Государственный бюджет и проблемы его формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет является важнейшим документом страны, определяющим многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу, поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов. Именно с помощью бюджета государство сосредотачивает финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

Содержание работы

Введение
3
Глава I. Понятие государственного бюджета
4
Модель государственного бюджета. Функции бюджета
4
Расходы и доходы государственного бюджета
7
Глава II. Основные проблемы формирования государственного бюджета
14
2.1 Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования
14
2.1.1 Динамика дефицита государственного бюджета РФ
19
2.1.2 Концепции регулирования бюджетного дефицита
21
2.2 Государственный долг и его виды
24
2.2.1 Управление государственным долгом
28
2.2.2 Динамика объема и структуры государственного долга РФ
32
Заключение
34
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая 2011-2013.doc

— 480.50 Кб (Скачать файл)

Источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2011 г. сформированы в размере 1814,0 млрд. руб., в 2012 и 2013 гг. в связи с сокращением объема дефицита бюджета предусматривается сокращение размеров источников финансирования дефицита бюджета до 1734,4 млрд. руб., или 3,1% ВВП, и 1795,7 млрд. руб. или 2,9% ВВП, что соответствует объему дефицита.

Динамика дефицита федерального бюджета и источников его финансирования в 2010-2013 гг. представлена в Приложении 1.

Анализ динамики показывает, что источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 г. сократились по сравнению с 2010 г. на 576,0 млрд. руб. или 24,6% в плановом периоде их объем не превысил уровень 2011 г.

В 2011 году на покрытие дефицита федерального бюджета используются все оставшиеся средства Резервного фонда (284,4 млрд. рублей).

Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 году сократились на  38,6  млрд.  рублей,  или на 45,8 %, по сравнению с 2010 годом, в плановом периоде предусматривается их увеличение практически до уровня 2010 г.

Основными источниками финансирования бюджета в 2011-2013 гг. являются государственные заимствования на внутреннем финансовом рынке (сальдо по государственным ценным бумагам), а также средства от приватизации имущества, находящегося  в федеральной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА

 

 

Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: концепция ежегодного балансирования, концепция циклического балансирования и концепция функциональных финансов.

    1. Концепция ежегодного сбалансирования.

Концепция состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла и состояния экономики каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. На практике это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса, а значит и объема производства, то эта мера вызовет более глубокий спад. И наоборот, если в экономике бум и налоговые поступлении максимальны, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами правительство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший подъем экономики и, следовательно, повышение уровня инфляции.

Таким образом, идея ежегодного сбалансирования бюджета ведет к усилению циклических колебаний экономики и исключает возможность проведения правительством политики по стабилизации экономики.

Формально это выражается следующим уравнением:

Тнаст.+Тбуд./(1+r)=Gнаст.+Gбуд./(1+r);

где T – дефицит государственного бюджета, G – избыток

r – ставка процента.

Данное уравнение называется рикардианским равенством, или государственным бюджетным ограничением.

    1. Концепция циклического сбалансирования.

Данная концепция основана на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не каждый год. Профицит бюджета, увеличивающийся в период бума (высокого уровня деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета возникающего в период рецессии (низкого уровня деловой активности), когда доходы бюджета резко сокращаются. При этом, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, сознательно вызывая дефицит, а входе последующего инфляционного подъема оно должно увеличить налоги и  урезать правительственные расходы, чтобы увеличить профицит бюджета и использовать его на покрытие бюджетного дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, действия правительства должны создавать позитивную антициклическую силу.

Недостаток данной концепции состоит в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине (как правило, фазы бума недолги, а рецессии наоборот наиболее продолжительны), поэтому суммы профицита бюджета, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, обычно не совпадают. В результате задача стабилизации вступает в противоречие с задачей сбалансирования бюджета в ходе цикла.

G,T



     T


Дефицит  Избыток

G

 

   yt                                                yt


Рис. 2. Циклическое балансирование государственного бюджета.[14]

    1. Концепция функциональных финансов.

