Государственный долг и дефицит государственного бюджета в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы:
дать определение основных понятий: государственного бюджета, бюджетного дефицита и профицита, который наблюдается в нашей стране в течение последних четырех лет, государственного долга;
рассмотреть и проанализировать структуру госбюджета, российские особенности, связанные с формированием и исполнением государственного бюджета РФ на протяжении последних лет.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСБЮДЖЕТА…………………………………………………………………..5
1.1 Государственный бюджет: понятие, характеристика……………………....5
1.2 Бюджетный дефицит: понятие, причины, пути преодоления…………….12
2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА И ГОСДОЛГА В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………………………..20
2.1 Общая характеристика экономического положения в РФ………………..20
2.2 Размеры и динамика государственного долга России…………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Файлы: 1 файл

Государственный долг и дефицит государственного бюджета в России.doc

— 370.00 Кб (Скачать файл)

Во многих странах особое значение приобретают расходы на развитие аграрного производства, изменение его социального статуса и роли в обеспечении хозяйства сырьем и продовольствием.

Государственные закупки товаров и услуг – это оплата поставок вооружений и обмундирования для «силовых структур», оборудования и продуктов питания для школ и больниц, оплата труда работников бюджетной сферы и т.д.

Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций. Государственные расходы служат эффективным экономическим регулятором. В частности, увеличивая их, государство может:

а) расширять совокупный спрос;

б) стимулировать производство;

в) ускорять развитие определенных сфер национального хозяйства, прогрессивных отраслей, науки, образования, охраны окружающей среды и т.д.

При этом госрасходы обладают так называемым мультипликационным эффектом, то есть эффектом умножения, при котором относительно меньший прирост расходных сумм дает относительно больший прирост ВНП. Подобный «эффект растущего снежного кома» объясняется тем, что увеличение госинвестиций (скажем, в строительство дорог) вызывает рост не только первичного производства (дорожного строительства), но и вторичного (производства асфальта), третичного (добычи сырья), четвертичного (геологических работ) и т.д. Величину эффекта мультипликации отражает особый коэффициент – мультипликатор ВНП. Он показывает рост ВНП при данном увеличении объема инвестиций. К примеру, если инвестиционные расходы в 5 д.е. увеличивают ВНП на 20 д.е., то мультипликатор равен 4 (20/5).

Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаны развитыми странами в начале XX века.

Принцип единства – сосредоточение в бюджете доходов и расходов государства, существование единообразия финансовых документов и бюджетной классификации.

Принцип полноты – учет всех затрат и поступлений по каждой статье бюджета.

Принцип реальности – правдивое отражение доходов и расходов государства.

Принцип гласности – обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.

Виды госбюджета.

1. Сбалансированный, когда расходы правительства равны его доходам. Однако это достигается не всегда.

2. Несбалансированный, или дефицитный, когда расходы превышают доходы. Дефицит государственного бюджета – величина, на которую расходы государственного бюджета превышают его доходы.

3. Профицитный, когда доходы превышают  доходы. Величина, на которую доходы государственного бюджета превышают его расходы, называется профицитом. Как правило, он идет на покрытие государственного долга. Проект бюджета РФ на 2007 год сформирован с профицитом.

В современных условиях бюджеты большинства стран дефицитны. Так было и в России в 1992-1999 гг. Рассмотрим понятие бюджетного дефицита более подробно.

 

1.2 Бюджетный дефицит: понятие, причины, пути преодоления. Государственный долг

 

Дефицит бюджета и величина госдолга – это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание.

Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов. Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходами и расходами. Величина превышения расходов бюджета над его доходами называется бюджетным дефицитом.

Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто – из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада производства, низкой производительности труда, снижения эффективности производства.

Причина дефицита бюджета кроется также в безудержном росте расходов без учета финансовых возможностей, в недостаточной их целесообразности и эффективности. Высокие расходы на содержание армии, административного аппарата, покрытие убытков предприятий приводят к «проеданию» бюджетных средств. Отрицательное воздействие на сбалансированность бюджета имеет инфляция, нерациональная налоговая и инвестиционная политика.

