Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 22:40, курсовая работа
Актуальность темы: Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве:
– где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом определяется его важное социальное значение.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….....……….3
РАЗДЕЛ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ФОНДА УКРАИНЫ………..7
1.1. Сущность пенсионного фонда Украины…………………………………7
1.2. Структура пенсионной системы Украины………..…………………...…11
1.3. Международные стандарты построения пенсионной системы……..….15
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА УКРАИНЫ………………………………........19
2.1. Анализ деятельности негосударственного пенсионного фонда………..19
2.2. Анализ реального состояния выполнения общего фонда государственного бюджета и наполнение пенсионного фонда……………...23
РАЗДЕЛ 3. НАПРАВЛЕНИЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПФУ……………………………………………….………30
3.1. Проблемы развития пенсионной системы Украины…………….………30
3.2. Регулирование деятельности ПФУ…….…………………………………32
3.3. Пенсионная реформа………………………………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….……………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................41
Таблица 1.2
Субъекты системы пенсионного страхования в Украине
Субъекты |
Характеристика |
Субъектами солидарной системы | |
застрахованные лица, а в отдельных случаях, определенных законодательством, – члены их семей и прочие лица |
физическое лицо, которое подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию и уплачивает (уплачивало) и/или за которого уплачиваются или уплачивались в установленном законом порядке страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование |
страхователи |
работодатели и другие лица, которые уплачивают страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование |
Пенсионный фонд |
|
уполномоченный банк |
банк, который осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности и производит расчетно-кассовые операции со средствами Пенсионного фонда |
предприятия, учреждения, организации, осуществляющие выплату и доставку пенсий |
|
Субъекты системы накопительного пенсионного обеспечения | |
лица, от имени и в пользу которых осуществляется накопление и инвестирование средств |
|
предприятия, учреждения, организации и физические лица, осуществляющие перечисление взносов в систему накопительного пенсионного обеспечения |
|
Накопительный фонд |
целевой внебюджетный
фонд, который аккумулирует страховые
взносы застрахованных лиц, учитываемые
на накопительных пенсионных счетах
и инвестируемые в целях |
Продолжение таблицы 1.2
негосударственные пенсионные фонды |
негосударственный пенсионный фонд, созданный и действующий в соответствии с законодательством о негосударственном пенсионном обеспечении |
юридические лица, осуществляющие административное управление Накопительным фондом и негосударственными пенсионными фондами и управление их пенсионными активами |
|
хранитель |
банк, осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности и соответствующий требованиям законодательства в части хранения и обслуживания средств Накопительного фонда |
страховые организации |
юридические
лица, исключительным видом деятельности
которого является страхование жизни,
имеет соответствующую |
Таблица 1.3
Виды пенсионных выплат
За счет средств Пенсионного фонда в солидарной системе назначаются следующие пенсионные выплаты |
За счет средств Накопительного фонда, учитываемых в накопительных пенсионных счетах, осуществляются следующие пенсионные выплаты |
пенсия по возрасту |
пожизненная пенсия с установленным периодом |
пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания, в том числе увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства |
пожизненная обусловленная пенсия |
пенсия в связи с потерей кормильца |
пожизненная пенсия супругов |
единовременная выплата |
Законом «О негосударственном пенсионном обеспечении» Закон Украины от 09.07.2003 № 1057-IV [1] установлены детально процедура учреждения негосударственных пенсионных фондов, система управления этими фондами и их активами. Схема функционирования негосударственного пенсионного фонда отражена на рисунке 1.1
Схема функционирования предполагает следующий порядок:
1.3. Международные стандарты построения пенсионной системы
Реформирование
системы пенсионного
Существует
много классификаций пенсионных
систем, однако способ финансирования
пенсионных выплат является одним из
важнейших критериев такой
В мировой практике применяется солидарная (или перераспределительная) и накопительная схемы финансирования. Характерным признаком солидарной системы является то, что пенсионные выплаты финансируются из текущих доходов, формируемых за счет взносов работодателей и работников. Эти взносы аккумулируют и немедленно перераспределяют в виде пенсионных выплат в пользу пенсионеров. Перераспределительная система, как правило, является государственной формой пенсионного обеспечения.
Преимуществом солидарной системы является отсутствие значительных расходов на ее администрирование, определенность в механизме перераспределения средств и установлении ставки отчислений, стабильность источников доходов, формируемого за счет налоговых отчислений из фонда оплаты труда.
Максимальная граница пенсий в солидарной системе определяется путем ограничения размера фонда оплаты труда, с которого взимаются пенсионные взносы, или установлением максимальной величины пенсии. Согласно украинскому законодательству максимальная величина заработной платы, с которой платятся страховые взносы и которая учитывается для начисления пенсии, не должна превышать 7 средних заработных плат в стране, ст. 41 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» [2].
