Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 16:08, курсовая работа
Государственный бюджет является важнейшим документом страны, определяющим многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу, поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов. Именно с помощью бюджета государство сосредотачивает финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.
Введение
3
Глава I. Понятие государственного бюджета
4
Модель государственного бюджета. Функции бюджета
4
Расходы и доходы государственного бюджета
7
Глава II. Основные проблемы формирования государственного бюджета
14
2.1 Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования
14
2.1.1 Динамика дефицита государственного бюджета РФ
19
2.1.2 Концепции регулирования бюджетного дефицита
21
2.2 Государственный долг и его виды
24
2.2.1 Управление государственным долгом
28
2.2.2 Динамика объема и структуры государственного долга РФ
32
Заключение
34
Список литературы
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Торгово-экономический институт
Кафедра экономики и планирования
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Макроэкономика»
Государственный бюджет и проблемы его формирования
Руководитель
подпись, дата
Студент ЭП-11-1з
Красноярск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
Глава I. Понятие государственного бюджета |
4 |
|
4 |
|
7 |
Глава II. Основные проблемы формирования государственного бюджета |
14 |
2.1 Дефицит государственного |
14 |
2.1.1 Динамика дефицита государственного бюджета РФ |
19 |
2.1.2 Концепции регулирования бюджетного дефицита |
21 |
2.2 Государственный долг и его виды |
24 |
2.2.1 Управление государственным долгом |
28 |
2.2.2 Динамика объема и структуры государственного долга РФ |
32 |
Заключение |
34 |
Список литературы |
36 |
Приложение |
38 |
ВВЕДЕНИЕ
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
Государственный бюджет является важнейшим документом страны, определяющим многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу, поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов. Именно с помощью бюджета государство сосредотачивает финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Бюджет дает четкую картину, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования. При правильном подходе бюджет может быть не только средством государственного экономического регулирования, он может влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорения темпов научно – технического прогресса, обновление и совершенствование материально – технической базы общественного производства.
Целью данной работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы Российской Федерации, выявление наиболее значительных проблем функционирования бюджетного механизма.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА
Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за отдельный период времени (обычно за год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом (в Российской Федерации – Государственной Думой) приобретает силу закона и обязателен для исполнения. В РФ год совпадает с календарным годом1.
Консолидный государственный бюджет РФ представляет собой объединение бюджетов различного территориального уровня. Например, районные бюджеты города и городской бюджет представляют консолидированный государственный бюджет города.
Бюджетная система РФ – это совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система включает в себя три уровня2:
Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.
В соответствии с бюджетной классификацией госбюджет включает3:
При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений изменяются.
Функции бюджета:
В современных условиях наиболее приоритетны агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.
Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств.
1.2 ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.
Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня).
В России используется четыре группы доходов:
Рассмотрим первую крупную группу доходов – налоги.
Налоговые доходы включают поступления в бюджет соответствующего уровня закрепленных за данным бюджетом собственных налогов и причитающиеся данному уровню бюджета части регулирующих доходов (т.е. налогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты разных уровней). Налоговые доходы формируют основную часть бюджетных поступлений – около 84% доходов бюджета.
Налоги – представляют собой обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые государством с предприятий и населения в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоги необходимо отличать от сборов, хотя и налоги и сборы имеют сходную налоговую основу.
Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организации и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в их интересах некоторых юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами.
Из указанных определений можно сделать вывод, что свойствами налогов является обязательность и безвозмездность, в то время как сборы обладают свойствами обязательности и возмездности означающей оказание какими-либо органами или должностными лицами в интересах плательщиков сбора определенных услуг, к которым, например, относятся: регистрация предприятия, выдача лицензии на занятие определенными видами деятельности.
Налоги делят на прямые и косвенные.
Прямые налоги – налоги с доходов физических и юридических лиц. Такие налоги уплачиваются конкретным плательщиком и вносятся непосредственно в казну. К прямым налогам относятся:
Косвенные налоги – налоги, включенные в цену продукта. Сумма таких налогов зависит от видов деятельности т товаров (в частности, они начисляются на ресурсы). К косвенным налогам относятся:
В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст.12 п.1) в России предусмотрена трехуровневая шкала налогообложения. По этой шкале налоги делятся на федеральные, региональные и местные.
К федеральным налогам относятся4:
К региональным налогам относятся5:
К местным налогам относятся6:
Налоги характеризуются налоговой ставкой и налоговой базой.
Группа неналоговых доходов включает в себя ряд подгрупп. К этим подгруппам относятся:
Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его формирования