Государственный долг и дефицит государственного бюджета в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы:
дать определение основных понятий: государственного бюджета, бюджетного дефицита и профицита, который наблюдается в нашей стране в течение последних четырех лет, государственного долга;
рассмотреть и проанализировать структуру госбюджета, российские особенности, связанные с формированием и исполнением государственного бюджета РФ на протяжении последних лет.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСБЮДЖЕТА…………………………………………………………………..5
1.1 Государственный бюджет: понятие, характеристика……………………....5
1.2 Бюджетный дефицит: понятие, причины, пути преодоления…………….12
2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА И ГОСДОЛГА В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………………………..20
2.1 Общая характеристика экономического положения в РФ………………..20
2.2 Размеры и динамика государственного долга России…………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Файлы: 1 файл

Государственный долг и дефицит государственного бюджета в России.doc

— 370.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСБЮДЖЕТА…………………………………………………………………..5

1.1 Государственный бюджет: понятие, характеристика……………………....5

1.2 Бюджетный дефицит: понятие, причины, пути преодоления…………….12

2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА И ГОСДОЛГА В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………………………..20

2.1 Общая характеристика экономического положения в РФ………………..20

2.2 Размеры и динамика государственного долга России…………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………42

 

Государственный долг и дефицит государственного бюджета в России

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономическая структура любого общества не может функционировать без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Такие процессы отображают процессы реальной жизни общества, устанавливая связи и отношения между гражданами и юридическими учреждениями (фирмами, агропроизводителями, институтами культуры и т.д.). Через финансовый механизм государство (правительство) реализует все свои функции по управлению, ограничению, контролю и аудиту за функционирующими производственными и финансовыми структурами. В ходе выполнения этих функций финансы используются в качестве индикатора роста национальной экономики, благосостояния, а также ограничения в развитии негативных моментов в экономическом росте. Они стимулируют снижение издержек производства предприятий и повышение их конкурентоспособности на мировом рынке, формируют структуру производства, межотраслевые и территориальные пропорции. Финансовая политика охватывает весь комплекс мероприятий государства в области финансов. В узком смысле финансами (финансы – от лат. financia – наличность, доход) можно назвать денежные средства общества. Однако вокруг этих средств возникает целая система сложных экономических отношений. Деньги надо в определенном порядке собрать, рационально распределить по различным фондам (например, пенсионному фонду, фондам развития науки, образования, поддержки малого бизнеса и т.д.) и эффективно использовать. Отсюда в широком смысле финансы – это вся совокупность денежных средств общества и связанных с ними экономических отношений. Соответственно и сама финансовая политика многогранна и осуществляется по целому ряду взаимопереплетающихся направлений. Среди них чаще всего выделяют две главные линии: бюджетную и фискальную (или налогово-бюджетную) политику. Перекрестком этих линий является государственный бюджет. Поэтому выбранная тема курсовой работы весьма актуальна.

Цель курсовой работы:

  1. дать определение основных понятий: государственного бюджета, бюджетного дефицита и профицита, который наблюдается в нашей стране в течение последних четырех лет, государственного долга;
  2. рассмотреть и проанализировать структуру госбюджета, российские особенности, связанные с формированием и исполнением государственного бюджета РФ на протяжении последних лет.

Задача данной работы - рассмотрение понятия государственного долга и его особенностей в РФ.

Для освещения указанных проблем в данной работе использовалась многочисленная литература, включающая разнообразные источники:

  • учебники и учебные пособия, рассматривающие понятие и ключевые особенности госбюджета и госдолга;
  • статьи в газетах и журналах «Экономическое развитие России», «Экономика и жизнь», посвященные анализу структуры и исполнения госбюджета;

Для более подробного рассмотрения указанных проблем и задач обратимся к основной части работы.

государственный долг бюджет дефицит

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСБЮДЖЕТА

 

1.1 Государственный бюджет: понятие, характеристика

 

Центральной частью финансовой системы являются государственные финансы с их ведущим звеном – государственным (федеральным) бюджетом как сводным балансом доходов и расходов государства.

Госбюджет - это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.

Структура бюджетной системы той или иной страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение — государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (например, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья — бюджеты субъектов федерации.

Через бюджетную систему реализуются функции бюджета.

Функции бюджета:

- распределительная;

- контрольная.

Рассмотрим их подробнее.

Распределительная функция предполагает концепцию формирования денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных» целей и функций. В некоторых странах эту функцию выполняет государственное казначейство через свои региональные органы.

Контрольная функция проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный банк и другие органы.

Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д.

Бюджет современного государства — сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотношении социально-экономических интересов различных групп и партий. Это компромисс между собственниками и работающими по найму по вопросам налогообложения, доходов и заработной платы, по поводу расходов на социальные цели. С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов; бюджет как экономический документ отражает политическую и социальную динамику общества.

