Государственный долг России: проблемы регулирования и методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение современного состояния государственного долга РФ и государственной политики его управления.
Согласно поставленной цели перед курсовой работой стоит ряд задач:
Изучить теоретические основы управления государственным долгом.
Оценить современное состояние государственного долга РФ.
Выявить проблемы и направления управления государственным долгом РФ.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 6
Глава 1. Теоретические основы управления государственным долгом 6
1.1. Экономическая сущность государственного долга 6
1.2. Управление государственным долгом 12
Глава 2. Проблемы и направления оптимизации управления
государственным долгом РФ 15
2.1. Современное состояние государственного долга РФ 15
2.2. Место России в долговом рейтинге 18
2.3. Проблемы государственного долга РФ и выбор безопасной стратегии 22
Глава 3. Долговая политика РФ 27
3.1. Долговая политика на внутреннем рынке капитала 27
3.2. Долговая политика на международных рынках капитала 32
3.3. Государственная гарантийная поддержка 34
3.4. Создание Российского финансового агентства и переход к
активному управлению государственным долгом 38
Заключение 41
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

Государсвенный долг.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

Законом о федеральном  бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных  гарантий. Общая сумма государственных  гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.

Общая сумма государственных  гарантий, выраженных в иностранной  валюте, включается в состав государственного внешнего долга.

В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные  учреждения не имеют права брать  кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.

Государственные книги  внутреннего и внешнего долга  Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.

В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных  образований по эмитированным ценным бумагам.

Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства. [5, с.47]

Таким образом, государственный  долг представляет собой общий размер задолженности правительства страны владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов.

 

 

1.2. Управление  государственным долгом

 

Управление государственным  долгом – это система финансовых мероприятий, проводимая государством с целью погашения займов, а также выплат доходов по этим займам, изменениям сроков и условий выпущенных займов, выпуск очередных долговых обязательств. Это одно из приоритетных направлений финансовой политики государства.

На принятие решений  по выбору методов управления госдолгом влияют, в основном, такие факторы: доля расходов на обслуживание госдолга в общей сумме расходных статей бюджета и процентное соотношение ВВП и суммы государственных заимствований.

При оценке внешнего госдолга применяются показатели соотношения  суммы внешних заимствований и объема экспорта и доли расходов, идущих на погашение внешнего госдолга к сумме выручки от экспорта.

Управление государственным  долгом – это непрерывный процесс, в котором последовательно выделяются три этапа: 1 – размещение ценных бумаг с целью привлечения финансовых ресурсов, 2 – погашение госдолга, 3  - обслуживание госдолга.

Погашается госдолг  за счет средств бюджета, золотовалютных резервов, денег, вырученных от продажи  собственности государства, а также  при помощи новых заимствований. [12, с.56]

Управление государственным  долгом включает две большие группы методов: финансовые и административные.

Финансовые методы заключаются  в выборе форм и способов, которыми государство будет погашать госдолг, с учетом финансовых показателей. Они  нацелены на достижение предельной эффективности от привлечения займов и поиск путей сведения издержек, связанных с их погашением, к минимуму.

Административные методы базируются на быстром выполнении распоряжений государственных органов власти. В их функции не входит оценка эффективности и результативности действий, связанных с управлением госдолга.

Основные меры, к которым  прибегает государства, при управлении госдолгом, сводятся к следующим  мероприятиям.

В условиях роста задолженностей и бюджетного дефицита страна имеет право прибегнуть к такой мере как рефинансирование государственного долга – выпуска новых займов для погашения старой задолженности.

Конверсия – это изменение  государством доходности существующих займов. Как правило, государство  прибегает к снижению размера выплат по займам в процентном выражении с целью снижения расходов, несомых при управлении госдолгом.

Консолидация – подразумевает  внесение изменений в условия  займов, связанных с их сроками. Их изменение обычно происходит в сторону  увеличения.

Унификация займов –  объединение в один нескольких существующих займов. При этом ранее выпущенные облигации обмениваются на новые. Часто  унификация проводится вместе с консолидацией.

Аннулирование государственного долга – радикальная мера, при  которой государство отказывается от всех обязательств, связанных с выпущенным займом.

Управление государственным  долгом осуществляет Правительство  РФ, в тех рамках наделяемых его  полномочий, которые устанавливаются  Федеральным Собранием РФ.

