Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 22:15, курсовая работа
Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение современного состояния государственного долга РФ и государственной политики его управления.
Согласно поставленной цели перед курсовой работой стоит ряд задач:
Изучить теоретические основы управления государственным долгом.
Оценить современное состояние государственного долга РФ.
Выявить проблемы и направления управления государственным долгом РФ.
Введение 3
Основная часть 6
Глава 1. Теоретические основы управления государственным долгом 6
1.1. Экономическая сущность государственного долга 6
1.2. Управление государственным долгом 12
Глава 2. Проблемы и направления оптимизации управления
государственным долгом РФ 15
2.1. Современное состояние государственного долга РФ 15
2.2. Место России в долговом рейтинге 18
2.3. Проблемы государственного долга РФ и выбор безопасной стратегии 22
Глава 3. Долговая политика РФ 27
3.1. Долговая политика на внутреннем рынке капитала 27
3.2. Долговая политика на международных рынках капитала 32
3.3. Государственная гарантийная поддержка 34
3.4. Создание Российского финансового агентства и переход к
активному управлению государственным долгом 38
Заключение 41
Список использованной литературы 44
В целях повышения
эффективности инструмента
1) установление единых
подходов для предоставления
госгарантий с общими «
2) Требования к отбору
проектов, в отношении которых
применяется государственная
3) Если речь не идёт
об обеспечении национальных
интересов, предоставление
4) Обеспечение распределения
рисков между государством и
участниками сделки (проекта), которой
оказывается гарантийная
5) Оказание гарантийной
поддержки при условии
6) Наличие обеспечения возвратности средств, использованных на исполнение госгарантий (например, по гарантиям по инвестпроектам не предусмотрено обеспечение права регрессного требования Российской Федерации к принципалу).
7) Соблюдение определенных
ограничений получателями
В сфере планирования бюджетных ассигнований на возможное исполнение государственных гарантий планируется придерживаться гибкого подхода:
– по фактически выданным госгарантиям – предусматривать до 100% суммы возможного исполнения;
– по планируемым к представлению госгарантиям – в существенно меньшем объеме, с последующим оперативным внесением (в случае необходимости) изменений в федеральный закон о федеральном бюджете, предусматривающих увеличение бюджетных ассигнований до 100% суммы возможного исполнения.
3.4. Создание Российского финансового агентства и переход к активному управлению государственным долгом
Предстоящий период будет ознаменован развертыванием практической деятельности Российского финансового агентства – нового специализированного финансового института, осуществляющего реализацию на финансовых рынках государственной политики в сфере управления государственным долгом и суверенными фондами России.
В кратчайшие сроки предполагается решить ряд задач, связанных с развертыванием практической деятельностью этого института. В их числе формирование уставного капитала Росфинагентства; осуществление государственной регистрации Росфинагентств как юридического лица, утверждение инвестиционной декларации Росфинагентства (перечня разрешенных финансовых активов для инвестирования средств суверенных фондов); согласование требований к договорам, заключаемым Минфином России с Росфинагентством, о выполнении последним функций управляющего средствами суверенных фондов и агента по государственному долгу.
Параллельно с проведением
перечисленных мероприятий
Росфинагентство призвано
стать важнейшим элементом
Рис. 4 Функции Российского финансового агентства
Обладая необходимой инфраструктурой и кадровым потенциалом, опираясь на лучшую мировую практику, Росфинагентство будет в состоянии эффективно обеспечивать интересы Российской Федерации как суверенного заемщика, размещая государственные ценные бумаги, проводя активные операции на международном и национальном финансовых рынках с целью целенаправленного воздействия на структуру и объем государственного долга, осуществляя постоянное информационное взаимодействие с международными рейтинговыми агентствами, иностранными и отечественными инвесторами в целях обеспечения адекватного восприятия ими кредитного риска России. В результате будут созданы предпосылки для более эффективного и оперативного реагирования на постоянно изменяющуюся рыночную конъюнктуру, что позволит обеспечивать постоянный доступ России к источникам заемного капитала на благоприятных условиях и в конечном счете сокращать расходы федерального бюджета по государственному долгу Российской Федерации.
Деятельность Росфинагентства будет осуществляться под строгим контролем государства, в рамках четких полномочий, предоставленных Правительством Российской Федерации, и при тесном и непосредственном взаимодействии с Минфином России.
Заключение
Таким образом, вопрос внешних займов страной достаточно спорный. Россия находится в относительно благоприятной ситуации с точки зрения финансирования, тогда как в той же Европе бушует кризис, связанный как раз с уровнем госдолга ряда стран. В настоящее время внешний долг в ВВП находится у отметки 20% даже после прошлогоднего выпуска еврооблигаций, то есть как государство Россия не испытывает проблем с заимствованием и пользуется благоприятным периодом высокого спроса на ее долговые активы.
Действительно, проще
получать кредиты в тот период,
когда можно получить оценку практически
на уровне развитых рынков, а следовательно,
стоимость долга будет
Формально, согласно международным стандартам, показатели долговой нагрузки России находятся на допустимом уровне. Однако, оценивая риски роста внешнего долга, следует учитывать и такие параметры, как высокая волатильность рубля, структура доходов и расходов федерального бюджета, а также структура экспорта и импорта. Снижение цен на нефть и колебания курсов валют способны быстро и резко ухудшить условия заимствований и вызвать значительный рост стоимости обслуживания внешнего долга. Дополнительные риски для федерального бюджета создают масштабные заимствования корпоративных структур, полностью или частично подконтрольных государству, либо частных предприятий, по тем или иным причинам признаваемых стратегическими.
Россию от большинства других развитых стран выгодно отличает одна из самых низких долговых нагрузок. Но если сопоставить размер госдолга не только с объемом ВВП, но также и с такими показателями, как ликвидность заимствований, качество управления средствами суверенных фондов и остатками средств на казначейских счетах, а также с расходными обязательствами федерального бюджета, то ситуация в этой сфере уже не выглядит достаточно устойчивой.
В этой связи необходим постоянный мониторинг и анализ ситуации в сфере управления госдолгом - как для экспертизы обоснованности и эффективности планируемых государством заимствований, так и для оперативного влияния на заемную политику корпоративного сектора, регионов и крупнейших муниципальных образований.
Реализация долговой политики Российской Федерации в 2013-2015 гг. будет осуществляться в соответствии со следующими целями:
Предстоящий период будет ознаменован развертыванием практической деятельности Российского финансового агентства – нового специализированного финансового института, осуществляющего реализацию на финансовых рынках государственной политики в сфере управления государственным долгом и суверенными фондами России.
Росфинагентство призвано
стать важнейшим элементом
Список использованной литературы
Информация о работе Государственный долг России: проблемы регулирования и методы управления