Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка и обоснование теоретических подходов к управлению долговыми обязательствами страны и выработка методических рекомендаций по совершенствованию управления долговыми обязательствами на федеральном уровне. Для реализации цели в работе решались следующие задачи:
рассмотреть основные теоретические положения о государственном долге как экономической категории, а также классификацию государственного долга;
исследовать существующие экономические модели управления государственным долгом и деятельность государства по управлению долговыми обязательствами;
проанализировать структуру и динамику государственного долга России, выявить экономические последствия применяемых методов управления долговыми обязательствами;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА..…6
1.1. Экономическое содержание, функции и классификация государственного долга……………………………………………………………………..…………6
1.2. Основы управления государственным долгом…………...……………….12
1.3. Социально-экономические последствия государственного долга…...….16
Глава 2. АНАЛИЗ состояния внутреннего И ВНЕШНЕГО государственного долга Российской Федерации….………23
2.1. Анализ состояния внутреннего государственного долга Российской Федерации……………………………………………………………….……….23
2.2. Анализ состояние внешнего государственного долга Российской Федерации……………………………………………….……………………….27
2.3. Влияние государственного долга на бюджетную, валютную и денежно-кредитную политику государства и его социально-экономические последствия для Российской Федерации………………………………………31
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ…………………………………………………………………………35
3.1. Проблемы управления государственным долгом……………..………….35
3.2. Государственные заимствования как инструмент подъема национальной экономики Российской Федерации…………………………………………..…40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…………………………45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………
3) объем обязательств
по государственным гарантиям
Российской Федерации,
Исторически внешний долг Российской Федерации сформировался из двух частей. Первую часть – долг бывшего СССР – Россия целиком приняла на себя, включая свою долю и долю остальных бывших союзных республик. Вторая часть – новый российский долг – долговые обязательства перед нерезидентами, возникшие за время существования новой России. Долг бывшего СССР, если не считать временных колебаний из-за задержек платежей и курсовых переоценок, в принципе должен сокращаться. Величина нового российского долга зависит от потребностей заемщиков и возможностей их доступа к мировым кредитным ресурсам.
Внешний долг Российской Федерации (перед нерезидентами) на 1.01.2011 составил 488,7 млрд. долларов США и увеличился на 21,4 млрд. долларов США, при этом за счет операций платежного баланса он вырос на 31,4 млрд. долларов США, а вследствие курсовых и прочих изменений снизился на 10,0 млрд. долларов США (рис. 2).6
Рис. 2. Внешний долг РФ в 2007-2010 гг. (млрд. долларов США)
Структура государственного внешнего долга РФ представлена в приложении 2. Совокупные заимствования банков и прочих секторов достигли 442,1 млрд. долларов США (в структуре внешнего долга Российской Федерации их доля выросла до 90,5%). Органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования нарастили внешнюю задолженность до 46,6 млрд. долларов США (снижение доли в структуре совокупного долга до 9,5%). Вместе с тем удельный вес внешнего долга государственного сектора в расширенном7 определении вырос за год до 40,8% и достиг 199,3 млрд. долларов США.
Обязательства федеральных органов управления выросли до 32,2 млрд. долларов США. Основной формой наращивания федеральной задолженности в 2010 году являлись новые облигационные займы, доля которых в структуре суверенного долга возросла до 77,8%. Удельный вес второй по значимости категории федеральной задолженности — кредитов международных финансовых организаций — равнялся 9,8%.
Новый российский долг занимал превалирующее место в структуре суверенного долга (91,0%), на заимствования, принятые на себя Российской Федерацией в качестве правопреемницы бывшего СССР, приходилось 9,0%.
Обязательства субъектов Российской Федерации на 1.01.2011 выросли до 2,4 млрд. долларов США. Это максимальный уровень с 1999 года. Весь прирост задолженности приходился на региональные ценные бумаги в российских рублях, приобретенные нерезидентами.
В 2010 году задолженность органов денежно-кредитного регулирования снизилась на 2,6 млрд. долларов США и на 1.01.2011 составила 12,0 млрд. долларов США. Почти неизменной осталась задолженность по наличным рублям у нерезидентов.
После существенного
сокращения в 2009 году внешние обязательства российск
За счет опережающего роста пассивов банков их доля в общем объеме внешнего долга увеличилась до 29,5%.
Удельный вес задолженности про
Наращивание привлечения преимущественно краткосрочных займов, прежде всего в банковском секторе, обусловило снижение доли "длинных" заимствований до 87,6%, удельный вес задолженности со сроком погашения менее 1 года соответственно увеличился до 12,4%. Объем краткосрочного и долгосрочного долга составил 60,5 и 428,2 млрд. долларов США соответственно.
