Государственный долг России: проблемы регулирования и методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение современного состояния государственного долга РФ и государственной политики его управления.
Согласно поставленной цели перед курсовой работой стоит ряд задач:
Изучить теоретические основы управления государственным долгом.
Оценить современное состояние государственного долга РФ.
Выявить проблемы и направления управления государственным долгом РФ.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 6
Глава 1. Теоретические основы управления государственным долгом 6
1.1. Экономическая сущность государственного долга 6
1.2. Управление государственным долгом 12
Глава 2. Проблемы и направления оптимизации управления
государственным долгом РФ 15
2.1. Современное состояние государственного долга РФ 15
2.2. Место России в долговом рейтинге 18
2.3. Проблемы государственного долга РФ и выбор безопасной стратегии 22
Глава 3. Долговая политика РФ 27
3.1. Долговая политика на внутреннем рынке капитала 27
3.2. Долговая политика на международных рынках капитала 32
3.3. Государственная гарантийная поддержка 34
3.4. Создание Российского финансового агентства и переход к
активному управлению государственным долгом 38
Заключение 41
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

Государсвенный долг.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

На одного россиянина на конец 2012 года приходится 1247 долларов государственного долга. Это позволяет нашей стране занимать вполне комфортное 99 место в рейтинге, располагаясь между Болгарией и Перу. Уровень госдолга в России стране невысок, и в данном случае это связано с тем, что государство не испытывает большой необходимости в привлечении денежных ресурсов под проценты. Особенно, пока сохраняются высокие цены на нефть.

Российский госдолг  растет медленно – на одного россиянина в 2012 году стало на 26 долларов долга больше. Лидером роста по абсолютным показателям стала также Япония – на одного японца в 2012 году стало приходиться на 12.9 тыс. долларов госдолга больше, что во много было связано с укреплением йены. Самое большое снижение госдолга наблюдалось в ОАЭ (минус 800 долларов на человека). Вообще, снижался госдолг только в 18 странах из 168 участников рейтинга.

Адекватные возможности  для роста долговой нагрузки в  России есть, однако пока «улучшать» позиции в рейтинге особой целесообразности нет. Российский госдолг не самый дешевый в обслуживании, а инструментов для финансирования государственных программ в целом хватает.

Абсолютно понятно, что  экономически оправданы только внутренние заимствования, которые не увеличивают денежную базу и абсолютно не понятно, почему народ в лице государства должен зависеть от каких-то международных банковских корпораций и платить им.

К сожалению, надо признать, что правительства  большинства развитых государств утратили возможность в полной мере осуществлять свою главную функцию – функцию управления. Центральные банки не подконтрольны правительствам, следовательно, они не могут быть полноценным инструментом для достижения национальных целей.

Являясь частью этой международной финансовой системы, Россия находится в более ущербном положении, чем основные мировые державы. Ставка рефинансирования в развитых странах составляет:

Рис. 3 Сравнение ставок рефинансирования развитых стран и России

Корпоративные кредиты  в России в среднем на 7-8% дороже, чем в указанных странах. Процент по кредитам закладывается в стоимость продукции на каждом этапе ее производства, это делает продукцию российского производства менее конкурентоспособной на мировых рынках.

Отмена бессмысленного внешнего кредитования государств, снижение процентных ставок внутри страны – это не фантастика, а вполне возможное будущее. Но чтобы это будущее наступило, обществу необходимо осознать проблему и она решится рано или поздно.

Впрочем, объективные предпосылки  для возможно увеличения госдолга есть. Связаны они с большим количеством масштабных задач, стоящих перед государством, для решения которых, вполне возможно, придется занимать.

Немаловажен в качестве меры долговой нагрузки показатель отношения госдолга к объему ВВП страны. По сути, эта цифра отражает то, в какой степени соотносится долг с размерами экономики страны. Лидирует по долговой нагрузке Япония – 230% составляет госдолг этой страны по отношению к ВВП. На втором месте расположилась Греция уже «только» 161%, далее следует государство Сент-Китс и Невис. Меньше всех долг к ВВП составляет в Омане (5%), на Мадагаскаре и в соседней к нам Эстонии – по 6%.

Долговая нагрузка на отечественную  экономику также крайне низка  – госдолг к ВВП России составляет менее 10% и по этому показателю мы 161-е из 168 стран. В принципе это можно рассматривать как повод для позитивных оценок – российские низкие показатели связаны с тем, что государство не берет в долг, а не с тем, что ему сложно привлечь кредиты (среди стран с низким соотношением достаточно и таких). Более верным, однако, представляется рассматривать сложившееся соотношение как запас прочности. Увеличивая госдолг в разумных пределах, Россия продолжит оставаться страной с адекватной нагрузкой на экономику. Как следствие, при необходимости страна вполне может финансировать какие-то проекты по модернизации экономики, например, в пределах даже 20-30% ВВП или порядка 450 млрд. долларов, не ухудшая существенно надежность страны как кредитора. В условиях большой мировой финансовой нестабильности это добавляет оптимизма оценкам перспектив отечественной экономики.

