Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 22:40, курсовая работа
Актуальность темы: Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве:
– где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом определяется его важное социальное значение.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….....……….3
РАЗДЕЛ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ФОНДА УКРАИНЫ………..7
1.1. Сущность пенсионного фонда Украины…………………………………7
1.2. Структура пенсионной системы Украины………..…………………...…11
1.3. Международные стандарты построения пенсионной системы……..….15
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА УКРАИНЫ………………………………........19
2.1. Анализ деятельности негосударственного пенсионного фонда………..19
2.2. Анализ реального состояния выполнения общего фонда государственного бюджета и наполнение пенсионного фонда……………...23
РАЗДЕЛ 3. НАПРАВЛЕНИЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПФУ……………………………………………….………30
3.1. Проблемы развития пенсионной системы Украины…………….………30
3.2. Регулирование деятельности ПФУ…….…………………………………32
3.3. Пенсионная реформа………………………………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….……………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................41
Структура консолидированного портфеля негосударственных пенсионных фондов в 2006–2008 гг. показано в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Консолидированный портфель негосударственных пенсионных фондов в 2006-2008 г.г.
Направления инвестирования пенсионных активов |
Нормативное значение |
в 2006 г. |
в 2007 г. |
в 2008 г. |
Средства на депозитных счетах |
до 40 |
70,0 |
34,1 |
38,6 |
Облигации украинских эмитентов |
до 40 |
10,4 |
39,1 |
23,8 |
Банковские металлы |
до 10 |
1,6 |
3,1 |
2,8 |
Ценные бумаги, доход за которыми гарантированно Советом Министров АРК, местными советами |
до 20 |
0,5 |
1,0 |
1,3 |
Акции украинских эмитентов |
до 40 |
7,1 |
11,5 |
25,0 |
другие незапрещены активы |
до 5 |
10,4 |
4,1 |
2,6 |
Ценные бумаги, доход за которыми гарантированно КМУ |
до 50 |
0,0 |
1,5 |
1,5 |
Объекты недвижимости |
до 10 |
0,0 |
0,9 |
0,9 |
Ипотечные ценные бумаги |
до 10 |
0,0 |
0,0 |
0,2 |
Средства на текущих счетах |
– |
0,0 |
4,7 |
3,3 |
Всего |
– |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Наибольший удельный вес в структуре консолидированого портфеля негосударственного пенсионного фонда занимает: средства на депозитних счетах и депозитные сертификаты (38,6%), акции (25,0%) и облигации (23,8%) украинских эмитентов. Остальные (12,6%) активы пенсионных фондов размещение в банковских металлах, ценных бумагах. Такая структура консолидированного портфелю негосударственных пенсионных фондов свидетельствует о необходимости обеспечения уровня дохода пенсионных активов не ниже, чем уровень инфляции при приемлемом уровне риска, и консервативную инвестиционную политику большинства негосударственных пенсионных фондов. Достаточно высокая концентрация пенсионных активов на депозитных счетах и в сберигательных сертификатах в 2005 г. объясняется незначительными суммами пенсионных взносов для начало становление пенсионных фондов. В 2006–2008 гг. пенсионные активы на депозитних счетах выравниваются к нормативного значение 40%, однако, как и раньше, займають первое место в структуре консолидированного портфеля пенсионных фондов, что объясняется стабильной прибыльностью депозитных счетов, процент за которыми, как правило, устанавливается на пределе или ниже за уровень инфляции.
Обеспечение уровня прибыльности, более высокого за уровень инфляции, происходит благодаря инвестированнию активов в акции и облигации украинських эмитентов, которые в 2008 г. занимали соответственное второе и третье места в консолидораваном портфели пенсионных фондов.
Количество негосударственных пенсионных фондов в Украине по состоянию на начало 2009 г. Почти достигло отметки 100 фондов. Активы негосударственных пенсионных фондов по результатам работы в 2008 г. Выросли более чем вдвое и достигли приблизительно 300 млн. грн.
Распределение негосударственных пенсионных фондов по видам отражено на рисунке 2.1.
