Государственный бюджет и проблемы его формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет является важнейшим документом страны, определяющим многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу, поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов. Именно с помощью бюджета государство сосредотачивает финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

Содержание работы

Введение
3
Глава I. Понятие государственного бюджета
4
Модель государственного бюджета. Функции бюджета
4
Расходы и доходы государственного бюджета
7
Глава II. Основные проблемы формирования государственного бюджета
14
2.1 Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования
14
2.1.1 Динамика дефицита государственного бюджета РФ
19
2.1.2 Концепции регулирования бюджетного дефицита
21
2.2 Государственный долг и его виды
24
2.2.1 Управление государственным долгом
28
2.2.2 Динамика объема и структуры государственного долга РФ
32
Заключение
34
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая 2011-2013.doc

— 480.50 Кб (Скачать файл)

К безвозмездным поступлениям относят перечисления от нерезидентов, бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов, государственных организаций и др.

Целевые внебюджетные фонды делятся на социальные и экономические. К социальным фондам относится Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Экономическими фондами являются Фонд развития таможенной системы РФ, дорожные фонды и т.д.

В свою очередь, подгруппы делятся на статьи и подстатьи. Например, подгруппа «налог на прибыль (доход), прирост капитала» делится на две статьи: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Статья «подоходный налог с физических лиц» делится на три подстатьи: подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и организациями, подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами и налог на игорный бизнес.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы.

Расходы государственного бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Классификация расходов государственного бюджета – это группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

Расходы бюджетов делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования органов государственной власти, бюджетных учреждений, государственной поддержки бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики и т.п. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность государства и включают инвестиции в действующие или вновь создаваемые организации, бюджетные кредиты на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта, а также на создание или увеличение имущества, находящегося в государственной собственности. В составе капитальных расходов бюджетов может формироваться бюджет развития.

Расходы государства могут быть разделены по целям:

  • расходы на политические цели – обеспечение национальной обороны и безопасности (содержание армии, полиции, судов и т.п.); содержание аппарата управления государством;
  • расходы на экономические цели – содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики; помощь (прежде всего субсидирование) частному сектору экономики;
  • расходы на социальные цели – социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

  • государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);
  • трансферты (их стоимость не включается в ВВП, поскольку они являются результатом перераспределения национального дохода);
  • выплаты процентов по государственным облигациям, т.е. обслуживание государственного долга (эти расходы также не входят в ВВП, так как выплачиваются из доходов государственного бюджета).

При этом государственные закупки товаров и услуг состоят из:

  • расходов на государственное потребление, которые включают покупку государством потребительских товаров, оплату услуг государственных служащих, т.е. выплату жалования чиновникам, учителям, врачам;
  • государственных инвестиций – покупки государством инвестиционных товаров для обеспечения процесса производства в государственном секторе экономики, т.е. расходы на строительство дорог, школ, больниц и т.п.

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета (δ). В зависимости от соотношения расходов и доходов государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

       δ                Сбалансированный Доходы бюджета

                   бюджет                                          Профицит


                  (δ=0)                                             (δ>0)

  


 

             Дефицит                                                   Расходы бюджета

                     (δ<0)

 

Рис. 1.  Виды состояния государственного бюджета

когда доходы бюджета превышают расходы, сальдо бюджета положительное (δ>0), что соответствует профициту (излишку) государственного бюджета;

когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю (δ=0) и такой бюджет называется сбалансированным бюджетом;

когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное (δ<0) и имеет место дефицит государственного бюджета.

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (т.к. сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

    1. ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И СПОСОБЫ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

 

 

Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над доходами.

Бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя способами:

  • за счет эмиссии (монетизация дефицита);
  • за счет займа у населения своей страны (внутренний долг);
  • за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий – долговыми способами финансирования дефицита государственного бюджета.

Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов финансирования.