Можно назвать четыре основных способа решения проблемы дефицитности госбюджета: сокращение расходов, увеличение доходов, денежная эмиссия, государственные займы. Наиболее рациональный из них – сокращение расходов бюджета, поскольку общество должно жить по средствам. Однако этот путь бывает болезненным, так как чаще всего он «бьет» по социальным программам. Увеличение доходов возможно как за счет простого повышения налогов и их собираемости, так и за счет более продуманного и гибкого налогообложения. Могут быть и другие источники – например, приватизация госсобственности, повышение эффективности ее использования и т.д. Денежная эмиссии – наиболее легкий, но одновременно и самый порочный способ балансировки бюджета. Выпуск необеспеченной товарами денежной массы неизбежно отзовется взвинчиванием инфляции. Однако в настоящее время, есть еще один способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении — это собственное производство денег, или «сеньораж». «Сенъораж» сегодня не принимает форму простого печатания денег, так как это слишком явно связано с инфляцией. В настоящее время «сеньораж» реализуется посредством создания резервов коммерческих банков. Предположим, что Федеральному казначейству необходимо 100 млн. руб. на покрытие определенных правительственных расходов. Оно печатает на эту сумму казначейские векселя и продает их Центральному Банку, который покупает их, расплачиваясь за векселя размещением кредита за счет Казначейства. Казначейство, в свою очередь, выписывает чеки на этот счет. Получатели чеков вкладывают полученные средства в коммерческие банки. По окончании процесса клиринга чеков оказывается, что создано на 100 млн. долл. Новых банковских резервов. Они и становятся основой многократного увеличения количества денег в обращении.

Госзаймы (у населения, предприятий, зарубежных источников – государств и международных организаций) – довольно распространенная сегодня практика. Однако в долговременном плане эта мера не «спасает» бюджет, она лишь переводит бюджетный дефицит в разряд государственного долга.

Отдельные способы финансирования бюджетных дефицитов и возникающие при этом проблемы представлены на рис. 1.

 

Рис.1. Способы покрытия бюджетного дефицита.


 

Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым негативным экономическим категориям типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы.

Следует заметить, что бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики. Надо четко представлять, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражают дефицит бюджета. Вместе с тем, любое государство стремится если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета. Как видно из рис. 1, одна из проблем, порождаемая бюджетным дефицитом, - это государственный долг.

Государственный долг – сумма накопленных за определенный период непогашенных дефицитов бюджетов, накопленная за все время существования государства. Различают внешний и внутренний государственный долг (рис. 2).

 

Рис. 2. Государственный долг

 

Внешний государственный долг — это долг другим государствам, иностранным компаниям, банкам и отдельным лицам. Внешний государственный долг обусловлен рядом макроэкономических факторов, Они имеют объективную природу. К этим факторам следует отнести факторы циклического дисбаланса в экономике, вызванного автоматическим сокращением налоговых поступлений в бюджет вследствие циклического спада деловой активности. Кроме того, следует учитывать факторы, обуславливающие структурный дисбаланс. Налаживание новых видов производства в стране, техническое перевооружение основного капитала требуют дополнительных финансовых ресурсов. Один из каналов получения дополнительного капитала – внешние займы и кредиты.

Важно определить, что следует причислять к объему внешнего долга. В международной практике принято учитывать средства, полученные не только правительственными учреждениями, но отдельными банками и фирмами. Таким образом, внешний государственный долг включает в себя государственные долги и долги отдельных субъектов рынка.

Как уже отмечалось, внешние заимствования имеют как объективные причины, так и субъективные. К ним следует отнести решения правительственных органов о необходимости внешних займов и кредитов. При систематическом росте долгового финансирования для покрытия дефицита бюджета растет спрос на деньги. При ограничении Центробанком их выпуска в обращение стимулируется быстрый рост процентных ставок. Это вызывает рост спроса на валюту и ценные бумаги страны, вследствие чего в страну устремляются «горячие» деньги, внешний долг растет. Обменный курс национальной валюты растет, что вызывает рост импорта и сокращение экспорта. Происходит вытеснение внутреннего производства импортом, внутренних инвестиций иностранными. Кроме того, следует отметить, что на объем и структуру внешнего долга в большой степени влияют политические решения государства. Этот долг — наибольшее бремя для страны.

Внутренний долг — это долг государства своему населению. В соответствии с законодательством РФ государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства правительства РФ, выраженные в национальной валюте, перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут иметь форму кредитов, полученных правительством, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства, других долговых обязательств, гарантированных правительством.

