Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 22:15, курсовая работа
Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение современного состояния государственного долга РФ и государственной политики его управления.
Согласно поставленной цели перед курсовой работой стоит ряд задач:
Изучить теоретические основы управления государственным долгом.
Оценить современное состояние государственного долга РФ.
Выявить проблемы и направления управления государственным долгом РФ.
Введение 3
Основная часть 6
Глава 1. Теоретические основы управления государственным долгом 6
1.1. Экономическая сущность государственного долга 6
1.2. Управление государственным долгом 12
Глава 2. Проблемы и направления оптимизации управления
государственным долгом РФ 15
2.1. Современное состояние государственного долга РФ 15
2.2. Место России в долговом рейтинге 18
2.3. Проблемы государственного долга РФ и выбор безопасной стратегии 22
Глава 3. Долговая политика РФ 27
3.1. Долговая политика на внутреннем рынке капитала 27
3.2. Долговая политика на международных рынках капитала 32
3.3. Государственная гарантийная поддержка 34
3.4. Создание Российского финансового агентства и переход к
активному управлению государственным долгом 38
Заключение 41
Список использованной литературы 44
«Государственный долг России: проблемы регулирования и методы управления»
Содержание
Введение 3
Основная часть 6
Глава 1. Теоретические основы управления государственным долгом 6
1.1. Экономическая сущность государственного долга 6
1.2. Управление государственным долгом 12
Глава 2. Проблемы и направления оптимизации управления
государственным долгом РФ 15
2.1. Современное состояние государственного долга РФ 15
2.2. Место России в долговом рейтинге 18
2.3. Проблемы государственного долга РФ и выбор безопасной стратегии 22
Глава 3. Долговая политика РФ 27
3.1. Долговая политика
на внутреннем рынке капитала
3.2. Долговая политика
на международных рынках
3.3. Государственная гарантийная поддержка 34
3.4. Создание Российского
финансового агентства и
активному управлению государственным долгом 38
Заключение 41
Список использованной литературы 44
Введение
Практически все страны для финансирования государственных расходов привлекают заемные средства, что является источником формирования государственного долга. Причем зачастую, чем богаче страна и выше в ней уровень жизни, тем большие объемы государственного долга она имеет. И это вполне объяснимо – выполнение социальных обязательств и реализация масштабных макроэкономических программ требуют дополнительных финансов, которые не вписываются в рамки бюджетов, и привлечь их можно только на долговом рынке. Поэтому само по себе наличие госдолга в той или иной стране с этих позиций не является чем-то экстраординарным.
В то же время важно, чтобы уровень госдолга соответствовал не только потребностям, но и возможностям страны. Достаточно взглянуть на Грецию и ряд других стран южной Европы, чрезмерная долговая нагрузка которых явилась катализатором европейского кризиса. Уровень долга является также важнейшим показателем, на который обращают внимание рейтинговые агентства, вынося свой вердикт о кредитоспособности страны путем выставления рейтинга. Последний, в свою очередь, является ориентиром для инвесторов и, в конечном счете, сильно влияет на потоки инвестиций в страну.
Таким образом, государственный долг в той или иной степени затрагивает все страны: и промышленно развитые, и слаборазвитые, и развивающиеся страны. Однако государственный долг может стать и причиной экономической нестабильности, что неоднократно подтверждалось на практике многих стран. Стратегии, связанные с управлением государственным долгом, могут стать не адекватными ситуации при столкновении с непредвиденными событиями, например, нарушением баланса частного сектора, и послужить толчком для наступления бюджетного, финансового и экономического кризиса. Поэтому для поддержания финансовой стабильности страны органы, ответственные за управление долгом, должны придерживаться взвешенных стратегий управления долгом и наилучшей практики по управлению рисками, осуществлению правильной политики раскрытия данных с тем, чтобы свести до минимума риски, связанные с будущими обязательствами и требованиями частного сектора, а также возможными условными обязательствами этого сектора.
В настоящее время перед Российской Федерацией стоит ряд задач: сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания; оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей; оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей; рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей; повышение эффективности использования заемных средств.