Оно заключается в  формировании политики, проводимой в отношении госдолга, установлении границ задолженности, определении целей и направлений воздействия на показатели микро- и макроуровня, установлении целесообразности финансирования госдолга за счет общегосударственных программ. Все это реализуется через систему мероприятий, которые связаны с выпуском долговых обязательств и дальнейшим его обслуживанием. Это требует от органов госвласти комплексного подхода и определяет многоплановость регулирования формирующейся задолженности. [6, с.49]

Таким образом, управление государственным долгом – совокупность мероприятий государства (правительства, центрального банка, министерства финансов и других государственных органов) по погашению внешних и внутренних займов, организации выплаты доходов (процентов) по ним, изменению условии и сроков ранее выпушенных займов, размещению новых долговых обязательств. К мероприятиям по управлению государственным долгом относятся: политика рефинансирования, конверсия займов, консолидация, аннулирование и унифицирование займов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы и направления оптимизации управления государственным долгом РФ

 

2.1. Современное  состояние государственного долга  РФ

 

Совокупный объем государственного долга возрос за 2012 год на 1179,24 млрд. руб., или на 22,1 процента. Таким образом, объем государственного долга по состоянию на 1 января текущего 2013 года составил 6522,46 млрд. руб., или 10,7% ВВП, против 5343,22 млрд. руб., или 9,6% ВВП, - на начало 2012 года.

Таблица 1

Объем и структура  государственного долга РФ за 2011-2012 годы,              млрд. руб.

Показатели

2011 год

2012 год

Абс. изм.

Темп прироста, %

Государственный долг

5343,22

6522,46

1179,24

22,07

% к ВВП

9,60

10,70

1,10

11,46

Внешний долг

1152,67

1542,06

389,39

33,78

% к ВВП

2,07

2,53

0,46

22,15

Внутренний долг

4190,55

4980,40

789,85

18,85

% к ВВП

7,53

8,17

0,64

8,52


 

При этом объем государственного внешнего долга за 2012 год возрос на 14969,8 млн. долл. США, или на 41,8% и  составил по состоянию на 1 января текущего года 50,7712 млрд. долл.  США, или 2,5% ВВП. При этом объем госгарантий за прошедший год увеличился на 10383 млн. долл. США, или в 11,3 раза. Без учета госгарантий объем государственного внешнего долга возрос на 4586,8 млн. долл. США, или на 13,2 процента. 

В рублевом выражении объем государственного внешнего долга по состоянию на 1 января текущего года составил 1542,06 млрд. руб., что на 33,8%, или на 389,39 млрд. руб. выше объема внешней задолженности на 1 января годом ранее.

Объем государственного внутреннего долга за 2012 год возрос на 789,85 млрд. руб., или на 18,85% и составил по состоянию на 1 января текущего года 4980,4 млрд. руб., или 8,2% ВВП. При этом, государственный внутренний долг номинированный в государственных ценных бумагах возрос на 517,85 млрд. руб., или на 14,6% до 4064,29 млрд. руб., а объем государственных гарантий – увеличился на 271,8 млрд. руб., или на 42,65%, составив на 1 января 2013 года 909,14 млрд. рублей. Объем других долговых обязательств в целом за 2012 год увеличился на 193,51 млн. руб., или на 2,9%, и составил 6,98 млрд. рублей.

При этом в структуре  долга, номинированного в государственных  ценных бумагах, продолжилось наращивание  ОФЗ-ПД (облигаций федерального займа  с постоянным купонным доходом): их объем возрос за прошедший год  на 424,45 млрд. руб., или на 23,3% и по состоянию на 1 января 2013 г. составил 2248,15 млрд. руб. (55,3% от общего объема государственных ценных бумаг против 51,4% на начало 2012 года). Таким образом, объем ОФЗ-ПД в 2,14 раза превысил объем ОФЗ-АД (облигаций федерального займа с амортизацией долга), составивший на 1 января 1048,58 млрд. руб. (в целом за 2012 год снижение составило 31 млрд. руб., или 2,9 процента). Доля ОФЗ-АД в общем объеме государственных ценных бумаг сократилась с 30,4% по состоянию на 1 января 2012 г. до 25,8% - на 1 января текущего года. Объем государственных сберегательных облигаций (ГСО) за прошедший год возрос на 124,4 млрд. руб., или на 22,5%, составив 677,55 млрд. руб. (их удельный вес в объеме государственного внутреннего долга номинированного в ценных бумагах увеличился с 15,6% до 16,7 процента). Объем рублевых еврооблигаций на 1 января текущего года составлял 90 млрд. руб. (2,2% в общем  объеме государственных ценных бумаг) не изменившись за 2012 год.  

