Государственный долг и дефицит государственного бюджета в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы:
дать определение основных понятий: государственного бюджета, бюджетного дефицита и профицита, который наблюдается в нашей стране в течение последних четырех лет, государственного долга;
рассмотреть и проанализировать структуру госбюджета, российские особенности, связанные с формированием и исполнением государственного бюджета РФ на протяжении последних лет.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСБЮДЖЕТА…………………………………………………………………..5
1.1 Государственный бюджет: понятие, характеристика……………………....5
1.2 Бюджетный дефицит: понятие, причины, пути преодоления…………….12
2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА И ГОСДОЛГА В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………………………..20
2.1 Общая характеристика экономического положения в РФ………………..20
2.2 Размеры и динамика государственного долга России…………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Файлы: 1 файл

Государственный долг и дефицит государственного бюджета в России.doc

— 370.00 Кб (Скачать файл)



 

 

Далее проведем анализ, сделаем выводы и дадим предложения, которые касаются государственного долга России.

 

    1. Размеры и динамика государственного долга России

 

Государственный долг формируется как результат внутренней и внешней долговой политики. Объем внешнего долга СССР в конце 1990 г. при обсуждении проекта бюджета на 1991 г. был представлен величиной, которую надо увеличить до 39 млрд. руб. по официальному курсу Госбанка СССР. В то время он составлял 55 коп. за 1 долл. Следовательно, величина задолженности в пересчете на доллары должна была составить около 71 млрд. долл. Поскольку Россия не смогла после распада Советского Союза "распределить" между республиками его внешний долг и стала его правопреемницей, общая величина формирующегося суверенного долга включала и это наследие. Углубление кризиса потребовало новых заимствований. Для них была создана институциональная основа - в 1992 г. Россия вступила в МВФ и могла обслуживаться Всемирным банком (МБРР), а также Европейским банком реконструкции и развития (вместо СССР). Поэтому история суверенных интенсивных заимствований России у названных международных организаций связывается с 1992 г. После 1992 г. полученные Россией кредиты состоят из кредитов международных финансовых институтов, правительств иностранных государств и частных кредиторов.

Заимствования Всемирного банка включают следующие группы:

  • задолженности, компенсирующие снижение доходов бюджета реабилитационные займы (14,7 % общей суммы портфеля);
  • займы: на структурную перестройку (23,3 %), для развития нефтяной промышленности, энергетики и строительства (19,6 %), транспорта и связи, жилищно-коммунального хозяйства (21,0 %).

Меньшими по объему являются займы для развития рыночной инфрастуктуры (5,0 %), здравоохранения (5,0 %), образования (3,8 %), сельского хозяйства (3,6 %), на нужды государственного управления (2,0 %), охраны окружающей среды (1,3 %), социальной политики (0,7 %). Около половины портфеля займов приходится на связанные кредиты (для финансирования заранее обусловленных проектов). В общей сложности на 1 января 1999 г. России было предоставлено по этой линии 37 займов на общую сумму более 9 млрд. долл. (табл.7).

       Таблица 7 Кредиты МВФ России

Условия получения

Сумма, млрд. долл.

Выборка квоты в %

Года

Удержание дефицита госбюджета в определенных рамках и контроль над приростом денежной массы

1,0

16,7

1992г.

Те же

1,54

25

1993г.

Те же, а также либерализация внешнеэкономической деятельности, включая ликвидацию нетарифных мер регулирования экспорта

1,5

25

1994г.

Те же, а также ликвидация внешнеэкономических льгот, либерализация нефтяного экспорта и отмена до 01. 01. 1996 г. всех экспортных пошлин, а также ежемесячный мониторинг выполнения Россией своих обязательств

6,0

100

1995 г.

Та же, а также отмена экспортных пошлин на нефть и газ (с одновременным повышением акцизов), количественных ограничений на импорт алкоголя, льгот по уплате импортных пошлин на материалы (обеспечивающие деятельность СМИ), обязательной таможенной экспертизы экспортируемых товаров, а также ежеквартальные проверки показателей денежно-кредитной и налогово-бюджетной программы

9,2

 

1996-1998гг.


