Государственный долг России: проблемы регулирования и методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение современного состояния государственного долга РФ и государственной политики его управления.
Согласно поставленной цели перед курсовой работой стоит ряд задач:
Изучить теоретические основы управления государственным долгом.
Оценить современное состояние государственного долга РФ.
Выявить проблемы и направления управления государственным долгом РФ.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 6
Глава 1. Теоретические основы управления государственным долгом 6
1.1. Экономическая сущность государственного долга 6
1.2. Управление государственным долгом 12
Глава 2. Проблемы и направления оптимизации управления
государственным долгом РФ 15
2.1. Современное состояние государственного долга РФ 15
2.2. Место России в долговом рейтинге 18
2.3. Проблемы государственного долга РФ и выбор безопасной стратегии 22
Глава 3. Долговая политика РФ 27
3.1. Долговая политика на внутреннем рынке капитала 27
3.2. Долговая политика на международных рынках капитала 32
3.3. Государственная гарантийная поддержка 34
3.4. Создание Российского финансового агентства и переход к
активному управлению государственным долгом 38
Заключение 41
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

Государсвенный долг.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

В целях повышения  эффективности инструмента государственных  гарантий, а также управления рисками  бюджета, связанными с их предоставлением, особенно в условиях возможного ухудшения  ситуации на финансовых рынках, при  оказании государственной гарантийной поддержки целесообразно исходить из следующих основных принципов:

1) установление единых  подходов для предоставления  госгарантий с общими «родовыми  признаками» (отрасль экономики,  регион, рынок и т.п.), вне зависимости  от объекта государственной поддержки, отход от практики предоставления уникальных, нестандартных гарантий.

2) Требования к отбору  проектов, в отношении которых  применяется государственная гарантийная  поддержка, должны основываться  на анализе рынков сбыта товаров  (услуг), производимых соответствующими предприятиями, а также на конкретизации выгодоприобретателем порождаемых таким сбытом финансовых потоков. Объем последних должен быть достаточен для возврата основной суммы кредита, предоставленного под госгарантию, выплаты процентов и получения средней по отрасли нормы прибыли.

3) Если речь не идёт  об обеспечении национальных  интересов, предоставление государственной  гарантийной поддержки по «планово-убыточным  проектам» и финансово-неэффективным  предприятиям недопустимо, так  как дискредитирует данный инструмент государственной экономической политики.

4) Обеспечение распределения  рисков между государством и  участниками сделки (проекта), которой  оказывается гарантийная поддержка.

5) Оказание гарантийной  поддержки при условии удовлетворительного финансового состояния принципалов (соблюдение указанного условия не предусмотрено, например, правилами предоставления гарантий по инвестпроектам и гарантий для реализации государственного оборонного заказа).

6) Наличие обеспечения  возвратности средств, использованных на исполнение госгарантий (например, по гарантиям по инвестпроектам не предусмотрено обеспечение права регрессного требования Российской Федерации к принципалу).

7) Соблюдение определенных  ограничений получателями государственной  поддержки на период действия госгарантий (например, отмена премиальных и бонусных выплат высшему менеджменту), а также установление ответственности принципала за нереализацию поддерживаемых государством проектов).

В сфере планирования бюджетных ассигнований на возможное исполнение государственных гарантий планируется придерживаться гибкого подхода:

– по фактически выданным госгарантиям – предусматривать  до 100% суммы возможного исполнения;

– по планируемым к  представлению госгарантиям – в  существенно меньшем объеме, с последующим оперативным внесением (в случае необходимости) изменений в федеральный закон о федеральном бюджете, предусматривающих увеличение бюджетных ассигнований до 100% суммы возможного исполнения.

 

 

3.4. Создание Российского финансового агентства и переход к активному управлению государственным долгом

 

Предстоящий период будет  ознаменован развертыванием практической деятельности Российского финансового  агентства – нового специализированного  финансового института, осуществляющего  реализацию на финансовых рынках государственной политики в сфере управления государственным долгом и суверенными фондами России.