Региональное распределение выглядит следующим образом: наибольшее количество НПФ зарегистрировано в Киеве – 65 из 97; остальные размещены в регионах (Днепропетровская обл. – 10, Донецкая обл. – 5; Харьков – 4; Львов – 4; Ивано-Франковск – 4; Симферополь – 1; Сумы – 1; Черкассы – 1; Херсон – 1; Запорожье – 1.)
Активами НПФ управляют 44 компании по управлению активами, 16 из которых заключили договора на обслуживание с несколькими НПФ.
На конец III квартала 2008 г. участниками НПФ по заключенным контрактам являются почти 260 тыс. физических лиц, что составляет около 1,3% экономически активного населения Украины трудоспособного возраста. Наибольшее количество вкладчиков – вкладчики открытых НПФ. Основные показатели деятельности НПФ на конец 2008 г. отражены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Основные показатели деятельности НПФ на конец 2008
Название |
Единица измерения |
На конец 2008 г. |
Общее количество НПФ, внесенных в Реестр финансовых учреждений |
шт. |
97 |
Количество администраторов НПФ, имеющих соответствующую лицензию |
шт. |
40 |
Общее количество участников НПФ |
тыс. лиц |
278,7 |
Общее количество вкладчиков НПФ |
шт. |
42315 |
Пенсионные взносы |
млн. грн. |
237,2 |
Чистая стоимость пенсионных активов НПФ |
млн. грн. |
278,5 |
Инвестиционный доход НПФ |
млн. грн. |
68,1 |
2.2. Анализ реального состояния выполнения общего фонда государственного бюджета и наполнение пенсионного фонд
Вопросы исполнения бюджета и состояния наполнения Пенсионного фонда находится под постоянным контролем Президента Украины, особенно в условиях мирового финансово-экономического кризиса, который негативно повлиял на экономику Украины. По итогам 4 месяцев прошлого года плановые показатели доходной части Пенсионного фонда выполнены на 106,4% (поступило 46 138,8 млн. грн при плане 43 353,9 млн. грн), в том числе: по собственным доходам на 109,9% (поступило 31 047,2 млн. грн при плане 28 257 млн. грн); за поступлениями в бюджет на 100% (15 075 млн. грн); за средствами из фондов социального страхования на 75,1% (16, 0 млн. грн и 21,3 млн. грн).
План по расходам выполнен на 100%, сумма которых составила 53 738,6 млн. грн и превысила величину доходов на 7599,8 млн. грн, или на 16,5%. Остаток на конец апреля составил 2 144,7 млн. грн.
Анализ состояния формирования Пенсионного Фонда позволяет сделать следующие выводы.
1. Отсутствует порядок планирования показателей бюджета Пенсионного фонда, что приводит к его ручному управлению. Поскольку нормативная база отсутствует, планы доходной части Фонда состоят ориентировочно, без четких расчетов (за исключением показателей поступлений из государственного бюджета). Соответственно, Пенсионный фонд в течение текущего года несколько раз менял прогнозные показатели.
В январе 2009 года Пенсионным фондом было выведен плановый показатель собственных поступлений в размере 6,7 млрд. грн., хотя в дальнейшем этот показатель был скорректирован до 5,5 млрд. грн.. Это дало возможность доложить о выполнении плана - 121,6% . Затем этот же показатель был скорректирован до фактической его величины - 6,7 млрд. грн. В феврале текущего года, плановый показатель собственных поступлений апреля составлял 9,5 млрд. грн, а за по скорректированным данным - 8,1 млрд. грн, т.е. был уменьшен на 1,4 млрд. грн., что дало возможность отчитаться о выполнении плана -- 104,7%.
Последние изменения существенно уменьшают доходную часть Фонда в апреле-августе текущего года - более чем на 1 млрд. грн. в месяц, тогда как на октябрь-декабрь доходная часть увеличена более чем на 1,5 млрд. грн. в месяц.
Таким образом, изменяя плановые показатели, Пенсионный фонд имеет возможность постоянно рапортовать о перевыполнении поступлений в него.
2. Бюджет Пенсионного
фонда является
По прогнозу, составленному Пенсионным фондом, его ожидаемое годовое значение составляет 304,8 млрд. грн. Это показано на графике 2.1
График 2.1
Не предусматривается рост заработной платы в течение 2009 года.
