Государственный долг: содержание и социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка и обоснование теоретических подходов к управлению долговыми обязательствами страны и выработка методических рекомендаций по совершенствованию управления долговыми обязательствами на федеральном уровне. Для реализации цели в работе решались следующие задачи:
рассмотреть основные теоретические положения о государственном долге как экономической категории, а также классификацию государственного долга;
исследовать существующие экономические модели управления государственным долгом и деятельность государства по управлению долговыми обязательствами;
проанализировать структуру и динамику государственного долга России, выявить экономические последствия применяемых методов управления долговыми обязательствами;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА..…6
1.1. Экономическое содержание, функции и классификация государственного долга……………………………………………………………………..…………6
1.2. Основы управления государственным долгом…………...……………….12
1.3. Социально-экономические последствия государственного долга…...….16
Глава 2. АНАЛИЗ состояния внутреннего И ВНЕШНЕГО государственного долга Российской Федерации….………23
2.1. Анализ состояния внутреннего государственного долга Российской Федерации……………………………………………………………….……….23
2.2. Анализ состояние внешнего государственного долга Российской Федерации……………………………………………….……………………….27
2.3. Влияние государственного долга на бюджетную, валютную и денежно-кредитную политику государства и его социально-экономические последствия для Российской Федерации………………………………………31
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ…………………………………………………………………………35
3.1. Проблемы управления государственным долгом……………..………….35
3.2. Государственные заимствования как инструмент подъема национальной экономики Российской Федерации…………………………………………..…40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…………………………45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовой проект - Государственный долг и его социально-экономические последствия.doc

— 3.53 Мб (Скачать файл)

Общее управление государственным долгом тесно связано с формированием экономической политики государства в отношении его заемной деятельности. Как составная часть государственной экономической политики, управление государственным долгом является прерогативой правительства и законодательных органов и заключается в следующем:

  1. формирование государственной политики в отношении внутреннего и внешнего государственного долга, выбор долговой стратегии;
  2. определение границ государственного долга;
  3. регулирование состава и структуры государственного долга;
  4. определение основных направлений и целей влияния на определенные макро- и микроэкономические параметры;
  5. определение целесообразности финансирования государственных инвестиционных проектов и социальных программ за счет кредитов и займов.

Весьма интересной представляется проблема управления структурой и составом государственного долга. Этот аспект управления государственным долгом к общему управлению, то есть к управлению на уровне государственной политики, поскольку ориентированность на внутреннее или внешнее кредитное финансирование, краткосрочное или долгосрочное, в целом определяется проводимой бюджетно-налоговой политикой государства. Управление структурой и составом государственного долга является элементом государственного регулирования экономики. Изменение состава долговых обязательств наряду с проводимой Центральным банком денежно-кредитной политикой является инструментом коньюнктурной государственной политики и подчинено целям достижения стабилизации экономики. При этом управление составом и структурой государственного долга преимущественно ориентируется на макроэкономические цели.

Из возможных вариантов, не претендуя на охват всех нюансов, отметим наиболее распространенные и общепринятые меры по регулированию структуры государственного долга.

  1. правительство может принять решение о замене долгосрочных государственных ценных бумаг на кредит эмиссионного банка. Такое изменение долговой политики государства обладает таким же эффектом, как и осуществление экспансивных операций на открытом рынке. В результате такой операции, вероятно, повысится ликвидность и произойдет понижение процентных ставок. Обратная операция, то есть переход от финансирования государственных расходов посредством кредитов Центрального банка к финансированию путем выпуска долгосрочных государственных облигаций, очевидно будет иметь противоположный эффект: понижение ликвидности, повышении процентных ставок, что в конечном итоге может привести к вытеснению частных инвестиций.
  2. государство может изменить свою долговую политику и перейти на финансирование своих расходов путем привлечения иностранных кредитов, отказавшись от внутренних заимствований в форме долгосрочных обязательств. Получение иностранных кредитов и обмен предоставленных средств на национальную валюту путем продажи ЦБ РФ по фиксированному курсу имеет такой же экспансивный эффект и ведет к увеличению объема денежной массы, как это имело бы место при прямых кредитах Центрального банка правительству. Эта операция подразумевает не только привлечение зарубежных кредитов, но и погашение обращающихся на внутреннем рынке долгосрочных государственных бумаг, которое повышает ликвидность в частном секторе и влияет стимулирующе.
  3. государство может изменить форму финансирования своих расходов путем обмена долгосрочных ценных бумаг правительства на краткосрочные, в результате чего портфели инвесторо<span class="dash041e_0431_044b_04

Информация о работе Государственный долг: содержание и социально-экономические последствия