 

Параллельно и последовательно получаемые кредиты МБРР и ЕБРР были представлены соглашениями, связанными с рыночной трансформацией экономики и социальной сферы - с оплатой дорогих консультационных услуг. Все они отражают так называемые рыночные институциональные преобразования. Это проекты развития контор, институциональных новообразований, заведений, мало значимых для социально-экономического развития организационных структур. Производственная или социальная направленность их была слабой. К производственным относится, например, соглашение о займе между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития (первый нефтяной восстановительный заем) на 300 млн. долл. и соглашение (проект по закупке медицинского оборудования) на сумму 270 млн. долл. Развал угольной отрасли обошелся казне дорого. Речь идет о соглашении (проект структурной перестройки угольной промышленности) на 500 млн. долл. Немного позднее было заключено новое соглашение (второй заем на перестройку угольной отрасли) на сумму -800 млн. долл. Заключено также соглашение (проект по поддержке осуществления реформ в угольной отрасли) на 25 млн. долл. "Забота" внешних кредиторов о социальном благополучии в России была отражена в соглашении о займе между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития (заем на структурную перестройку системы социальной зашиты населения) на 800 млн. долл. Аналогичное стремление деформировать систему образования нашло отражение в соглашении о займе между Российской Федерацией и МБРР (инновационный проект развития образования) на 71 млн. долл. Весьма характерно "трансформационное" соглашение (второй заем на структурную перестройку экономики) на 800 млн. долл.

Для России существенным был бы современный перечень товаров, экспортируемых в погашение внешней задолженности, но он ограничен ресурсной направленностью экспорта. Значение наукоемкого экспорта для страны возрастает, но интересы кредиторов лежат, прежде всего, в области сырьевых потоков. Тем не менее, остается актуальнейшей проблема активизации экспорта оборудования, услуг, интеллектуальных продуктов. Только при этом условии возможны удержание традиционных рынков сбыта продукции, проникновение на новые товарные рынки развивающихся и развитых стран. Тогда же реальной становится организация совместного (со странами-кредиторами) производства конкурентоспособных продуктов, пользующихся спросом на мировом рынке; решение проблем занятости, рост налоговых платежей в бюджеты, снижение долгового бремени. Придание экспорту хотя бы скромных признаков наукоемкого позволило бы при оплате кредитов повысить деловую активность на территории стран - импортеров, улучшить межгосударственные отношения. Пока этот резерв используется настолько же слабо, насколько беден набор экспортируемых товаров. Данная связь существенна, ее имеют в виду все экспортеры-должники.

С учетом долга бывшего СССР и суверенного долга России - внутреннего и внешнего - к началу нового века сформировался общий долг впечатляющих размеров, снижение которого стало заметным лишь в последние годы (табл. 8).

 

Таблица 8 Объем, структура и динамика государственного долга РФ

Показатели

1993 г.

1998 г.

2000 г.

2004 г.

Государственный долг, млрд. руб.

в том числе:

157,7

3991,7

4479,7

3884,1

внутренний

17,2

757,9

557,4

842,1

внешний

140,5

3233,8

3922,3

3042,0

% ВВП, в том числе:

71,3

148,7

61,3

29,9

внутренний

10,0

28,2

7,6

6,4

внешний

61,3

120,5

53,7

23,5


 

Непосредственно внешний государственный долг России имеет следующую структуру (табл. 9). В нынешнем российском долге почти половина - обязательства по ценным бумагам в иностранной валюте. Сокращение его обусловлено существенным погашением в последние годы, а также списанием части советского долга в результате обмена обязательств перед Лондонским клубом кредиторов на новые российские еврооблигации. Около 38 % составляет задолженность членам Парижского клуба, порядка 9 % - задолженность международным финансовым организациям, около 5 % - задолженность перед Центральным банком в иностранной валюте, около 2 % - гарантии правительства. Очевидна тенденция постепенного роста доли внешней задолженности, оформленной в рыночных инструментах в виде ценных бумаг, обращающихся на европейском фондовом рынке, где Россия как правопреемница СССР присутствует более 15 лет. Первый облигационный заем был выпущен в феврале 1988 г. на сумму 100 млн. шведских франков с фиксированным пятипроцентным купоном и сроком погашения 10 лет. Это была своеобразная форма экспериментальной проверки новых для СССР инструментов привлечения заемных средств в связи с рыночными преобразованиями. Всего в 1988-1992 гг. Внешэкономбанком выпущено восемь займов. В течение 1996-1997 гг. было размещено три займа, в 1998 г. - шесть в форме внешних государственных заимствований Российской Федерации, причем внешний облигационный заем в 1998 г. составил 2, 5 млрд. долл. с купоном 12,75 % и сроком погашения 30 лет, т. е. на максимальный срок. Имелось, в виду, что выпуск и размещение облигаций с фиксированной процентной ставкой позволят лучше планировать процентные расходы федерального бюджета. Это всего лишь "словесное основание" не вполне оправданной политики. Сама же практика перехода на подобные инструменты чрезвычайно опасна. Фактически она служит финансовой "подпиткой" часто сменяющихся правительств.