В валютной структуре внешнего долга удельный вес задолженности, номинированной в российских рублях, вырос до 19,5%, в том числе за счет расширения спектра операций нерезидентов на российском рынке. Доля обязательств в иностранной валюте соответственно снизилась до 80,5%. На 1.01.2011 рублевый и валютный компонент составил 95,5 и 393,1 млрд. долларов США соответственно.
На 1.01.2011г. задолженность Российской Федерации не считалась критичной в соответствии с международно признанными критериями: отношение внешнего долга к ВВП составило 33,1% (на начало 2010 года — 37,9%), а внешних долговых обязательств органов государственного управления к ВВП — 2,3% (2,5%).
2.3. Влияние
государственного долга на
Финансовые отношения
по формированию и обслуживанию государственного
долга так или иначе
Они оказывают влияние на состояние: государственных финансов; денежного обращения; инвестиционного климата; структуру потребления; развитие международного сотрудничества; многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Этим объясняется существенная и многогранная роль государственного долга в развитии страны.
Как любое сложное общественное явление государственный долг может оказывать позитивное и негативное влияние на социально-экономические процессы.
В первую очередь положительное значение государственных заимствований состоит в том, что:8
1. Они являются в
основном неинфляционным
2. Правительственные
структуры посредством
3. Выпуская долговые
обязательства,
4. При разумной организации
функционирования отношений по
формированию и обслуживанию
государственного долга
5. Взаимные долговые обязательства разных стран являются фактором укрепления международного сотрудничества и взаимопонимания. Этому способствуют межправительственные займы, заимствования у международных финансовых организаций и на международных финансовых рынках, внешние государственные кредиты. При высоком развитии международных долговых отношений все становятся экономически заинтересованы во всеобщей стабильности и мире.
Негативные аспекты
влияния государственного долга
на социально-экономические
1. При чрезмерном развитии
рынка государственного долга
правительство ограничивает
2. Чрезмерное увлечение
государства заемными
3. Если государство, увлекающееся заимствованиями, делает крен в сторону внешних займов, то возможно не только попадание в чрезмерную зависимость состояния отечественных финансов от состояния финансов международных, но и потеря политической независимости.
4. Наконец, мобилизуемые с помощью государственных заимствований средства являются антиципированными, взятыми «вперед» налогами. Рано или поздно долги надо погашать и платить по ним проценты. В части долгосрочной задолженности это перекладывается на будущие поколения. Если речь не идет о строительстве долгосрочных объектов социального характера или производственных предприятий за счет заимствованных средств, то решение текущих проблем за счет займов и кредитов не вполне этично, поскольку за наше относительное благополучие будут расплачиваться будущие граждане страны. Живущие поколения не имеют права забывать об экономическом и морально-этическом аспектах антиципации налогов.
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ
3.1. Проблемы управления государственным долгом
Изучение теоретических основ о государственном долге и управлении им дает нам возможность рассматривать управление государственной задолженностью в двух аспектах, а именно, в общем и оперативно-техническом.
Оперативно-техническое управление государственным долгом представляет собой совокупность мероприятий, связанных с изучением коньюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском и размещением государственных ценных бумаг, обслуживанием, погашением и рефинансированием государственного долга, проведением консолидаций и конверсий займов, а также мероприятий по регулированию рынка государственных ценных бумаг. В данном случае операции по управлению государственным долгом осуществляются агентами правительства: Центральным банком и Казначейством (Министерством Финансов). Выполняя агентские функции, эти 2 инстанции призваны помогать правительству определить наилучший момент выпуска государственных облигаций, их цену, дюрацию и другие характеристики, обеспечивающие привлекательность долговых обязательств государства для инвесторов. Чтобы успешно справляться с этой задачей данные органы должны располагать достоверной, достаточной и своевременной информацией о состоянии экономики, денежном обращении, движении кредитных ресурсов и т.д. Помимо необходимости быть предельно информированным, также крайне важно для агентов правительства уметь прогнозировать.
Следует заметить, что операции по управлению государственным долгом тесно связаны с такими мерами в этой области, как конверсия, консолидация, унификация. Все эти мероприятия обусловлены возможностью государства уточнять или изменять первоначальные условия займа. Так, изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности, называется конверсией. Чаще всего при проведении конверсии правительство меняет ставку номинального процента. Изменение условий займа, касающееся его сроков (например, превращение краткосрочных обязательств в средне- и долгосрочные) называется консолидацией государственного долга. Консолидация займов, как правило, проводится одновременно с их унификацией, то есть объединением нескольких займов в один заем, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. В результате этой операции образуется консолидированный долг.
Информация о работе Государственный долг: содержание и социально-экономические последствия