Местные бюджеты — бюджеты субъектов Федерации. Под влиянием усложнения производства, роста НТП в развитых рыночных странах развивается тенденция повышения и усиления влияния местных органов власти. Растут масштабы и объемы регионального хозяйства, расширяются и усложняются межтерриториальные связи и функции местных властей. Все-это усиливает значение, авторитет и удельный вес местных бюджетов. На их долю в федеративных государствах приходится от 40 до 50% всех бюджетах ресурсов, тогда как в унитарных государствах не более 30%. Бюджет центрального правительства и местные бюджеты тесно связаны как по источникам поступления денежных средств, так и по их расходованию. В главном они совместно решают политические, экономические и социальные цели общества на принципах компромисса интересов основных групп, как в политике, так и в экономике. Носителями этих интересов выступают политические партии, финансово-промышленные группы, монополии, союзы предпринимателей, профсоюзы отраслей и т.д. Достигается этот компромисс иногда в острой политической и экономической борьбе путем перераспределения налогов, бюджетах дотаций, распределения государственных заказов и т.д. В этой борьбе складываются распределение и перераспределение денежных ресурсов в рамках единого государственного бюджета.

Таким образом, государственный бюджет представляет собой не только бюджет центрального (федерального) правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных и административно-территориальных властей (субъектов Федерации)

Но и это еще не все. К бюджету относятся также различные внебюджетные фонды или денежные средства, имеющие целевое значение. По своему количественному составу они не всегда включаются в состав бюджета. Но по принципу распределения и использования они равнозначны государственным бюджетным расходам, находятся они в распоряжении центральных и местных органов власти, концентрируясь в определенные целевые фонды. Это пенсионные фонды, внебюджетные и другие, которые создаются за счет специальных налогов, займов и субсидий из бюджета. Число постоянно увеличивается по мере усложнения экономических и социальных связей. Посредством их государство сглаживает остроту бюджетного дефицита, оказывает помощь в развитии северных регионов, стимулирует инвестиционные процессы в областях и республиках.

Большинство государственных фондов формируется для содержания и финансирования производственной и социальной инфраструктуры: автострад, аэропортов, гидроэлектростанций, лесовосстановительных посадок, водоохраны (озеро Байкал) и др. Крупнейшими являются фонды социального страхования: пенсионного обеспечения, пособий по болезни, безработице, переквалификации кадров и т.д.

Внебюджетные фонды расширяют возможность государственного регулирования и вмешательства в экономику, минуя бюджет и парламентский контроль.

Государственный бюджет – это основной финансовый план доходов и расходов государства на определенный срок, утвержденный в законодательном порядке.

Доходы бюджета образуются главным образом за счет различных налогов. В любом государственном образовании выделяется внутренняя структура бюджета по доходам и расходам. Изобразим это в таблице (табл.1) [1, с.403].

 

Таблица 1 Структура бюджета РФ

Доходы

Удельный вес, %

Расходы

Удельный вес, %

Налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины, гербовый сбор и др.

85

Расходы на здравоохранение, образование, пособия, субсидии региональным властям на эти цели

50

Доходы от госсобственности, госпредприятий, торговли и др.

7

Расходы на поддержание конъюнктуры и экономический рост: инвестиции в инфраструктуру, дотации фирмам, развитие аграрного сектора экономики, осуществление целевых программ и планов

15

Поступления фондов социального страхования, пенсионного и страхового фондов.

7

Расходы на оборону

12

Прочие доходы.

1

Расходы на материальное обеспечение внешней политики, содержание дипслужб, займы иностранным государствам.

3

   

Содержание аппарата государства, милиции (полиции), юстиции и др.

10

Платежи по государственному долгу

8

Прочие расходы

2


 

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но и главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др. Российские особенности будут рассмотрены в следующей главе работы.

Расходная часть бюджета характеризует направление и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое, как правило, предполагает возвратный характер кредита.

Надо заметить, что безвозвратность предоставления финансовых ресурсов не означает произвольности в их использовании. Всякий раз при применении финансирования государство разрабатывает порядок и условия использования денег для целевого направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения жизни населения.

Каков характер и направление бюджетных расходов? Бюджетные расходы идут по двум направлениям: закупки и выплаты.

Значительное место среди выплат приходится на так называемые социальные статьи: образование, здравоохранение, социальные пособия. Они призваны смягчить социальную дифференциацию, обеспечить доступность к получению квалификации, достойное медицинское обслуживание, гарантированное пенсионное обеспечение. Государственные выплаты из бюджета по западной терминологии – трансфертные платежи. Следует сказать, что слово трансферт происходит от латинского – transferre, что означает – переносить, переводить. Трансферт – передача чего-либо в собственность; перевод (денежных сумм, золота); перемещение (переезд и т.д.). К выплатам относятся пенсии, пособия, дотации (от nadotatio – дар, жертвование), субвенции, субсидии, или гранты (от лат. Grant – субсидия; дар; пожалование), государственные премии и т.д. Дотации идут на покрытие плановых убытков. Они предоставляются, например, предприятиям, которые выпускают продукты по социально низким ценам; театрам и т.д. Субвенции получают от государства местные органы власти на определенные цели (например, на строительство школ).Эти расходы способствуют развитию человеческого капитала, квалификации работника, укреплению его здоровья. В условиях современной НТР возросла роль человеческого капитала, что требует нового подхода к работнику. Быстрые темпы НТП повышают требования к качеству рабочей силы, се профессиональной подготовленности, физической выносливости. В конечном счете, участие здорового населения и реальном производстве обеспечивает рост внутреннего валового продукта и национального дохода.

Расходы на поддержание конъюнктуры и экономический рост через субсидии и инвестиции оказывают влияние на повышение нормы накоплении, ускорение темпов в развитии отраслей и производств. Государство выступает катализатором развития НТП, инновационных технологий, повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешних рынках.

Информация о работе Государственный долг и дефицит государственного бюджета в России