Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 16:08, курсовая работа
Государственный бюджет является важнейшим документом страны, определяющим многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу, поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов. Именно с помощью бюджета государство сосредотачивает финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.
Введение
3
Глава I. Понятие государственного бюджета
4
Модель государственного бюджета. Функции бюджета
4
Расходы и доходы государственного бюджета
7
Глава II. Основные проблемы формирования государственного бюджета
14
2.1 Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования
14
2.1.1 Динамика дефицита государственного бюджета РФ
19
2.1.2 Концепции регулирования бюджетного дефицита
21
2.2 Государственный долг и его виды
24
2.2.1 Управление государственным долгом
28
2.2.2 Динамика объема и структуры государственного долга РФ
32
Заключение
34
Список литературы
К безвозмездным поступлениям относят перечисления от нерезидентов, бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов, государственных организаций и др.
Целевые внебюджетные фонды делятся на социальные и экономические. К социальным фондам относится Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Экономическими фондами являются Фонд развития таможенной системы РФ, дорожные фонды и т.д.
В свою очередь, подгруппы делятся на статьи и подстатьи. Например, подгруппа «налог на прибыль (доход), прирост капитала» делится на две статьи: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Статья «подоходный налог с физических лиц» делится на три подстатьи: подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и организациями, подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами и налог на игорный бизнес.
При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы.
Расходы государственного бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Классификация расходов государственного бюджета – это группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.
Расходы бюджетов делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования органов государственной власти, бюджетных учреждений, государственной поддержки бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики и т.п. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность государства и включают инвестиции в действующие или вновь создаваемые организации, бюджетные кредиты на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта, а также на создание или увеличение имущества, находящегося в государственной собственности. В составе капитальных расходов бюджетов может формироваться бюджет развития.
Расходы государства могут быть разделены по целям:
С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:
При этом государственные закупки товаров и услуг состоят из:
Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета (δ). В зависимости от соотношения расходов и доходов государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:
δ Сбалансированный Доходы бюджета
бюджет Профицит
(δ=0)
Дефицит
(δ<0)
Рис. 1. Виды состояния государственного бюджета
когда доходы бюджета превышают расходы, сальдо бюджета положительное (δ>0), что соответствует профициту (излишку) государственного бюджета;
когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю (δ=0) и такой бюджет называется сбалансированным бюджетом;
когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное (δ<0) и имеет место дефицит государственного бюджета.
На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (т.к. сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над доходами.
Бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя способами:
Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий – долговыми способами финансирования дефицита государственного бюджета.
Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов финансирования.
Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Данный способ финансирования состоит в том, что центральный банк увеличивает денежную массу, выпуская в обращение дополнительные деньги, с помощью которых правительство покрывает превышение расходов над доходами, и называется монетизацией бюджетного дефицита.
Достоинства такого способа финансировании:
Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.
Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.
Достоинства данного способа:
Недостатки этого способа:
Чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым;
Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего займа, т.е. займа у других стран (как правило, путем продажи им частных и государственных ценных бумаг, т.е. финансовых активов) или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и т.д.).
Достоинство этого метода состоит в возможности получения крупных сумм в условиях, если внутренний займ по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита государственного бюджета эмиссионным способом создает угрозу высокой инфляции.
Недостатки этого способа:
Каждый из способов финансирования государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки.
В результате использования долговых способов финансирования бюджета образуется государственный долг.
Законопроектом8 формируется федеральный бюджет на 2011 г. с дефицитом в размере 1814,0 млрд. руб., или 3,6% ВВП, что меньше на 614,6 млрд. руб. или на 25,3% по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом на 2010 г. ВВП на 2011 г. составляет 50389,0 млрд. руб., уровень инфляции не превышает 6,5%. В плановом периоде прогнозируется его сокращение до 1795,7 млрд. руб. (2,9% ВВП) в 2013 г., что на 18,3 млрд. руб. меньше чем в 2011 г. В абсолютном выражении объем дефицита федерального бюджета в 2013 г. сократится по сравнению с показателем 2009 г. (2322,3 млрд. руб.) на 526,6 млрд. руб. или в 1,3 раза.
Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его формирования