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Данный способ финансирования состоит в том, что центральный банк увеличивает денежную массу, выпуская в обращение дополнительные деньги, с помощью которых правительство покрывает превышение расходов над доходами, и называется монетизацией бюджетного дефицита.

Достоинства такого способа финансировании:

  • рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, как следствие, объема производства. Увеличение предложения денег обуславливает снижение ставки процента (удешевление цены кредита) на денежном рынке, что стимулирует инвестиции, а также обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска;
  • эту меру можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, когда центральный банк покупает ценные бумаги государства и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме.

Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинства данного способа:

  • он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется (часть сбережений домохозяйств в виде платы за купленные государственные облигации перемещается к правительству, т.е. деньги лишь переходят от одного экономического агента к другому), поэтому в краткосрочном периоде это неинфляционный способ финансирования;
  • это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах покупают государственные ценные бумаги, т.к. они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием), практически не имеют риска и достаточно доходны (по ним платят проценты).

Недостатки этого способа:

  • по долгам нужно платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если не будет выплачиваться процент. Выплата процента по государственным облигациям называется обслуживанием государственного долга. Чем больше государственный долг (чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем больше расходы бюджета, тем больше дефицит бюджета. Получается замкнутый круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита своего бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит. Более того, два американских экономиста, лауреата Нобелевской премии Томас Сарджент и Нейл Уоллис, доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название теоремы Сарджента – Уоллиса. Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду, расплачиваясь с прошлыми долгами, займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как сумму долга, так и проценты по долгу. Государство таким образом рефинансирует долг. Если государство будет использовать только этот метод финансирования, то может наступить момент, когда дефицит окажется столь велик (т.е. будет выпущено такое количество облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование деловым способом станет невозможным и придется использовать эмиссионный способ. Но при этом величина эмиссии будет намного больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции в будущем.7 С этим связан второй недостаток финансирования дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа;
  • данный способ является неинфляционным только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде он может обусловить достаточно высокую инфляцию.

Чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым;

  • также существенным недостатком долгового  способа финансирования является эффект вытеснения (crowding-out effect) частных инвестиций. Экономический смысл эффекта вытеснения заключается в следующем: увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг, а не на покупку ценных бумаг частных фирм, что могло бы обеспечить расширение производства и способствовать экономическому росту. Это сокращает инвестиционные ресурсы и поэтому инвестиционные расходы частных фирм. Кроме того, борьба за кредитные средства ведет к росту их цены – ставки процента, т.е. к удорожанию кредитов, в результате инвестиционные расходы фирм уменьшаются.

Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего займа, т.е. займа у других стран (как правило, путем продажи им частных и государственных ценных бумаг, т.е. финансовых активов) или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и т.д.).

Достоинство этого метода состоит в возможности получения крупных сумм в условиях, если внутренний займ по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита государственного бюджета эмиссионным способом создает угрозу высокой инфляции.

Недостатки этого способа:

  • необходимость возвращения долга и обслуживание долга (выплата как самой суммы долга, так и процентов по долгу);
  • невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга;
  • необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике;
  • при дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны.

Каждый из способов финансирования государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки.

В результате использования долговых способов финансирования бюджета образуется государственный долг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. ДИНАМИКА ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ

 

 

Законопроектом8 формируется федеральный бюджет на 2011 г. с дефицитом в размере 1814,0 млрд. руб., или 3,6% ВВП, что меньше на 614,6 млрд. руб. или на 25,3% по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом на 2010 г.  ВВП на 2011 г. составляет 50389,0 млрд. руб., уровень инфляции не превышает 6,5%. В плановом периоде прогнозируется его сокращение до 1795,7 млрд. руб. (2,9% ВВП) в 2013 г., что на 18,3 млрд. руб. меньше чем в 2011 г. В абсолютном выражении объем дефицита федерального бюджета в 2013 г. сократится по сравнению с показателем 2009 г. (2322,3 млрд. руб.) на 526,6 млрд. руб. или в 1,3 раза.  

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его формирования