Объем государственных  ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, за январь-декабрь прошедшего года увеличился на 393,45 млрд. руб., или на 14% и по состоянию на 1 января текущего года составил 3196,74 млрд. руб., или 64,2% объема государственного внутреннего долга Российской Федерации при 66,9% по состоянию на 1 января 2012 года.

Сегодняшний день наиболее объемная задолженность приходится на банковский сектор. Задолженность кредитных организаций достигает 208,37 млрд. долларов. Это на 28% больше, чем в прошлом году. Внешняя задолженность прочих секторов экономики увеличилась на 7,4% — до 356,97 млрд. долларов. Но в условиях дефицита ликвидности рост внешнего долга банковского сектора выглядит вполне естественным. Учитывая, что в прошлом году рынок рос в основном за счет средств государства, привлечение денег с международных рынков является структурно более правильным решением. Также следует принимать во внимание, что данный рост сопоставим с темпами роста банковского сектора, и доля внешнего долга к активам осталась примерно на том же уровне — 14%. Таким образом, рост внешнего долга не представляет какой-либо угрозы для российского рынка, а является логичным следствием продолжающегося роста экономики в условиях ограниченных источников фондирования.

Тем временем внешний долг органов государственного управления в отчетный период вырос на 28,9% и на 1 января достиг 44,72 млрд. долларов. При этом долг бывшего СССР в данном показателе составил 2,15 млрд. долларов, а новый российский долг — 41,87 млрд. долларов. Задолженность органов денежно-кредитного регулирования на 1 января составила 14,77 млрд. долларов, увеличившись на 27,97%. Здесь же речь идет о консолидированном долге всех субъектов — и государства, и юридических и физических лиц. Собственно долг России как государства остается очень низким. Задолженность России по отношении к ВВП — одно из лучших, если не самое лучшее среди всех крупных экономик мира. И такой она останется в обозримой перспективе трех лет.

Что касается долгов юридических  лиц, то рост задолженности перед зарубежными партнерами до определенного предела является позитивным моментом, считает эксперт. Речь идет о привлечении финансирования по ставкам ниже, чем это можно сделать внутри страны. Это повышает инвестиционную активность внутри страны. Рост именно сейчас так же позитивен. В 2009–2010 годах в связи с финансовым кризисом на Западе окно для кредитования там российских компаний закрылось. Теперь мы видим восстановление процесса кредитования.

 

 

2.2. Место России  в долговом рейтинге

 

С каждым годом растет практика внешнего заимствования практически во всех государствах нашей планеты, независимо от степени развития и состояния их казны. Государственный долг ведущих экономик мира ежегодно увеличивается.

Лидирует в рейтинге по показателю «объем госдолга на одного жителя» Япония. В Стране восходящего солнца на каждого японца по итогам 2011 года приходится по 105.5 тыс. долларов странового долга. Всего госдолг Японии составляет порядка 13.5 трлн. долларов – немногим меньше, чем у США. Япония может служить иллюстрацией того, что, большой государственный долг для страны не является однозначным свидетельством проблем. Очень многое здесь зависит от способности экономики государства по этим самым долгам платить, а также от возможностей привлекать новые кредиты. Кроме того, на мировом уровне работает принцип «too big to fall» (слишком большой чтобы упасть), когда способность платить по долгам в большей степени проблема кредиторов, а не должников.

Нечто подобное наблюдается, например, в случае с США, занявшими  в рейтинге третье место вслед за Ирландией. На одного американца приходится 49.8 тыс. долларов госдолга страны. Это достаточно большая цифра и она с успехом продолжает расти год от года. В США за счет увеличения госдолга финансируются новые программы и решения, в том числе и для получения поддержки избирателей.

Однако назвать сложившуюся  ситуацию идиллией, конечно нельзя. Следует отметить, что хотя увеличение долга может быть бесконечным, это  совершенно не отменяет одновременно того факта, что все большие и  большие обязательства перекладываются на плечи будущих поколений. Или на плечи будущих политиков и руководителей, если речь идет о более коротких горизонтах.

Впрочем, отсутствие госдолга совсем не всегда свидетельствует об успешности страны. В конце рейтинга находятся Мадагаскар с госдолгом в 26 долларов на человека, Либерия (41 доллар) и Демократическая Республика Конго (69 долларов). Низкий госдолг в этих странах связан не с большими собственными ресурсами государств, а со слабостью их экономик, не имеющих больших возможностей привлекать заемные средства.

Информация о работе Государственный долг России: проблемы регулирования и методы управления