Государственные пенсионные фонды как мощные финансовые посредники денежного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы: Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве:
– где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом определяется его важное социальное значение.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….....……….3
РАЗДЕЛ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ФОНДА УКРАИНЫ………..7
1.1. Сущность пенсионного фонда Украины…………………………………7
1.2. Структура пенсионной системы Украины………..…………………...…11
1.3. Международные стандарты построения пенсионной системы……..….15
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА УКРАИНЫ………………………………........19
2.1. Анализ деятельности негосударственного пенсионного фонда………..19
2.2. Анализ реального состояния выполнения общего фонда государственного бюджета и наполнение пенсионного фонда……………...23
РАЗДЕЛ 3. НАПРАВЛЕНИЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПФУ……………………………………………….………30
3.1. Проблемы развития пенсионной системы Украины…………….………30
3.2. Регулирование деятельности ПФУ…….…………………………………32
3.3. Пенсионная реформа………………………………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….……………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................41

Файлы: 1 файл

Пенсионный фонд.doc

— 640.00 Кб (Скачать файл)

Заключительными положениями Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» [2] установлен ряд условий, от выполнения которых зависит принятие Закона о направлении части страховых взносов в накопительный фонд. Указанные условия можно подразделить на две группы:

  1. . Экономические условия для создания Накопительного фонда:
    • обеспечение выплаты пенсий в солидарной системе на уровне не ниже прожиточного минимума;
    • рост ВВП ежегодно должен составлять не менее 2%, такая тенденция должна сохраняться в последующие два года;
    • бюджет Пенсионного фонда должен быть бездефицитным.
      1. . Технические условия:
        • создание автоматизированной системы Накопительного фонда общеобязательного государственного пенсионного страхования;
        • разработаны новые формы предоставления отчетности;
        • создание и передача в эксплуатацию программного обеспечения приема отчетности;
        • разработана модель информационного взаимодействия Пенсионного фонда Украины как администратора Накопительного фонда со вторыми субъектами системы: органами государственного надзора и регулирования, хранителем и компаниями по управлению активами. 

Хотя эксперимент  по созданию автоматизированной системы  Накопительного фонда общеобязательного  государственного пенсионного страхования  почти завершен (проводился согласно постановлению КМУ от 14 сентября 2005 г. №909), работы по подготовке к внедрению накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования продолжается. Впереди – отборка механизмов работы с реальными деньгами, расширение функциональности системы в связи с включением в нее новых элементов, внедрение отчетности в систему персонифицированного учета сведений и т.д.  

Научные исследования и актуарные расчеты, осуществленные сотрудниками Института демографии и социальных исследований НАН Украины, предупреждают, что время, необходимое для создания системы всеобщего обязательного государственного пенсионного страхования, с момента принятия Закона о Накопительном фонде и до начало его деятельности, должно составлять по меньшей мере 1,5 года. Предполагается установить страховые взносы в размере 2% с последующим ежегодным повышением на 1% до 7%. Финансовый рынок будет иметь достаточно времени, чтобы подготовиться к размещению пенсионных средств. Банковская система как основной игрок на финансовом рынке сможет при введении накопительной пенсионной системы использовать дополнительный инвестиционный ресурс. По прогнозам в 2009 г он будет составлять 2,8 млрд. грн., а в 2014 – 23 млрд. грн. Задержка с принятием Закона о Накопительном фонде автоматически отодвигает на более поздние сроки осуществление мер, направленных на поддержку экономики за счет страховых пенсионных взносов, и влияет на сроки введения накопительной системы.

Кроме того, современная  демографическая ситуация требует  скорейшего внедрения второго уровня пенсионной системы, поскольку солидарная система эффективна лишь при условии расширенного воспроизводства поколений. В условиях депопуляции, которая будет оставаться основной тенденцией демографического развития Украины в ближайшие 50 лет, солидарная система будет финансово неспособной обеспечить достойный уровень пенсий. По прогнозам до 2055 г. численность населения Украины уменьшится, по оптимистическому варианту, на треть, а по пессимистическому – вдвое. Численность  населения будет сокращаться, несмотря на рост рождаемости и продолжительности жизни, причем в структуре населения будет уменьшаться именно доля лиц трудоспособного возраста. Как следствие, нагрузка на население трудоспособного возраста увеличится с современных 394‰ до 872‰ в 2055 г. Даже постепенное повышение пенсионного возраста женщин позволит сдерживать рост этой нагрузки лишь до 2015 г., а в дальнейшем она будет продолжать увеличиваться.

 

3.2.Проблемы развития пенсионной системы Украины

 

Пенсионная  реформа продвигается медленно. Прогнозируемы преобразования действующей системы пенсионного обеспечения в новую, современную страховую трехуровневую пенсионную систему, которая гарантировала бы гражданам Украины пенсии, адекватные их труду, обеспечивала сбалансированность экономических и социальных интересов в государстве, существенно повысила уровень доходов лиц пенсионного возраста, усилила стимулы к труду и росту заработной платы, не дали положительных результатов, а выполнение мер, предусмотренных правительственной Стратегией развития пенсионной системы, принятой в декабре 2005 г., фактически прекратилось.    

