Государственные пенсионные фонды как мощные финансовые посредники денежного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы: Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве:
– где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом определяется его важное социальное значение.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….....……….3
РАЗДЕЛ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ФОНДА УКРАИНЫ………..7
1.1. Сущность пенсионного фонда Украины…………………………………7
1.2. Структура пенсионной системы Украины………..…………………...…11
1.3. Международные стандарты построения пенсионной системы……..….15
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА УКРАИНЫ………………………………........19
2.1. Анализ деятельности негосударственного пенсионного фонда………..19
2.2. Анализ реального состояния выполнения общего фонда государственного бюджета и наполнение пенсионного фонда……………...23
РАЗДЕЛ 3. НАПРАВЛЕНИЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПФУ……………………………………………….………30
3.1. Проблемы развития пенсионной системы Украины…………….………30
3.2. Регулирование деятельности ПФУ…….…………………………………32
3.3. Пенсионная реформа………………………………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….……………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................41

Файлы: 1 файл

Пенсионный фонд.doc

— 640.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Курсовая работа

на тему: “Государственные пенсионные фонды как мощные финансовые посредники денежного рынка”

 

 

 

 

 

 

 

Киев 2010

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….....……….3

РАЗДЕЛ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ФОНДА УКРАИНЫ………..7

 1.1. Сущность пенсионного фонда Украины…………………………………7

 1.2. Структура пенсионной системы Украины………..…………………...…11

 1.3. Международные стандарты построения пенсионной системы……..….15

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА УКРАИНЫ………………………………........19

 2.1. Анализ деятельности негосударственного пенсионного фонда………..19

 2.2. Анализ реального состояния выполнения общего фонда государственного бюджета и наполнение пенсионного фонда……………...23

РАЗДЕЛ 3. НАПРАВЛЕНИЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПФУ……………………………………………….………30

 3.1. Проблемы развития пенсионной системы Украины…………….………30

 3.2. Регулирование деятельности ПФУ…….…………………………………32

 3.3. Пенсионная реформа………………………………………………………35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….……………………………………………………..39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Далеко не секрет, что все люди пекутся о  своей старости и пытаются каким-то образом себя обеспечить, чтобы не остаться без средств к существованию в нетрудоспособном возрасте. На протяжении многих лет единственным гарантированным источником дохода после ухода на заслуженный отдых по достижении пенсионного возраста, либо вследствие потери трудоспособности были государственные пенсионные выплаты. Таким образом, все средства аккумулировались на государственных счетах и затем перераспределялись. В настоящий момент на финансовом рынке появляются новые участники – пенсионные фонды, которые далеко не обязательно являются государственными учреждениями. Их цель – накопление капитала посредством пенсионных отчислений тех людей, которые заинтересованы в своем благосостоянии после активной занятости. Сейчас, во время попытки восстановления экономики, пенсия не может обеспечить хотя бы минимальные потребности человека, к тому же существует проблема невыплаты пенсий. Действующая в данный момент  пенсионная система не создает стимула для больших заработков, так как это не находит ни какого отражения при исчислении будущей пенсии. Все это свидетельствует о глубоком кризисе сложившейся системы государственного пенсионного обеспечения и необходимости ее коренного реформирования.

Актуальность  темы: Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так  как главной целью его является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве:

– где бы человек  ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует  себе определенный прожиточный уровень  в будущем.

Пенсионный  фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом определяется его важное социальное значение.

Для рядового гражданина страны процедура макроэкономического  планирования и формирования сбалансированного бюджета кажется весьма далекой от его повседневных нужд и забот. А между тем вся текущая жизнь любого серьезного финансового учреждения, а тем более столь сложного и социально значимого, как Пенсионный фонд, непосредственно зависит от того, насколько экономически обосновано и правильно были определены соответствующие бюджетный параметры. Пенсионный фонд должен обеспечивать сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий, полнее используя в этих целях данные ему права.

Цель работы: изучить структуру и принцип  функционирования Пенсионного фонда  Украины.