Согласно данной концепции, целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Дж. М. Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936г.). Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И наоборот, если в экономике бум, то государство должно сокращать расходы, и увеличивать налоги, что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояния государственного бюджета при этом значения не имеет. Бюджет должен выступать инструментом достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку борьбы с рецессией, что предлагалось осуществлять, используя в первую очередь инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и  трансфертов, т.е. расходов бюджета, и снижение налогов, т.е. доходов бюджета), то эта теория получила название политики «дефицитного финансирования».  

 

 

 

 

 

 

 

    1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И ЕГО ВИДЫ

 

 

Государственный долг в Российской Федерации формируется как сумма бюджетных дефицитов прошлых лет (за минусом бюджетных профицитов).

Государственный долг – это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего и внешнего займов (неслучайно они называются долговыми способами покрытия бюджетного дефицита).

Соответственно различают два вида государственного долга:  внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг – это совокупная задолжность правительства гражданам страны, равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у них на определенный момент государственных облигаций.

Внешний государственный долг – это суммарная задолжность страны иностранным гражданам, другим странам и международным финансовым организациям.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в состав государственного долга включаются9:

  • кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  • соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально – территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ.

Государственная гарантия – это письменное обязательство государство выполнить условия договора, заключенного с третьим лицом (российским или иностранным) за то лицо, которому выдана гарантия в случае его неплатежеспособности. Если сумма гарантии выражена в рублях – она увеличивает внутренний долг государства, если в иностранной валюте – внешний долг. Особо крупные гарантии утверждаются Государственной Думой.

По абсолютной величине долга невозможно судить о том, на сколько серьезной экономической проблемой он является. Если сумма долга составляет незначительную долю ВВП (даже несмотря на его большую абсолютную величину) и экономика динамично развивается, выплата самого долга и процентов по долгу не является непосильным бременем для экономики. Поэтому показателем бремени государственного долга для экономики является отношение абсолютной величины долга (D) к объему ВВП (Y) (доля долга в ВВП):

или более точный показатель отношения темпов роста долга (gD) к темпам роста ВВП (gY):

При низких темпах роста ВВП и низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.

Серьезные проблемы большого государственного долга заключаются в том, что:

  • снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики, как на обслуживание долга, та и на выплату самой суммы долга;
  • перераспределяется доход от частного сектора к государственному;
  • усиливается неравенство в доходах;
  • рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, а  в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и снижению производственного потенциала страны;
  • создается угроза высокой инфляции в будущем;
  • необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышение налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;
  • дефицит государственного бюджета может стать хроническим явлением;
  • может появится двойной дефицит (twin-debts), при котором дефицит государственного бюджета сочетается с дефицитом торгового баланса.

При невозможности финансирования роста дефицита государственного бюджета за счет внутренних сбережений приходится его финансировать за счет внешнего займа и увеличения дефицит торгового (платежного) баланса.

Негативные последствия большого внешнего государственного долга обусловлены необходимостью возвращения долга и его обслуживания и состоят в том, что:

  • выплата процентов и основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж, в результате снижаются производственные возможности и эффективность национальной экономики;
  • бремя выплаты долга перекладывается на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния;
  • при хроническом дефиците торгового (платежного) баланса появляется угроза истощения золотовалютных резервов страны, что может в итоге привести к валютному кризису;
  • возникает угроза долгового кризиса.

Государственный внутренний долг РФ (см. Приложение 2) по состоянию на 01.01.2012 г. составил 3546,435 млрд. руб., внешний – 35801,4 млрд. руб. (см. Приложение 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

 

 

Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанном с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Управление государственным как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для их финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость, возможность и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов страны и т.п.

По управлением государственным долгом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, с обслуживанием и погашением государственного долга, с изменением условий уже выпущенных займов, с предоставлением кредитов и гарантий.

В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:

  • удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти на себя долговых обязательств без причинения значительного ущерба финансированию программ социально-экономического развития;
  • минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;
  • сохранение у российского государства репутации первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;
  • поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственного долга;
  • достижение эффективного и целевого использования заимствованных государством средств и гарантированных им заимствований;
  • диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;
  • координация действий федеральных органов, органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления на долговом рынке страны.

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его формирования