Неоднократное повышение минимального размера  пенсий до размера прожиточного минимума без определенных источников финансирования, не сбалансированное с ростом средней  заработной платы и финансовыми возможностями Пенсионного фонда Украины, привело к финансовому кризису пенсионной системы. Дефицит денежных средств Пенсионного фонда в 2005 г. был покрыт государственным бюджетом (суммарная часть денежных средств  государственного бюджета в 2005 г. составляла 23 млрд. грн., или 35,1% бюджета Пенсионного фонда). В 2006 г. на подобные цели израсходовано около 17,8 млрд. грн., из которых 7,3 млрд. грн. поступило за год из государственного бюджета на покрытие дефицита денежных средств для выплаты пенсий. Главный фактор роста расходов Пенсионного фонда и государственного бюджета – демографический кризис, вследствие которого украинцы стали одной из самых старых наций мира. Доля лиц в возрасте свыше 60 лет за пять последних лет увеличилась с 20,4% до 20,9%. Начина с 2001 г. количество людей пенсионного возраста и возраста свыше 60 лет начало превышать количество детей. 

На поступления  в Пенсионный фонд Украины также  влияет высокий уровень демографической  нагрузки на трудоспособное население (13,2 млн. пенсионеров на 15,6 млн. плательщиков налогов) – один из самых высоких в Европе, а также наличие у значительной части застрахованных лиц льгот по уплате взносов (упрощенное налогообложение) и низкая заработная плата, которая у ¼ работающих ниже прожиточного минимума. Эти факторы усиливают несбалансированность солидарной системы, сдерживают внедрение накопительной системы пенсионного страхования и отрицательно влияют на развитие негосударственного пенсионного обеспечения.

Существует  ряд проблем в области солидарной системы пенсионного обеспечения. Вследствие несовершенной работы центральных и местных органов исполнительной власти не улучшается дисциплина по уплате страховых пенсионных взносов, медленно осуществляется детенизация занятости и доходов, что является значительным резервом для финансовой стабилизации пенсионной системы и системы социального страхования в целом. Как следствие, в настоящее время взносы в Пенсионный фонд уплачивают лишь 75% общей численности занятого населения, а из базы начисления укрывается около трети фонда оплаты труда. Остро стоит вопрос о фактическом участии в пенсионном страховании физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности. Эта категория населения в будущем может не получить права на трудовую пенсию, поскольку она уклоняется от обязанности содержать нынешнее поколение пенсионеров, не придерживается принципа, на котором основывается солидарная система. Низкий размер взносов этой категории приводит к общему занижению заработанных пенсий и является одним из факторов их уравниловки.

Приведение  с 2005 г. минимального размера пенсии по возрасту к установленному размеру  прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, привело к значительной уравниловке в размерах назначенных  пенсий, что нивелирует значимость трудового вклада как основного показателя реформируемой пенсионной системы. Средний размер пенсионных выплат на 1 января 2007 г. составлял 477,77 грн., т.е. увеличился по сравнению с 2006 г. на 17%, с 2005 г. – на 34%, с 2004 г. – в 2,6 раза. Отношение среднего размера пенсий к среднемесячной заработной плате составляет в настоящее время 43,3%. Почти 80% пенсионеров получают практически одинаковую пенсию, а 13,4% - меньше прожиточного минимума.

Кроме того, допущено еще одно нарушение принципа социальной справедливости в отечественной пенсионной системе – неравные условия назначения пенсий для разных категорий населения, особенно по профессиональному признаку, что является элементом дискриминации.

Проводимая  в Украине пенсионная реформа  столкнулась с рядом трудностей, вызванных нестабильным экономическим положением, неотложенностью законодательства, демографическими проблемами. В целом проект реформирования пенсионной системы вписывается в рамки международных стандартов и направлен на обеспечение рота и стабильной выплаты пенсий, а также пенсионная реформа станет мощным фактором инвестирования экономики. Для успешного завершения реформирования пенсионной системы необходимо  разработать  и создать необходимую стабильную политическую, экономическую и регулятивную среду в стране, организационное объединение наличного интеллектуального потенциала ученых, ведущих специалистов для работы над проектами нормативно-правовых актов по вопросам пенсионной реформы, поддерживать макроэкономические показатели (экономический рост, инфляцию), обеспечить стабильность валюты, низкий уровень безработицы и т.д. 

 

3.3. Пенсионная реформа

 

Пенсия по определению - это время беззаботного времяпровождения, то есть то время, когда  человек "пожинает" плоды своего жизненного труда.