Задачи работы:

1. Рассмотреть  деятельность Пенсионного Фонда Украины.

2. Проанализировать деятельность негосударственного пенсионного фонда Украины

3. Проанализовать состояние фонда государственного бюджета.

4. Выявить пути реформирования пенсионной системы в Украине.

Объектами исследования являются: Государственный и негосударственный пенсионный фонд Украины.  Целью исследования является рассмотрение деятельности  Пенсионного фонда Украины. Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- проследить развитие государственного пенсионного  обеспечения в Украине;

- рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат.

События и  процессы, происшедшие в Украине  за последнее десятилетие, характеризуются  многими изменениями в экономической, социальной и общественной жизни. Наряду со многими другими социальными  вопросами, которые приходится решать Украине, важной составной частью является пенсионная реформа, начавшаяся в 2004 г. Данная реформа должна стать основой социальной защиты пенсионеров, доля которых в настоящее время составляет 28,4% населения.

 

РАЗДЕЛ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ФОНДА УКРАИНЫ

    1. Сущность пенсионного фонда Украины

 

Существует  множество точек зрения на определения  термина "Пенсионный фонд".

Пенсионный  фонд представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения  денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат.

Пенсионные  фонды — это специализированные финансовые посредники, которые на договорной основе аккумулируют средства юридических и  физических лиц в целевые фонды, из которых осуществляются пенсионные выплаты  гражданам после достижения определенного возраста. По механизмам функционирования они напоминают  компании страхования жизнь. Взносы в фонд осуществляются систематически на протяжении продолжительного времени, в результате чего накапливаются большие суммы денежного капитала. Поскольку сроки выхода  на пенсию известны, фонд легко может спрогнозировать размеры пенсионных выплат во времени и соответственно разместить свободные средства в доходные долгосрочные активы (корпоративные облигации, акции, государственные  ценные бумаги, долгосрочные кредиты). Надежное и доходное размещение средств  фонда является залогом его  успешного  функционирования.  За  счет  дополнительных доходов пенсионные фонды не только покрывают свои операционные затраты, а  и выплачивают пенсии свыше суммы пенсионных взносов.

Пенсионный  фонд Украины является центральным  органом исполнительной власти, которая  осуществляет руководство и управление солидарной системой общеобязательного  государственного пенсионного страхования.

 Основные  задания Пенсионного фонда Украины:

- участие  в формировании и реализации  государственной политики в сфере  пенсионного обеспечения и социального  страхования; 

- обеспечение  сбора и аккумулирование взносов  на общеобязательное государственное  пенсионное страхование, ведение их учета;

- назначение (пересчет) пенсий;

- обеспечения  своевременного и в полном  объеме финансирования и выплаты  пенсий, других выплат, которые согласно  законодательству осуществляются  за счет средств Пенсионного  фонда Украины.

Пенсионные  фонды бывают государственные и негосударственные:

Государственные фонды, как правило, создаются по инициативе центральных и местных органов власти. Вклады в них осуществляются путем начислений на заработную плату всех или определенных категорий работников, или же отчислений из соответствующих бюджетов. Размещение средств этих фондов осуществляется преимущественно в государственные ценные бумаги.

Негосударственные пенсионные фонды создаются, как правило, по инициативе определенных фирм, страховых компаний и т.п. для выплат пенсий и помощи своим работникам. Средства их формируются за счет отчислений из заработной платы работников, отчислений из прибыли при её распределении, из доходов от размещения средств в активы. Негосударственные фонды могут существовать как самостоятельные структуры, а могут управляться корпорациями, которые их создали, или по их поручению коммерческими банками, трастовыми или страховыми компаниями. Преобладающая часть средств этих фондов размещается в ценные бумаги тех фирм, которые их создали.

Согласно  Закону Украины «О негосударственном  пенсионном обеспечении» от 09.07.2003 г. № 1057-IV [1] негосударственный пенсионный фонд – это юридическое лицо, которое имеет статус неприбыльной организации, которая функционирует и осуществляет деятельность исключительно с целью накопления пенсионных взносов в пользу участников НПФ с последующим управлением пенсионными активами, а также осуществляет пенсионные выплаты своим участникам.