В кратчайшие сроки предполагается решить ряд задач, связанных с  развертыванием практической деятельностью  этого института. В их числе формирование уставного капитала Росфинагентства; осуществление государственной регистрации Росфинагентств как юридического лица, утверждение инвестиционной декларации Росфинагентства (перечня разрешенных финансовых активов для инвестирования средств суверенных фондов); согласование требований к договорам, заключаемым Минфином России с Росфинагентством, о выполнении последним функций управляющего средствами суверенных фондов и агента по государственному долгу.

Параллельно с проведением  перечисленных мероприятий планируется реализовать комплекс мер организационно-штатного и методологического характера, связанных с разработкой внутренних документов Росфинагентства, программно-информационным обеспечением его деятельности, взаимодействием Росфинагентства с Минфином России, федеральным казначейством и Банком России, получением лицензии профессионального участника финансовых рынков, размещением и подбором персонала и т.п.

Росфинагентство призвано стать важнейшим элементом российской системы управления государственным  долгом, ориентированным на снижение стоимости государственных заимствований и обслуживания государственных обязательств, минимизацию связанных с долгом процентных и валютных рисков федерального бюджета, обеспечение постоянного профессионального присутствия на финансовых рынках и поддержание эффективного взаимодействия с мировым инвестиционным сообществом.

Рис. 4 Функции Российского финансового агентства

Обладая необходимой  инфраструктурой и кадровым потенциалом, опираясь на лучшую мировую практику, Росфинагентство будет в состоянии эффективно обеспечивать интересы Российской Федерации как суверенного заемщика, размещая государственные ценные бумаги, проводя активные операции на международном и национальном финансовых рынках с целью целенаправленного воздействия на структуру и объем государственного долга, осуществляя постоянное информационное взаимодействие с международными рейтинговыми агентствами, иностранными и отечественными инвесторами в целях обеспечения адекватного восприятия ими кредитного риска России. В результате будут созданы предпосылки для более эффективного и оперативного реагирования на постоянно изменяющуюся рыночную конъюнктуру, что позволит обеспечивать постоянный доступ России к источникам заемного капитала на благоприятных условиях и в конечном счете сокращать расходы федерального бюджета по государственному долгу Российской Федерации.

Деятельность Росфинагентства  будет осуществляться под строгим  контролем государства, в рамках четких полномочий, предоставленных  Правительством Российской Федерации, и при тесном и непосредственном взаимодействии с Минфином России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, вопрос внешних  займов страной достаточно спорный. Россия находится в относительно благоприятной ситуации с точки  зрения финансирования, тогда как в той же Европе бушует кризис, связанный как раз с уровнем госдолга ряда стран. В настоящее время внешний долг в ВВП находится у отметки 20% даже после прошлогоднего выпуска еврооблигаций, то есть как государство Россия не испытывает проблем с заимствованием и пользуется благоприятным периодом высокого спроса на ее долговые активы.

Действительно, проще  получать кредиты в тот период, когда можно получить оценку практически  на уровне развитых рынков, а следовательно, стоимость долга будет значительно  ниже, нежели в стандартный период. Причем, учитывая консервативную политику заимствований в России, можно предположить, что и при ухудшении мировой ситуации у нашей страны не возникнет рисков непогашения. Негативным моментом остается только рост корпоративной задолженности, включая банковский сектор, который показывает опережающие темпы роста долговой нагрузки по отношению к другим отраслям экономики.

Формально, согласно международным стандартам, показатели долговой нагрузки России находятся на допустимом уровне. Однако, оценивая риски роста внешнего долга, следует учитывать и такие параметры, как высокая волатильность рубля, структура доходов и расходов федерального бюджета, а также структура экспорта и импорта. Снижение цен на нефть и колебания курсов валют способны быстро и резко ухудшить условия заимствований и вызвать значительный рост стоимости обслуживания внешнего долга. Дополнительные риски для федерального бюджета создают масштабные заимствования корпоративных структур, полностью или частично подконтрольных государству, либо частных предприятий, по тем или иным причинам признаваемых стратегическими.