Минимальный размер пенсии определяется по тем же принципам, что и максимальная граница, или как процент к минимальной заработной плате.
В накопительной системе до момента осуществления пенсионных выплат происходит аккумулирование средств застрахованных лиц в пенсионных фондах и их дальнейшее инвестирование с целью получения дополнительной прибыли.
Пенсионные системы также классифицируются по принципу обязательности и добровольности участия в пенсионной системе работников. Обязательность участия предусматривает ответственность государства перед застрахованными лицами обеспечить осуществление пенсионных выплат в установленных размерах. Со своей стороны, государство законодательно обязывает участников системы осуществлять взносы.
Виды индексации также являются критерием, по которому классифицируются пенсионные системы. Индексация применяется с целью защиты покупательной способности сбережений. Как правило, индексация проводится тремя путями:
В мировой
практике цены индексируются согласно
росту цен, средней заработной плате,
или применяется смешанный
Пенсионные накопления могут облагаться налогами на трех этапах: во время взимания налогов, при начислении инвестиционного дохода, на этапе осуществления выплат. При этом правительствами могут быть введены налоговые льготы в тех или иных формах для того, чтобы смягчить применение фиксированных ставок налогообложения. В Канаде, Великобритании и США налоговые льготы, применяемые к налогообложению пенсионеров, составляют 3% в структуре общего налогового дохода.
Согласно
Конвенции Международной
Таблица 1.4
Виды социального обеспечения
Вид социального обеспечения |
Характеристика |
Пособие по старости |
самый распространенный вид помощи, обуславливает высокий уровень затрат на его выплату; выплата пенсий прекращается, если пенсионер продолжает работать и получать доход от своей деятельности, или может быть уменьшена |
Пособие в случае трудового увечья или профессионального заболевания |
выплачивается по факту несчастного случая на производстве или определенных профессиональных заболеваний |
Семейное пособие |
предоставляется в виде периодических выплат или предоставления детям пищи, одежды, условий для отдыха; общая сумма пособия должна составлять не менее 3% заработной платы неквалифицированного работника мужского пола из расчета на каждого ребенка или 1,5% от зарплаты, умноженные на количество детей |
Пособие в связи с беременностью и родами |
включает как минимум врачебную помощь до и после родов, госпитализацию, предоставление периодических выплат |
Пособие по инвалидности |
выплачивается в случае неспособности лица осуществлять любую деятельность, дающую прибыль |
Пособие в связи с потерей кормильца |
в случае потери средств к существованию вдовой или ребенком в случае потери кормильца |
Таким образом, реформирование пенсионной системы Украины строится на основе международных стандартов построения пенсионных систем. Страны, которые давно начали реформирование пенсионных систем, имели много вариантов стратегий его осуществления, однако к тому времени не было возможности предусмотреть долгосрочные проблемы социально-экономического характера. Учитывая это, Украина имеет преимущество, касающееся возможности учета опыта тех стран, которые прошили путь реформирования пенсионной системы.
РАЗДЕЛ 2
АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА УКРАИНЫ
2.1. Анализ деятельности НПФ
Пенсионная реформа, которая стартовала в 2004 г., имела целью значительное повышение пенсий и разгрузки государственного бюджета путем внедрения дополнительных уровней пенсионного обеспечения – обязательного и добровольного накопительного. Принцип построения накопительных уровней пенсионного обеспечение предусматривает использование аккумулированных пенсионных взносов как инвестиционных ресурсов. Первой начала действовать система негосударственная пенсионная обеспечения - добровольный накопительный уровень пенсионного обеспечения, опыт работы которого является необходимым условием внедрения обязательного накопительного уровня пенсионной системы.
Такое условие обеспечивает налаживание механизмов накопления и приумножение пенсионных активов, поскольку система негосударственного пенсионного обеспеченние и обязательный накопительный уровень работают за единственными принципами. Следовательно, от результатов работы институтов негосударственного пенсионного обеспечения зависит успех реализации социального и инвестиционного потенциалу пенсионной реформы.
Возможность
негосударственных пенсионных фондов
выступать инвесторами
количества
активов, которые находятся в розпоряжен
За время фактический работы негосударственные пенсионных фондов в период с 2005 до 2008 г. активы пенсионных фондов увеличились на 7 раз – с 46,2 до 280,6 млн. грн.. Но, несмотря на значительные темпы роста, объемы активов негосударственных пенсионных фондов остаются относительно невеликими. Таким образом, в 2007 г. активы негосударственных пенсионных фондов составляли лишь 0,04% ВВП. Активы негосударственных пенсионных фондов в соответствии с действующим законодательством, розмещаються в разных инструментах финансового рынку. Структура консолидированного портфеля негосударственных пенсионных фондов, наведенная в таблице, показывает, что требования относительно диверсификации пенсионных активов начали выполняться лишь в 2006–2007 гг. Это поясняеться незначительными суммами пенсионных накоплений в начале деятельности.