Государственный бюджет и проблемы его формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет является важнейшим документом страны, определяющим многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу, поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов. Именно с помощью бюджета государство сосредотачивает финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

Содержание работы

Введение
3
Глава I. Понятие государственного бюджета
4
Модель государственного бюджета. Функции бюджета
4
Расходы и доходы государственного бюджета
7
Глава II. Основные проблемы формирования государственного бюджета
14
2.1 Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования
14
2.1.1 Динамика дефицита государственного бюджета РФ
19
2.1.2 Концепции регулирования бюджетного дефицита
21
2.2 Государственный долг и его виды
24
2.2.1 Управление государственным долгом
28
2.2.2 Динамика объема и структуры государственного долга РФ
32
Заключение
34
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая 2011-2013.doc

— 480.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим основные методы управления государственным долгом:

  • консолидация – пересмотр условий погашения задолженности, который может быть реализован либо путем изменения условий погашения действующих долговых обязательств (реструктуризация), либо путем рефинансирования существующей задолженности;  
  • реструктуризация – основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Другими словами, реструктуризация - это составление нового, более выгодного для должника графика выплаты долга, чем это предусмотрено первоначальным соглашением. При этом обычно предоставляется льготный период, когда уплачиваются только проценты, а также увеличивается срок выплаты основного долга. Происходит перенос на более поздние сроки платежей по краткосрочным долгам. Реструктуризация внешнего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Основанием для списания кредитором долговых обязательств полностью или частично может стать весьма низкая вероятность, а точнее, практическое отсутствие возможностей погашения долговых обязательств в связи со снижением стоимости реальных активов;

  • рефинансирование представляет собой процесс погашения старых займов за счет привлечения новых;
  • конверсия – применение различных механизмов, обеспечивающих замещение государственного долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики должника. Наиболее распространенными видами конверсии считаются обмен долга на акции (собственность), обмен долга на товары, обмен долга на проведение природоохранных мероприятий, обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях (с дисконтом), конверсия долга в долговые обязательства третьих стран, и другие;
  • секьюритизация – переоформление нерыночных займов в ценные бумаги, свободно обращающиеся на финансовых рынках; 
  • аннулирование – отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Но применение этого метода ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации отсутствует понятие управления государственным долгом.  Статья 101 Бюджетного кодекса РФ "Управление государственным долгом" посвящена только организационному аспекту управления. Согласно данной статье управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, а управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Недостаточная законодательная разработанность вопросов, связанных с управлением государственным долгом создает теоретические и практические проблемы в сфере государственного внешнего долга и управления им.

Правительство Российской Федерации в своей Концепции единой системы управления государственным долгом Российской Федерации придерживается максимально общей формулировки основных целей управления государственным долгом, включая

  • сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне;
  • сокращение стоимости обслуживания государственного долга;
  • обеспечение исполнения обязательств в полном объеме.[12]

Важным направлением повышения эффективности управления государственным долгом РФ должно стать завершение работы по созданию единой системы управления, что даст возможность осуществлять активную долговую политику, диверсификацию методов управления государственными активами на основе их инвентаризации и оценки эффективности, а также даст возможность реализовывать политику в области управления государственным долгом исходя из принципа соотнесения общего объема как внешней, так и внутренней задолженности Российской Федерации с ресурсами государства.[18]

 

 

 

 

 

 

 

2.2.2 ДИНАМИКА ОБЪЕМА И  СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА  РФ

 

 

Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2009 – 2013 годах представлена в Приложении 4.

Анализ динамики показывает, что государственный долг в период с  2011 – 2013 гг. увеличится в 2,1 раза. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга. Он увеличится в 2013 г. в 2,4 раза по сравнению с 2010 г., или с 8,3 % ВВП в 2010 г. до 14,2 % ВВП в 2013 г.

Доля государственного внутреннего дола в совокупном объеме государственного долга в 2013 составит 79,0 %.

Объем государственного долга в 2011 году превышает показатель 2010 г. на 28,7 %, а в 2013 г. увеличится в 2,1 раза.

В 2011 – 2013  годах долговая нагрузка на федеральный бюджет возрастает. В целях определения безопасных уровней объемов и структуры государственного долга в мировой практике используется ряд показателей, имеющих определенные пороговые значения.

Основные показатели, характеризующие степень долговой устойчивости, использующиеся в международной практике, применительно к РФ в 2009 – 2013 гг., представлены в Приложении 5.

Приведенные данные в Приложении 5 свидетельствуют, что возросшие объемы заимствований в плановом периоде 2013 г. увеличат нагрузку на федеральный бюджет, однако по числу большинства индикаторов, рассчитанных в соответствии с международной методикой, бюджетная устойчивость сохранится. Вместе с тем в связи с ростом бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение расходных обязательств по обслуживанию и погашению долга в 2012 – 2013 гг. произойдет превышение предельного значение (10 %) показателя ликвидности федерального бюджета (отношение бюджетных ассигнований на обслуживание и погашение долга к доходам федерального бюджета) в 2012 г. – на 1,7 процентного пункта, в 2013 г. – на 2,4 процентных пункта.

Динамика показателя ликвидности бюджета в 2009 – 2013 гг. представлена в Приложении 6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственный бюджет является важнейшим плановым и контрольным инструментом. С помощью бюджета государство сосредотачивает финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, также с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.