Назовем основные государственные долговые обязательства, которые обеспечиваются Правительством РФ:

  • государственные краткосрочные облигации ГКО (сроком на 3, 6, 12 месяцев);
  • облигации федерального займа ОФЗ (сроком на 1-3 года);
  • государственные долгосрочные облигации ГДО (сроком до 30 лет);
  • облигации внутреннего валютного займа ОВВЗ;
  • казначейские векселя и обязательства.

Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть значительными. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.

Практика показывает, что полностью погасить внутренний долг невозможно. Важно эффективное управление внутренним долгом.

Существует три основных способа финансирования дефицитного бюджета:

  • кредитно-денежная эмиссия (монетизация бюджета);
  • выпуск облигационных займов;
  • увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

Первый способ связан с выпуском дополнительного объема денежной массы и увеличением кредитов Центробанка по льготным ставкам.

Второй способ приводит к увеличению среднерыночной ставки процента.

Третий способ не решает проблему бюджетного дефицита, так как он реализуется в процессе радикальной реформы налоговой системы.

Таким образом, следует отметить, что все три способа не приводят к уменьшению инфляции.

Уровень государственной задолженности в целом, как правило, определяется в процентном отношении к ее валовому внутреннему продукту.

Управление и обслуживание внутреннего и внешнего долгов Российской Федерации возложено на Центральный банк РФ и Федеральное казначейство при Министерстве финансов Российской Федерации. Все затраты по обслуживанию долга осуществляются за счет федерального бюджета.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: во-первых, государственный займ — важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины госдолга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследовать рост бюджетного дефицита.

Пути решения проблемы внешнего долга – это его реструктуризация, отсрочка платежей и новые иностранные займы.

Есть еще один аспект этой проблемы. Необходимо возвращение валютных средств, незаконно вывезенных за рубеж в разные годы. Это могло бы помочь решению многих экономических проблем.

Проблему бюджетного дефицита и госдолга экономисты оценивают по-разному. Одни полагают, что хроническая несбалансированность бюджета и растущие долги государства означают финансовое банкротство нации и обкрадывание ее потомков. Другие называют эти дефициты и долги нормальными финансовыми инструментами, позволяющими гибко регулировать экономические процессы. И действительно, многие страны сегодня живут с бюджетным дефицитом и госдолгом, маневрируя ими с целью стабилизации экономики. К примеру, облигации государственного займа позволяют в нужный момент «связать» лишние деньги населения, отвлекая их с товарных рынков, «охлаждая» чрезмерный потребительский рост, да к тому же обеспечивая государству дополнительные денежные ресурсы, а гражданам – доход.

В то же время дефициты и долги могут вызвать и негативные последствия: рост налогов и подрыв стимулов к хозяйственной активности, рост ссудного процента (поскольку государственные займы увеличивают спрос на кредиты) и соответственно сокращение инвестиций, утечку части ВНП за рубеж (в погашение внешнего долга), усиление неравенства в доходах (у богатых больше сбережений, облигаций, а значит, и процентных доходов по ним) и т.д. Таким образом, в данном случае, как всегда, ситуация неоднозначна и подтверждает, что у всего есть свои «плюсы» и «минусы». И все же общий вывод, видимо, сводится к тому, что радикальный путь к финансовому здоровью нации – это стабильная и эффективная экономика и рациональная жизнь общества по средствам [2, с.410].

 

 

2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА И ГОСДОЛГА В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

2.1 Общая характеристика экономического положения в РФ начала XXI века

 

Осуществление экономического подъема для российского правительства было и остается делом первостепенной важности. Это не могло не сказаться на тех результатах, которые мы сейчас имеем. Положительные тенденции в экономической сфере жизни российского общества обозначились уже в начале XXI ВЕКА. Динамика основных макроэкономических показателей представлена ниже [8, с.5-8].

Темп прироста валового внутреннего продукта с 2000 по 2003 гг. увеличился на 29 % (для сравнения: по данным МВФ, объем ВВП в странах с развитой экономикой за анализируемый период вырос менее чем на 10 %). Промышленное производство за указанные годы возросло на 30 %, а продукция машиностроения – на 43 %. Даже сельское хозяйство, отличающееся большой инерционностью, увеличило выпуск на 19 %. На 48 % возросли инвестиции, что уже само по себе является индикатором позитивных тенденций.

Информация о работе Государственный долг и дефицит государственного бюджета в России