Пенсионная  реформа в Украине продвигается медленно, что связано с экономической  и демографической ситуацией  в стране. В целом проведение пенсионной реформы в полном объеме должно обеспечить рост и стабильные выплаты пенсий, стать мощным фактором инвестирования отечественной экономики. Однако в связи с влиянием определенных факторов процесс реформирования на данном этапе неэффективен. На данном этапе главной задачей правительства является разработка конкретных мер по реализации пенсионной реформы в Украине.

С 1 января 2004 года вступили в силу Законы Украины  “Об общеобязательном государственном  пенсионном страховании” [2] и “О негосударственном пенсионном обеспечении” [1].

Также приняты  соответствующие законодательные  акты, положившие начало пенсионной реформе, направленной на постепенный переход к трехуровневой системе пенсионного обеспечения, переход от солидарной системы (взносы осуществляют работодатели) к накопительной (граждане сами формируют пенсионные накопления) и смешанной системам. Сейчас у нас действует солидарная система.

В реформированной  солидарной системе пенсионного  обеспечения нужно обратить внимание на то, что понятие “трудовой  стаж” меняется на “страховой”. Страховой  стаж – это период, когда из заработной платы застрахованого лица перечисляются взносы в Пенсионный фонд Украины. Если средства за определенный месяц в Пенсионный фонд поступили – этот месяц и будет засчитан человеку в стаховой стаж (трудовой стаж декрет). Сейчас к исчислению страхового стажа именно такой подход. То есть добросовестно работать необходимо всю жизнь. Потому что при выходе на пенсию каждому предоставляется право, согласно законодательству, выбрать по своему желанию лучшие 60 месяцев страхового стажа. И обязательно к этому стажу будет добавляться весь период трудовой деятельности, начиная с 1 июля 2000 года и до дня достижения пенсионного возраста. Учитывая это, будет исчислена пенсия. Чем дольше человек будет работать, чем больший заработок будет получать, и платить взносы в Пенсионный фонд, тем больше у него будет шансов заработать себе высокую пенсию.

Пенсионное  реформирование в части налаживания  работы по накоплению счетов предусматривает  аккумулирование части обязательных пенсионных платежей в созданном  в перспективе едином накопительном  фонде и их учет на личных (персонифицированных) счетах граждан, которые будут платить такие взносы.

При этом неизменным останется общий уровень пенсионных отчислений. То есть параллельно будут  сосуществовать традиционная солидарная система, по которой взносы осуществляют работодатели, и накопительная, когда средства будут откладывать сами граждане. Таким образом, речь идет о введении действенной системы пенсионного страхования и принципа личной заинтересованности кажого работающего человека в собственном материальном обеспечении при выходе на пенсию, а также о зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработной платы.

Пенсионный  фонд Украины возлагает большие  надежды на введение новой системы, обеспечивающей рост размера пенсий. Средний размер пенсионных выплат из солидарной и накопительной систем ожидают в пределах 55-60% средней зарплаты в Украине, сейчас же такие выплаты составляют только около 35%. Можно ожидать также, что это будет стимулировать и работодателей, и работников добросовестно платить пенсионные взносы.

Предусматривается, что с 1 января 2009 г все работающие граждане, которым еще нет 40 лет, будут платить взносы в общеобязательную накопительную систему. Если в 2008 г взносы составляют 2% зарплаты, предполагается, что с 2010 года они будут ежегодно увеличиваться, на 1% и к 2014 г достигнут 7%. Первые выплаты из накопительной системы граждане по достижении пенсионного возраста смогут получить в 2029 г.

Накопительная система предусматривает, что размер взноса из заработной платы украинцев  через некоторое время будет увеличен. Сейчас эти взносы составляют 2 %, а для госслужащих, лиц летных экипажей и некоторых других от 1 до 5 %. Пенсия же будет состоять из двух частей – солидарной и накопительной.

Первым шагом  к реформированию пенсионного обеспечения  в Украине стало создание персонифицированного учета пенсионных взносов, согласно Указу Президента Украины №401/98. Во исполнение поручения Президента Украины Кабинет Министров Украины принял постановление №794, согласно которому страхователи обязаны сотавлять документы первичной отчетности персонифицированного учета платежей, а со вступлением в силу Закона “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” [2] эта обязанность стала нормой закона.

Законопроектом также  предусматривается, что, начиная с 2018 г., гражданам будет дано право, в случае их желания, перевести их обязательные пенсионные сбережения из Накопительного фонда в выбранный ими негосударственный пенсионный фонд, т.е. на третий уровень пенсионной системы. Это позволит застрахованным лицам самостоятельно решать, какая инвестиционная политика наиболее благоприятна для инвестирования из пенсионных сбережений, а также – в большей мере влиять на размер своей будущей пенсии. 

Информация о работе Государственные пенсионные фонды как мощные финансовые посредники денежного рынка