Это дает основания утверждать об отсутствии факторов для значительного повышения ФОТ (с 25,5 млрд. грн - в сентябре до 36,3 млрд. грн - в декабре). Такой динамики ФОТ за указанный период не наблюдалось в 2007-2008 годах, когда стремительно росла заработная плата и наблюдалась динамика увеличения численности занятых (в июле предыдущего года).
По расчетам экспертов Секретариата Президента Украины, разница между исчисленным Пенсионным фондом размером ФОТ в 2009 году - 304 млрд. грн. и реальной его величиной, которая ожидается в сумме 276 млрд. грн, составит 28,8 млрд. грн. В связи с этим дефицит Пенсионного фонда за счет ошибочно спрогнозированной доходной части составит 10,4 млрд. грн.
Кроме того, расходная
часть бюджета Пенсионного
3. Фактически
выполнение обязательств по
График 2.2
Эта тенденция, начатая в 2008 году, имела беспрецедентное следствие - Верховная Рада Украины по инициативе Кабинета Министров списала непогашенную ссуду.
Согласно статье 81 Закона Украины «О государственном бюджете на 2009 год» [3] Пенсионному фонду будет списано непогашенный в 2008 году заем в сумме 4,7 млрд. грн.
Ситуация осложняется тем, что в текущем году отсутствуют реальные источники для оказания Фонду новых ссуд.
4. Наблюдается тенденция к росту недоимки Пенсионного Фонда.
В текущем году задолженность по заработной плате возросла до 1723,1 млн. грн. - Это около 550 млн. грн. взносов в Пенсионный фонд.
Сумма недоимки из страховых взносов в Пенсионный фонд по состоянию на 01.04.2009 составила 2,7 млрд грн. (График 2.3.).
График 2.3
За 2008 год недоимка возросла на 54,3%, а за январь-март на 24,8%. Из суммы недоимки по состоянию на 01.04.2009: на экономически активных субъектов приходится 18% (481,9 млн. грн); тех, которые находятся в процедуре банкротства - 31,4% (840,3 млн. грн.) ; о которых ограничено меры взыскания - 48,3% (1 294,3 млн. грн.)
В течение 2005-2008 годов и января-марта 2008 года растет удельный вес долга субъектов, относительно которых ограничено меры взыскания (предприятия с государственной долей собственности не менее 25%, казенные и коммунальные предприятия) - с 6,5 до 48,3% к общей его суммы (график 2.4.).
График 2.4
Стремительно растет задолженность предприятий, которые выплачивают заработную плату без уплаты страховых взносов (73,0 млн. грн - за 2008 году, 106,5 млн. грн - только в I квартале 2009 года, несмотря на принятый в декабре 2008 года закон об усилении контроля за уплатой взносов во время выплаты заработной платы.
Законом Украины «О внесении изменения в статью 20 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» N 795-VI, 24.12.2008. [4] предусмотрено усиление контроля банками уплаты взносов в Пенсионный фонд в порядке, определенном правлением Пенсионного фонда Украины по согласованию с Национальным банком Украины и центральным органом исполнительной власти в сфере труда и социальной политики». Этот порядок не утвержден.
Таким образом, бюджет Пенсионного фонда построено на нереальной базе, он, по экспертным расчетам, имеет скрытый дефицит в размере более 10 млрд. грн. Исполнение его было бы невозможным без постоянной корректировки запланированных показателей и кредитования со стороны Правительства. Ситуация усугубляется ростом недоимки, которая усугубляется ростом задолженности по выплате заработной платы, а также выплатой зарплаты без уплаты страховых взносов. Без принятия действенных мер это приведет к разбалансированию пенсионной системы и возникновения задолженности из пенсионных выплат в конце текущего года.
Следовательно, необходимо принятие законодательных актов относительно сбалансирования Пенсионного фонда и урегулирования показателей его бюджета через внесение изменений в Закон Украины «О государственном бюджете уже на 2010 год».
РАЗДЕЛ 3
НАПРАВЛЕНИЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА УКРАИНЫ
3.1. Регулирование деятельности ПФУ
В программе
социально-экономического развития Украины
задекларированы намерения