Таким образом, вопрос внешних займов страной достаточно спорный. Россия находится в относительно благоприятной ситуации с точки зрения финансирования, тогда как в той же Европе бушует кризис, связанный как раз с уровнем госдолга ряда стран. Если многие страны ЕС давно превысили и нормы зоны евро (для тех, кто входит в рамки единой валюты), и вообще разумные нормы (проблемные страны давно перешагнули отметку 100%), то Россия по данному показателю находится на безрисковом уровне. В настоящее время внешний долг в ВВП находится у отметки 20% даже после прошлогоднего выпуска еврооблигаций, то есть как государство Россия не испытывает проблем с заимствованием и пользуется благоприятным периодом высокого спроса на ее долговые активы.

Действительно, проще получать кредиты  в тот период, когда можно получить оценку практически на уровне развитых рынков, а следовательно, стоимость  долга будет значительно ниже, нежели в стандартный период. Причем, учитывая консервативную политику заимствований в России, можно предположить, что и при ухудшении мировой ситуации у нашей страны не возникнет рисков непогашения. Негативным моментом остается только рост корпоративной задолженности, включая банковский сектор, который показывает опережающие темпы роста долговой нагрузки по отношению к другим отраслям экономики. В связи с этим не исключено, что мы увидим новое ужесточение политики ЦБ РФ в отношении банковской деятельности уже в начале текущего года в целях уменьшения рисков системы.

 

2.3. Проблемы государственного долга РФ и выбор безопасной стратегии

С 2013 года вступают в силу новые бюджетные правила, имеющие  целью снижение зависимости бюджетной  системы от внешнеэкономической  конъюнктуры, сокращение дефицита федерального бюджета и формирование в необходимых объемах суверенных фондов. «Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» предусматривают снижение дефицита федерального бюджета с 1,5% в 2013 году до минимального значения 0,1% ВВП в 2015 году. Кроме того, «Основными направлениями...» ставится задача по обеспечению постоянного и на приемлемых условиях доступа на долговые рынки, снижению стоимости заимствований и расходов на обслуживание долговых обязательств, а также получению дополнительных доходов от управления средствами суверенных фондов.

Помимо этого на 2013 - 2015 гг. для финансирования бюджетного дефицита запланированы ежегодные масштабные заимствования - в основном на внутреннем рынке, но в объеме, значительно превышающем дефицит. Так, в 2013 году объем госзаимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках вырастет по сравнению с текущим годом на 544 млрд. руб., то есть почти на 36%. Всего же в 2013-2015 годах государство намерено привлечь свыше 5,66 трлн. руб.

Помимо рисков непривлечения средств на внутреннем рынке в заявленных объемах и на приемлемых условиях, существует еще и риск дестабилизации федерального бюджета, связанный с ускоренным ростом расходов на погашение и обслуживание государственного долга. В 2013-2015 годах общий объем процентных расходов составит более 1,61 трлн. руб. И уже в 2015 году эти расходы, увеличившись против текущего года в 1,6 раза, превысят ассигнования на межбюджетные трансферты общего характера или на образование. В проектных документах эффективные меры по снижению госдолга, стоимости заимствований и процентных расходов федерального бюджета не просматриваются.

Похожая ситуация складывается и в сфере управления средствами суверенных фондов. Основные направления  бюджетной политики на 2013 год и  плановый период 2014 и 2015 годов предусматривают пополнение Резервного фонда нефтегазовыми доходами федерального бюджета за 2013-2015 годы на общую сумму 2,32 трлн. руб. При этом в 2011 году совокупная доходность размещения средств Резервного фонда на валютных счетах в Банке России, выраженная в корзине разрешенных иностранных валют, составила лишь 1,8% годовых, а средств Фонда национального благосостояния - 1,75%. Доходность размещения средств ФНБ на депозитах во Внешэкономбанке составила 5,56% годовых. Необходимо понять, насколько целесообразны планируемые масштабные госзаимствования при параллельном накоплении в суверенных фондах нефтегазовых денег. Ведь доходность по ним существенно ниже, чем ставки, по которым осуществляются заимствования. Кроме того, налицо тенденция роста остатков средств федерального бюджета на счетах в федеральном казначействе. По сути, государство занимает деньги, которые у него и так есть и которыми оно при этом не слишком эффективно управляет. Правительство анонсировало создание Российского финансового агентства, которое, по замыслу, должно управлять средствами фондов. Однако оно до сих пор не создано.