Сложившаяся структура государственного внешнего долга Российской Федерации характеризуется: неоднородностью слагаемых внутренней и внешней задолженности, преобладанием нерыночных инструментов; неравномерным распределением сроков платежей по его обслуживанию и погашению, наличием "пиковых" нагрузок"; изменением соотношения в структуре государственного долга в пользу внутреннего; широким диапазоном применяемых процентных ставок; доминирующим положением доллара США в валютной структуре внешнего долга (54 %); "привязкой" возможностей погашения государственного долга в экспорту энергоносителей; относительной благоприятностью конъюнктурных обстоятельств для погашения внешнего долга в связи с сохранением достаточно высоких мировых цен на энергоресурсы; зависимостью возможностей погашения долга от изменения мировых цен на энергоносители (особенно отчетливо это проявляется в создании, начиная с 2004 г., стабилизационного фонда на случай снижения мировых цен, который фактически выдается за профицит; крайней напряженностью экономики страны в погашении внутреннего и внешнего долга.

 

Таблица 9 Структура государственного внешнего долга Российской Федерации

Показатели

на 1.01.2003г.

на 1.01.2004г.

Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, приятые РФ) без учета предельного объема гарантий

124,4

121,0

%

97, 9

97, 8

По кредитам правительств иностранных государств

52,3

54,0

%

41,1

43,65

В том числе задолженность:

официальным кредиторам Парижского клуба

43, б

46,6

%

34,33

37,67

кредиторам, не являющимся членами Парижского клуба

4,9

4,4

%

3,85

3,56

по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм

3,0

_

%

2, 36

-

кредиторам Лондонского клуба

-

-

коммерческая

3,0

-

%

2,36

-

по кредитам международных финансовых организаций

13,4

11,0

%

10, 55

8,89

Государственные ценные бумаги РФ, выраженные в иностранной валюте

49,5

49,8

%

38,97

40,25

Из них: еврооблигационные займы

39,9

42,5

%

31,4

34,35

ОВГБЗ

9,6

7,3

%

7,55

5,9

По кредитам ЦБ РФ

6,2

6,2

%

4,88

5,01

Предельный размер предоставления гарантий

2,6

2,3

%

2,04

1,86

Государственный внешний долг Российской Федерации с учетом предельного размера гарантий

127,0

123,4

%

100,0

100,0


 

Значительная часть расходов бюджетов последних лет, называемых процентными, для национальной экономики была прямым вычетом (табл.10). Относительно они сокращены более чем в два раза, но абсолютно возросли в 1,93 раза.

Более того, при формальном профиците федерального бюджета, начиная с 2000 г., в бюджетах последних лет предусматривалось увеличение внутренних заимствований. Внутренний долг России представлен государственными ценными бумагами (ГКО, КО, ОВВЗ). Операции с государственными краткосрочными обязательствами (ГКО) составляли в 1996 г. 87% от стоимости всех государственных ценных бумаг, представленных на фондовом рынке. На казначейские обязательства (КО) и облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ) приходилось около 13%. В целом продажи государственных ценных бумаг составляли в 1996 году 97,2% от оборота фондовых бирж. Сумма внутреннего государственного долга поднялась в 1998 году до 70 млрд. долл., или 18% ВВП. К тому же волны финансового кризиса 1997 – 1998 гг. вынуждали периодически повышать процентные ставки рефинансирования до 120 – 150 %. На конец 2004 г. предельный объем государственного внутреннего долга утвержден в сумме 988 млрд. руб. В 2005-2006 гг. он достигает 1200 млрд. руб. На начало 1998 г. аналогичный показатель утверждался в сумме 490,9 млрд. руб. Внутренние заимствования по бюджетному законодательству значатся источниками покрытия дефицита. Но если государство прибегает к ним при профиците бюджета, оно фактически превращает их в обычный инструмент фискальной политики для размещения свободных денег на рынке при абсолютной запущенности финансирования социальной сферы. Является ли растущий государственный долг - пусть даже только внутренний - встроенным стабилизатором" экономики? Явных подтверждений этого нет. Во всех странах, где темпы роста государственного долга, в том числе внутреннего, существенно превышают темпы прироста ВВП (США. Япония, Германия, Италия, Франция, Великобритания, Канада и др.), наблюдаются инфляционные процессы даже при более благополучном положении, чем в России. В России инфляция и индекс потребительских цен остаются высокими и ежегодно приукрашиваются официальной статистикой на фоне повышения тарифов на коммунальные услуги, цен на важнейшие потребительские товары.

 

Таблица 10 Показатели исполнения федерального бюджета за 1997-2002 гг. *

Показатели

1997г.

1998г.

1999г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

Расходы - всего млрд. руб.

500,0

468,1

676,9

1051,4

1354,6

2062,6

В том числе процентные, млрд. руб.

118,5

148,7

162,9

257,9

231,1

229,6

% общей суммы расходов

23,7

31,76

24,06

24,54

17,06

11,13

Информация о работе Государственный долг и дефицит государственного бюджета в России