предприятий и организаций  различных форм собственности.

Методы государственного регулирования для экологически бедствующих и отсталых регионов, а также депрессивных и малых  и средних городов, отдаленных районов  должны быть направлены, в первую очередь, на оказание им необходимой помощи для активизации экономики и  социальной поддержки населения, реализации определенных проектов и целевых  комплексных программ по улучшению  экологии и социально-экономическому развитию.

 

 

 

 

 

3 Акты государственного управления

Государственная, в том  числе и исполнительная власть не может реализовываться сама по себе, она всегда должна воплотиться в конкретных действиях, которые представляют собой различные формы государственного управления. Содержание исполнительной власти, которым являются ее права и обязанности по государственному управлению, не может не получить внешнее выражение в действиях органов исполнительной власти, должностных лиц. Однако эти действия могут быть различными по характеру. С правовой точки зрения интерес представляют только такие действия, которые влекут определенные последствия.

Эти действия воплощаются  в государственно-управленческих формах:  правовых актах управления и административно-правовых договорах.

Под правовым актом управления теория права понимает - основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти по вопросам компетенции данного органа, направленное на установление правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений в целях реализации задач и функций государственного управления.

Правовой акт управления обладает определенными признаками. Так, во-первых, он является подзаконным актом. Во-вторых, он опирается на властные полномочия органов государственного управления, а потому предстает  в виде одностороннего юридически властного волеизъявления, а точнее – носит императивный  и общеобязательный характер, определяет правила должного поведения людей. В-третьих, он издается только полномочным органом государственного управления и от имени государства, а потому носит официальный характер. В-четвертых, правовой акт управления оформляется установленным способом. Так по форме оформления они могут быть письменные, устные или могут быть выражены в форме конклюдентных действий (например, жест инспектора ГАИ).

Современная теория административного  права наделила административные органы управления широким спектром правовых актов. Основанием для классификации являются юридические свойства актов, в соответствии с которыми все правовые акты можно разделить на нормативные, индивидуальные и смешанные.

Нормативные акты управления устанавливают правила поведения, рассчитанные на длительное применение, регулируют однотипные отношения и имеют общий характер. Нормативные акты могут издавать органы исполнительной власти различного уровня, применительно к конкретному органу это чаще всего регулируется Положением об этом органе.

Индивидуальные акты применения могут издавать органы исполнительной власти различного уровня. Они являются юридическими фактами направленными на возникновение, изменение и прекращение административных правоотношений, носят правоприменительный характер, издаются в отношении определенных, указанных в акте лиц и решают конкретные административные дела (например приказ о назначении на должность, постановление о наложении административного взыскания и т.д.).

Информация о работе Государственное управление