Решение этих задач требует проведения на постоянной основе анализа структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы государственного долга необходимо также активно использовать теоретические наработки в этой области.
Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение современного состояния государственного долга РФ и государственной политики его управления.
Согласно поставленной цели перед курсовой работой стоит ряд задач:
При написании курсовой работы использовались нормативно-правовые акты, регулирующие отношения государственных заимствований и государственной задолженности, учебные пособия и современные публикации по международным экономическим отношениям и теории финансов известных экономистов. Практическая часть исследования основана на статистической информации Министерства РФ и Счетной палаты РФ по объему и структуре государственной задолженности РФ.
Глава 1. Теоретические основы управления государственным долгом
1.1. Экономическая
сущность государственного
Государственный долг является составляющим компонентом понятия «государственный кредит» и возникает в результате финансовых заимствований страны. Такая процедура вызвана необходимостью покрыть дефицит бюджета. [12, с.56]
Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.
Государственный долг – это сумма накопленных бюджетных дефицитов за минусом бюджетных избытков.
Государственный долг –
это и задолженность
Государственный долг возникает ввиду отсутствия у государства средств, необходимых для выполнения его функций. Поэтому оно вынуждено мобилизовать дополнительные средства для покрытия своих расходов. Увеличение государственного долга – источник финансирования правительственных программ.
Между бюджетным дефицитом и государственным долгом существует прямая зависимость. Государственные займы – главный экономически оправданный источник покрытия бюджетных дефицитов.
Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга. Обычно займы размещаются в первую очередь внутри страны, но часть из них может быть размещена и за границей. [7, с.40]
Государственный долг подразделяется на:
1) внутренний – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством;
2) внешний – задолженность
государства иностранным гражда
Та часть, которую государство занимает за рубежом для покрытия дефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в государственный, так и в иностранный долг.
Внешний долг ложится тяжелым грузом на страну (хотя многие должны друг другу) – надо отдавать ценные товары, оказывать услуги, чтобы оплатить процент и погасить долг. Кроме того, иногда кредитор ставит определенные условия.
Внешнее финансирование
государства — следствие
Внешнее финансирование привлекается государством для финансирования своих расходов и дефицита госбюджета при невозможности мобилизовать эти средства внутри страны. Другими словами, международное финансирование используется тогда, когда государственные финансы имеют высокую дефицитность и потребности в финансировании расходов. Внешнее финансирование привлекается по двум направлениям: государственному и частному (по источникам) (рис. 1).
Рис. 1 Структура внешнего финансирования по источникам
Внешнее финансирование различается также по формам. Оно осуществляется как в форме безвозмездного финансирования, так и в форме возвратного кредитования (рис. 2).
Рис. 2 Структура внешнего финансирования и кредитования по формам
Международное финансирование структурируется и по срокам (в части кредитования) на кратко- (до 1 года), средне- (от 1 до 7 лет) и долгосрочное.
Внутренний государственный
долг приводит к перераспределению
доходов среди населения
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина бюджетного дефицита, а следовательно, государственного долга, малопоказательна для экономического анализа. Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно измерять изменения государственного долга по отношению к изменениям ВВП. [14, с.30]
Обычно в государственном долге видят две опасности:
1) возможность банкротства нации;
2) переложение долгового бремени на другие поколения.
Первая опасность нереальна, поскольку никто не может запретить правительству выполнять свои должностные обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти обязательства складываются из:
а) рефинансирования (при наступлении срока погашения ГО правительство продает новые ГО и использует выручку для выплаты стоимости погашаемых облигаций);
б) взимания налогов (для выплаты процента по долгу и его суммы);
в) выпуска новых денег в обращение. [12, с.57]
Задолженность правительственных
органов накапливается и
Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:
- кредитных соглашений,
подписанных от имени
- государственных ценных бумаг;
- договоров о предоставлении государственных гарантий;
- переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.
Государственный долг подразделяется также на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лет) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т. е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.
Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.
Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.
Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.
Решение об эмиссии государственных
ценных бумаг принимается
В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.
Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.
Информация о работе Государственный долг России: проблемы регулирования и методы управления