Главное преимущество негосударственного пенсионного фонда  в том, что он предлагает схемы дополнительного пенсионного обеспечения, которые позволяют влиять на величину будущей пенсии. Для работодателей негосударственные пенсионные фонды – это возможность существенно оптимизировать свои финансовые ресурсы и налоговые выплаты, одновременно решая вопрос стимулирования персонала. Для работников – это возможность получить дополнительные пенсионные выплаты.

Вклады, уплаченные в негосударственные пенсионные фонды в пользу работников или  самими работниками, аккумулируются и  инвестируются в доходные активы. При такой системе по достижении пенсионного возраста участники НПФ будут получать пенсию значительно больше, чем может дать государство.

Типы негосударственных  пенсионных фондов показаны в таблице 1.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица  1.1 

Типы негосударственных пенсионных фондов

Тип пенсионного  фонда 

Характеристика

Открытые  пенсионные фонды

будут основываться юридическими лицами, участниками этих фондов будут граждане, которые осуществляют туда добровольные пенсионные взносы. Такие фонды могут созданы и на муниципальном уровне, что расширяет возможности регионов в решении социальных вопросов.

Корпоративны  пенсионные фонды

будут основываться работодателями и участниками таких  фондов будут граждане, связанные  трудовыми отношениями с такими работодателями. При создании корпоративных пенсионных фондов работодатели берут на себя безусловное обязательство уплачивать налоговые пенсионные взносы в пользу своих работников.

Профессиональные  пенсионные фонды

создаются объединениями  граждан или юридических лиц по профессиональной принадлежности. Участниками таких фондов будут граждане, объединенные родом профессиональной деятельности.  


 

Важным является то, что система негосударственных  пенсионных фондов позволяет также  осуществлять взносы работодателей по формированию пенсионных сбережений их работников. Предполагается, что для работодателей, которые используют вредные условия производства, обеспечение пенсионных отчислений в пользу таких работников станет обязательным (такие отчисления будут осуществляться в профессиональные или корпоративные пенсионные фонды). Взносы в негосударственные пенсионные фонды, как со стороны работников, так и со стороны работодателей, а также полученный на них инвестиционный доход будут пользоваться налоговыми льготами. Размер пенсии в такой системе зависит от размера страховых взносов и периода, в течение которого эти взносы накапливались, и размера полученного инвестиционного дохода.  

1.2. Структура пенсионной  системы в Украине

 

Структура пенсионной системы отражена в Законе Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 9 июля 2003 года № 1058-IV [2]  и Законе Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» от 9 июля 2003 года № 1057-IV [1]. Пенсионная система является трехуровневой:

Первый уровень — солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования, базирующаяся на принципах солидарности и субсидирования и осуществления выплаты пенсий и предоставления социальных услуг за счет средств Пенсионного фонда на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством.

Второй уровень — накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования, базирующаяся на принципах накопления средств застрахованных лиц в Накопительном фонде и осуществления финансирования расходов на оплату договоров страхования пожизненных пенсий и единовременных выплат на условиях и в порядке, предусмотренных законом.

Третий уровень — система негосударственного пенсионного обеспечения, базирующаяся на принципах добровольного участия граждан, работодателей и их  объединений в формировании пенсионных накоплений в целях получения гражданами пенсионных выплат на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством о негосударственном пенсионном обеспечении.

Первый и  второй уровни системы пенсионного обеспечения в Украине составляют систему общеобязательного государственного пенсионного страхования. Второй и третий уровни системы пенсионного обеспечения в Украине составляют систему накопительного пенсионного обеспечения.

В таблице 1.2 отражены субъекты системы пенсионного страхования в Украине. Виды пенсионных выплат отражены в таблице 1.3.

Информация о работе Государственные пенсионные фонды как мощные финансовые посредники денежного рынка