Государственный бюджет и проблемы его формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет является важнейшим документом страны, определяющим многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу, поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов. Именно с помощью бюджета государство сосредотачивает финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

Содержание работы

Введение
3
Глава I. Понятие государственного бюджета
4
Модель государственного бюджета. Функции бюджета
4
Расходы и доходы государственного бюджета
7
Глава II. Основные проблемы формирования государственного бюджета
14
2.1 Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования
14
2.1.1 Динамика дефицита государственного бюджета РФ
19
2.1.2 Концепции регулирования бюджетного дефицита
21
2.2 Государственный долг и его виды
24
2.2.1 Управление государственным долгом
28
2.2.2 Динамика объема и структуры государственного долга РФ
32
Заключение
34
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая 2011-2013.doc

— 480.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Торгово-экономический институт

 

Кафедра экономики и планирования

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Макроэкономика»

 

Государственный бюджет и проблемы его формирования

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель                               Старший  преподаватель      Саломатова Т. Г.

  подпись, дата


 

Студент ЭП-11-1з                             №11-01162                            Новикова В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

3

Глава I. Понятие государственного бюджета

4

    1. Модель государственного бюджета. Функции бюджета

4

    1. Расходы и доходы государственного бюджета

7

Глава II. Основные проблемы формирования государственного бюджета

14

2.1 Дефицит государственного бюджета  и способы его финансирования 

14

     2.1.1 Динамика дефицита государственного бюджета РФ

19

     2.1.2 Концепции регулирования бюджетного дефицита

21

2.2 Государственный долг и его виды

24

      2.2.1 Управление государственным долгом

28

      2.2.2 Динамика объема и структуры  государственного долга РФ

32

Заключение

34

Список литературы

36

Приложение

38


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Государственный бюджет является важнейшим документом страны, определяющим многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу, поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов. Именно с  помощью бюджета государство сосредотачивает финансовые ресурсы на решающих участках экономического и  социального развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Бюджет дает четкую картину, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования. При правильном подходе бюджет может быть не только средством государственного экономического регулирования, он может влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорения темпов научно – технического прогресса, обновление и совершенствование материально – технической базы общественного производства.

Целью данной работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы Российской Федерации, выявление наиболее значительных проблем функционирования бюджетного механизма.

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

    1. МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА.

ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА

 

 

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за отдельный период времени (обычно за год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом (в Российской Федерации – Государственной Думой) приобретает силу закона и обязателен для исполнения. В РФ год совпадает с календарным годом1.

Консолидный государственный бюджет РФ представляет собой объединение бюджетов различного территориального уровня. Например, районные бюджеты города и городской бюджет представляют консолидированный государственный бюджет города.

Бюджетная система РФ – это совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система включает в себя три уровня2:

    1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
    2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
    3. местные бюджеты, в том числе:
      • бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
      • бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

В соответствии с бюджетной классификацией госбюджет включает3:

  • доходы бюджета;
  • расходы бюджета;
  • источники финансирования бюджета;
  • операции публично – правовых образований (государственный долг).

При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений изменяются.

Функции бюджета:

  1. Федеральный бюджет – основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется около 20% ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области, районы.

В современных условиях наиболее приоритетны агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.

Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств.

    1. Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства — авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстро окупаемых проектов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.
    2. Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. Культура в широком смысле — один из центральных компонентов экономического развития. В социальной политике приоритеты — поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, безработных, малообеспеченных семей), а также учреждений здравоохранения, образования и культуры. Проводиться активная социальная политика, обеспечивающая адресную защиту социально слабых слоев населения, обеспечено эффективное использование денежных средств, выделяемых на социальные цели, на решение жилищной проблемы.
    3. В процессе финансового планирования бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.
    4. Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве. Хотя через бюджет распределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.
    5. В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово – хозяйственной деятельностью народного хозяйства.

1.2 ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

 

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.

Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня).

В России используется четыре группы доходов:

    1. налоговые
    2. неналоговые;
    3. безвозмездные поступления;
    4. доходы целевых внебюджетных фондов.

Рассмотрим первую крупную группу доходов – налоги.

Налоговые доходы включают поступления в бюджет соответствующего уровня закрепленных за данным бюджетом собственных налогов и причитающиеся данному уровню бюджета части регулирующих доходов (т.е. налогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты разных уровней). Налоговые доходы формируют основную часть бюджетных поступлений – около 84% доходов бюджета.

Налоги – представляют собой обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые государством с предприятий и населения в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги необходимо отличать от сборов, хотя и налоги и сборы имеют сходную налоговую основу.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организации и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в их интересах некоторых юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами.

Из указанных определений можно сделать вывод, что свойствами налогов является обязательность и безвозмездность, в то время как сборы обладают свойствами обязательности и возмездности означающей оказание какими-либо органами или должностными лицами в интересах плательщиков сбора определенных услуг, к которым, например, относятся: регистрация предприятия, выдача лицензии на занятие определенными видами деятельности.

Налоги делят на прямые и косвенные.

Прямые налоги – налоги с доходов физических и юридических лиц. Такие налоги уплачиваются конкретным плательщиком и вносятся непосредственно в казну. К прямым налогам относятся:

    • подоходные налоги с населения;
  • налоги на отдельные виды доходов юридических и физических лиц, к которым относятся налоги на заработную плату и на прибыль, на процентные доходы, на земельную ренту;
  • налоги на имущество;
  • налог на землю.

Косвенные налоги – налоги, включенные в цену продукта. Сумма таких налогов зависит от видов деятельности т товаров (в частности, они начисляются на ресурсы). К косвенным налогам относятся:

    • таможенные пошлины;
    • налог на добавленную стоимость;
    • налог с продаж;
  • акцизы – налоги, включенные в цену товара широкого потребления (например табака, алкоголя, бензина).

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст.12 п.1) в России предусмотрена трехуровневая шкала налогообложения. По этой шкале налоги делятся на федеральные, региональные и местные.

К федеральным налогам относятся4:

    1. налог на добавленную стоимость;
    2. акцизы;
    3. налог на доходы физических лиц;
    4. единый социальный налог;
    5. налог на прибыль организации;
    6. налог на добычу полезных ископаемых;
    7. водный налог;
  1. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  1. государственная пошлина.

К региональным налогам относятся5:

    1. налог на имущество организации;
    2. налог на игорный бизнес;
    3. транспортный налог.

К местным налогам относятся6:

    1. земельный налог;
    2. налог на имущество физических лиц.

Налоги характеризуются налоговой ставкой и налоговой базой.

Группа неналоговых доходов включает в себя ряд подгрупп. К этим подгруппам относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которые, в свою очередь, включают: арендную плату за временное владение и пользование государственным или муниципальным имуществом, проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях, средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности под залог, проценты за кредиты, предоставленные бюджетам других уровней, иностранным государствам или юридическим лицам, прибыль, приходящуюся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, а также дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям, часть прибыли государственных унитарных предприятий (ГУПов), остающейся после уплаты налогов;
  • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
  • средства, получаемые в виде штрафов, конфискаций, компенсаций, а также в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям;
  • доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней, кроме бюджетных кредитов, а также безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его формирования