Еще одна проблема - накопленный  госдолг субъектов Федерации. На 1 января текущего года он достиг почти 1,17 трлн. руб. Это более чем 30-процентный рост за два года. Госдолг увеличился у 62 регионов, а снизился к июлю этого года лишь у 20. Почти четверть общего объема задолженности приходится на кредиты коммерческих банков. Поступательно растут и расходы территорий на погашение и обслуживание госдолга. Такая ситуация ставит под сомнение сбалансированность консолидированного бюджета, отягощая его гораздо большим дефицитом, чем у бюджета федерального. Целый ряд дотационных регионов вообще не имеют перспектив погашения госдолга. Разумеется, это создает и дополнительные риски при планируемой передаче на субфедеральный уровень различных расходных полномочий. В ряде субъектов Федерации рост долговых обязательств уже ощутимо препятствует их социально-экономическому развитию.

Беспокойство Счетной  палаты вызывает рост совокупного внешнего долга в основной его части - внешнего корпоративного долга. По оценке Банка России, за январь-июнь текущего года увеличился на 7,3%, и достиг $585 млрд., превысив объем международных резервов страны на 13,8%. Если же не учитывать средства суверенных фондов, то превышение составит почти 60% или $217 млрд.

Формально, согласно международным стандартам, показатели долговой нагрузки России находятся на допустимом уровне. Однако, оценивая риски роста внешнего долга, следует учитывать и такие параметры, как высокая волатильность рубля, структура доходов и расходов федерального бюджета, а также структура экспорта и импорта. Снижение цен на нефть и колебания курсов валют способны быстро и резко ухудшить условия заимствований и вызвать значительный рост стоимости обслуживания внешнего долга. Дополнительные риски для федерального бюджета создают масштабные заимствования корпоративных структур, полностью или частично подконтрольных государству, либо частных предприятий, по тем или иным причинам признаваемых стратегическими. В 2009 году государству уже пришлось за свой счет спасать от корпоративных дефолтов как государственные, так и некоторые частные структуры.

Россию от большинства  других развитых стран выгодно отличает одна из самых низких долговых нагрузок. Но если сопоставить размер госдолга не только с объемом ВВП, но также и с такими показателями, как ликвидность заимствований, качество управления средствами суверенных фондов и остатками средств на казначейских счетах, а также с расходными обязательствами федерального бюджета, то ситуация в этой сфере уже не выглядит достаточно устойчивой.

В этой связи, по мнению Счетной  палаты, необходим постоянный мониторинг и анализ ситуации в сфере управления госдолгом - как для экспертизы обоснованности и эффективности планируемых государством заимствований, так и для оперативного влияния на заемную политику корпоративного сектора, регионов и крупнейших муниципальных образований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Долговая политика РФ

 

 

3.1. Долговая политика на внутреннем рынке капитала

 

Реализация долговой политики Российской Федерации в 2013-2015 гг. будет осуществляться в соответствии со следующими целями:

  • поддержание умеренной долговой нагрузки как важнейшего конкурентного преимущества России;
  • превращение национального рынка капитала в стабильный источник удовлетворения потребностей бюджета;
  • поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России инвестиционной категории, создание предпосылок для повышения рейтингов до категории «А»;
  • обеспечение постоянного доступа Российской Федерации и национальных корпоративных заемщиков к внутреннему и внешнему источникам заемного капитала на приемлемых условиях, минимизация стоимости заимствований;
  • совершенствование сложившейся системы управления государственным долгом Российской Федерации, развертывание практической деятельности Российского финансового агентства;
  • поддержание мерами политики безопасных тенденций в сфере внешнего долга российского корпоративного сектора.

Решение задачи поддержания  высокой ликвидности внутреннего  рынка, обеспечения присутствия  на нем широкого круга инвесторов и стимулирования инвестиционного спроса требует дальнейшей реализации комплекса мер по повышению привлекательности рынка государственных ценных бумаг. В период 2011-2012 гг. на данном рынке был осуществлен ряд ранее планируемых принципиальных преобразований:

1) обеспечен прямой доступ нерезидентов на российский рынок государственных ценных бумаг, в том числе через счета в международных депозитарно-клиринговых системах (приняты закон «О центральном депозитарии» и необходимые изменения в закон «О рынке ценных бумаг», утвержден перечень иностранных организаций, которым центральный депозитарий может открывать счета номинального держателя);

2) Обеспечен допуск  ОФЗ к обращению на фондовой  бирже: вторичное обращение ОФЗ  перенесено из отдельной секции  государственных ценных бумаг  биржи на секцию фондового рынка, что способствует расширению числа участников вторичных торгов, снижению их транзакционных издержек, росту оборотов биржевых торгов государственными ценными бумагами;

Информация о работе Государственный долг России: проблемы регулирования и методы управления