Основными проблемами формирования государственного бюджета являются бюджетный дефицит  и, как следствие, государственный долг.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны между собой, во-первых, государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен дефицит бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга.

Бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны, а также его ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны.

По данным Счетной палаты РФ бюджетный дефицит в период с 2011 – 2013 года сократился. Основными источниками финансирования бюджета в данный период являются государственные ценные бумаги и средства от приватизации федерального имущества.

Государственный долг является показателем запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени, в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, поскольку он рассчитывается за определенный период времени.

По данным Счетной палаты РФ объем государственного долга в период с 2011 – 2013 года увеличится, в большей степени этому поспособствует увеличение внутреннего долга, а также увеличение средств на обслуживание данного долга.

Рост государственного долга влечет за собой серьезные последствия: снижение эффективности экономики, увеличение налогов и ставки процента, угрозу инфляции и т.д. Поэтому управление государственным долгом является одним из направлений финансовой политики государства.

Для наиболее эффективного управления государственным долгом, необходимо разрабатывать на законодательной основе единую систему управления долгом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Норматитка, 2012. – 224 с.;
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: Норматика, 2012. – 671 с.;
  3. Агапова Т. А. Макроэкономика: Учебник/ Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина; Под общей ред. д.э.н., проф. А. В. Сидоровича; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дело и Сервис, 2004. – 448 с. – (Серия «Учебники МГУ им. М. В. Ломоносова»);
  4. Алехин Б. И. Государственный долг: учеб. пособие/ Б. И. Алехин. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 302 с.;
  5. Бункина М. К. Макроэкономика: Учебник/ М. К. Бункина, А. М. Семенов, В. А. Семенов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и Сервис, 2000. – 512 с.;
  6. Вавилов Ю. Я. Государственный долг: учеб. пособие/ Ю. Я. Вавилов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Перспектива, 2004. – 144 с.;
  7. Вечканов Г. С. Макроэкономика: учеб. пособие/ Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с. – (Серия «Краткий курс»);
  8. Галаева Е. В. Макроэкономика: учеб. пособие/ Е. В. Галаева, А. А. Корсакова, Е. А. Марыганова, Е. В. Назарова, Т. В. Юрьева. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2003. – 267 с.;
  9. Дробозина Л. А. Финансы. Денежные обращения. Кредит: Учебник для вузов/ Л. А. Дробозина, Л. П. Окунева, Л. Д. Андросова. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 479 с.;
  10. Кизиль Е. В. Финансы и кредит: учеб. пособие/ Е. В. Кизиль. – Ростов н/Дону: Феникс, 2003. – 352 с. – (Серия «Учебники, учебные пособия»);
  11. Ковалишин Е. Государственный долг. Некоторые вопросы методологии/ Е. Ковалишин. – М.: Финансовый контроль №2, 2003. – 20 с.;
  12. Кузнецов Б. Т. Макроэкономика: учеб. пособие/ Б. Т. Кузнецов. – М.: ЮНИТА – ДАНА, 2011. – 458 с.;
  13. Луссе А. В. Макроэкономика: краткий курс. Учеб. пособие/ А. В. Луссе. – СПб.: Питер, 1999. – 240 с. – (Серия «Краткий курс»);
  14. Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику: учеб. пособие/ Т. Ю. Матвеева; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – 5-е изд., испр. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. – 511 с.;
  15. Официальный сайт Счетной палаты РФ – www.ach.gov.ru;
  16. Официальный сайт Министерства финансов РФ – www.minfin.ru;
  17. Подвинская Е. С. Об управлении внешним долгом/ Е. С. Подвинская. – М.: Финансы №3, 2002. – 23 с.;
  18. Сайт Российская Газета - www.rg.ru;
  19. Юрьева Т. В. Макроэкономика: учеб. пособие/ Т. В. Юрьева, Е. А. Марыганова. – М.: МГУ экономики, статистики и информатики, 2008. – 286 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Табл. 1 Динамика дефицита федерального бюджета и источников финансирования бюджета в 2010-2013 годах

 

 

 

2010 г. Закон №308 ФЗ (с изм.)

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2013 г. к 2010 г.

%

Дефицит

-2428,6

-1814,0

-1734,4

-1795,7

73,9

% ВВП (Валовой Внутренний Продукт)

-5,4

-3,6

-3,1

-2,9

53,7

Источники финансирования дефицита федерального бюджета, в том числе:

2428,6

1814,0

1734,4

1795,7

73,9

% ВВП

5,4

3,6

3,1

2,9

53,7

Источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета

2344,3

1768,3

1651,5

1712,1

73

% ВВП

5,2

3,5

3

2,8

53,7

из них:

         

средства Резервного фонда

1419,3

284,4

0,0

0,0

 

средства ФНБ (Фонд Национального Благосостояния)

2,5

5,0

7,5

10,0

400

государственные ценные бумаги (сальдо)

934,3

1340,4

1504,4

1485,3

159

поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ

7,0

298,0

276,1

309,4

4420

Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета

84,3

45,7

82,9

83,5

99,1

% ВВП

0,2

0,1

0,1

0,1

50

из них:

         

государственные ценные бумаги (сальдо)

175,5

137,5

174,4

176,1

100,3

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его формирования