Россию от большинства  других развитых стран выгодно отличает одна из самых низких долговых нагрузок. Но если сопоставить размер госдолга не только с объемом ВВП, но также и с такими показателями, как ликвидность заимствований, качество управления средствами суверенных фондов и остатками средств на казначейских счетах, а также с расходными обязательствами федерального бюджета, то ситуация в этой сфере уже не выглядит достаточно устойчивой.

В этой связи необходим постоянный мониторинг и анализ ситуации в сфере управления госдолгом - как для экспертизы обоснованности и эффективности планируемых государством заимствований, так и для оперативного влияния на заемную политику корпоративного сектора, регионов и крупнейших муниципальных образований.

Реализация долговой политики Российской Федерации в 2013-2015 гг. будет осуществляться в соответствии со следующими целями:

  • поддержание умеренной долговой нагрузки как важнейшего конкурентного преимущества России;
  • превращение национального рынка капитала в стабильный источник удовлетворения потребностей бюджета;
  • поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России инвестиционной категории, создание предпосылок для повышения рейтингов до категории «А»;
  • обеспечение постоянного доступа Российской Федерации и национальных корпоративных заемщиков к внутреннему и внешнему источникам заемного капитала на приемлемых условиях, минимизация стоимости заимствований;
  • совершенствование сложившейся системы управления государственным долгом Российской Федерации, развертывание практической деятельности Российского финансового агентства;
  • поддержание мерами политики безопасных тенденций в сфере внешнего долга российского корпоративного сектора.

Предстоящий период будет  ознаменован развертыванием практической деятельности Российского финансового  агентства – нового специализированного  финансового института, осуществляющего  реализацию на финансовых рынках государственной  политики в сфере управления государственным долгом и суверенными фондами России.

Росфинагентство призвано стать важнейшим элементом российской системы управления государственным  долгом, ориентированным на снижение стоимости государственных заимствований  и обслуживания государственных обязательств, минимизацию связанных с долгом процентных и валютных рисков федерального бюджета, обеспечение постоянного профессионального присутствия на финансовых рынках и поддержание эффективного взаимодействия с мировым инвестиционным сообществом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Государственный долг России и стран мира в 2012 году // http://bs-life.ru/makroekonomika/gosudarstvenniy-dolg2012.html
  2. Источник: Государственный долг России и стран мира в 2012 году сайт bs-life.ru
  3. Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики. - Питер. - 2010.
  4. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. - М.: ИНФРА- М. - 2011.
  5. Мартьянов А.В. Актуальные проблемы управления государственными заимствованиями Российской Федерации // Финансы и кредит. - 2012.- № 7. - С. 23-31;
  6. Зуев Д. Бюджетный аспект в управлении государственными займами // Финансы и кредит. - 2011.- № 13. - С. 53-56.
  7. Мартьянов А.В. Возможности применения неоклассической теории государственного долга в современных условиях // Финансы и кредит.-2009.- № 31. - С. 48-54.
  8. Ульянецкий М.М. Государственный долг: рассуждения в защиту // Финансы и кредит. - 2011.- № 33. - С. 36-45.
  9. Мартьянов А.В. Управление государственным долгом и теория рикардианской эквивалентности // Финансы и кредит. - 2011.- № 34. - С. 46-51.
  10. Хейфец Б.А. Долговая политика России: антикризисные новации // Банковское дело. - 2013.- № 1. - С. 55-58.
  11. Зуев Д.С. Анализ влияния государственных долговых обязательств на бюджет // Финансы и кредит. - 2012.- № 9. - С. 38-47.
  12. Шабалин А.О. Долговая политика России и тенденции формирования корпоративного долга // Бизнес и банки. - 2012.- № 13. - С. 1-4.
  13. Панкин Д.В. Основные направления долговой политики Российской Федерации на 2013-2015 годы / Д. В. Панкин // Финансы. - 2012.- № 10. - С. 3-8.
  14. Проблемы государственного долга РФ: выбор безопасной стратегии // http://www.deloros.ru/main.php?mid=299&doc=23172

 


Информация о работе Государственный долг России: проблемы регулирования и методы управления